«Это хуже провала. Это катастрофическая яма». Юношеская сборная Беларуси пыталась отобраться на Евро

Известный тренер Владимир Косаковский своими глазами видел провал белорусских юношей.

12 октября 2017, 13:21
69
«Это хуже провала. Это катастрофическая яма». Юношеская сборная Беларуси пыталась отобраться на Евро

 

Агент Владимир Косаковский посмотрел все матчи белорусов в Польше и остался под впечатлением.

Сборная Беларуси, составленная из игроков 1999 года рождения, бесславно закончила отбор на Евро. На предварительном турнире в Польше она финишировала последней в квартете. Команда Романа Киренкина потерпела два разгромных поражения от Германии (1:5) и Польши (0:3) и сыграла вничью с Северной Ирландией (0:0). Белорусы забили всего один мяч, а пропустили восемь.

Чтобы было понятно, насколько все трагично, два факта. Соотношение ударов по воротам в игре с Германией 27:4 в пользу немцев. А с Польшей белорусы соорудили вот такой нелепейший автогол.

С положительной стороны белорусы запомнят квалификацию благодаря атмосфере. На матч против хозяев пришло почти 30 тысяч человек.

Advertisment

В Польше за нашей сборной следил известный в прошлом тренер Владимир Косаковский, который с недавних пор является агентом.

Мы попросили специалиста поделиться впечатлениями.

– Сперва хочу сказать об организации турнира. Ее уровень был высочайшим. Ребята играли на шикарном стадионе вместимостью 50 тысяч человек. Атмосфера потрясающая. На игру белорусов с хозяевами пришли 30 тысяч человек. Для небольшого Хожува это был праздник. Люди приходили семьями и реально болели. Если в Беларуси делают свободный вход или загоняют школьников, то на трибунах тишина. Люди сидят и не понимают, что они на этом футболе делают и зачем вообще пришли. В Польше все иначе. Перед матчем весь стадион спел национальный гимн. Признаюсь, пробрало до мурашек. И весь матч поляки поддерживали своих.

Что интересно, много народу было и на игре Беларуси с Северной Ирландией. Люди понимают футбол и реагируют на происходящее: аплодируют вратарю за сэйвы, а полевым за красивые действия. На матче чужих команд они ни за кого не болели, а просто наслаждались игрой. В общем, обертка у турнира была очень эффектная и яркая.

Играть в такой атмосфере в таком возрасте – большое удовольствие.

– Сборная набрала одно очко в трех матчах, потерпела два разгромных поражения и забила всего один мяч. Это провал?

– Не совсем правильно считать такой результат провальным. Провал – это когда сборная готова к игре, к борьбе, и в итоге проигрывает. Скорее, то, что случилось в Польше, показывает, в какой катастрофической яме весь наш футбол. А это хуже провала. Результаты дают четкое представление о том, что с Европой у нас огромная разница.

Больше всего меня разочаровала игра с Северной Ирландией. Британцы превзошли белорусов по всем показателям. Наша сборная 15 последних минут играла в большинстве, но не имела совершенно никакого преимущества! Наоборот, североирландцы доминировали, владели мячом, атаковали. В первом тайме белорусы ни разу не пробили в створ. Во второй половине картина была идентичной. У своих же ворот нам откровенно везло. Ну, и наш вратарь Егор Давыденко сделал пяток хороших сэйвов. Пацаны постоянно допускали грубейшие ошибки, за которые серьезные сборные наказывают сразу. Было огромное количество потерь в зоне опорного полузащитника, которые оборачивались опасными атаками. Раза три привозили выходы один в один. По-хорошему, должны были проигрывать, но повезло.

Что интересно, в игре с Польшей безнадеги было меньше. Но тут дело в сопернике. Поляки перед своими зрителями действовали чересчур осторожно. За счет этого мы и имели полумоменты. Реализуй хотя бы один и, возможно, все пошло бы иначе. Но, как показывает практика, команды такого класса, даже пропуская, решают свои задачи.

– В каких компонентах наши игроки слабее сверстников из Европы?

– Сборная сыграла три матча, в которых пропустила восемь мячей, а забила один. Определенные выводы можно сделать, не видя игр. В обороне бардак, в атаке ноль. И раз такое происходит в обороне и в атаке, то и центр поля никакой. Выстраивать игру некому. Команда на нуле.

А когда смотришь живьем, видишь еще и пробелы в футбольном образовании. Слабая техника, прием мяча, передачи (короткие, длинные), удары и так далее. Потери, которые ведут к тому, что игроки больше бегают без мяча и быстрее устают.

Таких моментов, как нашумевший автогол, в каждом матче было по 5-7. Разница в футбольном образовании колоссальная. Даже на фоне Северной Ирландии. Ударов по воротам нет, потери на каждом втором пасе. Это удручающе.

– В составе сборной три футболиста, которые на слуху. Павел Горбач выходит за «Минск», Кирилл Кириленко шумно перебирался в брестское «Динамо», а Мирослав Хлебосолов учится в академии «Леванте». Как смотрелись эти ребята?

– Давай по порядку. Хлебосолов уехал в Испанию. Вроде бы все хорошо, но большой вопрос: чем он там занимается? По этому турниру совершенно непонятно, что он из себя представляет. С Северной Ирландией я его заметил только во втором тайме. Что он делал на поле до этого, непонятно. Я не увидел в нем лидера команды. Что касается Горбача и Кириленко, то это талантливые парни, но в Польше они себя тоже не проявили. Во многом из-за того, что получали не очень много игрового времени.

– Окей, хоть кто-то из нашей сборной вам понравился?

– Разве может кто-то понравиться при таких результатах? Честно говоря, я приехал наблюдать не за игроками. Хотелось взглянуть на общий рисунок игры, на работу тренерского штаба. И я все прекрасно увидел. Если же говорить об игроках, то у всех много брака и ошибок. У всех.

Но я к ребятам не имею претензий. Они старались. Делали все, что могли, и что им позволяли соперники.

– Почему у вас к игрокам нет претензий? Это же они ошибаются и не бьют по воротам.

– Но их же к играм кто-то готовит? Поэтому у меня куда больше претензий к тренерскому штабу сборной, к работе тренеров всех юношеских сборных и к АБФФ в контексте молодежного футбола. Последние три-четыре года я пристально слежу за ростом «молодняка». Результаты печальные. 1999-й год провалил прошлый и нынешний циклы, 2000-й вышел в «элитный» раунд, но продолжения не последовало. В 2001-м вообще ситуация аховая. Сборная сыграла под 40 матчей, но выиграла всего 5. А ведь это ближайший резерв национальной сборной. В Европе парни в 18-19 лет начинают играть в Лиге чемпионов и не стесняются. Думаю, на яркие победы в будущем рассчитывать не стоит. Скорее всего, нас ждет провал.

Кто-то же должен за такие вещи отвечать. Считаю, руководить развитием детско-юношеского футбола должен опытный специалист. Начнем с этого.

–  Соответствующий комитет АБФФ возглавляет Владимир Пигулевский. Опыта не занимать.

– А [Кирилл] Альшевский кто? Он же возглавляет так называемую «Академию» и занимается назначением тренерских кадров юношеских сборных? Тренер проваливает цикл за циклом, а ему дают возраст поменьше и все: работай дальше. Неужели это правильно? Я считаю, что нет.

– Ранее эта сборная Романа Киренкина проиграла Индии 0:1, Узбекистану 0:4, Эстонии 0:2. А сейчас ужасно выступила в квалификации…

– И Киренкин дальше будет работать. Дадут ребят 2004 года, к примеру, и все. Но что изменится? Я ничего не имею против Ромы. Он был хорошим футболистом. Но есть же грань разумного.

– Заметили тренерскую руку Киренкина у этой команды?

– Схему и рисунок при таких результатах и характере матчей увидеть нереально. То, что у игроков получалось, они делали. Но тренерской руки не увидел. Обратил внимание на пару моментов. Сборная проигрывает. Тренер соперника у бровки, а наш спокойно сидит на лавке. Я такие жесты расцениваю как посыл: играйте, как хотите. Или вот еще. В перерыве помощник должен находиться на поле и проводить разминку с запасными. Но в исполнении белорусов не увидел ничего подобного. Пацаны занимались своими делами: кто передачи отдавал, кто ковырял в носу. Может быть, им давали установку, но это же юноши! За ними надо смотреть и контролировать.

Понятно, что это не главная причина поражений. И всех собак я на тренера не вешаю. Как уже сказал, проблема глубже. В стране есть талантливые футболисты, но с ними надо уметь работать. Есть бриллиантики, которым просто нужно придать огранку. Но у нас не умеют этого делать. Сперва парень молодой, потом перспективный, а затем становится просто посредственным футболистом.

Надо давать возможность молодежи поверить в себя. А у нас, мне кажется, все делается наоборот. Сейчас много разговоров об отъезде Кирилла Капленко. Уехал, потому что не замечали. А что делалось федерацией до того, как он появился в «Зените»? Можно же было обратить внимание! И в нынешней сборной U-19 есть футболисты, которые при таком дальнейшем отношении к себе могут уехать. Тренерский менталитет, подход и амбиции не дают им развиваться. Если ничего не изменится, рискуем получить отток игроков. И что потом будем делать?