Tribuna/Футбол/Блоги/Железный дровосек/«В моей команде штрафуют за забитые мячи». История белоруса из словацкого минора

«В моей команде штрафуют за забитые мячи». История белоруса из словацкого минора

Валерий Потороча не нашел себя в минском «Динамо», зато пригодился в Евросоюзе.

Автор — Тарас Щирый
22 декабря 2016, 21:57
15
«В моей команде штрафуют за забитые мячи». История белоруса из словацкого минора

Заиграть в нашей высшей лиге – не самая простая задача для тех, кто выступает в первенстве дублеров. У экс-резервиста минского «Динамо» Валерия Поторочи с этим тоже возникли проблемы. «Бело-синим», «Торпедо-БелАЗу» и «Минску» полузащитник не подошел. Но 21-летний парень не унывал. И, отыграв полгода в первой лиге, Валерий отправился в сентябре во второй дивизион чемпионата Словакии. Вернувшись домой на зимние каникулы, Валерий встретился с Тарасом Щирым и рассказал про то, как в первый же день в Словакии опоздал на междугородний автобус, из-за чего в клубе платят штрафы и за что на тренировке можно получить тортом в лицо.

«Первую ночь в Словакии мог провести на вокзале»

- Этот год начался для меня не лучшим образом. Я часто неудачно катался по просмотрам. Еще в прошлом сезоне, выступая за дубль «Динамо», тренировался с основой, но главной команде не подошел и сам попросил, чтобы со мной расторгли контракт. Я хотел играть, а мотаться по арендам, что предлагало «Динамо», в мои планы не входило. Чуть позже я пару дней потренировался с «Минском» – ничего не вышло. С жодинским «Торпедо» отработал практически месяц, провел два сбора, а потом мне просто сказали, что руководство на сезон ставит серьезные задачи и игровой практики у меня будет очень мало. В итоге с командой Криушенко тоже не получилось. Как я понял, всех смущал мой возраст и нехватка опыта игры в высшей лиге. Но ничего страшного, я поехал играть в первую лигу за светлогорский «Химик», куда звали еще до просмотра в Жодино.

- Говорят, после Светлогорска вернуться на хороший уровень очень проблематично.

-  Все зависит от человека. Если он будет постоянно выпивать, то о каком футболе может идти речь? Меня вариант с «Химиком» устраивал. До родной Речицы, откуда меня и забрали в минское «Динамо», всего лишь 50 километров. Да и коллектив у нас собрался дружный, боевитый. Все это помогало быстрее привыкнуть к новому месту.

- Сколько ты зарабатывал в «Химике»?

– Около 5 миллионов старыми. Платили практически всегда вовремя. Для приезжих клуб снимал несколько трехкомнатных квартир. Каждую неделю начальник команды Олег Таранухин выдавал по пакету с едой на футболиста. В этот набор обычно входила курица (или стейк), макароны, крупы, хлеб. Всеми этими продуктами на нашей кухне распоряжался защитник Александр Белявский, который имеет образование повара. Иногда нам выдавали колбаски, и мы с одноклубниками  спускались к Березине, жарили мясо на костре и отдыхали.

Если в быту никаких вопросов не возникало, то, к сожалению, они были в тренировочном процессе. Мы практически все время работали на каком-то странном поле возле автовокзала. Оно было ужасного качества, напоминало школьный стадион. Станешь на кочку – и нога «поехала». Получить травму на таком покрытии было проще простого. Привыкнуть после «Динамо» к таким условиям было очень сложно, но, повторюсь, все сглаживал коллектив.

Кстати, к первой лиге тоже не сразу привык. Все-таки команды здесь посильнее дублирующих составов: молодежи поменьше, опытных футболистов намного больше. Но я со временем сумел адаптироваться, а уже после первого круга возник вариант поехать на просмотр в словацкий «Партизан» из Бардеева. Я сразу же согласился.

Валерий Потороча в составе светлогорского «Химика» (в нижнем ряду третий слева).

- Интересно, как на тебя вышли из словацкого минора.

- С этим вариантом мне помог менеджер из России, с которым связался через знакомого тренера. У нас с руководством «Химика» был уговор: если я найду себе хорошую команду, меня отпустят без претензий. Так и произошло. Вскоре занялся оформлением документов, отдал 120 евро за билет на поезд до Братиславы и поехал.

- Ты за квиток отдал половину светлогорской зарплаты?

– Да. Туда я вообще без денег приехал, но все дорожные траты мне в Бардееве, к счастью, возместили. Уже в Словакии со мной произошел настоящий казус. Из Братиславы до Попрада я добирался опять на поезде, а из Попрада до Бардеева должен был добираться на автобусе. Я ехал один, и до поры до времени меня выручал Wi-Fi, который есть во всех словацких поездах, но что-то пошло не так. Когда прибыл в Попрад, понял, что опаздываю на автобус. Разузнав, где здесь «аутобусова станица» (автовокзал – Tribuna.com), кинулся на автостанцию. Через две минуты был уже там, однако увидел перед собой пустой перрон… Честно говоря, в тот момент не знал, что делать. Готовился к тому, что ночь проведу на вокзале. Но на следующий день у меня была запланирована тренировка, и мне нужно было обязательно попасть в Бардеев. Решил ехать дальше на такси. Подошел к первому попавшемуся таксисту и объяснил, что надо догнать автобус. Время было позднее. Надвигалась ночь. Таксист «топил» больше 120 км/ч на своем «Форде», параллельно в Google отслеживая движение моего автобуса. Честно говоря, мне даже было немного страшно за себя. Но все закончилось благополучно. Через 20 минут мы приехали в Спишске-Подградье, где к автовокзалу уже подъезжал мой автобус. Отдал таксисту 40 евро, сел в полупустой бус и дальше ехал без приключений.

- Кто тебя встретил в Бардееве?

– Парень в клубном спортивном костюме. Я сразу понял, что это за мной. Футболистом оказался поляк Матеуш Гура. До «Партизана» Гура, к слову, выступал за итальянскую «Виченцу» из Серии В.

- И как его угораздило переехать в первую словацкую лигу?

– Не знаю. Рассказывал, что в «Виченце» возникли проблемы с финансированием, и он ушел из команды. Заселили меня в небольшую гостиницу при местной академии, где живу до сих пор. Немного поспал, позавтракал тем, что с дороги осталось, и пошел на тренировку. Она начиналась непривычно рано – в 9:00. Я в Светлогорске обычно до одиннадцати спал, а здесь с самого утра начиналась работа. Толком не выспался, зевал постоянно.

Ребята приняли меня нормально. Все поздоровались, показали, где мое место в раздевалке. Потом пришел Йозеф Кукульски, главный тренер команды, и официально представил меня коллективу. Ну а дальше была тренировка. Сразу удивился тому, как много в Словакии на тренировках бега, прыжков. А потом понял почему. В чемпионате очень высокие скорости, и к ним, честно говоря, привыкаю до сих пор. 9 сентября в «Партизане» мне предложили двухлетний контракт. Сумму зарплаты озвучивать не буду, но получаю сейчас в несколько раз больше, чем в Светлогорске. Деньги приходят на карточку без задержек. Но есть в Бардееве одна особенность.

- Какая?

– Футболистам принципиально не начисляют зарплату накануне матча. В таком случае деньги приходят в понедельник. Почему так происходит? Наверное, страхуются, чтобы игроки не загуляли :) Хотя таких ребят в моей команде нету.

«В каждой команде играют по 2-3 иностранца»

- Что из себя представляет «Партизан»?

– Это профессиональный клуб. Как я понял из разговоров с ребятами, задача выйти в высшую лигу перед командой не стоит, но если «Партизан» достигнет этой цели, то сыграть в первом дивизионе никто не помешает. Чемпионат в первой лиге разделен на две зоны – «Запад» и «Восток». После завершения чемпионата по шесть команд из каждой зоны играют между собой и выявляют одну команду, которая пойдет на повышение. На данный момент мы идем на втором месте в зоне «Восток». Уровень у чемпионата неплохой. Мне кажется, это что-то среднее между нашей высшей и первой лигами.

Что касается состава, в «Партизане» одна из самых молодых команд первенства. Хотя, к примеру, моему одноклубнику Владимиру Сташу уже 40 лет, и он до сих пор выходит на поле, играет центрального защитника и здорово читает игру. Кроме меня и Матеуша, у нас есть еще один легионер Андрели Макела из Франции, но о нем подробно рассказать не могу. Мы толком не общались друг с другом. За другие команды в среднем играет по 2-3 иностранца.

- Когда ты дебютировал за «Партизан»?

– 9 сентября в матче с «Локомотивой» из Кошице. Проиграли тогда 3:1, а я вышел на замену и провел в игре полчаса. Запомнил, что на поле было очень много борьбы, единоборств. Борьба стала характерной чертой всех матчей. Словацкая первая лига намного жестче, чем белорусская. Все выходят на поле злыми, наглыми. Ни на кого не смотрят, бьются до последнего. Мне такой футбол одновременно нравится и не нравится. Травм, слава Богу, не было, но в каждом матче бутсами по косточкам и голеностопам проходятся нормально, но драк, стычек не происходит. Поднялся, извинился и побежал дальше. Такое поведение – это норма для словаков. Судьи, кстати, на некоторые жесткие стыки внимания не обращают.

Наш главный тренер – человек очень эмоциональный. Перед самым выходом на поле он специально накаляет обстановку, заводится и начинает кричать на всю раздевалку: «За чем мы идем?!», а в ответ слышит: «За победой!». А после победных матчей Кукульски заходит в раздевалку и уже другими кричалками заводит игроков. Меня это поразило. В Беларуси я такого нигде не видел.

- Забавно. А первая словацкая лига вызывает интерес у зрителей?

– Людей на трибунах немного. Практически так, как и у нас. Фанатов, а у нас это в основном взрослые мужички, собирается человек десять. При мне самым посещаемым поединком была домашняя игра с «Кошице». На стадионе собралась тысяча зрителей. Это считается неплохим показателем по посещаемости в первой лиге. А так 500 зрителей – это обычная цифра. Но в нашем клубе очень ценят болельщиков.

После каждого матча мы подходим к фан-сектору и каждого фаната благодарим за поддержку рукопожатием. Надеюсь, в следующем году переедем на новый стадион, и народу на трибунах будет намного больше.

Каких-то интересных моментов в околофутбольной работе словацких клубов я так и не увидел. Все очень просто и скромно. Практически всегда играем в дневное время. И только в Попраде на нашей игре включили освещение. Но там просто хороший стадион построили. Этим все и обусловлено. Поле там, кстати, просто идеальное. Но они в Словакии везде хорошие. На плохих пока не играл.

-  Разрешено ли пить пиво на стадионе?

– Да, с этим проблем нет. Что интересно, полицию на нашем стадионе я так и не увидел. За порядком следят всего лишь несколько стюардов, но никаких эксцессов на стадионе не происходит. Все ведут себя достаточно спокойно.

«Говорят, Андрей Яковлев в Словакии был пижоном»

- Клуб тебе предоставил учителя словацкого языка?

– Нет, учу все сам. Читаю специализированные книги, какие-то новости. Очень быстро нашел себе друзей. Чаще других, конечно, общаюсь с Матеушем Гурой. Но и другие парни всегда интересуются, как у меня дела и чем могут помочь.

- Про Беларусь спрашивают?

– Да, но ребят больше всего интересует футбол. Знают, правда, лишь две команды – минское «Динамо» и БАТЭ. Хотя нашлись несколько человек, которые играли с нашими футболистами в одних клубах. Любомир Иванко-Мацей выступал за «Татран» из Прешова вместе с бывшим нападающим БАТЭ Андреем Яковлевым. Так говорит, что Яковлев пижоном был. А кто-то вспоминал Александра Сверчинского, который выступал за «Земплин».

- С городом уже успел познакомиться?

– Честно говоря, в первый месяц я или был на тренировках, или в гостинице. Все. Но через какое-то время ко мне приехала моя девушка Кристина из Речицы, и мы обошли едва ли не весь город. Бардеев – красивый, небольшой 30-тысячный городок. Главная достопримечательность – костел и центральная площадь, заставленная со всех сторон небольшими домиками. Когда увидел эту площадь, сразу вспомнил пешеходную улицу в Бресте. Есть между ними что-то общее. В городе, как мне кажется, живет не так много молодежи. Но в Бардееве работает ночной клуб. Правда, туда я пока не выбрался.  

- Почему? Боишься, что в клубе узнают?

– Да нет. У нас наоборот считают, что в свободное время можешь заниматься тем, чем хочешь. Честно говоря, в первое время мне было не до этого. Хотелось себя проявить в футболе. Все мысли были исключительно о спорте. Ну а отдохнуть мы можем и в кафе. За 5 евро на человека в Бардееве можно хорошенько покушать.

- Тебе не скучно так жить?

– Вначале было действительно грустно. Сейчас ситуация немного изменилась. Собираюсь съездить погулять в Кошице. Мы, кстати, мы классно веселимся на тренировках.

- Это как?

- Вот вам пример. В октябре у Матеуша был день рождения. Для него купили торт, заранее не предупредив об этом. Команда построилась на поле перед началом тренировки, Гуру начали поздравлять и тут из-за спины Матеуша выскочил парень, который со всего размаху сунул этим тортом ему прямо лицо. Выглядело это очень смешно.

После каждой домашней игры идем в клубное кафе. Кто-то берет пиво, а кто-то – вино. Но никто никогда не напивался, и много спиртного не выпивал. Да и за все время в Бардееве я видел лишь одного пьяницу, который вечно ходит возле одного и того же магазина. Раз в неделю один футболист заказывает на всю команду (тренеры тоже участвуют) пиццу. Происходит это следующим образом. На отдельном кусочке бумаги пишут твое имя, бросают в банку и путем жеребьевки вытаскивает того «счастливчика».

- А кто вытаскивает листик?

– Тот, кто проставлялся на прошлой неделе. Меня уже однажды «выбирали». В итоге купил 10 пицц, за которые заплатил 30 евро.

Многие вещи в клубе вообще подлежат штрафу. В раздевалке нельзя пользоваться мобильным телефоном. Если засекли, заплати 5 евро. За опоздание на тренировку также придется платить. Каждая пропущенная минута обойдется тебе в одно евро. Если меня загоняли в квадрате, и я не смог отобрать матч – заноси в общую кассу 50 центов. Забил гол, положи в кассу 15 евро. За дебют – тоже 15 евро. Ну а если отметился хет-триком, то оставь 100 евро.

- Тогда, может, вообще лучше не забивать?

– Не знаю (смеется). В Словакии свои традиции… Так вот, я не договорил. В конце месяца, когда на карточку приходит зарплата, все проштрафившиеся футболисты приносят деньги, и они потом идут на проведение клубного банкета.

«В Бардееве никто не понтуется и на дорогущих машинах не ездит»

- А чем тебя удивила Словакия кроме этих футбольных традиций?

– Честно говоря, качество продуктов и ассортимент больших магазинов мне чем-то напомнил наш «Евроопт». В этой стране тоже чисто и аккуратно, как в Минске, дороги не хуже белорусских. Но мне понравилось то, что словаки в любой ситуации могут прийти на помощь. Если тебе куда-то нужно, они чуть ли не за руку отведут в нужное место. Мне было очень приятно. Ребята помогали мне в любых мелочах.

Я не видел, чтобы словаки понтовались, ездили на дорогущих машинах. Все достаточно скромно. У ребят из «Партизана» у кого-то «Форд», у другого – Аudi A4… С «айфонами» ходят далеко не все футболисты. А наш вратарь Рихард Новак до сих пор пользуется старым кнопочным мобильным телефоном.

Знаете, я рад тому, что уехал в Словакию. Переехать играть в футбол в Западную Европу из Беларуси очень сложно. Выходит, что в тот первый словацкий день я на такси ехал за своим счастьем. Да, пока выхожу чаще на замену. Принял участие в 8 матчах, провожу в среднем по 30 минут на футбольном поле, но верю, что после нового года все изменится. В будущем мне, конечно, хочется поиграть в более сильной лиге, но для начала нужно отвоевать место в основе «Партизана». Надежда на это есть. Тренер мной доволен и собирается выпускать в старте. Посмотрим, что будет дальше. Я бы хотел прогрессировать в Западной Европе.

- А о белорусской высшей лиге не думаешь?

– Думаю, конечно. Но я считаю, что пробиться туда из второго словацкого дивизиона будет проще, чем из нашей первой лиги.

ФОТО: facebook.com/partizanbardejov, из личного архива Валерия Поторочи.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты