Tribuna/Футбол/Блоги/Железный дровосек/«Игрока для «Арсенала» не увидел». Есть ли развитие у белорусского футбола?

«Игрока для «Арсенала» не увидел». Есть ли развитие у белорусского футбола?

Тарас Щирый попытался узнать, как развивается наш юношеский футбол.

Автор — Тарас Щирый
25 января 2017, 19:14
16
«Игрока для «Арсенала» не увидел». Есть ли развитие у белорусского футбола?

На днях в минском футбольном манеже завершился очередной Кубок Развития – турнир, который каждый год собирает на зеленой синтетике вполне себе неплохие европейские юношеские сборные. Мероприятие прошло с заполненными школьниками трибунами, трансляциями в интернете, хорошей игрой белорусов и раздачей «слонов» в завершении турнира. Все ли хорошо с нашим детским футболом? Почему наших ребят нет в европейских футбольных академиях? Любопытны ли они скаутам успешных клубов? И вообще интересен ли футбол белорусским детям? Тарас Щирый провел в футбольном манеже несколько вечеров, съел пару гамбургеров, запил их чаем и попытался найти ответы на не дающие ему покоя вопросы.

– В школе узнали, что мальчики ходили в один туалет с девочками. И учителям это очень не понравилось…

Новость, которой светловолосый пацан поделился со своей подружкой, привела меня в легкий ступор. Таких метафизических рассуждений на футболе я еще не слышал. Хотя, наверное, если бы провел в футбольном манеже всю прошлую неделю, услышал бы и не такое. Из тех, кто заполнял трибуны манежа в эти дни, лишь процентов 60 интересовало то, как тинэйджеры гоняют мяч. В основном это были заплутавшие болельщики, детские тренеры, ветераны и несколько «коучей» команд высшей лиги. Говорят, на матчи приходили Игорь Криушенко, Сергей Боровский, Георгий Кондратьев, а в первые дни турнира в манеже хватало скаутов и агентов. В Минск даже заглянул на пару дней рекрут «Манчестер Юнайтед», но к концу турнира вся эта компания испарились.

Остальные 40 процентов зрителей просто «трещали» друг с другом, сидели с телефонов в ВКонтакте и ожидали отмашки педагога, когда можно будет слить домой. Аплодировали дети всем подряд. Даже штанге, которая в одном из матчей мужественно защитила нашу сборную от гола. Ну а гламурные старшеклассницы в меховых жилетках расхаживали вдоль трибун, посматривая на футбольное поле, где белорусы все никак не могли затолкать мяч в ворота израильтян.

– Я, конечно, понимаю, что большинство детей сюда согнали, но если хоть несколько из них заинтересуются футболом, а потом вместе с друзьями придут в спортшколы, будет уже хорошо, – говорит тренер РЦОП-БГУ Леонид Савицкий, встреченный мною на трибунах. – Сейчас у наших ребят появилась возможность смотреть лучший футбол, тренеры могут ездить на стажировки… Да, возможностей стало больше, а вот отдачи – меньше. В стране население понемногу растет, а желающих заниматься не так много. Во-первых, детей сложно отвлечь от компьютера, а во-вторых, у них чуть ли не у всех проблемы со здоровьем. Мы как-то провели медобследование, так у одних нашли сколиоз, у других – проблемы с сердцем. Ну не будешь же ты с таким здоровьем человека брать в спорт. А тем, кто хочет, не всегда есть место, где можно заниматься. В Заводском районе Минска закрыли школу «Торпедо». Я там раньше работал. Около тысячи мальчишек осталась без футбола. Представьте себе, тысяча. Я обращался в ФК «Минск», просил, чтобы взяли секцию под свое шефство, но там это не интересно.

По мнению Савицкого, с детскими тренерами сейчас тоже проблема. Фанатов, которые готовы работать за маленькую зарплату (да, она все еще маленькая, хотя про это говорится давно, как и про зарплаты врачей, учителей и т.д.), практически не осталось.

– Человеку нужна мотивация. Ну а много ли будет фанатизма, когда у тебя ставка, к примеру, 250 рублей? Поэтому многие подрабатывают. Кто-то дает платные индивидуальные уроки, а кто-то таксует.

Экс-защитник «Немана» Дмитрий Ровнейко, входящий в тренерский штаб юношеской сборной Беларуси, одну из основных проблем в развитии нашего футбола видит в том, что ребята пропадают между юношеской и взрослой командами, заканчивают карьеру очень рано.

– Таких примеров много. Парни просто психологически теряются, даже не добираются до команд второй лиги и расстаются с футболом.

- Получается, Павел Савицкий, дебютировавший за «Неман» в 16 лет, уникум?

– Такие игроки – большая редкость. Да, когда Савицкий начал играть за «Неман» в высшей лиге, он не был крепким игроком, но у него была очень устойчивая психика. Ему было без разницы, с кем играть. Он был раскрепощен. Из дубля в главную команду Савицкий попал без акклиматизации. Возможно, именно этого не хватает нашим другим молодым футболистам.

*  *  *

Тем временем белорусы проигрывают Израилю по пенальти и занимают в турнире третье место. А ведь днем ранее подопечные Кирилла Альшевского едва не победили россиян. Форвард Кирилл Кириленко счет открыл, но восточные соседи цифры на табло сравняли, а потом довели матч до победы 3:1. Несмотря на поражение, игра белорусов вызвала у многих положительные эмоции. Даже какой-то романтический оптимизм, связанный с выходом сборной в элитный раунд Евро-2017. В октябре наша команда победила Гибралтар, проиграла Кипру, сыграла вничью с бельгийцами и со второго места прошла в плей-офф. Но чтобы оказаться в финальной стадии, нужно в марте успешно пройти через «группу смерти» – Голландию, Италию и Бельгию.

 

Бывший наставник российской молодежки Николай Писарев, которого сватают в нашу национальную сборную, вообще назвал матч Беларусь – Россия лучшим на турнире. В составе сборной Беларуси тренер увидел много креативных футболистов. Что сказать, на фоне белорусской команды 1999 года рождения, которая недавно оконфузилась в матчах с Индией и Азербайджаном на Мемориале Гранаткина, эти парни действительно кажутся бразильцами.

– Мне нравится эта команда. Игра у сборной поставлена, есть индивидуальности, – отмечает достоинства экс-тренер ФК «Минск»  Андрей Пышник, возглавляющий сейчас минское «Торпедо». – По ней видно, что наш футбол развивается. А вот результаты на Мемориале Гранаткина говорят сами за себя. Мы уже скатились до уровня Индии, которую раньше за соперника не считали.

– За последнее время это одна из самых интересных белорусских сборных, которые я видел,– солидарен с Пышником футбольный агент Виталий Леденев. – Работа тренера, выучка, техника некоторых сразу бросается в глаза. Кого отметить? Знаете, я не буду называть фамилии. Пускай футболисты растут и развиваются без звездной болезни. Что касается перспектив ребят, то для европейцев очень важен футбольный профайл, уникальность игрока, но отсутствие у белорусов паспорта ЕС тоже делает свое дело. Они в Евросоюзе интересны в меньшей степени. Так исторически сложилось, что нашим парням проще играть в России или Украине.

Увы, но в России часто не фартит не только взрослым белорусским футболистам, но и молодежи. За последние лет 7 в юном возрасте туда отправились три перспективных игрока. Но ни Кириллу Сидоренко в «Амкаре», ни Антону Сароке и Михаилу Бабичеву в «Рубине» не повезло. Все со временем вернулись назад и выступают теперь за белорусские клубы. Сейчас свои силы в юношеских составах клубов РФПЛ пробуют Кирилл Ермакович («Краснодар»), Кирилл Капленко («Зенит») и Роман Кривулькин, играющий за дубль ЦСКА. Но есть еще один интересный случай, о котором рассказал Дмитрий Ровнейко. Четыре года назад из Могилева в московскую академию «Чертаново» уехал уроженец Шклова Николай Прудников. Парень не просто стал играть за академию, но и принял российское гражданство. Сейчас нападающий выступает за сборную России-1998 и клуб «Чертаново» из второй лиги. В этом сезоне на его счету 7 забитых мячей. Для Беларуси футболист, кажется, уже потерян.

Николай Прудников справа.

– Коля – парень отличный ,– говорит Владимир Малышев, один из тренеров футбольной академии «Чертаново». – Он сам выбрал свой путь и захотел выступать за Россию. Прудников уже в прошлом году дебютировал за сборную.

- В Россию раньше переманивали талантливых белорусских хоккеистов, а потом уговаривали принять гражданство. В футболе такое случается?

– Нет, я вообще у нас практически не сталкивался с белорусскими ребятами. На просмотр они тоже не приезжают.

*  *  *

Чтобы окончательно разъяснить ситуацию с белорусской молодежью на Востоке, направляюсь к российским скаутам. Честно говоря, определить их непросто. Все одеты по «гражданке», но селекционера «Зенита» в молодом бородаче выдает «найковская» куртка с синими полосками на рукавах.

– Я не припомню, чтобы кто-то из ваших юниоров приезжал в «Зенит»,– говорит скаут Армен Маргарян. – Да и наша команда, согласно регламенту ФИФА, не может подписывать футболиста, которому не исполнилось 18 лет. Это произойдет лишь в том случае, если родители переедут к нам на постоянное местожительство, но без участия в этом процессе клуба. Пару лет назад за нарушение этого правила ФИФА оштрафовала «Барселону» и лишила клуб возможности подписывать футболистов.

- Но вы кого-то из наших юниоров для себя отметили?

– У вас интересная команда. Она привлекла мое внимание организацией игры, каждый футболист знает свой игровой маневр. По количеству игроков, попавших мне на карандаш, Беларусь находится среди лидеров. У белорусов есть потенциал, который способен помочь в будущем попасть в клубы нашей Премьер лиги, ФНЛ, европейских чемпионатов.

- Кто эти ребята?

– Давайте без конкретики в фамилиях. Всего четыре человека.

- Кириленко среди них есть?

– Не скажу.

- Но вы ведь можете охарактеризовать игру этого парня.

– Могу. У него хорошее голевое чутье, неплохая левая нога. Кроме того, у Кирилла есть лидерские качества. В сложный момент он не побоялся и пошел бить пенальти в непростом матче с Израилем.

- У нас его уже сравнивают с Месси. Сходство не находите?

– Да нет, у него совершенно другой тип игры. Да и я не могу сказать, что он выделяется на фоне остальных ребят. Тренеры его меняли, выпускали на поле со второго тайма. Кириленко – просто один из сильных игроков вашей сборной.

Что интересно, ситуация с нашими футболистами в Западной Европе практически идентична российской. Самым известным юниором, играющим в Европе, является 18-летний Мирослав Хлебосолов. Парень собирается не только играть за «Леванте», но и получать на Пиренеях образование. Для этого Хлебосолов-младший получил годовую учебную визу. Хотя есть еще Герман Эльперин из немецкого «Гройтер Фюрта», главная команда которого выступает во второй Бундеслиге. Родители Германа переехали на Запад еще в 1990-х, но не забывают про Беларусь и хотят, чтобы сын выступал за сборную исторической родины.

Один белорус в школе клуба из топ-лиги – это капля в море. Так что, кроме паспорта, мешает нашим ребятам попасть в европейские академии? С этим и другими вопросами мы обратились к бывшему тренеру «Нафтана» Павлу Кучерову. Он продолжительное время живет в Голландии, а последние три года работает скаутом лондонского «Арсенала». Кучеров тоже посетил Кубок Развития.

- Павел Владимирович, кто-нибудь из нынешней юниорской сборной Беларуси может оказаться в академии «Аякса»?

– Если бы у ваших футболистов был паспорт Евросоюза, то заиграть в академиях среднего европейского уровня могли бы около пяти ребят из этой сборной. Может, один футболист попал бы в «Аякс». Но это очень тяжелый вопрос. Многое ведь зависит не только от игровых качеств, а от характера, амбиций. Ведь поймите, любой переезд на Запад – это стресс для игрока. И как он разберется с такой проблемой, неизвестно. Есть футболисты, которые возвращаются домой, а у кого-то просто возникают проблемы с психологией. Ты не дома. Тебе нужно на каждой тренировке доказывать, показывать сильные качества характера, профессионализм. Это очень важно. Вот у вас есть Кириленко. О нем много говорят, его имя на слуху, его «засвечивают». Может, какая-то звездная болезнь появилась. Он бутсы купил себе с золотыми пятками. А когда он приедет в какой-нибудь клуб совершенно другого уровня, его сразу опустят на землю. Парень просто станет таким, как и все. В Европе есть даже академии, в которых нельзя играть в таких бутсах. Это, а еще незаправленные майки, спущенные гетры, оговаривается в правилах академии.

Там, за рубежом, все будет зависеть от футболиста, от того, готов ли он к вызову, сможет ли парень выдержать, перетерпеть сложные ситуации. В Европе другая дисциплина, отличные требования от Беларуси. В итоге один адаптируется, другой – нет. И таких случаев хватает. В «Виллем», где я работал, в молодежную команду как-то приехал поляк Войцех Лучак. Это был футболист с хорошим потенциалом. Но на Западе, повторюсь, смотрят не только на твои футбольные качества, но и на то, как ты одеваешься, какая у тебя прическа, как тебя принимают в коллективе. Если ты остаешься белой вороной, то становишься объектом шуток и насмешек. В итоге Лучак уехал назад в Польшу. Карьера пошла не так, как он хотел.

- Чего не хватает белорусам, чтобы быть конкурентоспособными с западными сверстниками?

– Вот у вас создали футбольную академию. Это шаг в сторону развития, но манеж, по моей информацию, учащиеся академии зимой использовать не могут. А вы представьте, что было бы, если бы эти парни могли там тренироваться пять дней в неделю по двухразовой программе, если бы манежи были открыты в других крупных городах страны. Это был бы качественный скачок. Приведу пример с турнира. Когда Россия начала прессинговать вашу команду, не нашлось футболистов, которые под таким прессингом смогли бы начать атаку, выйти из обороны за счет индивидуальных действий и паса. Считаю, что если бы 5-6 лет назад у ребят были хорошие условия, сборная сейчас смогла бы обыграть россиян, а два-три футболиста могли бы заинтересовать европейские клубы.

Когда ты выступаешь за юниоров «Минска» против «Немана» и «Нафтана» – это одна психология, а когда тебя в 12 лет забрали в «Аякс» и ты будешь играть с «Челси», «Барселоной» – другая. Во-первых, человек владеет языком, уверен в себе. Во-вторых, такой игрок привык играть под давлением. И хорошо сыграть против России на турнире Кубок Развития для него ничего не стоит. Ведь у него есть опыт игры против английских, испанских, итальянских, немецких клубов.

- Вы кого-то из белорусов предложите «Арсеналу»?

– Мы работаем с футболистами, которые имеют паспорт ЕС, или смотрим тех, чей потенциал подходит для команды топ-уровня. На этом турнире такого футболиста в составе вашей сборной я не увидел.

- Наши ребята не пользуются спросом на Западе. Может, родителям стоит самостоятельно возить на просмотр своих сыновей?

– Конечно, нужно пользоваться любой возможностью. Любая стажировка станет большим опытом для игрока.

*  *  *

Олег Кириленко – отец того самого парня, который был признан лучшим нападающим Кубка Развития и находится в сфере интересов «РБ Лейпцига». Оказывается, желание родителя увидеть сына в хорошем европейском клубе имеет давние корни. Еще в 10 лет Кириленко тренировался в академии «Милана», а сейчас является одним из лучших футболистов своего возраста в стране.

- Олег Викторович, не боитесь, что у сына от такого внимания голова кругом пойдет?

– Информации действительно много. Наверное, это не совсем хорошо. Но ведь мы сами не привыкли жить в таком информационном пространстве. Если парень с мозгами, он все адекватно воспримет и перенесет. Думаю, все будет у него нормально.

Как мы познакомились с нашим менеджером? Очень хотелось выйти на высокий футбольный уровень. И Владимир Косаковский, у которого я когда-то немного играл в «Торпедо», свел меня с Николаем Шпилевским. Если бы он не рассмотрел в Кирилле потенциал, мы бы, наверное, на стажировку в «РБ Лейпциг» не попали. Конкуренция там просто нереальная. Николай уже четыре года занимается сыном, и я очень благодарен семье Шпилевских за то, как много внимания уделяют Кириллу, за возможности потренироваться в такой хорошей команде.

- Почему вы хотите уехать сейчас? В Беларуси такие плохие условия?

– Нет, мы тоже развиваемся. В школе ФК «Минск», где занимается Кирилл, созданы хорошие условия для развития футболиста. И для прогресса игрока детская школа делает все возможное. Просто исторически сложилось так, что Западная Европа является наиболее благодатным местом для развития футбола. В первую очередь, это воспитание и создание конкурентной среды. И чем раньше Кирилл в нее окунется, тем быстрее он привыкнет к культуре новой страны, выучит язык.

- Пару лет назад белорусский футболист Прудников переехал в Москву и принял решение играть за Россию. Можно ли быть уверенным, что Кирилл, если переедет в Европу, Беларуси не изменит?

- Я сам из Украины, но очень уважаю место, где родился мой сын. Я благодарен людям, которые многое вложили в развитие и становление Кирилла. Поэтому он будет играть за сборную своей страны столько, сколько сможет. Если, конечно, будет соответствовать уровню. 

Кубок Развития завершен, но долго расслабляться парням Кирилла Альшевского не придется. В начале февраля они отправятся на недельный сбор в Турцию, а там уже и мартовский элитный раунд не за горами.Вот и увидим, чего на самом деле стоят эти ребята. Лучшего шанса заявить о себе и махнуть за рубеж не придумать. В «Арсенал», например.

ФОТО: bff.by, pressball.by.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты