Tribuna/Хоккей/Блоги/Магистр/«Роза, дай музыку погромче. Порадуй людей». Как «Беларусь 5» делает прямые эфиры

«Роза, дай музыку погромче. Порадуй людей». Как «Беларусь 5» делает прямые эфиры

Повышенный уровень бдительности, «Улицы разбитых фонарей» и «секундомерщик» Новицкий. Вадим Кнырко посмотрел хоккейный матч из ПТС «Александрина».

Блог — Магистр
Автор — Вадим Кнырко
29 марта 2015, 21:25
19
«Роза, дай музыку погромче. Порадуй людей». Как «Беларусь 5» делает прямые эфиры

Повышенный уровень бдительности, «Улицы разбитых фонарей» и «секундомерщик» Новицкий. Вадим Кнырко посмотрел хоккейный матч из ПТС «Александрина».

– Ребята, просьба: занесите это в ПТС, передайте ассистенту режиссера, а я пока Новицкого в студию отведу, – редактор хоккейной трансляции Антон Мелешев отдает стартовый протокол.

Обычно передвижная телестанция во время матчей на «Минск-Арене» стоит неподалеку от служебного входа, возле которого болельщики встречают хоккеистов. Рядом с фургоном курит работник БТРК.

-- А где тут вообще вход?

– Да в любой заходите. А вы кто вообще?

-- Интернет-сайт. Репортаж делаем. С Булацким договорились.

– А, ну заходите...

***

Поднимаемся по приставной лестнице, открываем дверь и… яркий свет. На улице уже смеркается, а в «Александрине» всегда светло. Причем не только от потолочных ламп, но и от мерцания всяких телевизоров и мониторов маленьких компьютерчиков. Столько экранов в одном месте я видел только в «Электросиле». Пока не был на космической станции, но там, наверное, обстановка очень похожая.

Внутри – настоящий муравейник. Очень много людей, каждый из которых занимается своим делом. Пока ищем ассистента режиссера, нас останавливает примерно пять человек и спрашивает, кто мы такие. Отвечаем по старой схеме – сайт, репортаж, Булацкий. Упоминание Булацкого действует на работников БГТРК как заклинание.

Нашли ассистента, отдали составы. Начинается заполнение титров – лайнапы, все дела. К слову, статистика привязывается к каждому игроку до начала трансляции, а уже во время матча «голы, пасы, очки, секунды» меняются вручную.

***

Свободных мест нет. Идем гулять по станции. Возвращаемся в конец фургончика. Это большой инженерский отсек.

На людях, работающих в нем, едва ли не самая большая ответственность – они следят за тем, чтобы все функционировало. Как только какая-то неполадка, именно они начинают искать причину технической неисправности и пытаются вернуть все на места.

А вот, собственно, режиссерская секция. Во время матча здесь работают режиссер трансляции, редактор и несколько ассистентов.

Режиссер трансляции – человек, который рулит всеми. Он дает указания операторам, переключает камеры в эфире, запускает повторы, смотрит одновременно во все мониторы и держит связь с головным офисом БТРК. В общем, занимается тотальным контролем. В тот день за пультом сидел Дмитрий Воропай.

«Мистер спокойствие» – так называют его ребята из БГТРК. Действительно, Дмитрий – настоящий профи и не позволил себе ни малейшейго кипиша во время эфира. Хотя порой щекотливые моменты возникали.

Редактором в тот вечер был Антон Мелешев. В его обязанности входит шефство над комментатором и студией (если та работает). Кроме этого, редактор следит за правильностью написания титров.

Ассистенты режиссера – еще несколько важных рабочих рук. Эти люди оперативно нарезают повторы, выводят титры на экран и сообщают режиссеру о каких-то важных моментах – в одиночку за всем не уследить.

***

ПТС начинает свою работу примерно за четыре-шесть часов до матча. Почему так рано? Просто посмотрите на эти мотки шнуров и кабелей.

Для того, чтобы все подключить, нужно очень много времени. Кроме самой «Александрины» на место события выбирается еще один грузовик, начиненный аппаратурой – камеры и аксессуары к ним, свет, микрофоны и прочая мелочевка.

Непосредственно отладка аппаратуры начинается за 45-60 минут до эфира. Каждая камера, каждый микрофон настраиваются отдельно. За пять минут до начала трансляции в режиссерскую заходит Павел Булацкий: «Всем удачи! Поехали!» Майор Соловец и «Улицы разбитых фонарей» уже выключены.

Передача «Овертайм. КХЛ» – лишние хлопоты для режиссера и редактора. Во-первых, прямой эфир дольше. Во-вторых, все сюжеты монтируются чуть ли не с листа.

– Роза! – режиссер обращается куда-то в сторону. Вот это да – тут еще одна маленькая комнатка для звукорежиссеров. – Дай музыку погромче. Порадуй людей, пусть прокачаются.

***

Работать с Владимиром Новицким – не самое спокойное дело. Есть выражение «миллиметровщик», а Новицкий – «секундомерщик». Эфир расписан до мгновений. Если на студию отведено 17 минут 30 секунд, значит, так и должно быть. Но у Новицкого свои правила.

– Владимир Николаевич, осталось 30 секунд, – предупреждает редактор.

Но Новицкому все ни по чем. Ведущий «Овертайм. КХЛ» продолжает рассказывать о статистике взаимоотношений минского «Динамо» и «Йокерита».

– Владимир Николаевич, 20 осталось.

Новицкий задает вопрос гостям в студии. В ПТС все уже на нервах.

– Уходим! – Антон Мелешев уже чуть ли не кричит в ухо ведущему. К слову, подсказки редактора в наушниках слышат все – и ведущий передачи, и гости в студии, и операторы. Новицкий сворачивается на последней секунде и передает слово комментатору. Мастер!

– Я все контролирую, – спокойно резюмирует мэтр и разворачивается смотреть хоккей.

Во время матча все спокойно. Комментатор Александр Дмитриев обращается в студию лишь по двум вопросам: «Как зовут мальчика, который исполняет гимн?» и «Кто говорит о результатах в параллельных матчах – он или Новицкий?».

***

«Динамо» проваливает второй период. Настроение на нуле.

– Будет кто-то из динамовцев в перерыве? – интересуется Новицкий.

– Да, Аня Любенкова попробует кого-то выцепить, – докладывает редактор.

– Фиг кто остановится. После такого-то провала, – добавляет кто-то из ассистентов.

Чуйка не подводит – все динамовцы шагают мимо микст-зоны в раздевалку.

– Владимир Николаевич, динамовцев не будет.

– Понял.

Поправки в работу студии внесены мгновенно.

***

Диалоги в ПТС молниеносны и обычному человеку могут быть непонятны.

– Сколько повторов? – спрашивает режиссер.

– У меня два, – отвечает ассистент.

– Какой ЕВС?

– Шестой.

– Отлично.

– Можно еще дать повтор с камеры над воротами, – предлагает второй ассистент.

– Супер. Давай, даем три повтора. Готов?

– Да.

– Запускаю!

Команды операторам раздаются в зависимости от ситуации. Спорный момент? Акцент на тренеров. Удаление? Показываем судью и удалившегося игрока крупным планом. Заброшенная шайба или опасный момент у ворот? Ищем хоккеиста на лавке.

За время репортажа режиссер не встает из-за пульта ни на секунду. А проходит, между прочим, часа три с половиной.

– «Беларусь 5», как слышите меня? Сколько у нас после матча? – небольшая пауза, после которой всем участникам эфира сообщается, что после финальной сирены работа продолжается еще 12 минут.

– Хорошо, что завтра выходной.

– Слава Богу, – да уж – два дня подряд такого ада выдержать крайне проблематично.

Прямой эфир – очень сложное предприятие. Когда смотришь телевизор, об этом не задумываешься совсем. Но нюансов очень много. И трудится над выпуском качественной картинки не один десяток человек. 

Кстати, «Динамо» в тот вечер проиграло «Йокериту» – 0:5. Настроение у работников ПТС упало ниже плинтуса. Поговаривают, во время побед «зубров» «эмоционирует станция» не слабее самой «Минск-Арены».

Фото: Tribuna.com/Максим Дмитриев, tvr.by

Другие посты блога

Все посты