Tribuna/Биатлон/Блоги/Беги-стреляй/«Не думаю, что Сыман меня подсидел». Олег Рыженков – о понижении

«Не думаю, что Сыман меня подсидел». Олег Рыженков – о понижении

Бывший старший тренер мужской сборной рассказал о своем отношении к переводу на работу с резервом и поделился мыслями о перспективах Юрия Лядова и Владимира Чепелина в новом сезоне.

18 мая 2015, 15:30
2
«Не думаю, что Сыман меня подсидел». Олег Рыженков – о понижении

Бывший старший тренер мужской сборной по биатлону теперь будет работать с резервом. Андрей Масловский расспросил, что он думает по этому поводу.

Олег Рыженков заступил на должность старшего тренера мужской сборной летом 2013 года, сменив Рафаэля Пуаре, у которого мало что получалось в Беларуси. Результаты мужчин были катастрофичными. В очки они попадали очень редко. К примеру, тогдашний лидер команды Сергей Новиков за сезон лишь дважды вошел в топ-40. А в общем зачете Кубка мира разменял 51-е место на 75-е. Вместе с Пуаре со сборной работал экс-биатлонист Александр Сыман, разделявший методику Пуаре. Его после увольнения иностранца направили тренировать молодежную команду.

При Рыженкове дела у сборной пошли на лад. Попадание в очковую зону перестало быть чем-то героическим. Мужчины прогрессировали. Как итог, в марте 2015-го на чемпионате мира в Контиолахти Юрий Лядов не опускался ниже 20-го места. Поэтому недавнее решение федерации биатлона убрать тренера из главной мужской команды внешне выглядит очень удивительно. Наставника отправили работать с резервом, а его место занял Сыман.

Новость о том, что вы теперь работаете с резервом, стала неожиданностью. Когда узнали о переводе?

– В принципе, догадывался, что такая ситуация может возникнуть. У меня был заключен контракт на два года. Я его отработал. И был готов к переменам. Кроме того уже с осени ходили слухи, что в Беларусь вернется Владимир Королькевич и будет смена тренеров. Так что никаких неожиданностей.

Работа с резервом – достаточно важное направление. У нас много лет говорили о том, что нужно укреплять резерв не только спортсменами, но и тренерскими кадрами. Поэтому, считаю, мне предложили хороший вариант: поработать с молодежью и повысить нашу конкурентоспособность снизу.

– Руководство федерации не устраивало, как вы работали?

– Думаю, такое решение связано с тем, что нужно укреплять взаимосвязь резерва и главной команды. Никакого криминала не вижу и все нормально воспринял. За два года в мужской сборной мы с ребятами проделали большой объем работы. Некоторые из них поднялись на довольно высокий уровень. И дальнейшая их спортивная судьба будет зависеть от того, как сработает новый тренерский коллектив. Владимир Борисович (Королькевич – Tribuna.com) опытный тренер. Думаю, он предложит хорошую программу, чтобы не только удержать подопечных на этом уровне, но и придать дополнительный импульс для прогресса.

– Но ведь старшим тренером мужской команды назначен не он, а Александр Сыман.

– Таково решение руководства. Сыман молодой тренер, который хочет работать. Стремится работать. Ему это интересно. Думаю, тот опыт (работа с Рафаэлем Пуаре – Tribuna.com), который у него был, пригодится. На самом деле, в стране почти нет тренеров, способных работать на высоком международном уровне. И сейчас у Александра есть хорошая возможность набраться опыта и подучиться у такого опытного тренера, как Королькевич. И в дальнейшем вырасти в хорошего, крепкого наставника.

– Мне кажется, расти надо не в главной команде, а в той же молодежной.

– С молодежью работать гораздо сложнее, чем с национальной командой. У молодых спортсменов ничего не сформировано. Нужно провести отбор самых перспективных. Очень много технической работы. Это довольно сложный творческий процесс, которому надо уделять гораздо больше внимания.

– Со стороны кажется, что эти перестановки – попытка искусственно вернуть Александра Сымана в биатлон.

– Вполне возможно, но нужно растить свои тренерские кадры. Приглашение Александра–хороший вариант для этого.

– При вас у мужчин наметился явный прогресс. Многие с оптимизмом смотрели в будущее, но сейчас весь позитив стремительно уменьшается. Сборную возглавил человек, который работал с Рафаэлем Пуаре в одной связке, разделял его взгляды и систему, которая не давала результата.

– Но Владимир Королькевич намного опытней, чем тот же Пуаре. И его опыт работы как с мужчинами, так и с женщинами, просто огромный. Его методика давала определенные результаты еще в конце 80-х, когда он работал в Беларуси. У него есть хорошие наработки. И, думаю, именно это будет главенствующим в подготовке. И Сыман будет в первую очередь руководствоваться мнением Королькевича.

– Как у вас строятся отношения с новым главным тренером?

– Честно скажу, еще с ним не встречались. Он недавно приехал и приступил к работе – у главной команды сейчас идет сбор. Мы же пока занимаемся определением того состава, который будем вызывать на просмотровые сборы. Наша основная задача за год-два подобрать пару-тройку кандидатов для национальной команды. Подготовить крепких ребят.

– Глава биатлонной федерации Валерий Вакульчик как-то объяснил вам перестановку?

– Нет, особо общения между нами не было. Но я был готов к такому исходу. И обид у меня нет. За два года мы сделали многое. Вывели ребят на уровень, от которого можно отталкиваться и идти дальше. Считаю, время провели с пользой. В мужском биатлоне наметился прогресс.

– У вас нет ощущения, что Сыман вас подсидел?

– Нет.

– Подведите итог вашего пребывания у руля мужской команды.

– Когда два года назад возглавил команду, уровень был очень низким. Это показывали и обследование, и тесты. И в первый год было сложно говорить о каком-то результате. Мы закладывали фундамент на второй год. За это время ребята окрепли. Стало ясно, что с ними можно выполнять более серьезную работу.

– Вам много пришлось менять в плане психологии?

– На самом деле да. Приходилось много разговаривать, спорить. Даже ругаться. Многие были недовольны своими результатами. Не верили, что у них будет получаться.

– А почему ругаться? Биатлонисты не хотели принимать методику?

– Нет. Не поэтому. Приходилось убеждать: почему мы делаем эту работу, а не какую-то другую.

Считаю, мужчинами сделан шаг вперед. И довольно серьезный. Особенно Лядовым и Чепелиным. Парни проявили себя с лучшей стороны. Почувствовали уверенность. Поверили в себя. Это очень важно. Как итог – хорошие места на чемпионате мира и в генеральной классификации Кубка мира в целом. Сезоном я доволен. Думаю, ребята тоже.

– Готовили их к местам в топ-20 на чемпионате мира?

– Анализируя сезон, был уверен, что ребята в Контиолахти выступят достойно. После Нового года мы стали прибавлять. Это придавало оптимизма. Да и вся команда – массажисты, врачи – сработали синхронно и очень здорово.

– Можно сказать, что Юрий Лядов стал лидером сборной?

– Я считаю, что их двое – Лядов и Чепелин. Они равноценны. Просто в каких-то гонках Юра стрелял чуть точнее, а Владимир бежал чуть быстрее. В биатлоне бывает, что с увеличением скорости слегка страдает стрельба. Это произошло с Чепелиным. Он резко подскочил в скорости–и стрельба немного снизилась. Ему надо работать над качеством стрельбы.

Лядов – хороший стрелок. Но не хватает скорострельности. Над этим надо работать. Понятно, что предел есть, и человек не может стрелять за 10 секунд. Но если ты стреляешь в пределах 30, это здорово. А у Юры пока этот показатель на уровне 40-45 секунд. Есть куда прибавлять. Если парни поработают над этим, то, сохранив прошлогодний ход, могут подняться еще выше. Самое главное – стабилизировать результаты, которых мы добились. Большого скачка не будет. Надо стабилизировать, закрепить, что есть. А вот к Олимпийским играм можно снова наращивать.

– Вы ознакомились с состоянием дел в молодежном биатлоне?

– Еще нет. Изучаю списки, готовлю планы. Идет подготовка к сбору, который начнется 18 мая. Хочу просмотреть как можно больше юношей. И отталкиваясь от обследований, собрать команду, которая и будет готовиться. Нет смены? Не сказал бы. У мужчин с резервом дела обстоят получше, чем у женщин. Кривко, Воробей – довольно перспективные ребята. По возрасту они еще юниоры, но уже тренируются с главной командой. У девушек есть небольшой провал в юниорском возрасте, и столь явных кандидатур нет. Анна Соло уже в главной команде, а Дарья Блашко еще совсем молодая.

– Есть мнение, что наш биатлон может угодить в яму, когда закончит Дарья Домрачева.

– Понятно, что Домрачева является лидером, что она тянет наш биатлон вперед. Делает рекламу. И болельщики, болея за нее, поддерживают всех. Но это будет зависеть от результатов всех, а не только Дарьи. Люди в командах есть. Так что не думаю, что до следующих Олимпийских игр будет провал.

Другие посты блога

Все посты