Tribuna/Футбол/Блоги/Блог из картона/Отцы и дети. Смена поколений в журфаковском футболе

Отцы и дети. Смена поколений в журфаковском футболе

Интерпретация классического сюжета на новый лад

3 октября 2016, 14:47
Отцы и дети. Смена поколений в журфаковском футболе

Примеров смены поколений в мировом футболе очень много. Садился на скамейку Касильяс, отправлялся в США сердце «Челси», диспетчер «Челси» Фрэнк Лэмпард. Но если тогда эти вопросы решались на высоком уровне, то журфак предпочел революцию в локальном чате.  Кто был прав, кто виноват, и, что самое главное, кто при этом остался непосланным (таких очень мало) – решать присяжным. Слушается дело об убийстве с особой жестокостью – умерщвлении журфаковского футбола. Ответчики себя виновными не признают.

Глава 1. Отцы.

Когда Тургенев писал «Отцов и детей», он и представить себе не мог, что спустя 130 лет его сценарий лучше всех будет разыгрывать не московский театр, а Институт Журналистики. Умудренные опытом, сохраняющие традиции Киселев и Ивулин, возможно, и представить себе не могли, какая пропасть может существовать между двумя поколениями. Результатом долгих и нелицеприятных переговоров стало отстранение от чемпионата двух знаковых фигур – лучшего бомбардира в истории сборной и капитана последних лет.

Показания дает главный свидетель обвинения Александр И. (здесь, и впредь фамилии указываться не будут во избежание давления на участников суда):

«Сложное было воскресенье. Настолько, что хотелось завязать с футболом на факультете в любом виде. Капитанская повязка едва не отправилась к организаторам чемпионата вместе с кубком. Уснув после пяти утра, решил этого не делать. Ставить свои интересы выше интересов других, как принципиальный Паша Остроух, не буду.  Приглашение выпускников всегда было доброй традицией. В прошлом году сам бы воспользовался этой функцией, случись недобор в моей команде. До последнего с этим были вопросы. Мне по-человечески жаль команду Паши Остроуха и Ярика Писаренко, которая четыре года мучилась: играла то всемером, то с девушкой в составе. За маленькие подвиги ребятам плюс, но разве вам было интересно смотреть на их страдания? Мне совсем не очень. Буду рад, если в нынешнем сезоне курс этих ребят соберется в полном составе. Признаться, в это не очень верится. Для меня дико, что регламент чемпионата и, пожалуй, один из самых важных его пунктов переписывают люди, которые не имеют на это права. Хотите сделать ковыряние в песочнице, забыв о традициях? Делайте. Правда, это несильно поможет заявить о себе тем, кто никогда этого не делал. Точечные усиления из выпускников могли сделать этот турнир хоть немного, но интереснее. 

Мне чересчур сильно хотелось сыграть на чемпионате? Поверьте, мне есть где бегать по выходным. Для меня это было непринципиально, если бы хоть кто-то нормально пригласил. Куда больше меня испугало, что за пять дней до начала чемпионата нигде не было никакой активности. Жеребьевка? На нее даже не позвали. После мероприятия видео на два лайка, а в группе сборной ролик под музыку «Реквием по мечте». Я привык, что журфаковские турниры предваряет крутая активность, привык к качеству. Вместо этого ни-че-го. Ребят, ну какие традиции? Какая душевность? Нарезка цитат Лукашенко?»

Поддерживает обвинение  друг и соратник Александра. Ярослав П. долгие годы играл в команде, которая в плане непредсказуемости могла похвастаться только меняющимся количеством игроков. Теперь, когда в конце тоннеля замаячил свет, все пошло не так:

«Прошлое должно оставаться в прошлом». Кто-то в организаторском чатике так выразился. Так и случилось. Чемп действительно поменялся. Теперь это сугубо выяснение отношений между курсами. Просто соревнование. Все это благодаря тому, что отменили сокровенный пункт о выпускниках. Почему он так важен? Я не буду говорить о его практических плюсах. Серьезно, на 5 курсе сложно собрать команду. Старшаки не очень-то хотят выглядеть клоунами на поле, поэтому играть вообще не идут. Но это все понятно. Важнее другое. Наш чемпионат всегда посещали выпускники. 2-3 играло, еще какое-то количество приходило посмотреть на коллег. Так и создавался неплохой движ. После игрового дня все шли в пиццерию компанией человек 20 и обсуждали день. Спорили, кто больший корч и чей гол был более-менее смотрибельный. В разные времена в этой тусовке были Мордасевич, Татур, Мелкозеров. Говорят, даже Гучик приходил. Но я не уверен. Кто из о уважаемых журналистов  придет смотреть на чемпионат сейчас? Условный Мелкозеров пойдет смотреть на гениальные удары Транчонка? Или на сольные проходы Мильто? Или, может, его зацепит безукоризненная игра в обороне Банного? Ничего личного, ребят, но нет. Если был бы Ивулин, Киселев, к примеру, может кто бы и пришел посмотреть на них. А так на трибунах будет несколько громких девчат, которые подтянутся часам к 10. Ничего против них не имею, даже наоборот... Но ветераны журфаковского футбола вряд ли будут. Если нынешним организаторам это не так важно, то все нормально. Может сейчас времена другие. Но, скорее всего, это последний год футбола на журфаке».

Вопросов нет, представители истца могут присаживаться.

Глава 2. Дети.

Как же быстро растут чужие дети. Любой читатель не раз слышал и еще услышит такую фразу. Занятые родители, которым часто не до своих чад, потом очень сильно удивляются по поводу того, что из них вырастает. На журфаке за год, прошедший между чемпионатами, пророс нигилизм, которому позавидовал бы сам Базаров. Они просят, чтобы их называли «New Generation», отвергают всякие авторитеты и меняют регламенты как перчатки. Их много, они везде.

Но слово предоставляется тем курсам, которые могли набрать выпускников, но отказались от этого. К примеру, ответчик Александр П. с самого начала выступал против:

 «Тут скорее дело не в том, что мною руководствовало, а в том, какую позицию я занял в этой «гражданской войне». И в первую очередь мне, конечно, хотелось бы стоять на передовой, но по обе стороны. Да, где-то грезить мечтой о равномерном распределении выпускников по всем курсам... Но ведь кому-то они не нужны, а кому-то нужны, и в большом количестве. А вообще - не традиция это. Если в том году не прибегли к ней, то чем этот год хуже? Выпускной курс Киселёва наглядно показал в своём последнем турнире, что приглашенные игроки не красят игру остальным командам... Отсюда, наверное, и нежелание принять этот пункт».

Присяжные с удовольствием выслушали и представителя курса, который в своем мнении разделился на две равные части. Слово держит оппозиционер Павел О.:

«Началось всё с момента обсуждения нашим курсом правила, по которому мы можем пригласить выпускников. Я давно говорил, что делать этого принципиально не собираюсь. Однако мнения в команде разделились, и мы пришли к тому, что за приглашение Александра Ивулина, выдвинутое Ярославом Писаренко, проголосовало больше людей. Я в этом участвовать не собирался, поэтому передал капитанские полномочия Ярославу и отминусовал. Играть и побеждать таким образом желания нет. Это нечестно по отношению к другим курсам. Апелляции к тому, что у команды не соберётся состав? Залатать дыры можно было бы в крайнем случае игроками нашего уровня. Говорить о том, что выпускники придают турниру больший интерес, конечно, можно. Но ведь курс Ивулина никем не украсил ни прошлый чемпионат, ни кубок. 

Понятно, что для тех же Ивулина и Киселёва футбольная тусовка - не пустое место, и нельзя терять связь между поколениями. Поэтому можно привлекать выпускников в другом формате: как судей, комментаторов, аналитиков, да и просто приглашённых гостей. Плюс можно проводить товарищеские встречи, вроде «Матча звёзд».

Я считаю, что единственный вариант, при котором можно задействовать выпускников - драфт, то есть распределение таких игроков по всем курсам».

Драфт, к слову вводится с момента моего поступления на журфак. Наверняка, скоро дожмем. Но это к делу не относится.

Глава 3. Барельефы на скалах.

Как останутся навеки барельефом на американских скалах Вашингтон, Джефферсон, Рузвельт и Линкольн, так и на журфаковской скале никогда не изгладятся образы отцов-основателей футбольного движения. В те далекие времена, когда еще существовал первый регламент, их было много.

Но даже нынешних игроков приводят в трепет две фамилии – Мелкозеров и Мордасевич. И первый (тот самый, кому сборная по гроб жизни обязана своей формой) высказался лаконично и кратко: «Правильно. Согласен». А вот Сергей М., по всей видимости, последний человек на факультете, которого уважали и слушали, выступал чуть больше:

«В свое время такая практика возникла, по сути, из-за одного человека — Никиты Мелкозерова. Он уже закончил журфак, но без него играть чемпионат было как-то неинтересно. Наш курс заметно выделялся на фоне остальных, и мы, в частности я, хотели себе сильного соперника. Никита его и обеспечивал, выходя на поле сам и подтягивая других выпускников. Видимо, сейчас невысокий уровень сопротивления ребят с журфака устраивает. Но это ни в коем случае не претензия. Хотите играть сами — играйте. Ваш чемпионат — вы и решаете. Я-то тут при чем? Хотя можно понять и Иву с Киселем. Закончите вы сами — и наверняка тоже захотите еще поиграть, да уже не будет возможности. А в качестве выхода из ситуации предложу задуматься о включении команды ветеранов в следующие розыгрыши — пусть и вне турнира. Как вариант, можно провести товарищеский матч "Сборная чемпионата" — "Выпускники". Кстати, на моем первом чемпионате журфака такая игра как раз и была организована. Правда, ее поставили перед финалом, и наш курс и курс Мелкозерова своих людей в "Сборную чемпионата" резонно решили не отправлять».

Глава 4. Тем, кто с нами.

Футбол – это не все, но все без футбола ничто – неизменно гласит слоган на слуцком городском стадионе. Если перекладывать этот девиз в плоскость своего факультета, получится, что футбол для нас это все, но футбол без поддержки ничто.

Как обычно бывает в вооруженных конфликтах, чаще всего от этого страдают мирные люди. В нашем случае есть риск, что скандал (слишком громкое, но подходящее слово) может лишить журфаковский футбол последнего, из-за чего эту сборную все еще не распустили – ее атмосферы. Ведь дело в том, что какие бы люди не играли, в какую бы погоду и с каким счетом, на бровке их всегда поддерживают.

А сейчас в воздухе витает подозрения, что у нашего футбола как у покрасившегося в рыжий – больше нет души. Поэтому за экспертным и не менее важным мнением необходимо обратиться к свидетельствам руководителя фан-движения Елены К.:

«Прежде чем высказывать что-то "за" или "против" определенной точки зрения, хочу сказать, что я в любом виде люблю наш футбол. За душевность, за идейность, за людей. Как бы ни проходил чемпионат в этом году, с выпускниками или без, зрелище будет стоящее в любом случае. Итак, что мы имеем в этом году: Ивулин задерживается еще на сезон в сборной, Киселёв возвращается. Трепещите молодёжь, эти двое места в сборной уже застолбили. Но только на чемпионат их не пускают. И, в принципе, есть объяснения и тому, почему они должны играть как приглашенные выпускники, и тому, почему будет справедливо ждать их лишь в сборной.

Во-первых, Никита и Саша – золото этого футбола. Те, кто играл с легендами нашего журфака. За все их заслуги, отдавая дань традициям, естественно, стоит их пустить на поле. Как минимум потому, что они вложили больше, чем многие в этот футбол. Традиционный регламент отдаёт дань приглашению выпускников. Ну, и у пятого курса не будет никаких вопросов по составу, не придется, как когда-то, играть всемером.

С другой стороны, такие магистранты – приличное усиление в каждой команде. Если говорить по факту, они не учатся ни на одном из предложенных курсов. И если пойдут играть за 4-5 – это будет несправедливо по отношению к тому же первому. Паше Остроуху по душе такая справедливость – никаких выпускников, только со своих курсов (максимум - заочники и отчисленные) и все равно, что состав пятого курса похож на хромую лошадь. Я доверяю ему, и почему бы не попробовать сделать так, как он задумал. Да и никто особо не возражал, не протестовал, не высказывался.

После кучи споров Паша отдал капитанку, чтобы голос пятого курса был  за  выпускников. Увы, ничего не вышло. В результате голосования выпускники не выступят на чемпионате. На чьей стороне была я? А ни на чьей. Хотелось бы, чтобы на разрешение этого вопроса ушло меньше оскорблений, нервов и пафоса. Рано или поздно поколения радикально меняются. Привычные легенды не смогут всегда оставаться университетскими звездами. Как против этого пойдешь-то?»

«А судьи кто?» - закричал Грибоедов, если бы находился сейчас здесь. А судьи вы. Те, кто не имеет симпатий ни к одной из сторон.

Господа присяжные заседатели, свидетели заслушаны и теперь важно вынести правильный приговор. Каждый из вас помнит, чем закончились «Отцы и дети» в оригинале. Нет, стоп. Скажу по-другому. Тот, кто помнит, как закончились «Отцы и дети» в оригинале, пускай и принимает решение. Образованные и беспристрастные. Как и все мы.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты