Tribuna/Футбол/Блоги/Ни слова про футбол/«С белорусской зарплатой построить жилье нереально». История одной волейболистки

«С белорусской зарплатой построить жилье нереально». История одной волейболистки

По достижениям Юлия Куцко – одна из самых титулованных волейболисток Беларуси. Однако всех успехов она добилась не с нашими клубами и не с нашей сборной.

1 августа 2015, 15:30
7
«С белорусской зарплатой построить жилье нереально». История одной волейболистки

По достижениям Юлия Куцко – одна из самых титулованных волейболисток Беларуси. Однако всех успехов она добилась не с нашими клубами и не с нашей сборной.

Юлия Куцко – одна из самых успешных действующих белорусских волейболисток. Правда, за отечественные команды диагональная выступала мало. В начале века она уехала играть в чемпионат Казахстана, а вскоре сменила и спортивное гражданство. В составе казахской сборной становилась серебряным призером чемпионата Азии и бронзовым призером на Азиатских играх, дважды выступала в финальных этапах первенств мира, участвовала в пекинской Олимпиаде, а также в Гран-При среди 12 лучших национальных команд планеты. Также в карьере Юлии были пять чемпионских титулов в Казахстане в составе алма-атинского «Рахата», выигрыш с этой командой клубного чемпионата Азии – аналога европейской Лиги чемпионов, «серебро» первенств Израиля с «Хапоэль-Кирьят»,  Польши в «Винярах» и Азербайджана с «Локомотивом».

В минувшем сезоне Юлия выступала в составе «Минчанки», но надолго в чемпионате Беларуси  не задержалась, решив минимум на год вернуться в хорошо знакомый ей Казахстан. В этом интервью 35-летняя спортсменка рассуждает о проблемах белорусского волейбола, а также вспоминает азиатскую экзотику и польский фанатизм.

-- Почему на заре карьеры вы решили связать свою спортивную судьбу с Казахстаном?

–- Начну с предыстории. Я воспитанница барановичского волейбола. В 13-летнем возрасте переехала в столицу в РУОР. Затем вместе с юниорской сборной Беларуси мы стали шестыми на чемпионате Европы. В первенстве РБ играла за «Белбизнесбанк»–была такая команда, на тот момент лучшая в стране. Привлекалась на тренировочный сбор взрослой сборной Беларуси. Летом 2002 года представители федерации волейбола Казахстана приехали просматривать игроков на межсезонный сбор, на котором поддерживали форму кандидаты в нашу национальную команду. Гости рассказали, что у них хотят поднять уровень волейбола, поэтому они ищут перспективных спортсменок в команды для местного чемпионата. Предложили уехать мне и Оле Карповой. Долго я не раздумывала. На тот момент в Беларуси получала совсем мало, в районе 200 долларов. В Казахстане предложили гораздо больше, в разы. К тому же было интересно поиграть за границей. Мне всегда нравился азиатский волейбол. А насчет смены спортивного гражданства тогда еще речи не шло.

-- Что представляет собой казахский волейбол, в чем его отличие от белорусского?

–- Он более комбинационный и быстрый, чем европейский. Там акцент на скорость. Мне такая игра больше по душе. В Беларуси и Европе игра силовая: выше передача, сильнее стараются ударить. Поэтому пришлось переучиваться.

-- С какими еще трудностями адаптации столкнулись?

–- В бытовом плане проблем не было никаких. Город понравился. В Алма-Ате все очень живописно – она со всех сторон окружена горами. Так как мы приехали вдвоем с Ольгой Карповой, легче было привыкать к новой стране. Клуб «Рахат», за который мы выступали, снял нам на двоих комфортабельную квартиру в центре Алма-Аты. В команде нас окружили заботой и вниманием. Как говорится, старались удовлетворять любой каприз, только показывай результат на площадке. И мы старались оправдывать ожидания, уже в первый год нашего приезда, команда стала чемпионом страны, и затем еще два сезона удерживала это звание.

-- Поклонники наверняка вас носили на руках…

–- Ну, на руках не носили, но в Казахстане интерес болельщиков к волейболу гораздо выше, чем в Беларуси. Там на домашних матчах даже в столице всегда собирается минимум 200 человек. А в Минске на чемпионате страны сейчас вообще нет болельщицкой поддержки. Меня это неприятно удивило. В камерной обстановке «Минчанка» играла. На игры нашей команды приходили несколько человек. И то, они не болели, а обсуждали, как кто играет.

-- В Казахстане расстояния между городами гораздо больше, чем в Беларуси. Не уставали от длительных переездов?

–- На матчи мы с клубами почти всегда на рейсовых поездах ездили, выкупалось несколько купе для команды. Самый дальний выезд – двое с половиной суток. Единственное, Талды-Курган – ближайший город от Алма-Аты в 300 км – туда добирались автобусом. Но на поездах удобнее. В автобусе тяжело долго сидеть, а ведь у волейболистов зачастую спины, колени больные.

-- Можете сравнить отношение государства и спонсоров в Казахстане и Беларуси к женскому волейболу?

–- Не скажу, что есть большие различия. Там, как и в Беларуси, есть клубы, которые преимущественно живут за счет местных властей, а есть команды, зависящие от частного капитала. В роскоши там волейболистки не купаются, дорогие подарки им не дарят. По окончании сезона лучшим игрокам вручали сотовые телефоны, планшеты. Разве что  зарплаты гораздо больше, чем здесь. 

-- Самое экзотичное место в Казахстане, где вы побывали?

–- Очень понравились Чарынские каньоны, недалеко от Алма-Аты, чем-то они напоминают американские. Нас как-то свозили на экскурсию. Весьма впечатлило. Глубоко внизу каньона ясеневая роща и река. Этот каньон – один из самых крупных на земле.

-- Вернемся к волейболу. На смену спортивного гражданства вы быстро решились?

–- Быстро. В начале века в Казахстане появились мастеровитые натурализованные волейболистки, рядом с ними подрастала перспективная молодежь. И хотя тогда сборная была в конце мирового рейтинга, я понимала, что у национальной команды хорошие шансы в будущем «пошуметь» на международной арене.  

-- Что считаете своим самым значимым достижением в карьере?

–- Девятое место на Олимпиаде. Да, результат не ахти какой. Но, как и для любого спортсмена, Олимпиада для меня – это пик. Был восторг, счастье от участия в Играх. Тем более мало кто ожидал, что Казахстан отберется туда. А мы запрыгнули в последний вагон. Путевку в Пекин выиграли на дополнительном этапе отбора в Бангкоке. У нас очень тяжелый перелет получился: 48 часов добирались. Через день пришлось играть первый матч. Всех соперников победили легко. А в решающем матче встречались с Таиландом. Хозяйки считались фаворитками, так как они долгое время выступали одним составом в национальных и международных турнирах – у них лучший клуб страны и сборная были единой командой. Но мы, несмотря на оглушительную поддержку трибун, выиграли 3:1.

А непосредственно на Олимпиаде Казахстану не повезло с предварительной группой. Нам попались Россия, Сербия, Италия, Бразилия и Алжир. Все сборные, кроме последней, тогда входили в число сильнейших в мире. Единственное, кого можно было обыграть,–это африканок, что мы и сделали. До Олимпиады  специалисты и болельщики, оценивая группу, понимали, что шансов мизер. Поэтому в Казахстане наше выступление восприняли позитивно. Ну а мне было очень интересно испытать себя на фоне этих команд, почувствовать совсем другой уровень волейбола.

-- В какой стране, на ваш взгляд, больше всего любят волейбол?

– Мне показалось, что в Польше. Там очень много фанатов волейбола. Фан-клубы есть у каждой команды. Я играла за команду стотысячного городка Калиш, и по улице нельзя было пройти без болельщицкого внимания. В магазин идешь – они бегут за тобой: «О, Юля-Юля, автограф, фото». Да и на выездных матчах поклонники команд, соперничающих с нашей, тоже узнавали, просили сфоткаться. А вообще, тот сезон (2005-2006 годов) у меня получился, наверное, самым тяжелым в карьере. В составе «Виняры» играла на групповом этапе Лиги чемпионов, плюс чемпионат Польши. Матчи два раза в неделю, почти без выходных. Никогда так сильно не уставала.

-- Год назад вы вернулись в чемпионат Беларуси. Каким вам показался отечественный волейбол?

–- Неприятно удивили залы, в которых проводятся встречи первенства. Например, в Японии, куда я с казахской сборной ездила на турниры, даже в общеобразовательных школах отличные помещения с хорошей освещенностью и ровным покрытием. В Беларуси из тех мест, где мы играли, для профессионального волейбола удобны залы в Минске в спорткомплексе «Атлант» и на «Чижовка-Арене», в Барановичах и, пожалуй, все. В Могилеве игры проходят во дворце, где освещение специфическое. Если в определенной точке на площадке стать – отсвечивает, мяч плохо виден. В Мозыре вообще освещение плохое для игр, зал маленький, темненький. Федерация допустила, потому что там больше негде играть, а спортсменам приезжих команд с непривычки мучайся, мяч лови чуть ли не на ощупь.

-- Почему «Минчанка», выиграв регулярный чемпионат, в плей-офф уступила первое место «Жемчужине Полесья»?

–- По физическим данным и подготовке мы не были слабее команды из Мозыря. Но соперницы в нужный момент сплотились, может, поддержка болельщиков им помогла. В Минск на выездную игру приехали больше 50 поклонников мозырянок.

-- Что скажете по поводу уровня игры в чемпионате Беларуси?

–- Показалось, он почти не изменился с тех пор, как я уезжала. В мире волейбол становится более быстрым, а здесь словно боятся новшеств, предпочитают играть по старинке.

-- Что, на ваш взгляд, может изменить ситуацию?

–- Прежде всего, с игроками надо работать индивидуально, как это происходит во всем мире, только в таком случае они будут прибавлять в мастерстве. Например, в «Минчанке» играет Анжелика Борисевич – молодая перспективная волейболистка, выступающая за сборную Беларуси. Но в ее игре есть нюансы. Надо трудиться тренерам над их устранением. Кроме того, следует поменять подход при работе с начинающими волейболистами.

-- Что вы имеете ввиду?

–- Насколько я знаю, в Беларуси, чтобы трудиться тренером по волейболу, обязательно нужна «корочка» о высшем образовании спортивного вуза. Но толку от нее, если в спортшколы и даже во взрослые команды чемпионата Беларуси приходят тренерами теоретики, которые волейбол знают по книжкам, а в лучшем случае – поигравшие на любительском уровне? Что такой наставник может дать детям, не говоря уже о спортсменах? Общефизическую подготовку, да, согласна, может дать, но навыки волейбола – нет. У меня есть много знакомых профессиональных в недавнем прошлом волейболистов и волейболисток (мастеров спорта, мастеров спорта международного класса), которые не имеют профильного диплома, но с радостью пошли бы тренировать детей, несмотря на невысокую зарплату. Однако они идут в другие сферы. А в родном деле не имеют возможности передать свой опыт подрастающему поколению.

-- Почему на следующий сезон вы решили отправиться в Казахстан?

–- Вернулась в Беларусь, потому что у меня здесь муж, тяжело быть на расстоянии с любимым человеком, хотели жилье тут построить. Но с такой зарплатой, как платят в белорусских женских волейбольных клубах, это нереально. Поэтому решила уехать в клуб «Астана», там отыграть год, заработать денег и вложить их здесь в строительство. Возможно, это будет мой последний сезон, подумываю уже о завершении карьеры. Дальше намерены с мужем жить в Беларуси. В послеспортивных планах заняться бизнесом в Минске.

-- Недавно сборная Беларуси пробилась в финальный этап чемпионата Европы. Это серьезный успех?

–- Это только первый этап. Финальная стадия чемпионата Европы продемонстрирует возможности нашей сборной. Стыковые отборочные матчи с Украиной показали, что белорусской команде не хватает, прежде всего, сыгранности. Если прибавят в этом компоненте, то землячкам многое будет на «Европе» по плечу.  

Евгений Снежинкин

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты