Tribuna/Хоккей/Блоги/Эпицентр/Лукашенко звал Буре на 4 миллиона долларов в чемпионат Беларуси, но тот выбрал «Флориду»

Лукашенко звал Буре на 4 миллиона долларов в чемпионат Беларуси, но тот выбрал «Флориду»

20 лет обмену «Русской ракеты» из «Ванкувера».

Блог — Эпицентр
Лукашенко звал Буре на 4 миллиона долларов в чемпионат Беларуси, но тот выбрал «Флориду»

20 лет обмену «Русской ракеты» из «Ванкувера».

Обмен Буре из «Ванкувера» не самый громкий по количеству и качеству задействованных игроков, не самый значимый, не самый неожиданный и даже не самый долгожданный (см. переход Эрика Линдроса), но уж точно один из самых обсуждаемых в истории лиги.

Еще бы. В январе 1999-го, несмотря на полугодичную забастовку, Буре вместе с Ягром, Гашеком и стареющим Гретцки был в пятерке самых популярных хоккеистов мира – а пару месяцев после Олимпиады в Нагано вообще самым популярным. Отсутствие каких-либо значимых побед его статусу не мешали. Отличный английский, улыбка в 32 зуба, модельная внешность и неповторимый стиль игры – хоккеистов с таким подбором качеств в НХЛ было немного. Уникум, как бразилец Роналдо. Забавно, что и тот, и другой свои главные финалы в 1998-м проиграли, хотя весь сезон забивали больше всех.

После семи лет в «Ванкувере» Буре решил уйти, но у него был действующий контракт – пришлось просить обмен и объявлять забастовку. Причины?

Официальная (версия самого Павла): ему просто захотелось перемен.

Неофициальная (версия журналистов Ванкувера): он неблагодарный жадный русский засранец, который бросает команду в тот самый момент, когда менеджмент добивает своими дурацкими решениями.

Реальная: нечто среднее. Буре хотел жить в большом русском коммьюнити, он рассчитывал на продолжительный контракт на сумму, которую «Кэнакс» вряд ли предложили бы, а после обмена его друга Джино Оджика и отставки тренера Пэта Куинна отношения с руководством стали хуже.

В сезоне-1997/98 Буре забил 51 гол в регулярке, и когда такой игрок на рынке, он интересен всем. По факту, «Ванкувер» получил около десятка предложений.

Самое сомнительное: Павел Буре переходит в «Вашингтон», «Ванкувер» получает Сергея Гончара, Рихарда Зедника и выбор в первом раунде драфта (источник – Пьер Магуайр, Sports Illustrated).

По версии Магуайра, планировалось, что Павел Буре и Петер Бондра окажутся в одном звене. Что уже странно, так как оба играли справа, да и сама идея обмена двух молодых хоккеистов, отлично проявивших себя в плей-офф-98, и пик через семь месяцев после выхода в финал Кубка Стэнли казалась дикой. Макфи факт переговоров не подтвердил.

Самое предсказуемое: Павел Буре переходит в «Рейнджерс», «Ванкувер» получает Никласа Сундстрема, Дэна Клутье, Мэнни Мэлотру, выбор в первом раунде драфта и 1,5 млн наличными (источник New York Post).

На бумаге счастливыми оставались все четыре стороны. Буре в мегаполисе в тысяче километров от Анны, большинство «Рейнджерс» стало бы космическим, Уэйн продлил бы карьеру, «Кэнакс» получили бы недорогих и очень перспективных парней, которым давали бы играть. Сундстрем был выбран на драфте под №8, Клутье – №24, а Малотру (№7) сравнивали с Адамом Грэйвсом. «Рейнджерс» долгое время считались фаворитами гонки за Буре, но их менеджер Нил Смит посчитал компенсацию за одного нападающего слишком большой и отказался от сделки.

В книге Behind The Moves он объяснял: «Я хотел перестроить команду за счет молодежи, а мне предлагали Буре, у меня уже был Гретцки. Владельцы клуба хотели Павла, но они не понимали, что такое перестройка. Я подумал: «Фига с два, а не Буре. Мне он не нравится, я не возьму его даже бесплатно».

По окончании сезона его уволили, Гретцки завершил карьеру, а новое руководство сразу махнуло Клутье и Сундстрема на выбор в первом раунде драфта, который принес клубу Павла Брендла. Ноль матчей за ньюйоркцев. Ну как им это удавалось?

Самое ожидаемое: Павел Буре переходит в «Лос-Анджелес», «Ванкувер» забирает себе трех игроков из пятерки: Йозеф Штумпел, Гленн Мюррей, Олли Йокинен, Аки Берг и Джейми Сторр.

«Лос-Анджелесу» нужно было заполнять новую арену, и у него были деньги на контракт Буре, на которого бы точно ходили. «Кингс» часто упоминали в группе претендентов на Павла, но от них же исходило больше всех сомнений: в здоровье Буре, в размере компенсации, в том, насколько разумно платить ему больше всех. Главный тренер «Лос-Анджелеса» Ларри Робинсон говорил: «Филадельфия» выиграла для «Колорадо» Кубок Стэнли, выменяв себе Линдроса. Нам нужна звезда для нашей новой арены, но что, если мы купим звезду и проиграем с ней все матчи?».

Самое угарное: Павел Буре получает 4 млн долларов от президента Беларуси Александра Лукашенко, а потом становится свободным агентом. «Ванкувер» – письма с поздравлениями от 25 команд НХЛ.

В январе 1999-го, когда несколько дедлайнов по обмену были сорваны, Валерий Буре рассказал, что Лукашенко предложил его брату такие же деньги, как в НХЛ, в обмен на выступление в чемпионате Беларуси. Речь шла о 4 млн долларов чистыми, и это не было шуткой. «Лукашенко дважды предлагал мне играть в Беларуси, но я ответил, что хочу остаться в лучшей лиге мира», – вспоминал Павел. 

Не говорите, что вам сейчас не смешно.

Самое интересное: Павел Буре переходит в «Айлендерс», «Ванкувер» получает Жигги Палффи.

Словак три сезона подряд забивал под 50 голов, он был моложе, без истории травм, без контракта и стоил в полтора раза меньше Буре. Что интересного? Через сколько дней Буре возненавидел бы те «Айлендерс»?

А где все это время была «Флорида»? Ее генменеджер Брайан Мюррей гонялся за Палффи, Петром Недведом и Феликсом Потвином, пытаясь хоть как-то усилить состав, а на Буре вышел только в январе. Бурк и Мюррей встретились на молодежном чемпионате мира, где просматривали каких-то близнецов из сборной Швеции, и после их разговора возможная сделка начала приобретать очертания. Вместо Джовановски в Канаду мог отправиться Ретт Уорренер, вместо Ганье – Олег Кваша или Роб Нидермайер. Без первого раунда драфта не обошлось, плюс «Кэнакс» получили Майка Брауна и вратаря Кевина Уикса, считавшегося очень одаренным.

Через 15 лет Брайан Бурк скажет Мюррею: «Ты меня поимел в той сделке с Буре». Поначалу, это действительно было так. Ганье быстро завершил карьеру, Браун оказался бастом, драфт-пик был потрачен на Нэтана Смита (26 матчей в НХЛ, 0+0), а Джовановски два года лишь изредка напоминал, за что его выбрали под общим первым номером в 1995-м. Буре показывал нереальную для конца 90-х результативность и быстро вернул «Флориду» в плей-офф, но его коленей хватило всего на два с половиной сезона.

К этому времени «Кэнакс» завершили перестройку и стали силой в НХЛ. «Пантерс» вот уже 15 лет остаются ее посмешищем.

Больше хоккея – в телеграме «Эпицентра»

Фото: Gettyimages.ru/Kellie Landis, Mark Sandten, Craig Melvin / Stringer, Eliot J. Schechter / Stringer, Al Bello, Eliot J. Schechter / Stringer; РИА Новости/Алексей Никольский

Lekar
Как говорится "Вопросов больше не имею". Вроде за окном не Эмираты, что бы так деньгами сорить.
Ответить
18
Эльф
Правильно!!! Зачем тратить деньги на своих нищих... лучше отдать их тем кому их уже некуда складывать
Ответить
13
Шура Балаганов
Вот поэтому мы с голой попой,но гордые
Ответить
11
Comandante Ugo-Chaves
Не прокатили 4 мешка картошки и в этот раз
Ответить
9
rokki
Великий хоккеист
Ответить
9
Wallstreet
Русская ракета!
Ответить
3
serpantin 1974
УБОГОЕ ОНО ГОВНО УЖЕ ДАВНО И НЕТ ЕМУ КОНЦА. 25 ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ И ШИЗОФРЕНИИ
Ответить
2
jumper
Уе*ищный усатый урод
Ответить
2
странник81
Опять Лукашенко слили. Видно этот год не его. Фиаско со всех сторон.
Ответить
2
Dickinacoat
"Каких-то двух близнецов из Швеции..." - это пять))
Ответить
0