Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольные роднички/По следам Войцеха Пусловского и Жореса Алфёрова. Стадион «Альбертин» (Слоним)

По следам Войцеха Пусловского и Жореса Алфёрова. Стадион «Альбертин» (Слоним)

Футбольно-краеведческий очерк

Автор — Albertini86
24 августа 2020, 21:41
2
По следам Войцеха Пусловского и Жореса Алфёрова. Стадион «Альбертин» (Слоним)

В Слониме, районном центре Гродненской области, в черте города расположено целых четыре стадиона, три из которых с разной интенсивностью используются местными командами. На главном городском стадионе «Юность» принимает соперников перволиговый «Слоним-2017», а на бывшем военном стадионе «Динамо» основная команда города иногда проводит тренировки (более того, в 2000 году местный «Коммунальник» проводил на нем домашние матчи в рамках высшей лиги). В 2011 году «Белтрансгаз» построил в городе поле с искусственным покрытием, и в данный момент это самая востребованная площадка для игры в футбол. Здесь тренируется «Слоним-2017», проводит матчи молодежь из местной ДЮСШ  и команда, выступающая в чемпионате области.

А вот четвертый городской стадион (а сейчас, скорее, просто поле) «Альбертин», сиротливо расположившийся в одноименном отдаленном районе города, о такой загруженности может только мечтать. Хотя и сам район Альбертин, в народе носящий малопочетное название «козлы» (с обилием в районе этих животных такое название вряд ли связано), и сам стадион имеют свою самобытную историю.  

Альбертин интересен, прежде всего, своим дворцово-парковым комплексом, который был создан в начале XIX века слонимским поветовым маршалоком Войцехом Пусловским (1762-1833) на берегу живописного лесного озера. «Пионер» развития промышленности на белорусско-литовских землях выбрал это местечко в качестве фамильной резиденции, и именно здесь располагалось большинство промышленных активов Пусловского.

Существует распространенная легенда, что название «Альбертин» произошло от  имени сына Войцеха Пусловского Альберта, который якобы утонул в озере,  то ли вместе с семейными драгоценностями, то ли вместе с женой. Историческая правда в том, что никакого сына Альберта у Войцеха Пусловского не было. А был сын Владислав, который сразу после смерти отца в 1833 году назвал усадьбу…в честь отца. Дело в том, что Пусловский-старший почитал католического святого Адальберта (в миру - Войцеха) Пражского и иногда сам использовал свое «церковное» имя Альберт вместо «мирского» Войцех.   

Войцех Пусловский был, мягко говоря, человеком небедным, поэтому и оформлял свою резиденцию в соответствии со статусом. Деревья в сад завозились прямиком из центральной Европы, а декор входной группы дворца – 2 льва и 2 вазы – были созданы известным в те годы итальянским скульптором Антонио Кановой, чьи работы сейчас представлены в Лувре и Эрмитаже. Пусловский был знаком с Кановой, и по просьбе магната итальянский скульптор изготовил эти образцы классицизма, которые до сих пор украшают собой главный вход во дворец.

К сожалению, нельзя сказать, что в настоящее время львы и вазы находятся в хорошем состоянии… Еще два или три льва когда-то украшали вход на террасу, но до наших дней они не дошли.

Также привлекает внимание и сохранившийся в усадьбе флигель, в котором ныне располагается…дворец спорта. Подходящая для дворца спорта высота потолка была достигнута за счет разрушения перегородки между этажами, но экстерьер флигеля остался неизменным. А вот стоящий рядом с дворцом спорта памятник футболисту – это уже не творчество Кановы и не наследие пана Пусловского. Монумент был воздвигнут в начале пятидесятых годов прошлого столетия во время реконструкции усадьбы, видимо, в качестве компенсации за утраченных примерно в то же время львов с террасы. 

В 1928 году, уже после вхождения Слонима в состав Польши, в поселке Альбертин слонимского повета была построена картонно-бумажная фабрика, к ведению которой стадион почти всегда и относился.

Сложно назвать год появления футбольного поля в Альбертине. Первое упоминание о спортивном мероприятии в Альбертине (чемпионат по легкой атлетике) я встретил в польской газете «Przeglad Sportowy» (№ 36 за 1926 год), то есть, еще до постройки фабрики. Каких-либо упоминаний о наличии в Альбертине футбольной команды в те годы мне найти пока не удалось. В 1920-1930-х годах в Слониме в футбол играли, в основном, военные из различных пехотных полков, которые базировались на территории города, а также представители еврейской общины. Отмечу, что история футбола в городах Западной Беларуси в межвоенный период до сих пор полна «белых пятен» и представляет интерес для дальнейшего изучения и исследования.

А вот о развитии футбола в Альбертине в послевоенные годы известно гораздо больше. В 1947 году группа рабочих картонно-бумажного завода выступила с инициативой создать на заводе футбольную команду. С этой инициативой и пришли к директору Борису Цветкову. Директор согласился, что команда нужна, но с одним условием. Руководитель обещал обеспечить команду всем необходимым (формой, бутсами), только когда она выиграет первую игру. И первую же свою игру команда выиграла  - соперником была команда одной из воинских частей Слонима.

Благодаря неравнодушию директора команда «Альбертин» ни в чем не нуждалась, проводила матчи в других городах, участвовала в различных соревнованиях. На её домашние матчи всегда собиралось много болельщиков. В 1951 году не стало Бориса Цветкова, и не стало команды «Альбертин» в её изначальном виде…

Стоит отметить, что район Альбертин в послевоенные годы стал временным пристанищем для известных людей: писателя Василя Быкова и лауреата Нобелевской премии, физика Жореса Алферова. Вот что писал Василь Быков о слонимском этапе своей жизни в книге «Долгая дорога домой»: «В мире начиналась широкомасштабная «холодная война» с перспективой перерасти в горячую. Советскому Союзу потребовалось больше солдат и офицеров. Слонимская артиллерийская бригада преобразовывалась в дивизию и, конечно же, без артиллериста лейтенанта Быкова никак было не обойтись (…) Зиму я прослужил в Слонимской дивизии, квартировал в Альбертине у милой старушки. Ежедневно осточертевшие полевые занятия, в мороз, в метельную непогодь, — зима выдалась суровая. Наконец — долгожданная весна, пригрело солнышко, и Быков получает новый приказ: отправиться для дальнейшего прохождения службы на Дальний Восток».

Будущий Нобелевский лауреат Алферов впервые побывал в Альбертине в 1945 году: его отец участвовал в восстановлении картонно-бумажного завода. В дальнейшем семья Алферовых неоднократно приезжала в Альбертин на отдых. Существует красивая легенда, которую сейчас уже вряд ли можно подтвердить или опровергнуть, что Жорес Алферов провел несколько матчей за футбольную команду завода на позиции вратаря.     

Что касается стадиона, то в послевоенные годы он использовался для проведения игр районного и областного масштаба. Несколько раз на стадионе провела свои матчи в рамках Чемпионата БССР слонимская команда «Торпедо», принимавшая участие в республиканских розыгрышах с 1969 по 1971 годы. Тогда в протоколах название стадиона писалось судьями как «стадион картонной фабрики».  

Новый виток развития стадион и команда получили в 1984 когда на базе все того же картонно-бумажного завода была создана команда «Старт», полностью состоявшая из работников завода. «Старт» проводил почти все свои домашние встречи на стадионе «Альбертин» с 1984 по 1991 год. Именно в 1991 году команда в первый и последний раз сыграла во второй лиге Чемпионата БССР (уже под названием «Альбертин»), а сам стадион принял международный футбольный турнир, на который приехала команда из Польши.

Между тем, с 1992 года основной ареной для местной футбольной команды стал стадион «Спартак» (позже – «Юность»), а поле в Альбертине медленно, но верно стало приходить в упадок.

Лишь единожды, 17 апреля 1994 года, местная команда КПФ сыграла на стадионе «Альбертин» матч в рамках первой (тогда – второй) лиги Чемпионата Беларуси. В гости к слонимчанам приехала гродненская команда с романтическим названием «Химволокно». Фотографии передают колорит данного стадиона и антураж встречи.

В дальнейшем на стадионе лишь изредка проходили встречи чемпионата области. Стадион переходил из рук в руки: от завода к пожарной части, от пожарной части к КУСОП «Коммунальник» и т.д.

На стыке десятилетий нового века стадион, казалось, ожил. В 2009 году здесь проводил свои встречи в рамках чемпионата области «Белтрансгаз», делавший первые шаги в большом футболе. Проходили встречи юношеских команд в рамках «Хрустального мяча» и турнира лицензирования. Иногда проводил товарищеские матчи и тренировки слонимский «Коммунальник», на балансе которого  находилось в то время это поле, и за которое он платил немалый налог.

Но после открытия в городе стадиона с искусственным покрытием стадион в Альбертине стал совсем никому не нужен. Были вывезены или просто сломались все имевшиеся трибуны, покосились ворота, все выше и выше становилась трава, падал забор.

Конечно, искусственное поле объективно удобней в использовании и эксплуатации – оно пригодно для игры в дождь и снег, за ним не нужно ухаживать, как за газоном, но всегда немного обидно, когда самобытные маленькие стадионы в силу различных причин не используются для игры в футбол и приходят в упадок.  

Я приехал в Слоним в середине августа и увидел на поле уже ставшей привычной картину: трава доросла почти по пояс, в некоторых местах покосился некогда новый забор, гниют ворота, а на всю эту картину безмолвно, величественно и немного грустно смотрит пожарная каланча…

P.S. При подготовке статьи использовались исторические материалы С.Чигрина и С.Ёрша.

Фото автора, из открытых источников и из архивов ветеранов слонимского футбола.