Tribuna/Экстремальные виды/Блоги/Белорусский extremal/«Да разве ж это экстрим?» Семидесятилетние ветераны виндсерфинга слезли с досок и рассказали нам, как все начиналось

«Да разве ж это экстрим?» Семидесятилетние ветераны виндсерфинга слезли с досок и рассказали нам, как все начиналось

Первые белорусские доски для виндсерфинга создавались с применением самых передовых советских авиационных и атомных технологий. Дело в том, что первыми людьми, заинтересовавшимися виндсерфингом в СССР были ученые Института ядерной энергетики в Минске. А самодельные доски они испытывали в градирне атомного реактора. Представляете, какие ядреные серфы были?

Автор — Сергей Киеня
5 августа 2014, 20:45

Группка совсем немолодых людей резко выделялась на фоне молодежи, тусовавшейся в Windsurfing extreme club на Минском море. Молодежь ждала ветра – для того, чтобы можно было начать соревнования по виндсерфингу. Старички, стоя возле древних досок, тоже чего-то выжидали. Неужто? 

«Извините великодушно, но неужели вы в вашем возрасте занимаетесь таким экстремальным видом спорта?», - не удержались мы. «Пффф… Да разве ж современный виндсерфинг – экстрим? Это когда мы начинали, в 1974-м, он был экстремальным: никто не знал, как ставить парус, спасательной службы не было, нас на берег постоянно выносило. Вот тогда да. А сейчас – проблем никаких нет», - говорят.    Как оказалось, «старички» - ветераны не то что белорусского, а всесоюзного виндсерфинга. Более того – знаменитости:именно они были первыми виндсерферами СССР. И первыми конструкторами досок.

  Самому младшему из них, Адаму Полукошко, 63 года. Самый старший – Виктор Юшко. Ему – 75 лет. Вы уверены, что из вас в 75 лет не будет песок сыпаться? А Виктор Антонович и по сей день уверенно стоит на доске и ходит под парусом. Эх, гвозди бы делать из этих людей…

    

В 1974 году известный всесоюзный журнал «Катера и яхты» опубликовал статью про виндсерфинг. Тогда в СССР почти никто не знал о существовании такого вида спорта. Но Виктор Юшко и Евгений Саунин, прочитав статью, твердо решили попробовать новинку. Один (Виктор Юшко) до этого занимался парусным спортом, второй (Евгений Саунин) – водными лыжами. Они объединились и… построили первую в СССР доску.

 

Центром развития виндсерфинга стал… Институт ядерной энергетики, молодые ученые которого заинтересовались этим видом спорта. А доски испытывали – страшно представить – в градирне атомной электростанции! «Вот это был экстрим! А вы говорите…», - смеются ветераны.

   

«Именно в Институте ядерной энергетики прошло первое организационное собрание «виндсерферов». Собрались тогда молодые ученые, стали на доске какие-то графики рисовать, диаграммы… А я всю жизнь сварщиком проработал. Куда я попал, думаю?», - рассказывает Адам Полукошко.  

 

Литературы о виндсерфинге у молодых ученых не было. Гугла, естественно, не существовала. В результате разрабатывать доски белорусским конструкторам пришлось чуть ли не с нуля. «Вот, Виктор Антонович  что-то придумает – идет ко мне. Я на опытном производстве работал. Делаем доску. А он приходит на следующий день и говорит – я ночь не спал и придумал вот что сделать! И новую идею предлагает…», - вспоминает Адам Полукошко.

   

Кстати, параллельно над кустарными досками-самоделками работали и на минском авиаремонтном заводе, где работал Сергей Котиков. «Потом мы встретились как-то на воде и решили объединить усилия», - рассказывает он.  

Таким образом, первые белорусские доски создавались с применением самых передовых советских авиационных и атомных технологий. Представляете, какие ядреные серфы были?   «Нас поддержали ЦС «Спартак» и руководитель Госкомспорта БССР Виктор Ливенцев. И вообще, виндсерфинг назвали «стратегическим» видом спорта», - рассказывает Адам Полукошко.   

 

Первые республиканские соревнования по виндсерфингу состоялись 9 мая 1975 года. А чуть позже на Минском море, возле гостиницы «Юность», прошли и первые всесоюзные состязания. «К нам тогда весь Союз приехал! Везли всё, что было – все самоделки», - вспоминают ветераны виндсерфинга.  

«Мы были первыми, кто встал на доску и долгое время удерживали пальму первенства. Все делали на энтузиазме. Доски, катались во время отгулов, за свой счет ездили на соревнования. Потом немного «Спартак» помог – они нам выплачивали командировочные, платили за проезд», - рассказывает Адам Полукошко. Его перебивает единственная женщина в этой компании, «бабушка белорусского виндсерфинга» Алла Бирюкова:  

   

«Но это был спорт равных возможностей! Все были в равных условиях. Поэтому белорусы и были чемпионами вплоть до 1980 года. А потом, когда уже пошла конкуренция по снаряжению и проплаченные лидеры – нас отодвинули на задний план…»  

 

«Тем не менее, вплоть до 1984 года администрация нашего яхтклуба считала нас «врагами народа». Не нравилась им наша самостоятельность: хотели, чтобы виндсерфинг был под их юрисдикцией. И они нас не признавали. Помню, приехали на Кубок СССР в Таллинне в 1981 году от «Спартака». И представителей нашего яхт-клуба так удивило, что мы приехали, наезжать пытались: «Кто вас командировал?!» - вспомнил Адам Полукошко.

   

Белорусы «звездили» в виндсерфинге до того момента, пока он не был признан олимпийским видом спорта.

«Как только он был включен в программу Олимпийских игр, появились профессионалы. А мы потихоньку отошли в сторону. Организовали свой ветеранский клуб, проводили свои соревнования. На Минское море выходило по 35-40 ветеранов! Сейчас со всей республики столько не соберется…», - ностальгируют старички.  

 

«Сейчас мы, так сказать, в глубоком подполье. Нам временно разрешили положить доски на спасательной станции. А что дальше будет – бог его знает…», - грустно говорил Адам Полукошко.   К сожалению, большинство тех, самых первых кустарных досок, сделанных руками энтузиастов, не сохранилось. Почти все они лет 10 назад были уничтожены.

«Они хранились в яхт-клубе. Но там все должно быть на учете, а наши доски, получается, были «неучтенным оборудованием. И все уничтожили. Осталось только несколько штук», - рассказывают ветераны. И видно, что этих досок им до сих пор жалко.   

 

Хотя, конечно, от современного снаряжения они в восторге.

«Оно, конечно, великолепное! Сравнивать с тем нашим – все равно, что ставить рядом «Запорожец» и «Мерседес». Конечно, мы использовали передовые технологии. Но это были передовые технологии 40-летней давности», - признается Алла Бирюкова и добавляет: «Но, конечно, нам ближе то, что было раньше. Да, те доски и тяжелее, и не такие удобные. Но мы к ним привыкли…»  

 

И в конце разговора задаем гложущий нас вопрос: «А как часто вы становитесь на доску?»

  «Раз в неделю – это точно. Но, в общем – как получается», - утверждает Алла Бирюкова.  

 

…Как только свежий ветерок разорвал монотонность штиля, виндсерферы быстренько потащили свои серфы к воде. Среди них были и ветераны. А мы, стоя на берегу, им завидовали.  

Черт. Мы хотим быть такими в их возрасте!