Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«250 тысяч евро от УЕФА ушли на подъемные пяти футболистам». Экс-директор «Днепра» – о проблемах Могилева

«250 тысяч евро от УЕФА ушли на подъемные пяти футболистам». Экс-директор «Днепра» – о проблемах Могилева

Экс-директор могилевского клуба с ностальгией вспоминает матчи против «Вильярреала», рассказывает о покупке клубного автобуса, зарплате Владимира Юрченко, попытках продать Федора Черных и причинах застоя «Днепра».

3 февраля 2015, 22:00
17
«250 тысяч евро от УЕФА ушли на подъемные пяти футболистам». Экс-директор «Днепра» – о проблемах Могилева

Бывший босс могилевчан Сергей Баранов с ностальгией вспоминает матчи против «Вильярреала», рассказывает о покупке клубного автобуса, зарплате Юрченко, попытках продать Черных и причинах застоя «Днепра».

– Пять лет я работал в НОК Могилевской области. За это время заимел много контактов с различными спортсменами. При этом «Днепр» всегда оставался для меня родным клубом. В начале 2000-х я три года отработал там коммерческим директором. Был знаком с коллективом, его проблемами. В сезоне-2011 команда заняла последнее место в чемпионате и покинула высшую лигу. Тогда клуб возглавлял Александр Сентюров. Руководство города и области решило поменять генерального директора. Я получил предложение возглавить «Днепр». Сначала отказался. Затем в течение нескольких недель мне постоянно звонили с уговорами. В январе 2012 года все-таки дал добро. На собрании акционеров клуба работу Сентюрова признали неудовлетворительной. 

Предложение возглавить клуб мне поступило неслучайно. В 2010 году во время выступления «Днепра» в Лиге Европы постоянно находился рядом с командой. Я являлся официальным представителем областных властей за рубежом. Тот розыгрыш получился для нас очень удачным. «Днепр» прошел албанский «Лачи», норвежский «Стабек», чешский «Баник». Жаль, конечно, но обыграть «Вильярреал» и прорваться в групповой этап еврокубков не получилось. Нужно отдавать себе отчет, что все-таки испанский клуб играет на совершенно другом уровне. Как говорится, с другой планеты. Сейчас остается только вспоминать о том розыгрыше. Когда еще футболисты «Днепра» сыграют против чемпионов мира и Европы? Ведь в ту пору за испанскую команду выступали Марчена, Санти Касорла, Диего Лопес, Капдевила, Алтидор, Нилмар… Было невероятно интересно встретиться с таким соперником! Просто фантастика. 

Можно очень долго рассказывать о нашем противостоянии с испанцами. Мне удалось очень хорошо пообщаться с президентом «Вильярреала» Фернандо Роджем Альфонсо. Это очень влиятельный человек не только в испанском футболе, но и вообще в стране. Впервые столкнулись с ним на официальном обеде перед выездным матчем. Изначально боссы «Вильярреала» хотели вместе с командой прилететь в Минск, а потом на автобусе отправиться в Могилев. Они забронировали номера в «Crowne Plaza». На этой встрече я поинтересовался у Фернандо: «Почему вы прилетаете в Минск? Вам же потом будет неудобно добираться до Могилева». Тем более, в то время дорога между городами находилась не в очень хорошем состоянии. Фернандо сильно удивился: «Так в Могилеве же есть только военные аэродром. Как мы там сядем?» Начал ему объяснять, что у нас все в порядке с аэропортом, ведь в Могилев прилетали и «Стабек», и «Баник». Он тут же вызвал к себе работника клуба: «Записывай, летим в Могилев. Неустойка за «Crowne Plaza» вообще не проблема». Кстати, Фернандо сказал, что чартер из Вильярреаля в Могилев стоил 50 тысяч долларов. «Белавиа» за перелет из Минска в Испанию просила с нас 90 тысяч! Хорошо, удалось найти более дешевый вариант. Вообще, за то выступление в Лиге Европы клуб заработал 360 тысяч евро. Все расходы, связанные с матчами квалификации, обошлись в 110 тысяч.

Потом  Фернандо поинтересовался: «А какой клубный бюджет «Днепра»?» Тогда он был в районе полутора миллионов долларов. Президент «Вильярреала» улыбнулся: «Хорошо вам. А вот где нам найти 115 миллионов, чтобы содержать клуб?» Потом мы подошли к карте Европы в одной из лож на «Эль-Мадригал». На этом макете нанесены эмблемы клубов, с которыми приходилось играть испанской команде. До этого матча на контуре Беларуси был нанесен только логотип БАТЭ. Теперь уже есть эмблема «Днепра». Короче, впечатлений от посещения «Эль-Мадригал» было много. Даже сохранилось видео, где тренерский штаб команды делится впечатлением от увиденного. 

– Как вы принимали «Вильярреал» в Могилеве?

– За несколько дней до матча в Могилев приехала команда разведчиков «Вильярреала», их шеф-повар и переводчик. Многие номера в гостинице «Губернская», где жила команда были забронированы российскими туристами. Испанские футболисты хотели жить только в двухместных номерах. Приходилось доставлять в них кровати. Хорошо, что на базе «Днепра» была только-только купленная мебель. Работники испанского клуба привезли их в отель, самостоятельно собрали. Кроме того, они договорились с людьми, которые за полгода забронировали номера в гостинице. «Вильярреал» за свои деньги снял этим людям элитные квартиры в Могилеве. В итоге, вся гостиница была арендована испанцами. На первом этаже находился достаточно дорогой ресторан. Тогда он только открылся. Вместе с шеф-поваром «Вильярреала» и переводчиком мы спустились туда. Там местный шеф-повар услышав испанскую речь начал говорить со своим коллегой на испанском. Повар «Вильярреала» так испугался! У него округлились глаза. Единственное слово, которое он смог выговорить в тот момент: «КГБ?» Кстати, пока в Могилеве находились футболисты «Вильярреала», этот ресторан был закрыт для обычных посетителей.

Кстати, специально к могилевскому матчу с испанцами мы заказали новый комплект формы «Umbro». Набили на груди название нашего главного спонсора «Могилевлифтмаш». После матча ребята могли поменяться майками со звездами испанского клуба. После игры мы подарили именную майку директору и главному тренеру «Вильярреала». После этого они были такими счастливыми. Получили свои комплекты и сразу же отправились показывать подарки своим футболистам.

Вспомнил еще один интересный момент. На этот матч в Могилев прилетала допинговая комиссия УЕФА. Наверное, наверху подумали: «Что это там употребляют футболисты «Днепра», раз так далеко прошли». После игры этот офицер, как положено, выбрал двух футболистов для сдачи анализов. Нашим представителем оказался Владимир Шунейко, а у испанцев эквадорец Монтеро. Джефферсон  так сильно выложился во время матча, что долго не мог сдать анализы. Ко мне подошел президент «Вильярреала»: «Сергей, нам нужно спешить в аэропорт. Сможешь позже довести туда нашего игрока?» Не вопрос. Повез Монтеро на своей машине. Начали общаться. Я решил подшутить над ним: «Слушай, может, ну ее Испанию? Переходи к нам. Вон, наш Юрченко получает в «Днепре» 40 тысяч». Он посмотрел на меня, улыбнулся: «Вы что? Я зарабатываю намного больше».  

– Какой игрок «Днепра» понравился боссам «Вильярреала» больше всех?

– Володя Юрченко. Фернандо сказал, что этого парня при должном отношении к футболу ждет большое будущее. В том розыгрыше Лиги Европы Володя был очень хорош. В семи матчах квалификации он забил шесть мячей. После матча в Могилеве к Юрченко подходил тренер «Вильярреала» и проявлял интерес. По-моему, ему удалось раскрыться в «Днепре» потому, что команда играла в контратакующий футбол. Быстрый переход из обороны в атаку – фишка Юрченко. Все ребята знали, что нужно только дать мяч на ход Володе. Дальше он, благодаря своей скорости, все сделает красиво.

К сожалению, в те времена у Вовы был только один интерес – как срезать больше подъемных. Ведь за свой переход в «Сатурн» он получил миллион долларов. Дядя Вовы рассказывал, что когда они ехали из Москвы домой, у людей  просто тряслись руки. Конечно, деньги портят. Особенно, в раннем возрасте. Наверное, поэтому Вова не смог до конца реализовать свой потенциал. 

– Сколько в то время Юрченко зарабатывал в «Днепре»?

– Тогда он принадлежал «Сатурну». В «Днепре» Юрченко находился на правах аренды. Насколько я знаю, наш клуб платил ему две тысячи долларов, а еще 18 перечисляли россияне. Уже тогда у «Сатурна» начались серьезные проблемы, поэтому перед Володей имелись задержки. Когда российский клуб признал себя банкротом, Юрченко начал искать варианты продолжения карьеры. Для него главным условием были большие подъемные. «Шахтер» смог ему их предложить. При этом солигорчане заключили с Володей контракт, указав большую сумму компенсации. За то межсезонье Юрченко себя немного запустил. У него появился серьезный животик. Лишний вес – дополнительный риск получения травмы. В итоге у Володи случился разрыв крестообразных связок. После этого все специалисты говорят, что Юрченко утратил самое главное качество. У него пропала стартовая скорость. 

***

– Почему, на ваш взгляд, через год «Днепр» вылетел из высшей лиги?

– Тут целый комплекс причин. Некоторые ребята почувствовали себя звездами, чуть снизили требования к себе. Некоторые стилеобразующие футболисты покинули команду. Те же Юрченко, Быченок… У клуба появились долги. Это результат деятельности предыдущих руководителей. Ряду игроков были заложены очень большие подъемные. Деньги, которые «Днепр» получил от УЕФА, ушли пяти футболистам. Эти 250 тысяч евро никто не украл, но команда их не увидела. Поэтому в том году игроки получали зарплату с огромной задержкой. 

– Что вы успели сделать за два месяца работы директором клуба?

– Я так и не подписал официальных документов. Просто кое с кем не сошлись характерами. Не хочу об этом распространяться. У меня были амбициозные планы. Просто так просиживать штаны не собирался. Хотел отремонтировать базу, купить новый автобус. Тогдашний мэр обещал помочь приобрести транспорт. Правда, дальше слов дело не пошло. Решил взять все в свои руки. У меня было знакомство с тогдашним генеральным директором МАЗ. Правда, на тот момент было трудновато выйти к нему напрямую. Пришлось попросить одних знакомых, чтобы Александр Боровский смог меня принять. К тому моменту, мы официально расстались с клубом. Правда, раз договорились о встрече – нужно было ехать. Взял с собой начальника отдела спорта и туризма области и отравился в Минск. Приехали в 7:30 утра. Директор МАЗ выходит к нам: «Чего так поздно добрались?» Хотя договаривались именно на это время, а у него в приемной уже тьма людей. Правда, он все-таки принял нас. Тепло пообщались, вспомнили дела минувших дней. В конце беседы говорю: «Нам нужна ваша поддержка. Помогите клубу решить проблему с автобусом». Он улыбнулся: «Так мне на днях звонил мэр Бобруйска. Просит дать автобус для «Белшины» в опытное использование». Кстати, бобруйчане на этом и погорели. Когда Боровский ушел из МАЗ, у «Белшины» забрали транспорт. Мы же решили, что если покупать автобус – нужно брать что-то красивое. Я составил гарантийное письмо и отдал Боровскому. В ту пору денег в клубе не было, а стоимость автобуса была в районе 200 тысяч долларов. Узнав об этом, тогдашний мэр города сказал: «Я ничего подписывать не буду». Хотя письмо было составлено таким образом, что клуб оплачивает 300 миллионов рублей, а остальное выплачивается в рассрочку. Тогда я обратился к губернатору. Мы написали письмо на бланке облисполкома. Только он взял на себя такую ответственность. Только так удалось уговорить Боровского и заполучить автобус. Причем нам дали рассрочку на год. Хотя по всем правилам максимальный срок был три месяца. Честно говоря, не ожидал, что все получится так благоприятно. Через полтора месяца команда ездила на новом транспорте.

– Что вы еще успели сделать?

– Я всегда говорил, что «Днепр» должен играть в нормальной форме. Купили новую экипировку Adidas. Тогдашний главный бухгалтер говорил: «Вы что? Это очень дорого». Нам прислали прайс. Сравнили его с тем, что предлагала в прошлом году Umbro. В итоге Adidas оказался дешевле. Отдали за форму около 60 миллионов рублей.

Кроме того, я пытался решить вопрос по трудоустройству Черных. Ведь для участия в первой лиге нельзя заявлять легионеров. Ездили с Федей во Львов. Заключили арендный контракт с «Карпатами». Согласно нему, Черных должен был год отыграть в Украине. «Карпаты» оставляли за собой право дальнейшего выкупа. Правда, буквально через день директор «Карпат» резко передумал и разорвал соглашение. Мы были просто в шоке. На сборах «Карпат» Федя в четырех товарищеских матчах забил два мяча. Он смотрелся очень здорово. Видимо боссы украинского клуба хотели сразу же купить суперзвезду. 

Тогда к Черных проявляли интерес БАТЭ и минское «Динамо». Правда, эти клубы хотели Федю купить, а не взять в аренду. Причем предлагались чисто символические деньги. БАТЭ давал 50 тысяч долларов. Ну как можно было отдать Черных за такую сумму? Тем более, в свое время он достался «Днепру» за те же деньги. Какой смысл? В итоге отдал парня в аренду в «Нафтан». Там он выиграл Кубок, выступил в Лиге Европы. Почему потом клуб не выручил за него денег? Вопрос к последующим руководителям. Вообще, сейчас рад за Федю. Он только-только перебрался в чемпионат Польши, а уже забил семь мячей. Сейчас парень находится в сфере интересов не только ведущих польских, но и некоторых немецких клубов.

Когда «Днепр» вернулся в высшую лигу, я уже не работал в клубе. Могу судить о команде только со стороны болельщика. Вячеслав Геращенко выполнил задачу. «Днепр» усилился неплохими по белорусским меркам исполнителями. Правда, соответствовал ли их уровень мастерства такой серьезной заработной плате? Вроде бы все хорошо, но в июле 2013 года по собственному желанию из клуба ушел директор Власенко. Вместе с ним команду покинули Чумаченко и Синицын. По сути, Геращенко остался один на один с проблемами команды. Он не нашел взаимопонимания с коллективом. Атмосфера была никудышная. Случались конфликты, ссоры. Взять того же Булыгу: сильный нападающий, который забивал лучшим вратарям мира – Чеху, Буффону, Леманну… Но неблагоприятная обстановка не давала Виталику раскрыться. Игра не шла у лидера, а с ним и у всей команды. Если бы не гнетущая атмосфера, может быть, все сложилось бы иначе. Помните, как «Днепр» начинал тот сезон? Ребята выиграли у всех команд, которые затем оказались в первой шестерке.

– Перед прошлым сезоном у вас были опасения, что «Днепр» может вновь вылететь в первую лигу?

– Надежда умирает последней. Команда оказалась в первой лиге по ряду причин. Объясните, как у клуба на протяжении года и семи месяцев не может быть руководителя? Это означает, что за отрицательный результат не с кого спросить? Как клубом может руководить заместитель директора по хозяйственной работе Александр Конанович? О чем говорить, если директор даже не появляется на матчах команды? В «Днепре» нет человека, который может организовать работу. Даже в конце 2013 года я не видел причин, что команда вот-вот заиграет. Так и вышло.

Многие болельщики обвиняют в плохом результате Юрия Лукашова. По-моему, это неправильно. Я хорошо общаюсь с этим человеком. Вместе играем на первенстве города среди ветеранов. Лукашов не имел такого карт-бланша, который есть в руках любого белорусского тренера. Почему? Не хочу называть фамилии некоторых людей. Согласитесь, волшебства в спорте не бывает. Не могут футболисты, которые всю жизнь играли во вторых-третьих лигах чемпионатов Литвы, Грузии, Украины, приехать в нашу «вышку» и давать результат. У Юрия Николаевича никто не спрашивал: «Нужны тебе эти исполнители или нет?» Тренера просто ставили перед фактом. Самый простой пример провала селекции. Все специалисты подтвердят, что «Днепру» в этом сезоне не хватало футболиста в центре поля. Из-за отсутствия последнего паса нападающие Гаврюшко и Сазанков находились на голодном пайке. При этом в январе прошлого года была возможность подписать хорошего хавбека. Не кота в мешке, а классного исполнителя. Речь идет об Илье Галюзе. Он сам просился в «Днепр». Парень не требовал каких-то космических условий. Правда, кое-кем было наложено вето на появление этого игрока в команде. Галюза оказался не нужен «Днепру», зато пригодился в «Шахтере».

– Говорят, в раздевалку «Днепра» частенько заходил Валерий Иванович Стрельцов.

– Я не стану заниматься персонификацией. Все прекрасно знают, кто и как руководил «Днепром» в последний год.

– На ваш взгляд, в этом году «Днепр» сможет пройти очищение первой лигой?

– В прошлом сезоне многие команды хотели получить повышение в классе. «Славия» и «Витебск» просто горели желанием. Хорошее финансирование было у «Гранита». Микашевичи созрели для участия в высшей лиге. Пока не хочется говорить о том, пройдет ли «Днепр» так называемое очищение. Давайте посмотрим, как будут развиваться события. Пока нет предпосылок к тому, чтобы клуб возродился и стал серьезной силой в белорусском футболе. 

Фото: архив Сергея Баранова

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты