Tribuna/Легкая атлетика/Блоги/Олимпийские виды/Уйдет ли топ-спортсменка из России в Беларусь? Она думала о смене сборной из-за угрозы пропуска ОИ, но ситуация может наладиться и без этого

Уйдет ли топ-спортсменка из России в Беларусь? Она думала о смене сборной из-за угрозы пропуска ОИ, но ситуация может наладиться и без этого

...

Автор — Алесь Коваль
31 июля 2020, 22:00
5
Уйдет ли топ-спортсменка из России в Беларусь? Она думала о смене сборной из-за угрозы пропуска ОИ, но ситуация может наладиться и без этого

Утром 31 июля российское агентство «Весь спорт» выдало интересный инсайд: российская легкоатлетка Мария Ласицкене может перейти в сборную Беларуси. По информации источников агенства, уже были совершены первичные действия – соответствующие звонки и письма. Интересна эта новость в первую очередь потому, что Ласицкене – без вариантов лучшая в мире в прыжках в высоту последние несколько лет. «Слышал о намерениях через ее менеджера. Конкретно ничего не могу прокомментировать. Я уже не один раз говорил, что мы готовы рассматривать каждое предложение – и от российских спортсменов, и от украинских, и откуда-то еще. Будем обсуждать», – заявил глава БФЛА Вадим Девятовский. Еще бы – от такой спортсменки не откажется ни одна страна мира. Но насколько реально такое солидное усиление белорусской легкой атлетики?

С чего топ-спортсменке вообще может понадобиться переезд? Все оттого, что российской легкой атлетики последние пять лет на мировом уровне официально не существует – а Ласицкене все это время последовательно критикует действия Всероссийской федерации (ВФЛА).

Проблемы начались в конце 2014-го. Тогда немецкий телеканал ARD выпустил фильм с собствнным расследованием о допинге в этом виде спорта в России. Авторы фильма тогда обвинили российских легкоатлетов в массовом употреблении допинга из-за якобы существующей системы с участием тренеров, а международную федерацию (тогда носившую название IAAF) – в сокрытии фактов об этом. Всемирное антидопинговое агентство (WADA) после такого организовала собственное расследование – и год спустя комиссия под руководством Ричарда Паунда пришла к выводу, что фильм не врал. Исследовавшие ситуацию для WADA эксперты заявили, что российские тренеры на всех уровнях постоянно склоняли своих спортсменов к употреблению запрещенных веществ, убеждая, что так делают во всем мире, а отказывавшихся атлетов «чехлили» – отдаляли от основного состава и ухудшали условия подготовки, а в IAAF тем временем принимали щедрые взятки за тишину. Отдельно эксперты отметили, что тогда и.о. президента ВФЛА Вадим Зеличенок отказался с нии сотрудничать по некоторым конкретным кейсам. В результате этого 13 ноября 2015 года членство ВФЛА в IAAF бессрочно приостановили. 26 ноября ВФЛА заявила, что не будет оспаривать решение и готова выполнять рекомендации от «международников».

Параллельно зрел гораздо более масштабный допинг-скандал. В том же ноябре 2015-го WADA предъявило претензии тогдашнему главе московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова в уничтожении подозрительных допинг-проб. Родченков обвинения отверг, но ушел со своего поста – а в начале 2016-го уехал в США, где сделал серию заявлений о том, что в России была создана широкая допинговая программа ради побед на зимних ОИ-2014 в Сочи. Проверять информацию было доверено одному из экспертов группы по ВФЛА Ричарду Макларену – он аккурат перед ОИ-2016 заявил, что Родченков прав. «Доклад Макларена» привел к большим разбирательствам, потере России ряда медалей Сочи (некоторые дела спортсменов тянутся до сих пор) и лишению всех россиян своего флага на ОИ-2018. А в 2016-м больше всех пострадала ВФЛА – учитывая прошлые прегрешения и то, что одним из немногих неанонимных инсайдеров Макларена была экс-бегунья Юлия Степанова, IAAF полностью забанил участие российских легкоатлетов в Рио (через суд прервалась только прыгунья в длину Дарья Клишина, которая готовилась к Играм за пределами России).

Так Мария Кучина (это фамилия Ласицкене до замужества) лишилась верной олимпийской медали – к тому моменту она уже выиграла ЧМ-2015 и стабильно брала планку высоты в два метра, которой спокойно могло хватить и для «золота». На других соревнованиях Ласицкене выступала, получая индивидуальные разрешения, под нейтральным флагом – и делала это блестяще. Так, с июня 2016-го по июль 2018-го спортсменка 45 раз подряд (!!!) выигрывала этапы «Бриллиантовой лиги», главного постоянного соревнования в мировой легкой атлетике. Отдельные поражения, которые можно пересчитать на пальцах (среди них, к слову, лишь третье место в прошлогодней матчевой встрече Европа – США в Минске), не мешали ей последние три сезона выигрывать общий зачет этих соревнований. Кроме того, атлетка выигрывала чемпионаты мира в 2017-м и 2019-м, ЧМ в помещениях в 2018-м, чемпионат Европы-2018, ЧЕ в помещениях в 2019-м – в общем, все крупнейшие старты, которые только проходили. И очень надеялась, что в Токио на ОИ-2020 выступить все-таки сможет.

Но ВФЛА не то что не приближалась к восстановлению, а отдалялась от него. В 2017-м вышел новый фильм ARD – бегун Андрей Дмитриев показал, что отстраненные по документам тренеры-«допингисты» фактически продолжают работу со спортсменами (после этого легкоатлет из-за давления со всех сторон уехал из России). Самый яркий пример – тренер по спортивной ходьбе Виктор Чегин, который вроде как был дисквалифицирован пожизненно (его спортсмены, среди которых полно чемпионов высшего уровня, более 20 раз ловили на допинге), но продолжает что-то делать на сборах ходоков. «Если российские ходоки все еще работают с Чегиным, то никаких реальных изменений в антидопинговой культуре не произошло», – заключили в IAAF, отстраняя от соревнований всех участников сбора в 2018-м. И таких примеров хватало, чтобы вновь и вновь продлевать отстранение ВФЛА.

Но в 2019-м громыхнуло по-настоящему. Элитный российский прыгун в высоту Данил Лысенко до того пропустил три допинг-теста за год, за что получил отстранение, с которым ВФЛА полезла спорить – предоставила справку, что все из-за болезни спортсмена. А позже выяснилось, что документы о болезни Лысенко подписывал несуществующий врач, а по адресу клиники, выдавшей справку, находится разрушенное здание. IAAF устроила расследование – и пришло к выводу, что к подделке были причастны должностные лица ВФЛА вплоть до президента организации Дмитрия Шляхтина. Тут замаячил перманентный бан, однако в марте-2020 IAAF, переименованная в World Athletics, практично решила сначала выписать ВФЛА штраф в $10 млн. Если 6,31 миллиона долларов (половина суммы плюс издержки) не платили к 1 июля, всех российских легкоатлетов обещали изолировать от абсолютно любых международных соревнований. И что бы вы думали? Россияне ничего в срок не заплатили (не нашли денег), перед самым дедлайном устами ряда спортсменов заявив о «нарушении спортивного принципа». Вскоре после этого президент новый президент ВФЛА Евгений Юрченко ушел с поста – но перед этим успел уволить своего зама Эдуарда Безуглова, который незадолго до того выступил с докладом, что допинг никуда не исчез.

Ласицкене последовательно критиковала чиновников все это время. «Мы уже устали от разговоров наших чиновников, что вот-вот все наладится», «Уже два года не видно продвижения со стороны ВФЛА, не хочется, чтобы нашими результатами прикрывались» и наконец «Надеюсь, у людей, причастных к этому нескончаемому позору, все-таки хватит мужества уйти» – высказывания с каждым годом становились жестче, но ситуация не менялась. Отдельный повод для обиды возник после февральского турнира «Русская зима», за который спортсменке не выплатили премиальные. В июне она разнесла решение об открытом письме вместо выплаты средств, выразила страх снова пропустить Олимпиаду, а уже после просрочки заявила: «Нельзя исключать и уход из сборной России. Я устала от беспредела, творящегося последние пять лет». А ее менеджер добавила, что при теоретической смене спортивного гражданства из-за давних выступлений без российского флага можно рассчитывать на исключение из правила, по которому в новой стране нужно выдержать трехлетний карантин.

Однако, кажется, о внезапном бриллианте в белорусской легкой атлетике пока говорить рано. Менеджер спортсменки уже успела назвать информацию о переходе фейком. А муж Ласицкене, спортивный комментатор Владас Ласицкас, высказался еще интереснее – обратился к основателю агентства «Весь спорт», которое выдало инсайд, Андрею Митькову: «Андрюша, перестань пить в рабочее время». А уж если Ласицкене собирается куда-то переходить, то почему в Беларусь, а не в Литву? Ведь с фамилией, построенной по ортодоксальным литовским правилам из уважения к корням мужа, она без проблем станет там своей, а уж местная федерация тем более не должна отказываться от возможности заполучить именитую спортсменку.

Впрочем, кажется, прыгунье и вовсе не придется думать об уходе. 30 июля World Athletics должна была запретить старты всем российским легкоатлетам – но не сделала этого, получив гарантийное письмо от министра спорта России Олега Матыцина о переводе необходимой суммы денег до 15 августа. Возможно, в нахождении средств как-то помогло июльское обращение Ласицкене совместно с другими чемпионами Сергеем Шубенковым и Анжеликой Сидоровой к президенту России Владимиру Путину (чьим доверенным лицом Мария являлась на выборах-2018) с просьбой о помощи. «Источник средств – секрет. Любые деньги на территории Российской Федерации фактически являются государственными», – загадочно высказался Матыцин о внезапном финансировании.

Впрочем, в Беларусь из России уже твердо решил переехать 16-летний обладатель юношеского мирового рекорда в прыжках с шестом Матвей Волков – так что перспективы на результаты от натурализованных спортсменов у БФЛА остаются. А мы напоследок посмотрим на Ласицкене поближе – хороша она не только в прыжковом секторе!

Фото: РИА НовостиТАСС, East News/AP Photo/Pavel Golovkin, Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos

Другие посты блога

Все посты