Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Корнила своей игрой отрабатывал любые деньги». Несколько историй о белорусах, выступавших за «Крылья Советов»

«Корнила своей игрой отрабатывал любые деньги». Несколько историй о белорусах, выступавших за «Крылья Советов»

Многолетний собкор газеты «Спорт-Экспресс» рассказал о наших соотечественниках много интересного.

20 февраля 2017, 09:32
8
«Корнила своей игрой отрабатывал любые деньги». Несколько историй о белорусах, выступавших за «Крылья Советов»

Один влюбился в горничную, Веремко установил «достижение», а Глеба самым звездным не считают.

Шутка о том, что белорусские футболисты давно должны были открыть посольство в Самаре, уже несколько лет считается жутким «баяном». В разное время за «Крылья Советов» поиграло почти два десятка наших соотечественников, а в ноябре 2016-го команду возглавил еще и белорусский тренер Вадим Скрипченко.

На прошлой неделе в городе на берегу Волги одним белорусом стало больше – контракт с клубом во второй раз в карьере подписал Александр Глеб.

По такому поводу мы связались с собственным корреспондентом газеты «Спорт-Экспресс» в Самаре Арнольдом Эпштейном. Журналист, писавший о «Крылышках» более 20 лет, рассказал Александру Ивулину много интересного о наших земляках:

– Беларусь для меня совсем не чужая страна. Моя мама родом из Могилева, поэтому в прежние времена в этом городе у нас было много родственников.

В «Крыльях Советов» всегда было много белорусских игроков, но не думаю, что здесь есть какая-то закономерность. У каждого белоруса, который приезжал в Самару, была своя история и свои агенты. Мне кажется, здесь нет какой-то четкой тенденции, как, например, в «Ростове» – там всегда было много африканцев, но их туда привозил один и тот же человек.

Валерий Мельников

– Первый белорус, с которым я познакомился в «Крыльях Советов». Валерий стал моим хорошим приятелем. К сожалению, сейчас связь с ним потерялась. В любом случае большой привет человеку, который в 1982 году стал чемпионом СССР в составе минского «Динамо».

После ухода из «Динамо» Мельников сменил много клубов. В 1990 году он в составе кировабадского «Кяпаза» приехал играть в Самару и влюбился в горничную из гостиницы, в которой остановилась его команда. Влюбился так сильно, что решил перейти в «Крылья Советов» и уехал из Азербайджана в Россию на значительно меньшие деньги. Это был вообще удивительный трансфер – на то время в Самаре была весьма рабоче-крестьянская команда, и Мел с его пасами в касание, которые никто не понимал, был в ней белой вороной. Валерий отыграл за «Крылья» два сезона, а потом перебрался в «Зарю» из крошечного поселка Подгорный, которая базировалась не так далеко от Самары. Жаль, Мельников в полной мере не реализовал свой потенциал в «Крыльях».

Андрей Хлебосолов

– В середине 90-х в команде играли Саша Орешников и Андрей Хлебосолов. Кстати, одним из первых моих материалов для газеты «Спорт-Экспресс» было интервью с Андреем. Тогда меня удивило, как легко Хлебосолов говорил о деньгах. Обычно футболисты стараются избегать вопросов о заработке. Андрей же спокойно рассуждал на эту тему.

Жаль, Хлебосолов не проявил себя в Самаре. Он сыграл всего 11 матчей и не забил ни одного мяча. Вообще, в том сезоне «Крылья» были очень слабой командой, которая заняла предпоследнее место в чемпионате, установив кучу антирекордов на много лет вперед.

Денис Ковба

– В 2000-х в Самаре была очень сильная команда. Из-за этого Денис был немного в тени Радимова, Тихонова и других лидеров коллектива. Наверное, такова вообще участь всех опорных полузащитников. Зато Ковба был очень стабилен. За все время в «Крыльях» у него не было существенных спадов в игре. И потому он имел основания обижаться на меня, потому что считал, что «Спорт-Экспресс» занижает ему оценки. Подходил ко мне и по-доброму говорил: «Слушай, а чего ты мне поставил 5,5, а этому 6.0?»

Сейчас вспомнилась историческая победа «Крыльев» над АЗ в Кубке УЕФА 2005 года. В Самаре мы выиграл со счетом 5:3, и на послематчевой пресс-конференции Луи ван Гал сказал: «Я не понял тактического рисунка игры соперников, но меня очень впечатлил Куба». Мы сначала не поняли, кого похвалил голландец, но потом сообразили, что речь идет о Денисе. Тогда Ковба на самом деле провел фантастический матч, но когда команда забивает пять мячей один красивее другого, опорнику трудно рассчитывать на то, что он получит наивысшую оценку в своей команде.

После окончания игровой карьеры Денис остался работать в «Крыльях». Его жена родом из Самары. Ковбу по-настоящему любят в городе.

Виталий Булыга

– Один из самых позитивных футболистов, игравших в Самаре. Своим добродушием и непосредственностью ему быстро удалось очаровать и болельщиков, и одноклубников. Виталик одинаково тепло общался и с русскоязычными ребятами, и с легионерами. По-моему, он даже летал в Бразилию в гости к Леилтону.

Булыга всегда был готов помочь. На один из дней рождений моей мамы мне захотелось сделать ей приятное – показать, как сейчас выглядит ее родной дом в Могилеве, где она не была с 41-го. Это одно из немногих строений, которые сохранились в городе после Великой Отечественной войны. Обратился за помощью к Булику. Тот напряг одного из своих товарищей, который сделал фото и прислал его в Самару.

Булыгу очень любили болельщики «Крыльев». Они всегда тепло приветствовали Виталика, когда тот приезжал в Самару, выступая за другие команды.

Тимофей Калачев

– Тима – мой любимый белорусский футболист. В нем удивительным образом сочетаются редчайшая самоотверженность и навыки провокатора. Калачев из тех, кто полностью отдает себя клубу. Охотно верю, что после шикарного сезона в том же «Ростове» у Тимофея были более выгодные варианты продолжения карьеры с точки зрения финансов, но Калачев решил от них отказаться.

Тимофей провел два прекрасных года в Самаре. Как-то мы приехали играть выездной матч Лиги Европы против ирландского «Сент-Патрикс». Я был поражен тем, как здорово местные болельщики разбираются в футболе. Тогда на флангах полузащиты в «Крыльях» играли Игнатьев и Калач. У первого было больше желания играть в немного рафинированный футбол на чистых мячах. Калач же наоборот был весь в борьбе. Болельщики «Сент-Патрикс» моментально влюбились в Калачева и стали хлопать ему чуть ли не после каждого единоборства, а Игнатьева начали освистывать.

Сергей Корниленко

– Сергей очень долго играет за «Крылья Советов». И хорошо играет сейчас. Но я начал еще сильнее уважать Корнилу после года, который он провел с командой в ФНЛ. Для Сергея тот сезон был невероятно сложным в психологическом плане.

Все началось с того, что абсолютно жизнеспособная команда впервые в своей истории вылетела из премьер-лиги. Так случилось из-за того, что в руководстве клуба образовалось несколько группировок, которые хотели захватить власть в клубе, а результаты команды ушли на второй план. И все выясняли друг с другом отношения через СМИ.

Корниленко был одним из лидеров того коллектива. Накануне переходных матчей за место в лиге Сергей сам подошел к журналистам и попросил дать ему возможность высказаться. Он сказал: «Давайте уже уберем в сторону все эти споры и дрязги и хотя бы конец сезона доиграем достойно». Но даже этот мужской поступок использовали против него – одна из группировок, борющихся за власть, посчитала, что их оппоненты просто использовали футболиста, чтобы выставить себя в лучшем свете.

После вылета клуба в ФНЛ вдруг стали говорить, что Корниленко получает безумно большие деньги. Назывались разные суммы, которые с каждым днем становились все крупнее и крупнее. Но цифры брали с потолка: фантастические суммы называли в евро, но я точно знаю, что контракт Сергея был долларовым. Все эти разговоры были просто-напросто унизительными, ведь своей игрой Корнила отрабатывал любые деньги.

После вылета в ФНЛ «Крылья» возглавил Франк Веркаутерен, который сразу сказал, что будет искать нового форварда. На одной из встреч с журналистами я спросил его: «Почему вы все время говорите про поиски нападающего, и при этом ни разу не сказали ни одного слова в поддержку Корниленко?» Франк скривился и ответил с явной неохотой: «Конечно, я доверяю Сергею, и он не может не чувствовать моего отношения к нему в тренировках». Но мне кажется, Корниле, который тогда как раз восстанавливался после травмы, были нужны какие-то добрые слова.

В конце концов, в Самару приехал македонский форвард Адис Яхович, и он тогда, может быть, выглядел предпочтительнее Сергея. Хотя, по-моему, Веркаутерен просто издевался над Корниленко, иначе не объяснить, почему тренер из раза в раз выпускал его на замену строго за пару минут до конца матча. Уж он-то мог бы понимать, что так не делается.

Сергей вел себя в этой ситуации безукоризненно. Он все время говорил одно и то же, в том числе и при выключенном диктофоне: «Я футболист и уважаю мнение главного тренера. Моя задача –тренироваться и всегда быть готовым помочь команде». Такая позиция вызывала уважение.

Драмы этой истории добавляло, что в тот год у Корнилы умер отец. И, представляете, кое-кто из болельщиков, даже зная о том, что он постоянно летает в Минск, все равно не мог отказать себе в удовольствии вновь и вновь посмеяться над его промахами и поговорить о его деньгах.

В общем, ему много пришлось пережить тогда, а в клубе никто палец о палец не ударил, чтобы защитить своего футболиста. Я просто восхищаюсь стойкостью Корнилы и его преданностью команде. Точно знаю, что у него были и другие варианты продолжения карьеры, но он согласился на урезание зарплаты и все-таки остался в Самаре.

Спор Корниленко с болельщиками? Считаю его откровенно унизительным для такого футболиста – это было еще одним проявлением той же самой нелепой травли. Пять мячей в такой смешной лиге, как ФНЛ, – спор был фактически на его состояние здоровья. Мы обсуждали с ним эту тему. Сергей говорил, что в тот момент, когда на встрече команды с болельщиками ему вдруг предложили этот спор, он просто немного растерялся. Конечно, ему нужно было поспорить на большее количество мячей в ФНЛ, пусть он и проиграл бы это пари. Но здорово, что все хотя бы закончилось для него хорошо – забил он эти самые пять мячей, и сейчас болельщики вновь относятся к нему с тем уважением, которого Сергей заслуживал всегда.

Алексей Сквернюк и Сергей Политевич

– В те времена в клубе была просто сумасшедшая конкуренция. Тогда даже в дубле «Крыльев Советов» было по четыре-пять игроков, выступавших за свои национальные и молодежные сборные. В принципе, нет ничего удивительного, что этим ребятам не удалось проявить себя в «Крыльях».

Кстати, есть забавная история про Сквернюка. На 1 апреля «Крылья» в течение многих лет неплохо отжигали на официальном сайте клуба. Придумывали такие смешные новости, что потом их на полном серьезе тиражировали различные СМИ. Как-то написали пост, что в клубе создается отдел натурализации легионеров через усыновление или фиктивный брак. Не буду вдаваться в подробности, но через несколько лет Сквернюк получил российское гражданство именно подобным образом :).

Сергей Веремко

– Это единственный футболист, который не дал ни одного интервью в Самаре, хотя в том же «Севастополе» или «Уфе» не отказывал в общении на диктофон. После подписания контракта я должен был взять у него комментарий. В этот момент мимо проходил Кобелев и бросил: «Идем, хватит заниматься этой ерундой». После этого Веремко не общался с журналистами в Самаре.

Я знаком с человеком, у которого Сергей арендовал квартиру. Он говорил, что Веремко в быту очень спокойный парень, много внимания уделяет воспитанию детей и совсем не похож на того монстра, каким мы часто видим его на поле. Если продолжать разговор о его игровых качествах, Веремко провел просто восхитительные полгода, когда только-только переехал в Самару. Это было что-то запредельное, но даже в это время в команде все равно считали, что Веремко просто поймал нереальный фарт. А супервратаря, каким он казался с трибун, в нем не видели. Если так, то, по-хорошему, руководству клуба нужно было продавать Сергея в тот момент – спрос был, насколько помню.

Александр Глеб

– Приезд Глеба в Самару пять лет назад стал для меня настоящим событием, все-таки в свое время человек поиграл на очень высоком уровне. Мне было интересно наблюдать за ним. Однако, если говорить откровенно, в тот период Глеб проявил себя не очень ярко. Не знаю, с чем это связано: с мотивацией и кондициями самого игрока или тренерскими взглядами Андрея Кобелева. «Крыльям» приходилось выбираться из трясины в турнирной таблице. В тот период «Крылышки» играли не очень зрелищно, Глеб добавлял команде лоска, но не сказать, что определял ее игру. Да и его мышление было намного быстрее, чем у партнеров.

Не факт, что Глеб – самый звездный футболист в истории «Крыльев Советов». Когда я однажды охарактеризовал его именно таким образом, пользователи в комментариях стали перечислять футболистов, которые в этом плане вполне могли конкурировать с Глебом. И были, пожалуй, правы. В свое время в Самаре играли Ян Коллер, Андрей Гусин, Андрей Канчельскис. В принципе, все эти футболисты сопоставимы по уровню с Глебом. Будет очень интересно наблюдать за тем, как сейчас Вадим Скрипченко встроит такого футболиста в игру команды.

Дмитрий Верховцов

– Перед тем, как Верховцов пришел в команду, на его позиции играл Ненад Джорджевич. Он был одним из любимцев местных болельщиков, носил капитанскую повязку. Однако Кобелев предпочел ему Верховцова. Просто есть тренеры, которые заинтересованы в большом количестве трансферов. Так вот, Верховцова постоянно сравнивали с Джорджевичем. Сравнение зачастую было не в пользу Дмитрия. Верховцов старался проявить себя, но он точно не из тех белорусов, которые оставили след в истории «Крыльев Советов».

Станислав Драгун

– Стаса очень любили в команде. Он действовал в стиле box-to-box, выполнял огромный объем работы, а главное, был душой коллектива. Всегда с удовольствием читал и смотрел его интервью, которые он давал в Минске, и постоянно аплодировал Стасу за откровенные ответы. До сих пор обидно за то, как «Крылья» попрощались с этим футболистом. Насколько я знаю, руководство клуба запретило разместить на официальном сайте благодарность Драгуну за время, которое он провел в клубе. Так случилось из-за конфликта представителей Станислава с боссами «Крыльев». Если бы такой игрок, как Драгун, покидал команду в более приятные для самарского футбола времена, то он обязательно удостоился бы прощальной церемонии на своей последней игре.  А так все свелось к прощальному посту Стаса на своей странице в Instagram.

Мне было просто противно – раньше в «Крыльях» подобным образом никогда не прощались с футболистами. Вдобавок после ухода Драгуна руководство клуба зачем-то озвучило его зарплату, к тому же, насколько я знаю, эта информация не соответствовала действительности. Очередная нелепая история, которых в Самаре в последние годы было, к сожалению, много.

Вадим Скрипченко

– Пока трудно что-то сказать о Вадиме Викторовиче. Ему еще придется продемонстрировать свой уровень в новом клубе. «Урал» при Скрипченко играл хорошо, но недолго. Посмотрим, что у него получится в Самаре. Слушать этого тренера интересно, вопросов нет. Правда, меня уже давно забавляет, когда он после матчей часто говорит: «Мы заставили соперника играть так, как удобно нам». Интересно, что за великая команда была у него, если она так уверенно доминировала, но простые смертные этого не замечали. Стоит отметить, что сейчас в «Крыльях Советов» не самые лучшие времена, и опереться Скрипченко, по большому счету, в клубе не на кого. Да и количество болельщиков на трибунах уменьшается. Если с приходом Скрипченко ситуация изменится, он будет большим молодцом.

Другие посты блога

Все посты