Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/Черенков-1993. Последнее удаление, последние голы, последний сезон на фоне «Санта-Барбары»

Черенков-1993. Последнее удаление, последние голы, последний сезон на фоне «Санта-Барбары»

Это 27 часть рубрики «Самые запоминающиеся матчи Федора Черенкова»

20 августа 2016, 10:54
Черенков-1993. Последнее удаление, последние голы, последний сезон на фоне «Санта-Барбары»

Это 27 часть рубрики «Самые запоминающиеся матчи Федора Черенкова»

 

Почти два года назад ушел из жизни ВЕЛИКИЙ футболист. Воистину всенародный любимец. Его боялись и уважали соперники на поле. Его игрой восхищались миллионы болельщиков по всей огромной стране под гордым названием СССР. И это не бравурные слова. Мы, граждане Советского Союза, гордились своей страной, и были ее патриотами. И Федор Черенков здесь не исключение. Он по мере своих сил и возможностей защищал честь флага великой державы на международной арене в составе первой и олимпийских сборных Союза. Он просто блистал в московском «Спартаке» и выдал не одну сотню прекрасных матчей. Но я хочу вспомнить самые самые, которые навсегда врезались в память болельщиков. Причем, не всегда эти воспоминания были в позитивном аспекте. Но обо всем по порядку.

  

 На протяжении 1992 года про Черенкова - ни слуху, ни духу. В те времена еще не было Интернета, и узнать про своего любимого футболиста можно было только со страниц газет, да экранов телевизора, или вот слушая радио. Но мы, поклонники таланта нашего Феди, живущие вдалеке от Москвы и уже в другом государстве, как бы не рвали глаза, просматривая интервью главного тренера «Спартака» Романцева, надеясь по старой привычке хоть между строк выведать про судьбу своего любимца, напрягались напрасно. Все усилия узнать хоть что-то про Черенкова были тщетны. Вот и решили, было, что «звезда» советского футбола окончательно погасла на спортивном небосклоне.

 

И как же все мы обрадовались, когда Федя был заявлен за «Спартак» на сезон 1993 года. Правда, вот не было уверенности, что Черенков сможет составить конкуренцию парням помоложе, которые уже заставили уважать себя всю футбольную Европу, выйдя в четвертьфинал Кубка обладателей кубков, когда обыграли в красивейшем и драматичном противостоянии именитый английский «Ливерпуль» в 1-8 финала – 4:2 в Москве и 2:0 в гостях. Тогда под руководством Романцева собрался очень мощный состав, который мог решать самые высокие задачи во всех турнирах, в которых «красно-белые» принимали участие. Станислав Черчесов, Дмитрий Хлестов, Андрей Чернышов, Виктор Онопко, Валерий Карпин, Николай Писарев, Андрей Пятницкий, Игорь Ледяхов, Дмитрий Радченко, Владимир Бесчастных… Эти ребята не имели себе равных в России, и уже завоевали почет и уважение на международной арене.

Тем более было странным их поражение в первом туре российского чемпионата 1993 года, когда 8 марта проиграли в заснеженном Ростове-на-Дону местному «Ростсельмашу» - 0:2. Да уж, сделала «подарочек» «народная команда России» всем женщинам Ростова-папы, устроив под вечер всенародный праздник мужчинам. А те, в свою очередь, как следует отметили выигрыш своих любимцев у САМОГО «Спартака». Во время торжественных застолий по забегаловкам Ростова, да и просто в парках города и подъездах домов, болельщики «Ростсельмаша» заходили в своих рассуждениях очень далеко, типа «Спартак» перед матчем с нами обыграл в Роттердаме «Фейеноорд» - 1:0, а мы обыграли «Спартак». Значит, мы сильнее и голландцев, и ливерпульцев!». А потом мужья, под такие эйфорийно-победные рассуждения хорошо накушавшись водочокой, и отполировав все это дело пивком, заявлялись на ясные глаза своих вторых половинок. И если представительницы прекрасной половины человечества начинали упрекать своих мужчин в том, что они «нажрались и приползли», то получали такого мемеля по полной программе, просто ховайся. И вспоминали женщины о том, что они слабый пол, а так же своих мам, что мама не горюй! Только не спрашивайте меня откуда мне сие ведомо. Знаю, и все тут.

Так вот в матче с «Ростсельмашем» Черенков заменил на 61 минуте Писарева. Во втором туре «Спартак» играл в Ставрополе против местного «Динамо», и Федя отыграл уже от звонка до звонка. Правда, игру своего любимого футболиста мы, украинцы, пока не видели, узнавая, что «десятка» «Спартака» снова зажигает на поле со страниц спортивной периодики. Газету «Советский спорт» выписывал автор этих строчек. А вот еженедельник «Футбол» можно было прочитать у моего друга Пашки. Он как раз вернулся со своих одиссей по области домой. Женился мой друг в апреле 1989 года, работая киномехаником в одном из степных сел родной Херсонщины. Причем жена была коренная жительница областного центра, и познакомился он с ней на рейсовом «Икарусе». Естественно, что молодой девушке не понравилась сельская жизнь, и Павел, поддавшись на «Хочу обратно к цивилизации!» от жены,  вскоре переехал вместе со своей второй половинкой в ее родительские пенаты. Выдержал он жизнь в прыймах немного более трех лет. И однажды, приехав с женой и маленьким сыном домой к матери, просто не вернулся в Херсон. Это произошло как раз после 8 марта 1993 года. Потом Пашка мотнулся на место работы, рассчитался «по семейным обстоятельствам», заскочил к теще, забрал свои вещи, и телевизор с приставкой.

В то время на всём постсоветское пространство гремел американский сериал «Санта-Барбара». Так вот он транслировался по Второму российскому телевидению (или как там оно тогда называлось). А ловился этот канал только на дециметровых волнах. То есть, нужно было покупать, или вот самому делать, соответствующие антенны, а к ним приобретать в магазинах приставки. И не было счастливее тогда людей, чем обладатели этих продолговатых черных коробочек с рычажком на верху, который водишь туда-сюда для настройки нужного тебе канала. У меня дома были антенны только на метровые волны. Зато у Пашки – полный комплект! Вот и пригласил он меня к себе в гости на просмотр ответного четвертьфинального поединка Кубка кубков «Спартак» - «Фейеноорд», когда ехали вечером вместе на рейсовом ПАЗике из Новой Каховки. Я возвращался здорово захмелелым с работы. Вкалывал как раз в АМП СПМК-560 электрослесарем, и здорово в тот день подкалымил. Так что ехал домой не только с деньгами, но и добряче затаренным алкоголем и хорошей закоской. Пашка ездил устраиваться на работу. Разговорились по пути. И вот я к своей большой радости оказался у своего друга в гостях.

В зале стояло два телевизора. Один работал на метровых волнах, второй – на дециметровых. В случае если и тетя Нина, и Павел хотели смотреть разные программы, то в один из телеприемников вставлялись наушники, который мой товарищ навез домой, крутя кино в своем колхозе. До футбола оставался еще час. Быстро накрыли стол. Разлили по стопарям водку. Выпили. Закусили. Я в предвкушении разговоров и споров на футбольные темы, с огромным удовольствием затянулся «Ронхилом». Но не успел я задать Пашке вопрос: «Как ты думаешь, выпустит ли сегодня Романцев Черенкова против голландцев?», как спросили у меня, кто мне больше всех нравится в «Санта-Барбаре». Потом я очень сожалел про ответ, что не видел ни одной серии, так как пришлось битый час выслушивать от гостеприимных хозяев краткое содержание прошедших пару-тройку сотен серий во всех подробностях. Боже, я тогда возненавидел всех этих СиСи до такой степени, что уже когда сам вскоре прибрел такую вожделенную дециметровую антенну с приставкой, что принципиально никогда не смотрел «Санту-Барбару».

18 марта 1993 года в семь часов вечера по московскому времени из стадиона «Торпедо» пошла картинка на телевизор, а мне в два голоса буквально поют дуэтом кого СиСи хватал за сиси. Если бы вы знали, уважаемые любители футбола, как мне хотелось в тот момент вскрикнуть: «Та на фиг мне сдался этот ваш СиСи со всеми его сисями-мисями, если Черенков вышел в основе!». Но желание увидеть игру своего любимого футболиста перевесило всё на свете. Так я и смотрел весь первый тайм под «хиты» про «Санту-Барбару», наблюдая, как Карпин выводил «Спартак» вперед, а хорошо знакомый венгр Йожеф Киприх счет сравнивал. И только в перерыве, выйдя на перекур, начали говорить с Пашкой про футбол. Что задрал этот Киприх, то сборной СССР осенью 1991 года двуху забьет в отборе на чемпионат Европы, то вот теперь «Спартаку». Я заметил, что Федя выглядит на поле очень даже ничего. Оказалось, что друг за своими рассказами про СиСи поглядывал на экран только мельком, и теперь уже мне уже пришлось ему вкратце, но со всеми подробностями пересказывать содержание первого тайма.

 

 

Когда смотрел первый тайм «Спартак» - «Фейеноорд», то был готов поразрывать на мелкие кусочки всех этих СиСи с сиси и без, которые на этом фото. Вот была бы закрутка сюжета, случись подобное. Настоящая «Санта-Барбара»

 

 Вторую половину поединка «Спартак» - «Фейеноорд» мы смотрели уже вместе с другом, полностью сосредоточенные на игре. Теть Нина, правда, по нашему возвращению, попыталась было снова возобновить свои «Санта-Барбарные» атаки, вспомнив еще какие-то подробности сериала. Но здесь уже ее остановил сын, мол, мам, футбол же смотрим, и женщина удалилась в другую комнату заниматься любимым своим подзаработком – шитьем.

 

А матч был очень напряженным. Забей одна из команд гол, и именно она на коне. Отличились спартаковцы за десять минут до конца матча. А потом произошел эпизод, после которого я с грустью произнес: «Это не тот Федя Черенков, которого мы любили!». Раньше, до матча с АЕКом в 1-16 финала Кубка УЕФА осенью 1991 года спартаковская «десятка» имела в своем пассиве четыре предупреждения, и прослыла истинным джентельменом на футбольном поле. Черенков действительно был таким, и никогда не отвечал на грубость соперников. А здесь все увидели, как Черенков машет кулаками в попытке наказать тех, кто нарушал на нем правила. И в матче с греками, и с «Фейеноордом» Федя был изгнан из поля, увидев перед собой красные карточки. И поделом, нужно признать.

 

 

 

Но вскоре горечь от удаления Черенкова подсластил Радченко, забивший третий гол в ворота Эд де Гуя на предпоследней минуте того драматичного поединка. Что означало только одно – «Спартак» во второй раз в своей истории пробился в полуфинал одного из трех клубных турниров «старого света». На сей раз, после Кубка чемпионов-1991 пришла очередь Кубка кубков-1993. При Константине Ивановиче Бескове «красно-белые» ни разу не достигали подобного, дважды пробившись в четвертьфиналы Кубка чемпионов-1981 и Кубка УЕФА-1984. Это я к тому, что Бесков построил супер «Спартак» в Союзе, которым время от времени восхищались в Европе после его феерий (Брюгге, Лондон, Бирмингем и снова Брюгге). Романцев же смог построить команду, которая составляла конкуренцию на международной арене сильным мира сего, не имея поначалу конкурентов в России вовсе. Черенков, кстати, сыграв против «Фейеноорда», отметился таким образом во всех трех еврокубках. Ведь при Бескове «Спартак» ни разу не стартовал в Кубке обладателей кубков, хоть и считался кубковой командой. Такие вот парадоксы. Ну, не было успехов у «Спартака» при Константине Ивановиче в кубках разных уровней, хоть ты тресни!

Черенков в сезоне-1993 отыграл полностью семь матчей из 37-и, в которых принял участие. Федю то выпускали на замену, то меняли по ходу игры. Бывало, что и то, и другое одновременно. 34 года, все-таки, Черенкову исполнилось 25 июля. Заслуженный ветеран, как-никак. Но, тем не менее, свои обязанности бывший капитан «Спартака» выполнял добросовестно. И очень часто блистал на поле как остроумными точными пасами своим партнерам по команде, так и отмечался голами в ворота соперников.

Первый мяч в сезоне-1993 Федя забил 16 июня во Владивостоке местному «Лучу» (победа «Спартака» - 3:0). Второй успех не заставил себя долго ждать. 2 июля, заменив на 78 минуте Писарева под бурные аплодисменты 15 000 зрителей на «родных» «Лужниках», Черенков отблагодарил многочисленных поклонников своего таланта голом в ворота московского «Локомотива», доведя счет до разгромного – 3:0. Будущий «Босс», а пока просто перспективный голкипер Овчинников был бессилен против такого расстрела в упор.

 

 

 

5 июня 1993 года Черенков последний раз в своей карьере отличился «дублем». В Нижнекамске, выйдя на замену с началом второго тайма, Федя провел два последних гола из пяти спартаковских в ворота «Нефтехимика». А 14 августа, уже на своем поле, принимая на стадионе «Динамо» (3 000 зрителей) в 1-8 финала Кубка России новотроицкий «Металлург», «Спартак» снова громит своего соперника – 5:0, и один из мячей опять проводит Федя Черенков, оказавшийся в нужное время в нужном месте. В этом матче всенародного любимца заменили, и опять под аплодисменты немногочисленных зрителей, собравшихся на трибунах.

 

 

 

Как уже написано выше, «Спартак» не имел себе конкурентов на внутренней арене, где громил одного соперника за другим. Например, после уверенной домашней победы над самарскими «Крыльями Советов» с голом Черенкова, «красно-белые» после 25 проведенных матчей опережали идущего вторым «Ротор» на девять очков (41 против 32). А к финишу чемпионата этот разрыв только увеличился – 53:42 (замечу, что в то время на победу начислялось два очка). Время острого соперничества «народной команды России» с подопечными украинского тренера Прокопенко еще не настало по той простой причине, что Виктор Евгеньевич вернется в Волгоград только со следующего сезона.

 

 

 

Все же истинная сила команды познается в международных официальных турнирах. Осенью 1993 года «Спартак» стартовал в Кубке европейских чемпионов, который после квалификаций и двух основных раундов плавно трансформировался в Лигу чемпионов. «Спартак», благодаря своим успехам последних пяти сезонов, был среди восьми сеянных сильнейших клубов «старого света». Что, впрочем, не давало стопроцентных гарантий на участие в Лиге чемпионов. Это уже сполна испытали на себе «сеянные» гранды. Как вот французский «Олимпик» из Марселя осенью 1991 года (с такими «звездищами» в составе – Папен, Абеди Пеле, Дешам, Аморо, Уоддл…), ведя дома 3:0, умудрился пропустить два гола от пражской «Спарты», а потом и вовсе проиграть в Чехословакии – 1:2. Так финалист последнего Кубка чемпионов перенес воплощение своих амбиций на неопределенное будущее. Спустя год сия горькая участь постигла уже «DreamTeam» Йохана Кройффа. «Барселона» в ранге победителя первой Лиги чемпионов после единиц в Москве быстро на родном «Камп Ноу» забила два гола ЦСКА, и… проиграла в итоге – 2:3! Пришлось Субисаретте после ударов молодых армейцев трижды вынимать мяч с сетки собственных ворот, и заливаться горькими слезами на пару со своими «звездными» Гвардиолой, Надалем, Салинасом, Бакеро, Амором, Бегиристайном, голландцем Рональдом Куманом, датчанином Микаэлем Лаудрупом и славянским «мустангом» (спасибо Юве за его бесподобную статью полтора года назад в Чемпионате Блогеров на Ай-спорте) Христо Стоичковым из Болгарии. А еще не пробивались сквозь сито кубкового «отбора» к групповому этапу Лиги чемпионов лондонский «Арсенал», голландский ПСВ, западногерманский «Кайзерслаутерн», английский «Лидс Юнайтед». Правда, и соперники у них были сильные.

Так что нахождение в числе восьми «сеянных» фаворитов московскому «Спартаку» нужно было доказать своей игрой на первых двух стадиях Кубка чемпионов. С чем команда Романцева прекрасно справилась, легко одолев как латвийский «Сконто» - 5:0 – 4:0, так и польский «Лех» - 5:1 – 2:1. С рижанами Черенков не играл. А вот против команды из Познани Федя сражался. В Польше всенародный любимец был заменен на 51 минуте, уже при счете 4:1. В Москве же наоборот, Черенкову пришлось менять травмированного Дмитрия Ананко уже на 39 минуте.

 

 

 

 Матч против «Леха» 3 ноября 1993 года стал последним на международной арене для Феди. А спустя четыре дня Черенков в последний раз в своей спортивной карьере сыграл в большом футболе. Причем, Федин финальный аккорд получился под стать всему проведенному сезону. Черенков появился на поле во втором тайме в матче против «Ростсельмаша» на 58 минуте, чтобы на 70-ой быть замененным на еще одного заслуженного ветерана Сергея Родионова, с которым вместе летом 1990 года переходил в парижский «Ред Стар».

Свой последний гол Черенков провел 24 октября 1993 года на заснеженных «Лужниках», начав разгром ЦСКА (3:0). А всего Федя в том сезоне провел 9 мячей. Шесть – в чемпионате России и три в Кубке страны.

 

 

 

Все. Федя больше не радовал всех нас своей игрой, своими просто потрясающими выверенными пасами, после которых дух захватывало, и своими голами, которым аплодировали стоя. Время Черенкова, как «звезды» футбола, кануло в лету. В таких случаях очень важно вовремя уйти. Федя завершил активную спортивную карьеру тогда, когда и было нужно. Несмотря, на то, что в важных международных матчах на закате своей «звезды» Черенков дважды за хулиганство был изгнан с поля, он остался в нашей памяти джентельменом футбола, бесподобным технарем, который был самым настоящим мозгом своей команды.

 

20 августа 2016

 

Костенко Александр Александрович 

 

Другие посты блога

Все посты