Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Материальные блага убивают здоровую агрессию». Наши футболисты выходили на Олимпиаду – что сейчас с ними не так?

«Материальные блага убивают здоровую агрессию». Наши футболисты выходили на Олимпиаду – что сейчас с ними не так?

А ведь шесть лет назад брали «бронзу» молодежного Евро.

6 сентября 2017, 11:12
29
«Материальные блага убивают здоровую агрессию». Наши футболисты выходили на Олимпиаду – что сейчас с ними не так?

Еще 6 лет назад Филипенко, Сиваков, Драгун и компания выигрывали «бронзу» на молодежном чемпионате Европы.

В июне 2011-го молодежная сборная Беларуси под руководством Георгия Кондратьева завоевала бронзу чемпионата Европы и пробилась на Олимпиаду. Поколению футболистов 1988/89 годов рождения прочили большое будущее. Казалось, через пару лет наша сборная вместе с Гутором, Филипенко, Сиваковым, Драгуном и Нехайчиком будет шуметь в Европе. Время шло, игроки той молодежки потихонечку перекочевали в национальную команду, но ее результаты становились все хуже и хуже. Теперь мы по делу проигрываем Люксембургу и абсолютно ничего не можем противопоставить шведам.

Из поколения, которое в плей-офф за выход на Евро размазало итальянцев с Дестро и Поли, нынче представлено за пределами Беларуси всего парой человек. Почему сникла самая талантливая плеяда футболистов последних лет? Ответ на этот вопрос пробует дать агент Валерий Исаев:

– Как вам последние матчи национальной сборной?

– Смотрел игру против Швеции на «Борисов-Арене» вместе с друзьями, которые никогда до этого не были на таких красивых современных стадионах. Ехал на матч только из-за них. Хотелось, чтобы ребята порадовались праздничной атмосфере поединка. Но сказал, чтобы не обращали внимания на результат, потому что знаю, в каком состоянии сейчас находится наша сборная. В принципе, все вышло так, как я прогнозировал: куда больше приятных эмоций товарищам доставила экскурсия по стадиону. Его они покинули оглушенными, людей прибил результат. Только после рюмочки в гостинице они начали нормально общаться. 

– Вы давно перестали получать положительные эмоции от игр «националки?

– Думаю, не стоит ассоциировать все, что происходит с футболом в нашей стране, с играми против Швеции и Люксембурга. Все-таки это конкретно взятые матчи, которые нам не удались. После встречи с Болгарией, в которой на поле выходили примерно те же самые игроки, никто не говорил, что наш футбол находится в коме и лежит на дне. Я бы воздержался от таких сравнений. Нужно без истерик признать, что ситуация не очень приятная, но в матче со Швецией мы допустили грубейшие индивидуальные ошибки.

Если честно, после первых пяти минут этой встречи мне хотелось сделать ставку на победу нашей сборной – очень уж хороший был коэффициент на такой исход. Не буду скрывать, иногда ставлю на матчи по 50-70 долларов, чтобы дополнительно себя мотивировать. В начале игры сказал товарищам: «Ребята, шведы никакие. С ними можно играть». Но потом случились нелепые ошибки.

– Вас удивило, что их допустили футболисты, которые в 2011 году брали «бронзу» молодежного чемпионата Европы? Те же Филипенко и Сиваков – лидеры самого талантливого поколения наших игроков последних лет, на которых возлагали большие надежды.

– Я очень хорошо знаком с той командой Георгия Кондратьева. С этим поколением футболистов до него работал Петр Михеев. Отлично помню времена, когда Сиваков исполнял не центрального защитника, а атакующего хавбека. Понятно, в последние годы Миша играет не на своей позиции. Как ни крути, но он постоянно хочет обыграть соперника один в один, когда этого делать не нужно. Если бы Сиваков с первых дней карьеры играл центрального защитника, у него на подсознательном уровне отложилось бы, что такие действия, как в игре со Швецией, запрещены. Особенно в матчах за национальную команду.

Понятно, Сивакова ставят в центр обороны, потому что он здорово читает игру, обладает хорошей скоростью, но все-таки это не его место. Согласитесь, Миша в новом амплуа частенько допускает ошибки вроде той, что случилась в игре со Швецией.

– У вас есть объяснение тому, что случилось с футболистом, который в 2011 году попал в символическую сборную молодежного Евро вместе с Кристианом Эриксеном, Андером Эррера и Тьяго Алькантарой? Что пошло не так?

– Сейчас нам придется говорить о банальных вещах. Простой пример, в интернете появилось видео послематчевой тренировки игроков сборной Швеции на «Борисов-Арене». На поле работали игроки, которые не участвовали в матче или выходили на замены. Представьте, пустой стадион, на котором работают футболисты, которые только что разгромили соперников 4:0. Разве можно увидеть такое в исполнении белорусов? Здесь все просто: у игроков нашей сборной, которых вы перечислили, совсем другие амбиции.

Сиваков, который сейчас играет в сборной в центре защиты, сильно отличается от того парня, который в свое время уезжал из БАТЭ в «Кальяри». Тогда Миша здорово смотрелся в центре поля, часто играл в атаку и заслуженно уехал в Италию. При этом нужно понимать, что такие клубы не подписывают футболистов просто так.

Мне кажется, парни решили, что самые главные события в их футбольной карьере уже произошли

– Тогда зачем из него сделали защитника, который сейчас играет в клубе-аутсайдере чемпионата России?

– Ему легко играть в центре защиты благодаря футбольному интеллекту. На этой позиции у игрока есть больше времени, чтобы посмотреть по сторонам, подготовить начало атаки. Сиваков неплохо смотрится в центре обороны, но чем серьезнее уровень команды-соперницы, тем больше ошибок он совершает. В том числе из-за того, что у Миши остались навыки и психология атакующего игрока.

– Получается, за шесть лет перспективный центральный полузащитник превратился в посредственного центрдефа?

– Подождите, Сиваков поиграл в хороших украинских командах. Сейчас Миша играет в РФПЛ, пусть в команде, которая сегодня находится в низу турнирной таблицы. Но посредственный защитник не попадет даже туда. При этом Сиваков стабильно выходит на поле. Не знаю, что происходит, когда Миша приезжает в сборную. Может, на него как-то влияют местные девушки?

То же касается Егора Филипенко, который забивал в «бронзовом» матче молодежного Евро. Особо не в курсе, как у него идут дела в Израиле, но это не тот футболист, который уезжал из БАТЭ в «Малагу». Мне кажется, парни решили, что самые главные события в их футбольной карьере уже произошли. 

– Почему так происходит?

– Таков наш менталитет. Попадание в зону комфорта расслабляет белоруса, сейчас речь не только о футболе. Мозг большинства иностранцев устроен иначе. Футболисты, которые играют в топ-лигах, мыслят совершенно по-другому, у них совершенно другие ценности. Это банальные вещи. 

– Вы работали не с одним десятком футболистов. Как вы замечали, что игроки попадают в зону комфорта и меняют требования к себе?

– Не буду называть фамилий, потому что многие ребята могут обидеться. На первых порах у молодых игроков огонь в глазах, они хотят что-то кому-то доказать. В 20 лет наши футболисты горят желанием, но как только что-то меняется в их жизни, это сразу сказывается на игре. Чаще всего прогресс наших ребят стопорится. У людей с европейским менталитетом все иначе – они в таких случаях начинают пахать с еще большей энергией. Большинство наших игроков плывут по течению. Снова возвращаюсь к тому, что шведы после победы над белорусами отправились на тренировку. При этом за границей игроки точно так же ходят по клубам и порой нарушают режим.

Знаете, я предлагал многим игрокам этого поколения уехать в хороший чемпионат, где зарплата немного больше. Такие трансферы могли стать ступенькой к возможному переходу в более сильное первенство. Например, несколько лет назад футболистам, которые в Беларуси зарабатывали по три-четыре тысячи долларов, предлагал варианты за границей с зарплатой семь-восемь тысяч, но люди просто не ехали. Они говорили, что им нужно посоветоваться с женами. Ну а дальше… Я не буду комментировать решение семейных советов. Оно понятно, ведь за границей легионеру нужно работать еще больше, чтобы быть на две-три головы сильнее местного. Многим просто комфортнее, я бы даже сказал спокойнее играть дома. 

– Поэтому Андрей Воронков, который через себя забивал Давиду де Хеа, сейчас частенько сидит на скамейке запасных «Городеи»?

– Выходит, что так. В этом плане показателен пример Володи Юрченко, который из зоны комфорта попал в другую зону. Понимаете, уже по первым матчам той молодежной сборной было понятно, что команда будет биться за попадание в финальную стадию чемпионата Европы. Примерно такое ощущение было, когда собиралась молодежка Юрия Пунтуса.

Чего скрывать, мы выстрадали путевку на Олимпиаду, слаженно сыграв в обороне и дождавшись своего момента в атаке

– Можно сказать, что по потенциалу поколение Филипенко и Сивакова было не слабее молодежки, в которой блистали Глеб и Калачев?

– Уровень организации игры молодежных сборных Кондратьева и Пунтуса был примерно одинаков, но индивидуально сильнее исполнители, конечно, были у Пунтуса. Посмотрите, тогда играли братья Глебы, Калачев, Корниленко, Киренкин. Нужно признать, та сборная должна была выходить из группы на Евро-2004. Она показывала футбол, на который приятно смотреть. За ту команду по-настоящему хотелось переживать.

Молодежка 88-89 годов рождения на Евро играла совершенно иначе. Чего скрывать, мы выстрадали путевку на Олимпиаду, слаженно сыграв в обороне и дождавшись своего момента в атаке. Если честно, мне не очень нравился футбол этой молодежки, но он приносил результат. Хотя прошло столько лет, а это поколение не научилось играть вперед – по-прежнему катает мяч поперек поля или пасует назад. В сборной Кондратьева был достаточно высокий средний уровень подготовки игроков, но индивидуально сильных исполнителей в ней не было.

– А как же Владимир Юрченко?

– Согласен, он был исключением. Увы, эта звездочка ярко вспыхнула, но быстро погасла. Опять же, посмотрите символическую сборную того Евро, в которой оказался только Миша Сиваков. Уже тогда было ясно, что у наших практически нет шансов попасть в европейский топ-клуб.

– Но если говорить не о топ-клубе, а хотя бы о средней команде хорошего европейского чемпионата?

– Когда команда попадает на Олимпиаду, к ней будет приковано внимание. Если сборная хорошо играла в обороне, то должен появиться интерес к защитникам. Все надеялись, что кто-то сможет себя проявить, но после Лондона никто из белорусских футболистов (исключение ребята из БАТЭ) не получил предложения из Европы. Хотя белорусы не провалили Игры и смотрелись очень неплохо. Просто я знаком с перечнем критериев, по которым работают скауты клубов топ-чемпионатов. Поверьте, там очень много пунктов, прочитав которые вы поймете, почему наших игроков нет в хороших европейских первенствах. 

– Можете озвучить их?

– Их очень-очень много. Речь идет не только о том, как футболист должен вести себя на поле, но и что должен делать за его пределами. Поверьте, слишком много нюансов. Если говорить о них, понадобится часа два-три. Хотя того же Юрченко приглашали в Европу и без этого. У него были очень хорошие предложения от нескольких испанских и итальянских клубов. За человека предлагали серьезные деньги, но все зависело от того, как Володя сможет себя проявить. Будет играть и забивать – получит хороший бонус. Тогда менеджером Юрченко был его дядя, и он хотел, чтобы все финансовые вопросы решались сразу. Видимо, это вышло на первый план. Если бы для Володи важнее было играть на высоком уровне, можно было бы где-то пойти на уступки. Похоже, мы снова возвращаемся к нашему менталитету  и к нашим амбициям.

Ниже определенного уровня игроки не опускаются, но и подняться выше не могут. Грустно, ведь сейчас наступил золотой футбольный возраст этих ребят

– Станислав Драгун, с которым вы работали в свое время, смог себя реализовать?

– Сейчас мы поддерживаем приятельские отношения, можем созвониться, обсудить какие-то вещи. Уверен, на его уровне никак не сказались всевозможные переходы, как это считают некоторые журналисты. В любой команде Драгун становился лидером и играл стабильно. Просто посмотрите его статистику и коэффициент полезности.

 – Вообще, кто из игроков этого поколения оправдал ваши ожидания?

– Никто, ведь никто из этих ребят не играет на высоком уровне за пределами страны. Большие надежды возлагались на Пашу Нехайчика. Когда он уехал в «Динамо» и сходу заиграл там, я обрадовался, что в чемпионате России появился наш соотечественник, которому по силам стать топ-исполнителем. Тем более тогда в Москве работал Сергей Силкин, который очень любит белорусов. Что случилось потом? Я не знаю, потому что не очень плотно общаюсь с Нехайчиком. Нельзя сказать, что он отбывает номер на поле или не выкладывается, но что-то идет не так, хотя парень очень талантливый.

Мне очень нравилось, как выглядел 18-летний Олег Веретило. Казалось, он способен  играть  в приличном европейском клубе. Очень печально, что контракт с минским «Динамо» фактически остановил его развитие. Это беда всего поколения 88-89. Взять нашего бразильского белоруса, посмотрите, как классно он смотрелся в первых матчах за БАТЭ. Все, я в том числе, думали, что Брессан вырастет в топ-игрока, но все знают, что случилось после. Материальные блага убивают здоровую агрессию наших игроков. Не знаю, почему так происходит. Ниже определенного уровня они не опускаются, но и подняться выше не могут. Грустно, ведь сейчас наступил золотой футбольный возраст этих ребят. Они играют в своих клубах, но на уровне национальных сборных этого маловато.  

 – Тогда что же происходит с белорусскими футболистами, когда они надевают майку национальной команды?

– Вспомните, что творилось на «Борисов-Арене», когда исполнялся гимн Швеции. Болельщики и футболисты здорово и искренне пели его. Когда заиграл наш, я и мои друзья молча стояли с тупыми улыбками, а гимн пели только футболисты. Им нужно делать это по определению, попробуй не запой гимн в молодежке Ковалевича. Правда, одно дело заставить человека, а совсем другое, когда все идет от чистого сердца. Футболисты – обычные люди, ведь многие белорусы на трибунах просто молчали. В таких мелочах скрывается многое.

Я общаюсь со многими детскими тренерами, они открыто говорят, что не болеют за наши сборные. Сейчас мы просто доведены до такого состояния. Наверное, в целом сегодня приезд в национальную команду не является для игроков каким-то особенным событием. Не так давно спросил у одного игрока, что он чувствует, когда надевает футболку сборной. Он ответил, что не испытывает каких-то особенных чувств. И винить человека бессмысленно. Мы, белорусы, не можем разобраться, что с нами происходит в последние десятилетия.

– Подождите, но как за шесть лет все могло так кардинально поменяться? Вспомните, с какой самоотдачей и с каким блеском в глазах эти же футболисты вырывали у итальянцев путевку на молодежный Евро.

– А откуда может появиться блеск в глазах, если единицы белорусских игроков публично высказались по поводу независимости Беларуси? Футболистов нельзя в этом винить, ведь многие ребята родились в переходный для страны период. Поверьте, шесть лет назад игроки радовались просто вызову в сборную, а не вызову именно в сборную Беларуси. Они кайфовали от коллектива, которому в итоге удалось пробиться на топ-турнир.

При этом поколение игроков 88-89 добилось многого – вышло на Олимпиаду. Ребята, Беларусь и в советское время не была суперфутбольной страной. Лишь одна команд из БССР играла в высшей союзной лиге, причем наполовину состояла из игроков бывшего СССР. Остальные клубы играли во второй лиге и скажу вам откровенно, уровень той лиги был, наверное, повыше сегодняшнего чемпионата Беларуси. В этом турнире у «Крумкачоў» не было бы даже полушанса на какие-то высокие места. Когда мы успели превратиться в сильную футбольную державу? У нас всегда были средние игроки, которые при определенных обстоятельствах могли добиться какого-то результата. Если мы говорим только о сборной сегодня, то  пример Олега Дулуба показал, что от тренера зависит многое. Можно выглядеть интересно и достойно и с нашими футболистами поколения 88-89. 

Фотоinterfax.by, Надежда Бужан.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты