Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/ЧМ 2002. Не хотите служить в армии – обыгрывайте Италию

ЧМ 2002. Не хотите служить в армии – обыгрывайте Италию

Продолжение рубрики «Чемпионаты мира на фоне жизненных историй»

ЧМ 2002. Не хотите служить в армии – обыгрывайте Италию

Гус посмотрел на своих игроков, измотанных тренировкой, и произнёс: «Не хотите служить в армии – обыгрывайте Италию! Ваше руководство дало добро»…

 

Кто бы мог подумать перед началом чемпионата мира 2002 года, что его сборная выйдет из группы. Южная Корея, конечно же, имела богатый опыт выступлений на всепланетарных футбольных форумах, не пропуская их с ЧМ-1986. Только вот дальше группового раунда корейцы никогда не поднимались, всегда уступая дорогу дальше европейцам и латиноамериканцам. И когда Хиддинк покидал родные Нидерланды, уезжая навстречу азиатской неизвестности, то не был уверен в правильности своего решения. Впрочем, так же, как и футбольное руководство Южной Кореи. Ведь голландец добился известности, работая с клубными командами. А здесь сборная страны, у которой совсем другая специфика подготовки. Поэтому и были принято решение дать Хиддинку время для плодотворной работы со своими игроками, и перед стартом ЧМ-2002 выделено целых три месяца для этого дела. Редкий в мировой практике случай. Разве что киевское «Динамо» первой половины 1976 года можно отнести к подобным явлениям в футболе, когда основа команды Тандема Лобановский – Базилевич не выступала в чемпионате, и в футболках сборной СССР готовилась к олимпийскому старту через контрольные матчи.

Хиддинк лепил свою команду, переделывая менталитет корейских футболистов: «Мне пришлось возить их по всему свету, рассказывал Гус корреспонденту «Советского спорта», -  Раньше они готовились к чемпионату мира через игры с Малайзией и Сингапуром и побеждали с разницей в три-четыре мяча. Они привыкли выступать на своих маленьких стадионах перед двухтысячной аудиторией. Я же показал им, как играют в футбол во всем мире…

Вначале было так: я вхожу в раздевалку после проигранного матча и смотрю на ребят. Они сидят с безразличным выражением на лице. Захожу после победы - та же картина. Никакой разницы. Я думал, что перепутал дверь. Я хотел, чтобы они были раздосадованы, злы после поражения и счастливы после победы. Поэтому после успешных матчей я ввел в обычай устраивать праздник - с шампанским, пивом, большим тортом…

Иногда я подходил к ним на тренировке и провоцировал их каким-нибудь образом. И никто не отвечал. Через пять минут опять подхожу к ним и говорю: вам нравится, что я вас провоцирую? Если я вас провоцирую, то и вы должны отвечать мне тем же. Так я научил их играть столь же жестко, как это делают европейские команды».

То, что три месяца его «близких» взаимоотношений с игроками не прошли бесследно, Хиддинк понял уже во время стартового матча с поляками, которых его подопечные попросту перебегали, играя жёстко, на гран фола – 2:0. У америкосов, довольно неожиданно в первом матче одолевших Португалию (3:2), удалось отрыгаться за двенадцать минут до конца основного времени – 1:1. А португальцы сами были виноваты, что остались вдевятером. Нечего было Жоао Пинту в середине первого тайма откровенно грубо лупить по ногам Пак Джи Суна. За что вполне законно аргентинский арбитр Анхель Санчес зажёг перед ним красный свет, как и во второй половине перед Бету за вторую жёлтую карточку. К тому времени в параллельном матче разозлённые вылетом уже после второго тура поляки при нуле забитых и шести пропущенных мячах, громили сборную США 3:0, и нулевая ничья вполне устраивала как хозяев Мундиаля – финиширующих первыми в группе, так и португальцев – идущих вслед вторыми. Так что ни о какой предвзятости арбитра не могло быть и речи, потому как вытаскивать за уши хозяев ЧМ-2002 было не нужно. Но гол Пак Чи Сона похоронил Португалию.

Ещё после победы над поляками в стан сборной Кореи стали наведываться политики, чтобы пропиариться перед предстоящими выборами. Это очень нервировало Гуса. Тренер понимал, какая ответственность лежит перед его игроками. Особенно, когда ясно стали вырисовываться перспективы выхода из группы. Но ничего не мог с этим поделать. Политики слетались в расположение сборной Южной Кореи, как трутни на мёд, чтобы и на них попали лучики славы. Ведь чем дальше в лес группового этапа, тем больше дров рубили подопечные Хиддинка. Они враз стали популярными в стране. На них молились миллионы футбольных болельщиков. И их голоса тем, кто хоть чем-то помог своей сборной, или же попросту не оставался безучастным к её судьбе – могли стать решающими на выборах.

Думал, Гус, думал, шевелил мозгами, как обернуть себе на пользу такую вот неземную любовь политиков. Тем более что соперником по 1/8 финала стала Италия с Буффоном, Пануччи, Мальдини, Дель Пьеро, Тотти в составе. Ну, вот как таким мировым величинам противостоять?

И тут Хиддинка осенило. Его игрокам нужен стимул. Причём стимул такой, чтобы воодушевил их на свершения. Чтобы заставил их сражаться с грозными соперниками через не могу! Деньги, квартиры, авто и другие материальные ценности из-за особенности своего менталитета корейцев мало волновали. Нужно было так стимулировать футболистов, чтобы они были готовы умереть на поле не только за честь своей страны, но и лечь костьми за себя лично. А чего больше всего не хотят корейцы, независимо от своей профессии? Да того же, что и большинство жителей планеты Земля в тех странах, где в обязательном порядке есть армейский призыв – отдавать три своих лучших молодых года для народа. Причём Южная Корея, это вам не бывший совок. Здесь по блату в разных там ЦСКА-СКА не послужишь, играя в футбол. Если гражданина Кореи призвали, то он будет служить на общих началах в самделишних воинских частях, разделяя все тяготы и лишения службы с другими солдатиками. И не важно, кем ты был до призыва – молодым талантом, известным футболистом, или же начальником фирмы. В корейской армии «Вы все гов..о!».

 

 

Во время очередного залёта политиков на базу своей сборной Хиддинк встретил их на воротях в чэрвоных чоботях, и при всём честном журналистском народе произнёс: «Вы хотите принести пользу команде? Тогда предложите высшим руководителям страны: если мы победим Италию, пусть все 23 игрока сборной будут навсегда освобождены от службы в армии». Гус был уверен, что из этой затеи ничего стоящего не получится. Но хоть его хлопцев политики перестанут тревожить перед самым ответственным поединком в их жизни.

Но не тут-то было! Во время тренировки накануне матча затрезвонил мобильник Хиддинка. Тренер обычно не брал его в руки, когда занимался со своими подопечными, пускай хоть разрывается и раскаляется от звонков. Но в данном случае какая-то неведомая сила заставила Гуса взять телефон: «Это секретарь президента страны, - услышал тренер, -  Можете сообщить игрокам: если команда обыграет итальянцев, то в армии никто из них служить не будет». Изумлённый Хиддинк, находясь под впечатлением от такого сообщения, передал услышанные слова игрокам сборной. Те вдруг все вместе издали такой громкий стон, что трава на газоне от напора его децибелов погнулась, а Гус на несколько секунд оглох и вместе с пустыми трибунами зашатался от возникшего на стадионе резонанса. Обрадованные корейцы собрались в кружок, и несколько минут очень живо обсуждали такую неожиданно радостную новость. Гус, смотря на эмоциональные жесты своих подопечных, улыбался. Теперь он видел – его команда готова завтра разорвать любого соперника.

Корейцы костьми ложились на пути итальянцев, выбивая мяч с ленточки собственных ворот. А тут ещё и боливийский арбитр Байрон Морено стал подсуживать хозяевам откровенно. Мало того, что почти все спорные моменты трактовал в пользу корейцев, так еще в овертайме и Тотти удалил типа за симуляцию, показав Франческо вторую жёлтую карточку, когда по всем футбольным правилам должен был назначать пенальти в ворота команды Хиддинка. Дальше – больше. Байрон не засчитал чистый гол Томаззи, и вскоре «золотой» гол забили корейцы.

 

 

В итоге вся Южная Корея вместе с Хиддинком возликовала, а Италия, не в последнюю очередь из-за более чем спорных решений Байрона Морено, повторила судьбу шведского короля из поэмы Лорда Гордона Байрона:

Игра судьбы! Карл день и ночь,

Изранен, должен мчаться прочь

Сквозь воды рек и ширь полей, -

В крови подвластных и в своей

 

Гус сделал выводы из не реализованных пенальти американцам с итальянцами, и теперь на тренировках, кроме всего прочего, его подопечные отрабатывали пробитие одиннадцатиметровых ударов. Что принесло свои плоды уже в четвертьфинале, когда после нулей в игровое время с несправедливо не засчитанными голами Рубена Барахи плюс Фернандо Морьентеса, корейцы без промаха реализовали все свои послематчевые пенали. В итоге выход в полуфинал и четвертое место Кореи сделали Хиддинку большую рекламу, сделав мировым топ-тренером. Дальше в его карьере будет удивительная Австралия на ЧМ-2006 с итальянской местью лично от Тотти голом на 90+5 минуте в 1/8 финала (0:1). А спустя два года последует неожиданный успех с Россией, которую Гус выведет в полуфинал Евро-2008, обыграв в четвертьфинале родную Голландию – 3:1 в дополнительное время.

Корейские власти выполнили своё обещание, и никто из футболистов сборной Южной Кореи после ЧМ-2002 не служил в армии. Так что, обращаясь к политикам перед матчем с итальянцами, Гус Хиддинк принял верное решение: «Я был озабочен дальнейшей карьерой игроков. Это же живые люди! – откровенничал тренер Игорю Рабинеру из «Спорт-Экспресса», - И я подумал: "Можно отлично сыграть на чемпионате мира, а потом все для них закончится. Почти целое поколение футболистов сойдет на нет, а с ним - и развитие футбола в стране". Нельзя думать только о результате. Сегодня ты можешь выиграть или проиграть, но видеть должен далеко вперед, и тогда результаты обязательно придут».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты