Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/Два года для народа. Как призывали… Игоря Пономарёва из Баку в ЦСКА. Проиграли «Спартаку» - под танки!

Два года для народа. Как призывали… Игоря Пономарёва из Баку в ЦСКА. Проиграли «Спартаку» - под танки!

Служба в ЦСКА – не сахар. Продолжение рубрики «Два года для народа»

11 сентября 2016, 14:14
Два года для народа. Как призывали… Игоря Пономарёва из Баку в ЦСКА. Проиграли «Спартаку» - под танки!

Служба в ЦСКА – не сахар. Продолжение рубрики «Два года для народа»

 

Как только вспоминаю про Игоря Пономарёва, тут же накатывают армейские картинки 1987-1988 годов. Служба в КЗАкВО. ЗКП округа в древней столице Грузии, городе Мцхета, который больше похож на село с действующим монастырем Светицховели, где по преданиям покоится вечным сном царица Тамара.

 

Июль 1987 года. Во время приезда родителей ко мне в гости на место службы в город Мцхета. Я с отцом в Светицховели

 

Как раз в конце весны 1987-го к нам в часть привезли годков из учебок. Среди них был Роман Попов, русский коренной бакинец, и такой же, как и я, страстный футбольный болельщик. Сколько же споров у нас с ним возникало на футбольные темы, это нужно было лицезреть лично. Каждый доказывал свою правоту с такой страстью, что узел связи ходил ходуном от выдаваемых нами децибел. Но чаще мы приходили в наших разговорах к полному консенсусу, как любил тогда выражаться советский генсек Михаил Горбачев. Ромка очень любил свой город, Баку, и футбольную команду, защищавшую его честь в чемпионатах Союза – «Нефтчи». Нравилась и мне эта незаурядная команда. Не могу даже сказать, почему? Вроде бы и боролась всегда за сохранение места в Высшей лиге, и попадание нефтяников в десятку сильнейших в 1980-е было за счастье для всего Азербайджана. Но, тем не менее, игра «Нефтчи» привлекала. Особенно нравились вратари, как вот Сергей Крамаренко, или вот Александр Жидков, поигравший в три последних года СССР за киевское «Динамо». А игроки атакующей линии, так и вовсе поражали своим индивидуальным мастерством – Искендер Джавадов, Машалла Ахмедов, Назим Сулейманов, и, конечно же, Игорь Пономарёв. Вот про него-то мне мой товарищ по службе рассказывал с особенной любовью. Всё потому, что оба парня были коренными бакинцами, но родители – русские. Баку ведь в советские времена вообще был многонациональным городом, куда люди приезжали на заработки со всей страны. Огромному Советскому Союзу нужна была нефть.

Так вот Ромка часто рассказывал всё, что знал про Пономарева. И хоть я тоже был наслышан про этот талант, которого каждый год приглашал в московский «Спартак» сам Константин Бесков лично, всё равно с нескрываемым интересом следил за монологами Попова про Игоря Пономарева на фоне жизни в Баку простых граждан и самого Ромки.

Пономарев был из того «золотого» советского поколения, которое выиграло для СССР «золото» юношеского чемпионата Европы-1978 и «серебро» юниорского мирового первенства-1979. Виктор Чанов, Олег Таран, Александр Заваров, Игорь Гуринович, Сергей Стукашов, Ашот Хачатрян, Ярослав Думанский, Виктор Янушевский, Михаил Олефиренко, Анатолий Раденко… Игорь Пономарев был мозгом той команды. У этого молодого таланта была отменная техника владения мячом, плюс игрок раздавал просто изумительно точные выверенные пасы, что мама не горюй! Вернее, соперникам не раз приходилось, пригорюнившись, начинать с центра поля после того, как Пономарев выводил на их ворота форвардов своей команды, да и сам неоднократно поражал цель. На том же чемпионате мира-1979 в Японии полузащитник «Нефтчи» забил четыре гола.

Ещё Пономарев привлекал наш с Ромкой интерес потому, что в 1988 году он шел на всесоюзный рекорд по пробитию пенальти без промаха. Тогда первенствовал одессит Владимир Плоскина из «Черноморца», 23 раза подряд реализовавший в чемпионатах СССР одиннадцатиметровые удары. Так вот Пономарёв побил этот рекорд ровно на один мяч, поразив цель с точки в мой двадцатый День Рождения, 11 октября 1988 года, забив гол Станиславу Черчесову на 88 минуте матча «Нефтчи» - «Локомотив». Команды тогда разошлись ничьей – 1:1. Ромка был на связи с родным Баку, и перед тем, как закрыться у меня в аккумуляторной (напоминавшей огромный спортзал), чтобы праздновать вместе с друзьями мой ДР, сообщил эту радостную весть. Ну, мы винца за рекорд Пономарева тогда и накатили. Хорошо, что служили в войсках связи. Вся информация, причем достоверная, была в нашем распоряжении. Потом, кстати, сравнивали реально произошедшие события с тем, что написано в газетах, и смеялись – не полностью ещё перестроились на новое мышление наши СМИ, информацию-то фильтруют, и сообщают не всю правду, или вот вообще замалчивают неприглядные факты из жизни СССР, да и мира тоже.

Так вот Пономарев, как и все советские граждане мужского пола, был просто обязан отдать свои два года для народа. Лучшего времени своей жизни, выдернутых из молодости! Пока полузащитник «Нефтчи» учился в институте физкультуры, его повестками военкоматы не тревожили. Но после получения диплома уже не закосишь, вынь да положь на алтарь служения Отчизны то время, которое ты обязан выполнять свой священный долг – защищать рубежи своей советской Родины. Большинство футболистов «Нефтчи» проходили «службу» по месту жительства, там же, в Баку, в местном СКА. Но Пономарев был птицей высокого полета, и ему была уготована иная судьба – парить в небе союзной Высшей лиги. На 22-летнего таланта положило глаз московское «Динамо». Пришла бумага в Баку, что Пономарев будет служить в погранвойсках. Всё, собирай рюкзак, и на вокзал. Но тут проснулись в ЦСКА. Как это так, такой талантище призывного возраста, и до сих пор не в их команде? Бегом исправить это недоразумение!

Пономарев совсем не горел желанием играть за ЦСКА, и начал скрываться от призыва. Туфта – вопрос для столичного военного начальства. В Баку из Москвы пожаловал цельный полковник и без обиняков заявил руководству «Нефтчи»: «Не отпустите по-хорошему Пономарёва – полкоманды призовём!» (это, по словам самого Игоря «Спорт-экспрессу» 20.02.2004). Начальство бакинской команды долго не думало. Ведь могут же точно всех футболистов, не служивших в рядах вооруженных сил, из Центра призвать, и в разные СКА по всему Союзу рассовать. Так что выдали властям бедного Пономарёва, под конвоем отправив служить в Москву.

В ЦСКА в то время отдавали «два года для народа» Новиков, Тарханов, Чесноков, Колядко, Галямин, Глушаков, Самохин, Швецов, Штромбергер… Сильная, в общем, команда была призвана под армейские знамёна. Многие футболисты в ЦСКА оказались так же насильно, как и Пономарёв. Поэтому и играли спустя рукава. Отсюда и 15-е место при 18 командах в чемпионате СССР 1982 года. Причем солдатики опередили бакинских нефтяников всего на два очка – 29 против 27-и, а «Нефтчи», в свою очередь, остался в Элите советского клубного футбола, при равенстве баллов опередив краснодарскую «Кубань» только по дополнительным показаниям. То есть, ЦСКА, несмотря на неограниченные возможности по призыву в свои ряды «военнослужащих», боролся за выживание в Высшей лиге. Кстати, помнится, по окончанию сезона-1982 я выразил недовольство, что выбыла украинская команда, на что дядя Коля (увы, уже покойный), сказал, что Кубань – это не Украина, хотя там много украинцев, а Россия, что меня очень удивило: «Так воны ж говорять, як и мы, украцйинци. Яка ж цэ тоди Россия?». Это я про искусственность границ, которые были в СССР между республиками, и зачастую большие территории попадали не туда, куда было нужно, не в ту республику, как вот Кубань, например. Но вернемся в Пономарёву.

По рассказам Игоря во время его «службы» в ЦСКА произошел забавный случай, если его ещё можно так назвать. Это для кого как. Так вот после поражения от московского «Спартака» (а их было два в чемпионате-1982 – 1:2 шестого апреля и 0:2 седьмого августа), всех армейцев бросили под танки на самом настоящем полигоне. Всех бойцов из ЦСКА посадили в окопы, раздали калаши (Пономарёв тогда стрелял из автомата в первый и последний раз в жизни), и пустили на них светские бронированные монстры под классификацией «Т». Причём, после того, как танки проезжали по окопам над головами притаившихся армейцев столицы, им нужно было не только бросить вдогонку гранату, а обязательно с криками: «Получай «Спартак»!». Сколько там раз орали подобным образом воины из ЦСКА, Пономарёв не уточняет, как и про влажность ХэБушек своих товарищей по «службе» с запахами, которые издавали их штаны. Но, видать, подобные оргмеры разъярённых генералов мало повлияли на игровой тонус футболистов ЦСКА. После весеннего поражения от «Спартака» армейцы еще дважды проиграли («Арарат» Ереван дома – 2:3, «Динамо» Киев в столице Украинской ССР – 0:3), пока не добыли победу в Одессе над местным «Черноморцем» - 2:0. А летом сразу же после спартаковского избиения была ничья в Тбилиси – 1:1, что можно посчитать за успех, но потом снова пошли – 2:3 от «Арарата» и 1:2 «Черноморца».

Осенью по окончанию сезона Пономарёв наотрез отказался продолжать «службу» в ЦСКА, что очень разозлило армейское начальство: «Ах так! Не хочешь, значит, защищать цвета нашего  славного клуба? Не понимаешь, какая тебе честь выпала! Ну, так сгниёшь на настоящей армейской службе. Загоним тебя туда, куда Макар телят не гонял!». И загнали в такой «медвежий угол под Москвой» (слова Пономарёва), что точно служба мёдом бы не показалась. Но здесь футболисту повезло. Командиром части был человек, который с пиететом относился к спортсменам, потому как него у самого жена была олимпийской чемпионкой по плаванию. «Неделю я жил у него, как у Христа за пазухой, - озвучивал свои вспоминания «С-Э» в 2004 году Пономарёв, -  А дальше весна, начиналась демобилизация, и он мне говорит: «Езжай-ка ты домой. Тебе здесь делать нечего»... Позже рассказывали, что к делу подключили самого Гейдара Алиева, который лично звонил министру обороны Устинову с просьбой не чинить мне препятствий при возвращении в «Нефтчи». В ответ из ЦСКА на меня накатали «телегу», где выставили махровым нарушителем режима. Хотя повода для этого никогда не давал».

Скажете, что ЦСКА поступил некрасиво, просто мерзко. Согласен. Но таковы были реалии того времени. Судьбы людей, а особенно известных, решались порой на самых верхах. И если бы не заступничество первого лица Азербайджанской ССР, кто его знает, как бы в дальнейшей сложилась судьба Игоря Пономарёва. Алиев то за него замолвил словечко перед советскими небожителями, и вроде бы как выручил. Но можно ли назвать спасением клубную кабалу? Ведь по окончанию сезона-1982 Бесков лично беседовал в Москве с Пономарёвым про его переход в свой «Спартак», и пытался убедить футболиста усилить «народную команду России». Только вот Игорь уже пообещал вернутся в «Нефтчи», и отказал великому тренеру в его просьбе. О чём потом очень сожалел, ведь «Спартак», и «Нефтчи», как тут не крути – это птицы разного полёта. «Красно-белые» парили возле вершины советского футбольного Олимпа, и постоянно играли в еврокубках -  как раз то, что нужно для полного раскрытия таланта Пономарёва. Но согласись Игорь на предложение Константина Ивановича в конце 1982 года, и не было бы заступничества Алиева потом.

Кто-то едко подметит, что Пономарёв отслужил всего-то год, а не два, как озвучено в заголовке статьи. Мол, несостыковочка у автора вышла. На это отвечу, что у каждого свои два года для народа. У кого-то год – как вот у Пономарёва, у кого-то действительно – два, как у меня, а кто-то «служит» всю свою спортивную карьеру, продолжая потом служить до пенсии.

 

А напоследок предлагаю всем посмотреть видеонарезку, каким же талантом был Пономарев, с его финтами, пасами и голами за советскую молодёжку. Есть здесь и гол в финале Мундиаля-1979, когда Пономарёв открыл счет в матче против Аргентины, где блистали Диего Марадона и Рамон Диас. Они то и забьют сборной СССР второй и третьи мячи (1:3). Причем Марадона гремел на всю планету уже тогда, и проведёт победный гол, а всего шесть на чемпионате мира среди молодёжных команд, Рамон Диас – восемь… Смотрим, вспоминаем классного футболиста Игоря Пономарёва, иле же открываем для себя прекрасного мастера кожаного мяча, как любили повторять в Союзе журналисты и обозреватели, да и простые болельщики тоже.

 

 

 

 

11 сентября 2016

 

Костенко Александр Александрович

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты