Грабовский 8 лет назад завершил карьеру топового защитника НХЛ (не специально). Вообще их истории очень похожи
Вспоминаем страшный эпизод, который вы могли забыть.
Вспоминаем страшный эпизод, который вы могли забыть.
Михаил Грабовский провел неплохую карьеру за океаном, но закончилась она не так как хотелось бы. В марте 2016-го в поединке против «Питтсбурга» форвард получил третье сотрясение за два года. Нападающий из-за повреждения пропустил весь следующий сезон, затем даже сменил «Айлендерс» на «Вегас», но все равно на лед больше не вернулся. Официально о завершении карьеры Михаил объявил только в июне после того, как вошел в штаб Крэйга Вудкрофта в минском «Динамо».
Почти восемь лет назад Грабовский, пусть и непреднамеренно, завершил карьеру защитника «Филадельфии» Криса Пронгера. Канадец тоже страдал от травм, но от инцидента с белорусом так и не оправился. То, что пережил Крис, очень похоже на историю Михаила.
Кто такой Пронгер?
Пронгер – настоящая легенда НХЛ и член Зала хоккейной славы. Крис родился 10 октября 1974-го в канадском городке Драйден в семье эмигрантов из Финляндии. Хоккею он учился в местной спортшколе, позже юниором бегал в OHL, откуда в 1993 году на драфте НХЛ его вторым пиком забрал «Хартфорд Уэйлерс» (сейчас «Каролина Харрикейнз» – прим. Tribuna.com). Уже тогда 19-летнему парню прочили звездное будущее – двухметровый защитник сочетал в себе физическую мощь (около 100 кг) и хорошую скорость, а также феноменально играл в обороне, особенно в пауэрплее.
В НХЛ Пронгер с ходу показал себя – провел 81 матч и по итогам года попал в команду лучших новичков лиги. Спустя год защитник отправился в «Сент-Луис» в обмен на форварда Брендана Шэнахэна.
Под руководством Майка Кинэна Крис добавил в выносливости, стал меньше ошибаться и быстро прокачался до статуса капитана. В «Сент-Луисе» Пронгер провел девять славных лет: установил личный рекорд по очкам за сезон (62 балла и коэффициент надежности +52), пять раз участвовал в матче всех звезд НХЛ, брал Джеймс Норрис Трофи (приз лучшему защитнику сезона) и Харт Трофи (награда лучшему игроку сезона).
Далее Крис отправился в «Эдмонтон», с которым дошел до финала Кубка Стэнли, но там проиграл «Каролине». Через год трофей все-таки покорился защитнику, правда уже в составе «Анахайма». В 2009-м 35-летнему Пронгеру жирный контракт на семь лет с годовым окладом 4,9 млн долларов дала «Филадельфия». В дебютном сезоне за «Флайерз» опытный дэф мощно провел плей-офф и в третий раз в карьере сыграл в финале Кубка Стэнли. Но титул выиграть не удалось – победил «Чикаго». Ветеран планировал кататься до 42 (до конца контракта с «Флайерз»), но подвело здоровье. На пенсию он ушел на пять лет раньше.
Пронгер блистал не только в НХЛ, но и в сборной Канады – выиграл чемпионат мира и две Олимпиады.
Фишкой двухметрового дэфа было бесстрашие. На площадке он никогда не жалел себя: без колебаний шел в борьбу и блокировал броски. «Пока ты не умираешь, ты будешь играть. Боль не мешает – это всего лишь боль», – говорил Пронгер. С соперниками Крис также обходился не всегда вежливо, за что получал дисквалификации, самая длинная из которых составила восемь матчей.
Такая манера игры сказывалась на здоровье хоккеиста: от сотрясений постоянно страдала голова, были проблемы с суставами. Однажды на площадке Крис потерял сознание после сильного удара в грудь. Позже врач рассказывал, как повезло защитнику: на несколько десятков секунд у него остановилось сердце, но само быстро запустилось. С возрастом организм все труднее переживал повреждения. С последней тяжелой травмой, которую нанес Михаил Грабовский, Крис так и не справился.
Что сделал Грабовский?
Все получилось случайно. 24 октября 2011-го «Торонто» Грабовского играло в гостях у «Филадельфии». Уже в начале встречи «листья» вышли вперед – 1:0. За восемь минут до конца периода Михаил Грабовский после сэйва Сергея Бобровского играл на добивании – со все дури махнул по шайбе и острием клюшки попал в лицо Пронгеру. На арене раздался истошный крик. Кэп «Флайерз» упал на лед, но быстро поднялся и сразу убежал в подтрибунку, держась за лицо.
«Я до сих пор помню те крики. Пронгс (так Криса называли в команде) никогда не показывал, что ему больно. Даже когда он ложился под броски, дрался и был ранен. В тот вечер я увидел самую страшную сцену в жизни», – позже рассказывал напарник Пронгера по обороне.
Оказалось, белорус попал канадцу прямо в правый глаз. Пострадавшему сразу оказали помощь, но в игру он не вернулся – ему предстояло некоторое время провести на больничном. Спасти дэфа мог визор на шлеме, но бесстрашный Крис играл без него (тогда этот защитный элемент по правилам НХЛ был необязателен).
Без топового защитника «Филадельфия» сделал камбэк и выиграла матч – 4:2.
Что было потом?
Крис пропустил шесть матчей и затем вернулся на лед. Но состояние защитника оставляло желать лучшего. «Я был не тот. Головокружение, тошнота. Я скрывал это. Я ничего не говорил. Но в матчах я позволял себя хитовать и играл не так, как обычно», – рассказывал Пронгер.
Спустя три недели после инцидента с Грабовским Пронгса добил форвард «Аризоны» Мартин Ганзал. 100-килограммовый чех сзади мощно впечатал ослабшего защитника в борт. Жестко, но по правилам. Крис упал на колени, с трудом поднялся, доиграл смену и покинул лед. «Это не выглядело серьезно, но было тревожным звоночком, на который я отказывался реагировать», – говорил Пронгер.
Через два дня дэф не доиграл встречу против «Виннипега». Его тошнило и сильно кружилась голова. Он не понимал, что происходит. 19 ноября 2011-го стало последним днем, когда Пронгс сыграл в НХЛ.
После обследования стало понятно, что с хоккеем защитнику, скорее всего, придется расстаться. Повреждение глаза серьезно ухудшило зрение. «У меня были глаза 30-летнего мужчины. Я получил в глаз – и доктор сказал, что теперь у меня зрение 60-летнего деда. Теперь у меня очень плохое периферийное зрение. Как его называют: шестое чувство? У меня оно было очень хорошим. Сейчас я не чувствую, как кто-то подходит ко мне из-за угла. Дети меня пугают постоянно. Я был известен тем, что всегда знал, кто и где находится на площадке, кто меня окружает. Сейчас этого нет», – жаловался Пронгер.
Но это еще не все. Удар в глаз и предшествующие ему многочисленные сотрясения подарили защитнику посткоммоционный синдром. Головные боли, головокружение, усталость, раздражительность, бессонница, потеря концентрации и памяти, чувствительность к шуму и свету – все это наполнило жизнь боевого защитника. В период реабилитации он впал в депрессию.
«Я не знал, как выбраться. Насыщенная жизнь хоккеиста закончилась так быстро, я скучал… Я был изолирован, началась депрессия. Мне не хотелось выходить из дома. Я пытался лечить себя – каждый вечер выпивал шесть бокалов пива или чего-нибудь еще. Я не тренировался. Мял чипсы и шоколадные батончики. Я был в такой темной дыре!» – вспоминал Пронгер.
Хоккеист все переживал сам и не искал сострадания. «Я уверен, некоторые ребята в лиге начали думать: «Ах, как хорошо, это карма». Я никогда не играл, чтобы завести друзей. Моя цель была выиграть матч. Если то, что случилось, побочный результат такого подхода, я принимаю это. Было бы слишком лицемерно просить о симпатии сейчас», – рассуждал Пронгер.
К нормальной жизни Крис вернулся только спустя почти год, когда врачи снова позволили ему выходить на лед без серьезных нагрузок. Было понятно, что камбэку в большой хоккей не бывать. Заслуженный защитник стал помогать тренировать школьные команды своих детей.
Посткоммоционный синдром прошел, но проблемы с глазами остались. Когда Крис читал они слезились, а нагрузки на зрение приводили к головным болям. «Мой глаз дрожит. Поэтому я не могу слишком быстро двигать головой, иначе она начнет кружиться», – говорил Пронгер.
По факту карьера Криса была закончена, но действующим игроком он являлся аж до конца сезона-2016/17 и даже сменил «Филадельфию» на «Аризону». Все дело было в запутанном соглашении с «Флайерз». Если бы Пронгер официально ушел из спорта, он бы не получил оставшиеся по контракту деньги (около 12 млн долларов), а клуб все равно не смог бы вывести его из-под потолка зарплат. Поэтому команда поместила его в список травмированных, чтобы не учитывать его зарплату в общей ведомости.
В 2015-м «Филадельфия» уговорила бывшего кэпа разрешить обмен и передала права на него «Аризоне». Хоть кэп-хит Пронгера составлял 4,9 млн долларов в год, но в реальности ему нужно было платить только 575 тысяч последние два года контракта (так изначально было прописано в договоре с «Флайерз»). Сделка помогла «Койотис» добраться до нижнего предела зарплат, а «Флайерз» разгрузить ведомость.
Разумеется, за «Аризону» Пронгер ни разу не сыграл, но чтобы получать зарплату, ему дважды в год приходилось кататься в клуб на медосмотр. Этот отрезок «игроцкой карьеры» являлся чистой формальностью. После того, как Пронгер поправил здоровье, он помогал отделу скаутов в «Филадельфии», а потом вошел в Департамент безопасности игроков НХЛ.
Контракт с «Аризоной» у Криса закончился 22 июня 2017-го и он официально завершил карьеру хоккеиста. В НХЛ защитник провел почти 1340 матчей, в которых забросил 183 шайбы и сделал 636 голевых передач.
Сейчас Пронгер трудится во «Флориде» старшим советником по хоккейным операциям и воспитывает троих детей с супругой Лорен.
Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett; bleedinblue.com,broadstreethockey.com, celebfamily.org, sbnation.com