Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Давний болельщик, бывший военный». Кому принадлежит БАТЭ (подсказка: не Капскому)

«Давний болельщик, бывший военный». Кому принадлежит БАТЭ (подсказка: не Капскому)

Не одноименному заводу и даже не Капскому.

9 сентября 2017, 05:45
28
«Давний болельщик, бывший военный». Кому принадлежит БАТЭ (подсказка: не Капскому)

Самым успешным клубом страны владеет человек, о котором вы никогда не слышали.

Европейские топ-клубы не скрывают имена своих владельцев. Любой, кому интересно, знает, что «Манчестер Юнайтед» принадлежит американскому бизнесмену Малкольму Глейзеру, а «Челси» россиянину Роману Абрамовичу. В Беларуси не принято раскрывать такую информацию. Тем интереснее узнать, кто владеет БАТЭ – самым титулованным и финансово успешным отечественным клубом, который за последние девять лет заработал в еврокубках 73,2 миллиона евро.

В открытых источниках нет данных о владельце/владельцах БАТЭ. На официальном сайте клуба указаны лишь несколько десятков партнеров. Среди них «Белгосстрах», «Евроопт», «Торговый дом БАТЭ», Борисовский завод медицинских препаратов, Борисовский райисполком и другие организации.

Для большинства белорусов клуб ассоциируется с Анатолием Капским, который стоял у истоков возрождения БАТЭ. До 1996 года Борисов был представлен в белорусском футболе другой командой – «Фомальгаутом». Однако она снялась с чемпионата первой лиги из-за финансовых проблем. Тогда работник Минского облисполкома Александр Кулинкович и бизнесмен Виктор Павловец загорелись идеей вернуть к жизни другую городскую команду – БАТЭ, которая с 1973 по 1984 годы трижды становилась чемпионом БССР. С такой инициативой они направились к директору одноименного завода Николаю Буселу, а перед этим уговорили 30-летнего генерального директора фирмы «Сталкер» Анатолия Капского стать инвестором проекта.

– Идею создания нового клуба выдвинул не я. Но, когда ко мне обратились с предложением поучаствовать в этом проекте, согласился. При этом поставил условие – я должен не только финансировать проект, но и получать полную и достоверную информацию, как расходуются средства и что получается на выходе, – вспоминал Капский. – Примерно три четверти расходов брала на себя фирма «Сталкер». Не оказался в стороне и завод БАТЭ, который выделил команде место для проживания на территории заводского профилактория, предоставил автобус, организовал систему питания футболистов, впоследствии построил в Дудинке тренировочные поля.

Больше половины доходов фирмы «Сталкер», специализировавшейся на продаже грузовых автомобилей и другой техники, шло на содержание клуба. Но это нравилось не всем партнерам Капского по бизнесу. 

– У меня был момент, когда мои партнеры по «Сталкеру», которых я сам в 1996 году сделал таковыми – пригласил работать и наделил долями в бизнесе, – в тяжелый для меня период жизни пришли и сказали: «А что это мы все на футбол тратим? Надо и о себе подумать», – говорил бизнесмен. – Стоял вопрос о том, что я в течение нескольких дней должен был выкупить долю этих людей, залезая в долги. Потом, правда, ситуация поменялась. Один человек вспомнил, с чего все начиналось, что они могли работать просто наемными менеджерами и через сутки-двое сделал шаг назад. И этого хватило, исходя из долей.

Капский владел весомой долей уставного фонда клуба, пока тот не был реорганизован в коммерческую структуру. К тому времени менеджер уже несколько лет трудился генеральным директором завода БАТЭ. По закону госслужащим в нашей стране нельзя заниматься предпринимательством. Отказавшись от своей доли, Капский продолжил руководить клубом в статусе председателя правления. 

– Футбол для меня никогда не был бизнесом. Поэтому никто этими долями не торговался. Когда пришло время идти на другую работу, моя доля была передана Александру Захарченко (заместитель председателя правления клуба), потом – другому человеку. Он, кстати, даже когда зарабатываем в Лиге чемпионом миллион или десять, не получает за это никаких премиальных. Это наш товарищ, влюбленный в футбол, – говорил менеджер.

Нам удалось узнать имя незнакомца, который владеет самой большой долей в уставном фонде клуба и формально является его владельцем. Правда, у него есть еще два компаньона.

Наталья Марченко, 10% уставного фонда

Известная белорусская баскетболистка завязала с профессиональной карьерой в 2012-м и быстро нашла себя вне спорта. Тогда еще жена тренера БАТЭ Алексея Баги (несколько лет назад супруги развелись) и крестная дочери экс-наставника вратарей главной команды Александра Федоровича возглавила департамент развития клуба. Занять эту должность помог диплом бакалавра бизнес-менеджмента, полученный в американском университете Fairleigh Dickinson в 2004-м (Марченко введена в зал спортивной славы учебного заведения) и личное приглашение Анатолия Капского.

В БАТЭ Наталья отвечает за разработку коммерческой составляющей «Борисов-Арены», привлечение зрителей на домашние матчи и создание билетных программ. По работе с болельщиками в прошлом году к ней были вопросы. Наталья отмечала, что средняя посещаемость порядка 5000 человек – не та цифра, на которую рассчитывал клуб.

Это не мешает Марченко пользоваться уважением Капского, который часто публично отмечает ее управленческий талант и преданность работе.

– Вот смотрите, Наташа Марченко, начальник департамента развития, в мае 2015-го родила, растит сыночка. А уже с 1 сентября она работает. Мы попросили ее выйти на работу. Ее заместитель, Алеся Катеринич (Капская), родила в начале октября. И хотя уже не могла полностью проводить рабочий день в офисе, до конца августа занималась билетной программой. А все потому, что сложно найти специалистов, которые бы стали равнозначной заменой, – говорил КАА.  – Эти две девушки – очень работоспособные и эффективные. Наряду с генеральным директором клуба Михаилом Деменцевичем они вложили много своих знаний и умений. Кроме них, никто так основательно не занимался нашим новым стадионом. Хотя в клубе у нас много других ребят работает.

Михаил Деменцевич, 15% уставного фонда

Коренной борисовчанин работает в БАТЭ с 2002 года. Деменцевич в детстве занимался не футболом, а греблей на каноэ. Окончил Белорусский политехнический институт в 1992-м. После десять лет отдал борисовскому стройтресту №21, где прошел путь от мастера до главного инженера.

В проекте Капского менеджер работал и исполнительным директором, и директором городского стадиона. Последние восемь лет трудится в должности генерального директора. Все это время Деменцевич находился в тени председателя правления. Благодаря отличным качествам исполнителя (отвечает за все административные вопросы в клубе и с 2014 года представляет его на заседаниях исполкома АБФФ) он заслужил доверие председателя правления.

– Деменцевич – великолепный исполнительный директор. Он отлично представляет и реализует мою волю как председателя правления. Этот человек прекрасно все понимает, классно чувствует ситуацию. Но ему психологически сложно послать меня далеко-далеко, – рассказывалКапский.

Сергей Иващенко, 75% уставного фонда

Если о Марченко и Деменцевиче люди, интересующиеся отечественным спортом, что-то слышали, то о Сергее Иващенко не известно вообще ничего. Владелец самой большой доли уставного фонда БАТЭ не зарегистрирован ни в одной из социальных сетей. Некоторые работники клуба даже не слышали его фамилии, а люди, причастные к руководству БАТЭ, наотрез отказывались делиться какой-либо информацией. Встретить основного собственника самого успешного клуба Беларуси на стадионах не удавалось. Иващенко редко выбирается на игры борисовчан, особенно на выездные.

Поиски позволили узнать, что Сергей Григорьевич Иващенко руководит борисовской компанией «Синтал-Бел», осуществляющей торгово-закупочную деятельность. Организация занимается комплектующими для автопрома, томатной пастой, концентратами соков и постоянными магнитами. Она базируется в Борисове по адресу проспект Революции 16, в кабинете 22. В этом же здании, только в кабинете №7, расположен офис футбольного БАТЭ.

Попытки дозвониться до Иващенко через телефоны организации не принесли успеха. Услышав, что нам нужно связаться с боссом, работники переадресовывали звонок друг другу. В конце концов оказалось, что директора нет на месте, а когда он будет – неизвестно.

Удалось достать несколько номеров, зарегистрированных на Сергея Григорьевича Иващенко. Одним из них пользуется женщина, которая не имеет никакого отношения к футболу. Другим – самый крупный учредитель БАТЭ:

– Здравствуйте, я дозвонился до Сергея Григорьевича, директора компании «Синтал-Бел»?

– Да, но этой компании уже не существует. Что вы хотели?

– Сделать с вами интервью. Все-таки вы владеете 75% уставного фонда БАТЭ, но о вас никто не слышал.

– Извините, но сделать это проблематично, я нахожусь в России. Вообще, думаю, в этом нет смысла. Есть же Анатолий Капский, Михаил Деменцевич, которые руководят клубом. Они находятся на виду. Зачем кому-то обо мне знать?

– Почему же? Это же очень интересно.

– Я так не думаю.

– Если не секрет, чем вы занимаетесь в России?

– Работаю. Больше над собой.

– Вы уже не работаете в компании «Синтал-Бел»?

– Этой компании уже не существует. Она вошла в состав компании «Синтал пак», которая занимается производством упаковки из гофрокартона.

– Вы давно знакомы с Анатолием Капским?

– Очень. Познакомились и подружились еще в 90-е, когда Анатолий Анатольевич работал на одном из государственных предприятий. Борисов – маленький город, где все друг друга знают, поэтому быстро нашли с ним контакт.

– Получается, ваша дружба началась со времен «Сталкера»?

– Я к «Сталкеру» не имею никакого отношения, занимался другим производством. Футбол – мое большое увлечение. К сожалению или к радости, я сам никогда профессионально не занимался этим видом спорта, но за БАТЭ стал переживать с момента основания клуба.

– Как часто вас можно увидеть на стадионе?

– Иногда бываю. Например, в воскресенье приеду на матч сборной со шведами.

– Вы имеете какое-то влияние в клубе?

– Вы сами понимаете, что большинство управленческих вопросов решает Анатолий Капский. Он не лезет в тренировочный процесс, а выполняет менеджерские и контролирующие функции. Довольно часто обсуждаем с ним общие вопросы. Извините, не могу больше говорить, ко мне пришли люди.

Разговор закончился предложением встретиться на матче Беларусь – Швеция, но из этой затеи ничего не вышло. В прошлые выходные телефон Иващенко перестал отвечать на звонки. Зато рассказать о своем товарище согласился Анатолий Капский:

– Сергей – давний болельщик БАТЭ, бывший военный. Наверное, это послужило залогом его дружбы с Александром Захарченко (заместитель председателя правления БАТЭ закончил военное училище – Tribuna.com). Иващенко когда-то работал в компании «Фомальгаут» и всегда любил футбол. Наверное, мы сошлись на этой почве. Этот человек с точки зрения футбола был гораздо адекватнее людей, которые в свое время занимались командой «Фомальгаут».

В свое время мы жили в соседних подъездах в доме по улице Ватутина. С балкона нашего дома можно было смотреть футбол на «Городском». Когда клуб было необходимо реорганизовать в коммерческую структуру, был нужен человек, которому можно полностью довериться. Тогда ни я, ни Захарченко по законодательству не имели права находиться среди учредителей этого ООО. Обратились к Сергею, и он не подвел.

– Кстати, после того, как вы перестали быть государственным служащим (в августе Капский покинул пост генерального директора завода БАТЭTribuna.com), задумывались над тем, чтобы вернуть свою долю в уставном фонде клуба?

– Даже не думал об этом. Насколько я помню, ни один из учредителей ООО «ФК БАТЭ» никогда не получал прибыли от этого актива. Не вижу смысла в том, чтобы делить доли уставного фонда. Я полностью доверяю людям, которые сейчас владеют клубом.

Вот как состав учредителей БАТЭ выглядит в Едином государственном регистре сейчас.

Еще полтора года назад Марченко в составе учредителей не было.

Фото: Надежда Бужан, pressball.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты