Tribuna/Единоборства/Блоги/Блог бренда Vimpex Sport/«Малофеев приводил футболистов на тренировки в наш клуб». Истории от самого известного каратиста страны

«Малофеев приводил футболистов на тренировки в наш клуб». Истории от самого известного каратиста страны

Один из лучших тренеров Беларуси по карате – о катакомбах на стадионе «Динамо», футболистах «Динамо-82», неделе жизни в автобусе и многом другом

Автор — Антон Рогач
15 января 2015, 05:53
«Малофеев приводил футболистов на тренировки в наш клуб». Истории от самого известного каратиста страны

Александр Мудрецов – известная фигура в белорусском каратэ. Он подготовил более 40 (!) мастеров спорта международного класса – это лучший показатель в стране по данному виду спорта. 47-летний тренер высшей категории, рефери международной категории, действующий тренер по каратэ в клубе «Арсенал» (г. Минск), а также майор милиции в отставке помог нам изучить историю и настоящее белорусского каратэ.

Александр Мудрецов начал заниматься каратэ в 80-х. В те годы этот вид спорта был под запретом.

– Не афишировали, что занимались каратэ, – рассказывает о парадоксе Мудрецов. – Работники общества «Динамо», понятное дело, знали об этом. Да и запретить было бы сложно. Еще перед ограничением каратэ сборная республики занимала хорошие места на Союзных соревнованиях. Стереть это в памяти никто не мог. Была дикая популярность восточных единоборств, и карате в частности. Люди учились по книжкам, вырезкам из газет. Конечно, было тяжело без соревнований – они стали проводиться только в конце 80-х.

Понятное дело, что занятия каратэ маскировались.

– Мой первый тренер, Альберт Скороход, набирал детей в группы общефизической подготовки. Официально. А на самом деле мы занимались каратэ, которое было под запретом.

Как ни парадоксально, но табуированным видом спорта занимались в структуре МВД. На базе общества «Динамо» был создан клуб «Дзержинец».

– Он располагался в подвальных помещениях стадиона «Динамо». У нас было пять спортивных залов и два тренажерных, несколько раздевалок, душевые, тренерская, методический кабинет – любая советская республика могла позавидовать такому. В клубе на бесплатной основе занималось около полутора тысяч подростков. Естественно, было много детей сотрудников структур-учредителей общества. Где еще можно было заниматься запрещенным видом спорта, как не в подразделении МВД :)? Но родители понимали, что это необходимо.

Стадион «Динамо» – действительно культовое для каратэ сооружение. Сейчас он, можно сказать, в руинах. Александр Мудрецов часто видит стадион в снах. Потому что каратэ был его неотъемлемой частью в те годы. Такое стечение обстоятельств, к слову, помогло тренеру быть частью большого футбола.

– Стадион «Динамо». Попасть туда было круто, а мы видели все изнутри. Ничего секретного не было: стадион – не режимный объект. Но, например, были катакомбы – подземные ходы. Конечно, маловероятно, что они куда-то вели. Могла ли проехать военная техника? Возможно.

Инструкторы клуба «Дзержинец» получали возможность дежурить во время матчей Кубка УЕФА и Кубка чемпионов. Наши помещения переоборудовались на время проведения «больших» матчей в зал для пресс-конференций. Было интересно видеть тренеров, игроков, иностранных журналистов изнутри. Концерты звезд советской и международной эстрады также не обходились без нашего участия. Мало кто обладал такой возможностью. Во время мероприятия мы могли пройти за ограждения и с отличных мест наблюдать за происходившим. Честно говоря, зарубежных звезд особо не помню. Чего не скажешь о минском «Динамо». Тренер главной команды страны Эдуард Васильевич Малофеев видел пользу в каратэ и приводил футболистов на тренировки в наш клуб. Футболистам, надо полагать, тоже нравилось. Например, в будущем я тренировал детей Прокопенко и Боровского.

Пользовались определенными привилегиями и воспитанники клуба. Например, в качестве поощрения они получали пригласительные на матчи чемпионата СССР. Причем не на простые трибуны, а в ложу Б. Некоторым давали даже смотреть футбол из комментаторской кабины.

– Для детей были вообще сплошные плюсы. У них были удостоверения военно-патриотического клуба «Дзержинец».

 

Выдавали их лучшим и только после присяги в родовом имении Феликса Дзержинского в Дзержиново.  Это давало возможность бесплатно стоять на учете в физкультурном диспансере общества «Динамо». Там проходили медосмотр у врачей очень высокого уровня. Это было очень важным моментом. Помогало членство в клубе «Дзержинец» и в дальнейшей карьере подростков. Наиболее целеустремленные ребята получали рекомендацию на службу в МВД.

Так как каратэ было под табу, приходилось работать не по актуальным технологиям. Но энтузиазм тренеров позволял превратить это в плюс.

– Учили детей брейк-дансу. Это было очень важно, ведь мы брали лучшее из гимнастики. На тот момент никто так не делал – мы были новаторами в мировом масштабе. Только через несколько лет на западе появилась каратэробика – некий аналог этого.

Потом наступили «лихие 90–е». С одной стороны – перемены. С другой – нехватка денег.

– В 1993 году срок аренды клуба «Дзержинец» закончился. Полторы тысячи детей были брошены на произвол судьбы. Приходилось искать новые места для тренировок. Конечно, расставание с базой на стадионе было болезненным. Пришлось искать пути выхода из ситуации и за свой счет заниматься подготовкой детей. Можно сказать, энтузиазм стал должностью. Тренеры начали действовать разрозненно. Искали способы получать новые знания, ездить на сборы за границу. Самый запомнившийся выезд – Кубок мира в 1994-м. В Венгрии проходил. Денег на гостиницу не было – ночевали почти неделю в автобусе. При этом трое из наших детей вышли в финалы, которые должны были быть на следующий день. Потеснились ночью, разложили для них сидения, чтобы они выспались. Собрали самое вкусное из того, что было – покормили. Но все равно они проиграли свои финалы. Хотя в той ситуации серебряные медали – очень и очень хорошо. В общем, фильм по тем событиям был бы интересен.

Затем была создана Белорусская федерация каратэ, которая была признана МОК. В 2000 году Министерство спорта и туризма заключило договор о сотрудничестве с нами. Так появилась государственная поддержка этого вида спорта, сборные, медали.

– Нельзя сказать, что каратэ сегодня развивается очень хорошо, но и нельзя сказать, что плохо. Есть финансирование и поддержка, но этого недостаточно. Даже члены национальной команды вынуждены искать место для занятий, деньги на экипировку и соревнования самостоятельно. Для кого-то сейчас так и остались 90-е. Хотя так драматизировать не стоит. Все-таки у нас сейчас есть опыт, методики. Тогда искали методом проб и ошибок. Да и поездки за рубеж сегодня значительно легче организовать.

По сути, что такое карате? Ковер, зал – тренируйся. По словам Александра Мудрецова, этот вид спорта хоть и не требует вложений, но может быть полезен даже в столь поддерживаемом государством хоккее. Или футболе – пример Малофеева приведен выше.

– Вспомните хоккейный клуб «Керамин». Неплохо шел. А ведь во главе стоял человек из каратэ – тренер Александр Летецкий. Это очень сильный тренер и личность, которая может вести за собой. У него очень большой опыт в спорте и незаурядные способности.

– Сейчас в «Динамо» борец Селимов пришел.

– Не знаком с ним, поэтому не знаю, сумеет ли он передать присущую борцам организованность.

– А в общем, чем может каратэ и прочие единоборства могут быть полезными командным видам спорта?

– Футболисты, хоккеисты – детям не хватает дисциплинированности, самоотдачи. Да и по организации процесса есть вопросы. А ведь финансирование намного выше. Один мальчик занимался у нас каратэ после футбольной школы. Повезли в диспансер – отец удивился. «У нас было все по справкам в футболе». Это при том, что здоровье – основа спорта!

Медали спортсменов из Беларуси на соревнованиях каратэ международного уровня – явление обычное. Несмотря на нехватку финансирования.

– Для нас каратэ– это жизнь, а не работа. Если бы хоккеисты тратили значительную часть дохода на экипировку, тоже были бы медали, – напоследок отшутился Александр Мудрецов.

Фото: из личного архива Александра Мудрецова

P.S. Текст написан при поддержке sport-shop.by