Tribuna/Гандбол/Блоги/21vek.by/Разозлили Недведа, заработали по 80-90 тысяч долларов. Кривец – о самом невероятном отрезке в карьере

Разозлили Недведа, заработали по 80-90 тысяч долларов. Кривец – о самом невероятном отрезке в карьере

«Основные игроки команды за турнир получили около 80-90 тысяч долларов».

Блог — 21vek.by
Автор — Дмитрий Руто
17 апреля 2021, 06:00
3
Разозлили Недведа, заработали по 80-90 тысяч долларов. Кривец – о самом невероятном отрезке в карьере

Знаковый для БАТЭ и всего белфутбола 2008-й.

«Трибуна» и онлайн-гипермаркет 21vek.by продолжают совместный проект, в котором беларусские спортсмены первой величины рассказывают о самых ярких моментах своей карьеры. О тех моментах, которые запомнились на всю жизнь.

Герой новой серии – полузащитник Сергей Кривец, успевший за карьеру поиграть в Китае, в Польше (с самим Левандовски!) и во Франции (в элитном дивизионе). Однако самый яркий и плодотворный отрезок он провел в БАТЭ. Кривец помог борисовскому клубу совершить нечто невиданное для беларусского футбола прежде – пробиться в групповой раунд Лиги чемпионов. Суть этого грандиозного достижения мы осознаем только сейчас, когда потихоньку забываем, что это такое, когда клуб из РБ рубится за большие деньги с грандами в самом престижном турнире Европы. На каком-то отрезке мы к подобным успехам привыкли и воспринимали их как обыденность, но когда это случилось впервые, вся Беларусь стояла на ушах, а Кривец ходил у болельщиков в любимчиках. Он забил важный гол в квалификации ЛЧ-2008/09, а посте стал первым беларусом, отличившимся в группе Лиги чемпионов – да, это он автор того самого мяча в ворота «Ювентуса».

Вспоминая события лета-осени 2008-го, футболист не выделяет какой-то конкретный матч. Он рассказывает о том, как росла уверенность команды после каждого маленького успеха. О том, как игроки, над которыми посмеивались даже не самые выдающиеся соперники, поверили в себя и в итоге заслужили право выходить на поле с «Реалом», «Ювентусом» и так далее.

 

– В карьере у меня было очень много ярких и запоминающихся матчей и событий. И если составлять топ-3, то, конечно, отмечу гол «Дебрецену» в 2014 году. Мы тогда выиграли в ответном матче 3:1, и как раз мой удар в добавленное время фактически вывел БАТЭ в плей-офф квалификации Лиги чемпионов, откуда мы попали уже в группу. Яркие воспоминания от выхода молодежной сборной Беларуси на чемпионат Европы в 2009 году. Чемпионство в Польше с «Лехом» в 2010-м – значимое для меня достижение. И, конечно, в этом списке должны быть события 13-летней давности. В 2008-м с БАТЭ удалось выйти в групповой этап Лиги чемпионов – впервые в истории беларусского футбола. Не скажу, что меня бегут мурашки по коже, когда вспоминаю те события, но понимаю: то, что сделали мы, – это настоящая фантастика. Учитывая возможности, которые были у БАТЭ, как финансовые, так и кадровые, попадание в группу ЛЧ – это что-то нереальное. Даже спустя столько лет понимаю, что мы сотворили историю.

Хотя когда только начиналась квалификация, цель пробиться в основной раунд перед командой не стояла. Мы думали лишь о том, как бы просто подальше пройти. О группе никто не думал. В первом раунде квалификации попался нам исландский «Валюр». В принципе, мы понимали, что это соперник, которого можно проходить. Обыграли «Валюр» в обоих матчах, а потом уже попали на бельгийский «Андерлехт». Не было разговоров о том, что и этот коллектив мы должны обязательно проходить, все понимали, насколько силен оппонент. Но так уж получилось – одолели и «Андерлехт» :). Помню, в Брюсселе я реализовал пенальти, сравнял счет. Потом Паша Нехайчик вывел нас вперед.

Да, мы победили на выезде, но перед «ответкой» прекрасно понимали, что нас ждет, как мы разозлили соперника. И, скажу честно, о следующем раунде, а уж тем более о группе, никто не думал. В Борисове получилось по-настоящему тяжело, но, к счастью, сыграли 2:2 и прошли уже в плей-офф квалификации, где встретились с болгарским «Левски».

В Софии мы оказались сильнее 1:0, и уже в Борисове, накануне матча, понимали, что до группы ЛЧ всего один шаг. Осталось чуть-чуть. Но при этом каждый ощущал какой-то дополнительный груз ответственности, все это в определенной мере сковывало игроков. Честно, мы до последнего не верили, что можем достичь чего-то исторического. Тем более обе игры с «Левски» получились по-настоящему тяжелыми, было труднее, чем с «Андерлехтом». В Болгарии на стадионе было больше 20 тысяч человек, команда являлась действующим чемпионом страны. К счастью, повезло в каком-то смысле, удалось победить. А в «ответке» добились нужного для нас результата – 1:1.

Определенную роль в нашем успехе сыграли тогда сами болгары. Мы заметили, что, даже несмотря на проход «Андерлехта», к нам относились с каким-то пренебрежением. И со стороны прессы, и со стороны президента «Левски» [Тодора Баткова], который назвал нашу команду заводской, да еще из искусственно созданного государства. С одной стороны, болгар понять можно: что такое БАТЭ тогда и что такое «Левски»? Но все равно эти слова в определенной степени нас подстегивали, хотелось доказать, что мы не деревенщина.

В Борисове сыграли 1:1, и я прекрасно помню эмоции, которые испытывал во время поединка. Помню, как долго тянулись последние минуты встречи. В тот вечер у нас еще в первом тайме удалили Гену Близнюка за вторую желтую карточку. Плюс, признаюсь честно, определенные опасения вызывало то, что в таком важном матче в воротах играл молодой Саша Гутор. Ему тогда было всего 19. Думаю, не было человека, который не переживал по этому поводу. Но, слава Богу, Саня справился, он молодец.

Мы вышли в группу Лигу чемпионов – это что-то невероятное, фантастическое. Настоящий всплеск эмоций на «Городском», где собралось почти пять с половиной тысяч болельщиков. Причем, я тебе скажу, то событие получилось настолько эмоциональным, что даже последующие ничьи с «Ювентусом», «Зенитом», игры с «Реалом» воспринимались поспокойнее.

Ну а на следующий день мы уже следили за жеребьевкой группового этапа. Точно помню, что я был в компании Анри Хагуша, и мы делились друг с другом своими предпочтениями. Анри хотел сыграть с «Ювентусом», а я – с «Реалом». Когда попали в одну группу с этими командами, оба были очень довольны :). При этом мы не понимал, чего ожидать, к чему готовиться.

До этих поединков нам предстояло провести матч чемпионата Беларуси. И, на удивление, мы полностью сконцентрировались на ЧБ, мыслей о Лиге чемпионов вообще не было. Что касается физической формы, какой-то мотивации, то, мне кажется, мы стали только сильнее и увереннее в себе. Играть стало намного легче. А может, соперники стали нас опасаться – все-таки они встречались с участником группового этапа Лиги чемпионов.

17 сентября нам предстояло провести первый матч – с «Реалом». Мы выезд рассматривали еще с той стороны, что появилась очередная возможностью увидеть другую страну. Потому что выехать за границу тогда можно было в основном благодаря еврокубкам (а БАТЭ играл в них немного) и вызовам в сборную. А тут за пару месяцев мы посетили Софию, Брюссель, в сентябре полетели в Мадрид. У нас была молодая команда, и всем хотелось побывать по ту сторону «железного занавеса» :). А это – какие-то новые впечатления, возможность купить что-то эксклюзивное. Помню, для нас было настоящим удивлением то, что в Мадриде телевизионщики нас постоянно снимали, даже когда мы просто выходили из отеля, гуляли по улицам. Мы даже убегали от журналистов :). А еще помню, как кто-то из наших ребят так заигрался в шопинг, что даже опоздал на автобус, когда мы уезжали на предыгровую тренировку. Команда дождалась игроков, а Виктор Гончаренко им влепил штраф – парни что-то купили на базу. У нас же зарплаты в то время были просто смешные, поэтому штрафовать на деньги было просто бессмысленно.

Вечером, за сутки до матча, мы провели тренировку на «Сантьяго Бернабеу». Когда вышел на поле, ощутил что-то невероятное: трибуны в буквальном смысле нависали надо мной. Посмотрел вверх – и прямо голова закружилась. Подтрибунка впечатлила, раздевалка с кожаными сиденьями, с джакузи. Все, что хочешь. Да и как иначе – это же «Реал». А еще поле просто идеальное. Просто не к чему было придраться.

Впечатлили меня несколько моментов сразу перед матчем. Когда разминались, посмотрел на трибуны: пустота, очень мало людей. Я вообще думал, что на наш матч никто не придет. Когда уходили в раздевалку, на трибунах было максимум 10 тысяч человек при максимальной вместимости более 80 тысяч. Пробыли в раздевалке минут восемь, возвращаемся на поле – а на стадионе уже практически биток. Как? После «Городского», естественно, это было что-то нереальное. Собралось тогда в итоге больше 50 тысяч человек.

Когда стоял в тоннеле стадиона, рядом находились игроки «Реала». Признаюсь честно, тогда о футболе было тяжело думать – смотрел на соперника. На расстоянии вытянутой руки стояли Рауль, Гути, ван Нистелрой, Каннаваро. Рассматривал их с головы до ног :). Но вот лишнего стеснения, какого-то трепета перед мадридцами не было. Да, присутствовало волнение, определенный страх, но на грани разумного.

Помню, Саня Юревич сказал, что с Раулем он меняется майками, без вариантов. Я думал, что обменяюсь с тем, кто окажется поблизости. Ведь, объективно, в «Реале» что ни игрок, то звезда. По-моему, получил майку ван дер Ваарта, отдал ему свою. Может, он повесил у себя где-то в личном музее :). Футболка голландца долго у меня хранилась, а потом отдал ее коллекционеру из Бреста Георгию.

Непередаваемые ощущения были, когда звучал гимн Лиги чемпионов. Вот реально, как в сказке. Можно сказать, испытывал эйфорию, понимал, что вот как раз ради таких моментов стоит играть в футбол. Думаю, у каждого из нас были такие же эмоции. Естественно, посещали мысли о том, как бы не проиграть «Реалу» по-крупному. Мы же прекрасно понимали, какой у нас соперник. Хотя надо отдать должное тренерскому штабу – он нас настраивал только на победу. После первого тайма уступали 0:1. В принципе, ничего страшного для дебютной игры Лиги чемпионов. Но когда зашли в раздевалку, Гончаренко на нас так кричал, будто мы уступали аутсайдеру чемпионата Беларуси: «Чего вы боитесь? Почему дрожите? Играйте!»

После перерыва мы стали играть посмелее, были шансы забить Касильясу. Но на 62-й минуте удалился Хагуш – стало тяжело. Тем не менее проиграли 0:2, а ожидали, честно говоря, худшего. Ну и сделали для себя выводы, что и против грандов можно играть достойно. Это такие же люди, такие же футболисты, которые могут ошибаться. Бояться никого не надо.

После возвращения из Мадрида, почувствовав на вкус Лигу чемпионов, поиграв на крутом стадионе против звездного «Реала», в чемпионате Беларуси мы просто «вынесли» «Шахтер» 5:0, а в следующем туре одолели «Гомель» 2:0. Так что уверенности у нас определенно прибавилось.

И уже без какой-то боязни и лишнего волнения готовились к поединку с «Ювентусом». Первый домашний матч в группе Лиги чемпионов, нереальный ажиотаж, полные трибуны. Люди стояли по несколько часов в очередях у стадиона, чтобы купить билеты. Да и мне звонили родственники и друзья, просили билет. Нам же тогда выделили на каждого игрока по 20 билетов, их я раздал очень быстро. Желающих было очень много, звонили мне со всей Беларуси.

За сутки до матча мы, по традиции, заехали на базу, поели, потренировались. Все по плану. Утром ничего сверхъестественного не было – собрались и поехали. Уже по дороге в Минск ощущали, что происходит что-то невероятное. Люди ехали на машинах с шарфами и флагами. Включил радио – там тоже только и разговоров, что о нашем матче с «Ювентусом». Звонили друзья и знакомые, говорили, что едут в Минск из разных городов.

В сопровождении милиции добрались до «Динамо» за полтора часа до матча. Уже тогда вокруг арены было определенное движение, а когда вышли на разминку, увидели, что большая часть стадиона уже занята. Насколько помню, тогда в итоге собралось больше 30 тысяч человек. Скажу честно, атмосфера не была похожа на ту, что царила в Мадриде. На «Сантьяго Бернабеу» я себя ощущал будто в театре, все было в диковинку. А вот на «Динамо» вышел из раздевалки – и всё, шквал эмоций, вокруг шум, чувствовалось напряжение и определенное давление десятков тысяч болельщиков. Получилось действительно круто! И еще было настолько шумно, что мы не слышали не то, что тренеров, а даже партнеров по команде, находившихся в нескольких метрах от тебя. Бежишь рядом – все хорошо, а стоит отдалиться – без шансов. Ну и еще я видел, что Гончаренко что-то кричал, но что, вообще не понимал :).

Перед матчем с «Юве» я уже придумал, с кем хочу поменяться футболками. Надеялся получить майку Павла Недведа. Но мы сыграли 2:2, поэтому чех после поединка был очень зол. Я подошел к нему, предложил поменяться, однако Недвед, не скрывая недовольства результатом, просто отказался, прямым текстом сказал, что не хочет. Что ж, ничего страшного. В итоге я подумал: ладно, не буду никому свою футболку отдавать, тем более она историческая – первый гол в группе Лиги чемпионов в ней забил.

Помню, что с голом все решилось в доли секунды. Получил шикарный пас от Димы Лихтаровича, сблизился с Маннингером, подумал, что если буду бить прямо, то попаду в голкипера. В итоге принял решение уходить влево, и забил в пустые ворота. Сейчас, конечно, легко все анализировать, рассуждать, но тогда все развивалось очень стремительно. Когда забил, даже не понимал, что делать, как отмечать. Побежал к трибунам и в порыве эмоций ударил правой рукой по рекламному щиту. Помню, что на следующий день после игры ходил и не понимал, почему рука опухла, почему она болит – такой силы был удар :). Хотя во время игры ничего не чувствовал – все на адреналине, на эмоциях.

Знаешь, до меня даже не сразу дошло, что я совершил что-то историческое – забил первый мяч беларусского клуба в группе ЛЧ. Понадобилось время, чтобы все это осознать. А во время игры захлестывали эмоции. Тем более через пять минут после моего гола забил Игорь Стасевич. Думаю, при счете 2:0 мы сами не понимали, что происходит. Нам казалось, что мы можем забивать еще, видели, что «Ювентус» в панике, игроки не были готовы к такому развитию событий. Грубо говоря, почти полчаса мы выглядели сильнее итальянцев. Но, наверное, сами не до конца осознали, кто все-таки нам противостоит, а надо было действовать спокойное, отойти назад, сыграть на контратаках. Да, хотелось забить еще, но в итоге пропустили дважды еще до перерыва. Когда Яквинта отквитал первый мяч, мы продолжили атаковать, не полностью отошли в оборону – перед самым перерывом пропустили вновь. Вводили аут, зачем-то поспешили, когда можно было сыграть на удержание, в итоге потеряли мяч и пропустили. Скажем так, сказалось отсутствие опыта игры в таких матчах.

Что было в перерыве в раздевалке, не помню, а если не помню, это значит, что Гончаренко на нас не кричал, все было спокойно :). Игроки, естественно, были немного расстроены: все-таки вели 2:0, могли забивать еще. Но все мы прекрасно понимали, против кого играем. Вернулись на поле, старались действовать так же смело, и у меня был момент, но я пробил выше ворот. Паша Нехайчик не использовал свой шанс. Так что определенно могли победить.

Прозвучал финальный свисток, счет на табло 2:2. И, честно скажу, мы были довольны. Трибуны дали понять, что расстраивать нечему. Самое приятное было именно то, что люди в нас поверили, мы доказали, что можем играть на равных с грандами. Та ничья воспринималась как маленькая победа БАТЭ.

Из-за того, что я тогда открыл счет, обо мне много писали и говорили. Естественно, на улицах люди подходили и говорили, что мы молодцы, красавцы, благодарили и желали удачи в следующих матчах, таксисты узнавали, но бесплатно не возили :). С одной стороны, повышенное внимание общественности и СМИ было приятно, но, с другой, с этим нужно было как-то справляться. Чего скрывать, были моменты и звездной болезни, голова кружилась от успеха. Многие просили дать интервью. Журналисты звонили на телефон, хотели пообщаться, а жесткого контроля пресс-службы клуба не было, поэтому все было попроще, и я старался поговорить со всеми.

Думаю, что и минский матч с «Ювентусом», и вообще наш выход в группу Лиги чемпионов можно смело назвать началом новой истории БАТЭ, не стоит разделять те события. Потому что потом мы провели достойные поединки с «Зенитом», сыграв в Питере 1:1, в Италии отобрали очки у «Ювентуса», с «Реалом» в Минске неплохо выглядели. Плюс удалось заработать сумасшедшие деньги. Если взять всю Лигу чемпионов, в том числе квалификацию, то, по-моему, основные игроки команды за турнир получили около 80-90 тысяч долларов. И это учитывая, что максимальные зарплаты в клубе были около 2-3 тысяч :).

Определенно, события той осени – что-то невероятное, фантастические. Об этом приятно вспоминать даже спустя почти 13 лет.

Фото: Александр Какшинский, tut.by

***

Мы подготовили этот спецпроект при поддержке наших друзей из онлайн-гипермаркета 21vek.by.

21vek.by – крупнейший онлайн-гипермаркет Беларуси: в каталоге компании более 600 тысяч товаров, и их количество постоянно увеличивается. Выбирать покупки – одно удовольствие: у каждой позиции есть подробное и достоверное описание с фотографиями, а консультанты всегда готовы помочь советом.

Весна – отличное время, чтобы начать заниматься спортом. К слову, на 21vek.by максимально большой выбор спортивных товаров – от велосипедов и фитнес-трекеров до мячей и тренажеров. Можно не ходить по магазинам, а заказать что-то прямо из дома – идеальный вариант :)

Для читателей Tribuna.com приятный подарок – скидка 5% на весь ассортимент по промокоду ТРИБУНА до конца апреля.