Tribuna/Футбол/Блоги/По синему/БАТЭ нужна помощь, у «Белшины» трудности, про сахарников вы слышали. Как живут заводы, которые связаны с белфутболом

БАТЭ нужна помощь, у «Белшины» трудности, про сахарников вы слышали. Как живут заводы, которые связаны с белфутболом

Трудности даже у БАТЭ.

Блог — По синему
24 июля 2020, 10:23
17
БАТЭ нужна помощь, у «Белшины» трудности, про сахарников вы слышали. Как живут заводы, которые связаны с белфутболом

Везде непросто.

Независимые экономисты не раз говорили о неэффективности работы белорусских госпредприятий. Директивное кредитование, работа на склад и другие факторы не самым положительным образом сказываются на деятельности компаний. Некоторым предприятиям приходится не только делиться прибылью с республиканским бюджетом, но и содержать футбольные клубы, несмотря на то, что прибыли нет вовсе. Впрочем, если у завода начинаются финансовые трудности, то, конечно, не шикуют и футболисты.

Вот как сейчас живут предприятия, связанные с белфутболом.

У «Белшины» останавливались заводы и возможны сокращения

Непросто идут дела не только у футбольной «Белшины», плетущейся в хвосте высшей лиги, но и у одноименного предприятия, которое с 1972 года занимается выпуском шин для разного типа машин. ОАО полностью принадлежит государству, имея в штате около 9 тысяч работников и реализуя продукцию в более чем 50 странах. Правда, около 40 процентов экспорта приходится на Россию, а с поиском альтернативных рынков проблемы.

В февраля 2020-го у «Белшины» остановилось три завода из четырех. Сотрудников отправили на каникулы, платя при этом две трети от оклада. Простой длился несколько недель. На самом предприятии объясняли ситуацию плановым ремонтом оборудования. Но при этом в руководстве «Белшины» не стали скрывать, что в последние годы испытывают трудности с оборотными средствами – увеличилась дебиторская и кредиторская задолженности, не хватает средств для закупки сырья.

К примеру, за девять месяцев 2019-го выручка «Белшины» упала на 12% и составила около полумиллиарда рублей. Но не все так плохо: в январе-сентябре того же года предприятие сработало с чистой прибылью в 841 тысяч рублей против 72,7 миллионов убытка за аналогичный период 2018-го.

Выход в плюс позволил сократить долговые обязательства. На сентябрь прошлого года они составляли порядка 212 миллионов рублей, снизившись на 32% за год.

В последнее время завод отличался не только выпуском самой большой шины в мире и выходом футбольного клуба в высшую лигу, но и посадками в руководстве. Весной 2019-го завершилось рассмотрение уголовного дела в отношении заместителя гендиректора «Белшины» Михаила Коноплицкого. Суд признал его виновным в получении взяток и в мошенничестве, приговорив к семи годом колонии строгого режима.

Не исключено, что эта история повлияла на кадровые решения в руководстве завода. В апреле 2020-го Лукашенко назначил нового директора ОАО, которым стал Андрей Бунаков, до этого занимавший должность зампредседателя «Белнефтехима».

Кажется, новый босс решил начать с оптимизации. Если верить документам, оказавшимся в распоряжении СМИ, руководство намерено сократить около 260 рабочих. Фактически получился самая крупная оптимизация за последние 10 лет. Говорят, сокращения проводят для увеличения зарплат оставшихся работников. Хотя вряд ли выплаты кардинально скажутся на расчетниках сразу 9 тысяч рабочих. При этом за пять месяцев 2020 года средняя зарплата на ОАО составила около тысячи рублей.

Конечно, у футболистов «Белшины» выплаты будут побольше. До мая в клубе в срок платили зарплаты, пока не начали перечислять заработанные деньги по частям.

Непросто было на Мозырском НПЗ

Нефтяные войны между Беларусью и Россией уже давно не воспринимаются как что-то необычное. Новый виток недомолвок случился в начале 2020-го. Беларусь и российские компании не сумели договориться о цене поставок нефти на Мозырский НПЗ, где по 42% акций принадлежат белорусскому правительству и российской «Славнефти», а также на «Нафтан». Камнем преткновения стал спор вокруг размера премии к беспошлинной цене «черного золота». Поэтому Беларуси не осталось ничего другого, как покупать танкерную нефть у альтернативных поставщиков, чтобы дать работу НПЗ. Так в Мозырь благодаря танкерам и украинским трубам начала поступать азербайджанская нефть.

Однако каспийская нефть со временем стала неактуальной. Договориться о новом контракте с «Роснефтью» белорусским переговорщикам удалось в первых числах апреля. Благодаря этому мозырский завод продолжает входить в топ-5 лидеров по уплате налогов в республиканский бюджет.

В самой «Славии» о финансовых перебоях не сообщается.

«Сахарное дело» и бедствующие «Городея» и «Слуцк»

До 2020-го сахарная отрасль в Беларуси казалась тихой гаванью в пищевой промышленности, приносящей в госбюджет неплохие дивиденды. Гром среди ясного неба разразился в конце января, когда КГБ задержал четырех директоров сахарных заводов в Городее, Слуцке, Жабинке, Скиделе и босса Белорусской сахарной компании. Против пятерки фигурантов чекисты возбудили дело по ч. 3 ст. 430 УК («Получение взятки в особо крупном размере»). Расследование находится на контроле у Лукашенко.

Если задержания особо не повлияли на работу заводов, зато от этого страдали футбольные клубы, бюджеты которых формируются как раз за сахарные деньги. В начале сезона не исключалось, что «Городея» и «Слуцк» могут сняться по ходу чемпионата.

Ситуация начала выправляться после обретения заводами новых руководителей. В Слуцке вместо задержанного Николая Прудника в начале апреля поставили Александра Белого, ранее занимавшего должность гендиректора ОАО «Дрожжевой комбинат». Новый босс только через три месяца после назначения все-таки подписал приказ о безвозмездной спонсорской помощи клубу, поэтому как минимум до конца сезона у «Слуцка» все должно быть хорошо.

В Городее под конец марта кресло директора комбината вместо находящегося в СИЗО КГБ Михаила Криштаповича занял бывший первый зампред Миноблисполкома Игорь Макар. И здесь финансовая подпитка в футбольный клуб от завода также пошла только через три месяца.

Правда, заводам в 2020-м все же придется поджать пояса. В сахарной отрасли эксперты отмечают переизбыток сырья и готовой продукции из-за перепроизводства в России и СНГ в целом. Однако говорить о полноценном кризисе не приходится.

БАТЭ не может избавиться от старых долгов

Сегодня завод БАТЭ и футбольный клуб БАТЭ, судя по всему, лишь называются одинаково, но как-то еще друг с другом мало связаны. Во всяком случае, на официальном сайте футбольного проекта нет такого спонсора, как предприятие БАТЭ. И это легко объясняется. Еще при жизни Анатолия Капского случалось, что клуб оказывал финансовую помощь бывшему спонсору из денег, заработанных в еврокубках. С тех пор ситуация не улучшилась и скорее наоборот – стала еще более сложной.

Две недели назад правительство задумалось о вариантах поддержки ОАО «Борисовский завод автотракторного электрооборудования» (БАТЭ) – управляющей компании холдинга «Автокомпоненты». Государство является собственником компании, в которой работает более 1,2 тысячи человек. Правда, с 2011 года объемы реализации продукции БАТЭ постоянно снижаются. Эксперты объясняют это неконкурентоспособным качеством товара и его высокой стоимостью. При этом на завод закупали узкопрофильное оборудование, которое на момент установки уже не отвечало требованиям рынка. Соответственно, долги с каждым годом росли.

Сейчас ожидается конкретное предложение от Министерства промышленности. В правительстве надеются, что новая порция поддержки возымеет эффект и придаст импульс забуксовавшей компании. При этом старые задолженности прощать БАТЭ никто не собирается.

«Никто не говорит, что государство что-то спишет или простит. Позиция президента очень четкая: если ты взял, значит, надо заработать и отдать. Просто мы можем предоставить более льготные условия этого возврата», – заявил премьер-министр Роман Головченко во время недавнего визита на БАТЭ.

Решение по выплате старых задолженностей будет принимать Александр Лукашенко. Среди возможных вариантов говорят про отсрочку платежей по займам или перенос сроков уплаты.

В предыдущий раз руку помощи холдингу государство протягивало в 2016 году. Тогда президент подписал указ №80, согласно которому «Автокомпоненты» получали поддержку в 40 миллионов долларов, больше половины из которых ушла на завод БАТЭ.

На выручку государство приходило и еще раньше. В 2005-м у руля завода БАТЭ стал Анатолий Капский, который добивался бюджетных дотаций. Однажды БАТЭ помог и тогдашний председатель АБФФ Геннадий Невыглас.

«Помню, когда завод БАТЭ находился на грани развала, я выбил Капскому кредит, которым Анатолий Анатольевич очень умело распорядился и спас предприятие в непростой ситуации», – рассказывал Невыглас «Трибуне».

После смерти Капского должность гендиректора занял Александр Марченко – и он оказался в непростом положении.

Что касается клуба, то, по словам гендиректора Михаила Залевского, клуб активно пользуется господдержкой. При этом футбольный БАТЭ не испытывает финансовых проблем, выплачивая зарплату день в день. Правда, у работников клуба и футболистов размеры дохода напрямую зависят от успехов команды в еврокубках.

Фото: mlyn.byex-press.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты