Tribuna/Футбол/Блоги/ФК «Речица 2014»/Александр Бразевич: «С удовольствием вернул бы имя «Ведрич». Vol.1

Александр Бразевич: «С удовольствием вернул бы имя «Ведрич». Vol.1

Расслабились и в шерстяных носках ушли в межсезонье? Рано. Мы вас так просто не отпустим. Александр Бразевич подводит итоги сезона. Поскольку была куча интересностей, выйдет сразу три интервью. По частям. Первая – о финансах. Точнее, их отсутствии.

18 декабря 2014, 10:50

Расслабились и в шерстяных носках ушли в межсезонье? Рано. Мы вас так просто не отпустим. Александр Бразевич подводит итоги сезона. Поскольку была куча интересностей, выйдет сразу три интервью. По частям. Первая – о финансах. Точнее, их отсутствии.

Финансы, «Белоруснефть», Министерство спорта

– Какие эмоции Вы ощутили, когда прозвучал финальный свисток в этом сезоне?

– Во втором круге были пару моментов, когда мы ряд матчей проиграли. Настроение в этот период было совсем никудышным. Но сумели сохранить лицо в концовке. Заняли достаточно неплохое место, учитывая все проблемы в течение года. Поэтому эмоции были самые положительные.

– Можно ли сказать, что для Вас этот сезон был самым тяжелым?

– Наверное, да. Он был непростой, прежде всего, в плане управления. Любое управление – это кнут и пряник. А метод кнута, особенно в первой половине сезона, действовать не мог. Во-первых, в первом круге было совсем тяжко с финансами. Во-вторых, во второй половине сезона попросту не хватало скамейки. А от ежедневных пряников наступает перенасыщение. Именно в этом плане приходилось очень сложно, прежде всего, эмоционально.

– Какой период у команды вообще не было денег?

– Трудности были на протяжении всего сезона. Самый сложный отрезок – начало чемпионата, потому что мы ждали подписания плана развития, всерьез на него рассчитывали. Этого долго не происходило, мы не желали с этим мириться. Пытались идти до конца. В тот момент сформировался долг. В период протяженностью три-четыре месяца было очень тяжело.

И когда начался чемпионат, нас просто спасла компания «Белоруснефть». То, что они сделали в этом сезоне – невероятно. Сложно подобрать слова благодарности – любое из хвалебных слов целиком подходит в их адрес. Они нас просто спасли. Благодаря нефтяникам ситуация потихонечку выправлялась. Мы шли с определенным долгом, но появилась стабильность. Сезон завершили с долгом в одну зарплату и отпускные. Но, исходя из бюджета, который мы освоили в году, это совсем неплохой результат.

– А какой бюджет освоили в этом году?

– Мы потратили за сезон порядка трех миллиардов. Для сравнения, уже три последних года бюджет был в два раза выше.

– Почему Министерство спорта отказывалось подписывать план развития?

– Проблема была в том, что мы, не нарушая закон со своей стороны, пытались поменять структуру клуба, создать новый. Потому что «Ведрич-97» не выполнил требования Указа о необходимости заработать 20 процентов от суммы господдержки. Поэтому не имел права финансироваться по Указу о спонсорской помощи.

Можно сказать, что мы нашли определенную лазейку. Пункта о том, что нельзя создать новый клуб и просить господдержку, нигде не было. Мы старались пойти этим путем. Не скажу, что он какой-то обманный, но, наверное, действительно не совсем чистый. Мы попытались воспользоваться ситуацией. Довольно цивилизованно нам сказали, что это не пройдет, так как создается прецедент для остальных клубов. В принципе, по прошествии времени нужно с этим согласиться. Потому что ситуация была неоднозначная. Хотя нам во всех кабинетах говорили: «На самом деле закон вы действительно не нарушаете». Мы-то шли до конца – у нас выбора не было. Но, наверное, все получилось объективно.

– Мне несколько людей из клубов-соперников говорили: «Вы думаете, что самые умные?». А Вы чувствовали неприязнь со стороны коллег?

– Нет, враждебности абсолютно не было. Скажу, что на темы зарабатывания средств можно поговорить только с самыми близкими коллегами. Потому что обсуждать это как будто дурной тон. Каждый спасается как может.

Мы попытались – у нас не получилось. Но нам, по крайней мере, удалось спасти клуб, сохранить футбол в Речице. Получился не самый худший результат по итогам сезона. Можно с надеждой смотреть в будущее.

Пионерский лагерь, кафе, санкции

– Когда вообще появилась идея преобразования «Ведрича-97» в «Речицу 2014»?

– Когда директор «Ведрича-97» вышел из Министерства спорта, и ему жестко было отказано в подписании плана развития. Вариантов финансирования просто не было. Был только вариант наполнения бюджета с помощью компаний с негосударственной формой собственности. Но в Речице от таких компаний удается собрать средств на час существования команды. К сожалению, это беда Речицы. Благодаря нефтяникам мы привыкли спать спокойно. Надо честно сказать, привыкли к тому, что они нас всегда поддерживают. Годами думать о дополнительном заработке не приходилось. И вот сегодня пришли к такой ситуации.

Так вот. Как только директор вышел из Министерства спорта, прямо на стоянке я озвучил эту идею. Просто потому что не было другого пути. Просто хотелось сохранить футбол в Речице.

– Какими были дальнейшие действия?

– Заручились поддержкой городских властей и начали двигаться вперед. Потихоньку надеясь, что эта идея проскочит. Жаль, что не получилось, но в любом случае, развязка вышла не самой худшей.

– Что обещали городские власти?

– Помощь в организации: быструю регистрацию нового клуба, всяческую поддержку, шаги навстречу. Буквально в течение месяца состоялся ряд собраний заинтересованных лиц, где прорабатывались варианты возможностей для зарабатывания нашим клубом. Я объяснял, что сегодня мы можем обойти Указ таким способом, но рано или поздно этому придет конец. Ведь в Указе все четко и понятно написано. И почему в прошлом году смотрели сквозь пальцы на сложность этого вопроса – мне трудно сказать. Поэтому в первые месяцы очень активно встречались, очень активно работали. От города была всяческая помощь, организационная прежде всего. Нужно сказать, что финансировать нас напрямую они действительно не могли, потому что их средства – тоже бюджетные деньги.

Слава Богу, что в этом году мы были свободны в своих решениях. Панченко Виталий Семенович оградил клуб от каких-то внешних вмешательств, которые ранее часто находили внутренние противоречия, и в клубе создавалась нездоровая атмосфера. То, что в этом году в руководстве клуба у нас была семья, было общее мнение и определенная иерархия – нужно отдать должное, прежде всего, мэру города. Нас, по крайней мере, не дергали, не пытались учить, воспитывать. Не тягали по коврам, в сложных ситуациях не сваливали вину на нас. Это тоже дорогого стоит.

Раз начал раздавать лавры, то хотелось бы от всей команды поблагодарить работников клуба. Особенно на наших женщин, которых всего две. Им часто приходилось заниматься непрофильной работой, трудиться в долг. И все выполнялось очень хорошо.

– Вы говорили, что на встречах в райисполкоме дело порой доходило до ругани. В чем была суть?

– Это было начало сезона. Проблема в зарабатывании средств состоит в том, что все прибыльные места обычно уже заняты. Мы не просили заниматься переделкой бизнеса – об этом даже речи не шло. Но взять самое простое: отдайте нам стадион, и мы, по крайней мере, не будем за него платить, и сможем немножко зарабатывать.

Был написан бизнес-план, очень подробно расписанный, и одобренный председателем исполкома и его замом по финансам. Бизнес-план был высоко оценен Министерством спорта, федерацией. Благодаря ему мы могли бы двигаться вперед. Но, из 10-15 пунктов этого плана кому-то что-то принадлежало. Опять скажу условно. Тот же стадион покрывает необходимость зарабатывания районо. Если стадион отдадут нам – они не смогут зарабатывать. Им тоже ежегодно необходимо отчитываться. Основные распри были здесь. Если мы просили какую-то мощность, она кому-то принадлежала, и кто-то за счет этой мощности решал проблемы своих организаций.

Другое дело – все-таки нужно реально говорить, что в городе есть возможности для передачи в собственность клуба каких-то объектов. Они до сих пор существуют. И в этом плане мы, к сожалению, сезон протоптались на месте. В конце концов, ничего нам не было передано. Возможно, здесь вопрос в плане бизнес-доверия. Справимся ли мы с этими объектами. Мне приходилось несколько раз объяснять, что если бы гостиницу отдали не «Торгсервису», а нам, то ей бы занимались профессионалы. Гостиницей ведь не будет управлять лично директор «Торгсервиса» или один из директоров сети магазинов. Естественно, туда будет наниматься персонал, который разбирается в том, что делает. То же самое могли бы делать и мы. Это не чей-то личный бизнес, но средства, которые проходят через эту гостиницу, шли бы через наш счет, и мы могли бы на этом зарабатывать и продвигаться вперед. Я сейчас не хочу обидеть «Торгсервис», это просто как пример.

Есть вариант передачи детского пионерского лагеря, который сегодня принадлежит районо, и там никто ничего не делает. В лагере можно два-три домика привести в порядок, сдавать в аренду рыболовные принадлежности: лодку, снасти. Туда с удовольствием будут приезжать рыбаки со всей страны. Можно проводить тур выходного дня для рыбаков, потому что там хорошее место. Такая идея тоже была, но, к сожалению, продвинуть ее мы не смогли. В итоге стоим на месте. Хотя ежегодно на инфраструктуру по закону должны были тратить часть средств. И если эти средства посчитать вкупе, за последние годы были выброшены не маленькие.

Иногда думаешь, что лучше купить: трактор или снегоочистительную машину? Вроде бы нужно и то, и то. Но, если честно, и без всего этого можно было обойтись. К сожалению, так и было. Потому что реально вложить в то, что бы нам приносило отдачу через годы, не было возможности. К сожалению, в этом отношении мы практически не продвинулись.

– Есть же вариант и с открытием кафе.

– Мне сложно сказать, почему нам не дают попробовать в этом направлении. Может, кафе – сегодня громко звучит. Да, это сложный бизнес. Но, повторюсь, это не значит, что мы силами клубного офиса, состоящего из трех-четырех человек, будем его поднимать. Нет. Это просто одна из ветвей, за которую можно было бы взяться. Вариантов много. Но благодаря кафе мы могли бы более качественно осуществлять организацию матчей. Плюс в этом году проходил чемпионат мира, плюс могли бы показывать гостевые матчи «Речицы 2014». Определенный контингент уже был бы за нами закреплен. Плюс развитие командного духа.

Может, на первых порах деньги были бы небольшими. Но самое главное – ежегодно на законных основаниях мы тратим средства на питание. Когда мы просто отдаем их футболистам на руки – что они будут покупать, как питаться, правильно ли это – у меня есть большие сомнения. Ведь есть прецеденты, когда один отравился, второй за три дня вдруг набрал три килограмма. А так бы кормили футболистов в собственном кафе, было бы более качественное питание, определенный контроль.

А если подходить с бизнес-стороны, то мы бы перекладывали финансы из кармана в карман. То есть сами себе платили деньги, но получали бы гораздо более качественное питание. Хороший вариант. 800 миллионов, которые ежегодно уходят на питание, мы бы гарантированно вернули себе.

Да, это сложно. Но начинать с нуля всегда трудно. Быть может, в этом году с кафе бы мы и не справились, потому что без государственного финансирования, без дополнительных средств нам ни на что не хватало. А кафе подразумевало определенные финансовые вложения. Наверное, этот год был переходной. Но от мысли о кафе все равно не отказываюсь. В ней есть рациональное зерно. Я могу не разбираться в нюансах, мелочах, но в любом случае мы или будем должны попрощаться с футболом в Речице, или должны идти по какому-то из этих направлений. Потому что другого варианта нам не оставляет Указ Президента. Сегодня в стране такая ситуация, что было решено заставить спортивные клубы зарабатывать. Это может кому-то не нравиться, кто-то может говорить, что это не реально. Я же не хочу это обсуждать. Другого пути попросту нет.

– Когда все игроки подали заявления на увольнение, как отреагировали городские власти?

– Был разговор, что нам начнут гасить долги – вот и все. Но вышло, что в очередной раз нас поддержала компания «Белоруснефть». Написание всей командой заявлений не стало моментом для моей оценки, ведь я же знал, что мы вместе пишем заявления. Я подписался, как и вся команда. Поэтому для меня это был обычный как рабочий момент.

– Сейчас «Речица» выходит из-под санкций. Получается, в следующем году с финансами все должно быть хорошо?

– Существует одна проблема, которая меня немножко пугает. Не раз были ситуации, когда перед стартом нового чемпионата появлялись какие-то нововведения уже в виде сформировавшихся решений. Нас просто ставили перед фактом, и ситуация усложнялась. Если продолжится работа по сегодняшним нормам, то, конечно, в следующем году будет полегче в финансовом плане. И можно будет говорить даже о каком-то запасе на будущее. Тем более, учитывая, что часть средств в этом сезоне мы смогли заработать, и сейчас имеем право какой-то частью средств пользоваться по Указу о спонсорской помощи.

– Будет ли возвращаться имя «Ведрич»?

– Хочется, чтобы ситуация немножко устаканилась. Что касается моего мнения, я с удовольствием вернул бы это имя. Но не хочется, чтобы параллельно с возвращением шла эта волна с обсуждениями «Что?», «Зачем?». Но если мы сможем безболезненно это сделать, то вынесем вопрос на голосование: стоит ли возвращать имя «Ведрич». Тогда определимся раз и навсегда.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты