Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Александр Осипович: «Когда Леденев говорит, что сделал трансферы Сигневича или Карницкого, это не совсем верно»

Александр Осипович: «Когда Леденев говорит, что сделал трансферы Сигневича или Карницкого, это не совсем верно»

Экс-полузащитник минского «Динамо» рассказал Андрею Масловскому о торговле водкой во Франции в 14 лет, предсвадебной поездке на такси из Вильнюса в Минск, работе агентом и футбольном репетиторстве.

17 июня 2015, 14:00
9
Александр Осипович: «Когда Леденев говорит, что сделал трансферы Сигневича или Карницкого, это не совсем верно»

Фото: из личного архива Александра Осиповича

Экс-полузащитник минского «Динамо» рассказал Андрею Масловскому о торговле водкой во Франции, работе агентом и футбольном репетиторстве.

Юрий Погальников и перелом руки

– Заниматься футболом начал в шесть лет в СДЮШОР «Динамо». Мама завела. Еще парочку раз приводила двоюродная сестра. А потом стал ездить на тренировки сам. Как-то неловко было, когда кто-то приводил. Пацанский же коллектив. Каждый друг за друга. Из тех, кто поиграл на приличном уровне, со мной начинали Андрей Леончик, Дима Евневич, Саша Черник, Артем Челядинский и Толик Байдачный. Тренировал нас Юрий Иванович Погальников, которого считаю вторым отцом. Он сумел нас так заинтересовать, что мы просто летели на тренировки. А об играх и говорить не стоило.

Занимались на асфальте – кеды летели каждую неделю. Мама покупала сразу по три пары. Несмотря на опасное покрытие, йод и бинт с собой не носил. Да и не было необходимости. Разбил коленки – забежал в здание школы, обработал перекисью водорода, чтобы остановить кровь, и обратно. Поэтому когда люди, подкатившись на синтетике, показывают разорванную попу, иронично улыбаюсь. Это детский лепет по сравнению с нашим асфальтом. Выведи их туда – заплакали бы. А нам было в самый раз. Зато зимой раздолье. Снежок укатан. Играть и тренироваться одно удовольствие. Любая температура за окном – никаких срывов тренировок.

Самое яркое впечатление из детства – поездка во Францию в 91-м на крупный международный турнир. Вроде бы «Динамо» – единственная школа из СССР, которая туда поехала. А для нашего возраста это вообще была первая заграничная командировка. До этого катались только по Беларуси и Союзу. Помню, денег особо не было. На карманные расходы родители давали мало. Поэтому везли в Европу водку, икру и значки всякие. Продавали это прямо на стадионе в паузах между играми. Французы покупали. Прибыльный бизнес. За бутылку нашей водки можно было выручить 60 франков. Это 12 долларов. В Минске она стоила один доллар. Солидный навар :). Почти весь заработок тратили на сувениры и одежду. Каждый хотел привезти из Европы что-то толковое.

За две недели до отъезда во Францию на физкультуре, прыгая в высоту, неудачно приземлился и сломал руку в локте. Гипс надо было носить две недели. А потом долго разрабатывать руку. Но мне повезло. Так как заявка оформлена, а списки утверждены в Москве, то другого человека не возьмешь. Даже если бы ногу сломал – поехал бы. В общем, дней 10 проносил гипс, а потом не выдержал – снял. И вот в поезде Юрий Иванович разрабатывал мне руку. Намыливал, опускал в теплую воду и разминал. Ощущения, словно тебе делают «крапивку», только гораздо сильнее. Я выл! Слезы лились градом. Но это работало, и к первому матчу бегал без оттопыренного локтя. Юрий Иванович – это душа.

Жили мы в городе Плейзир. Хороший, аккуратненький городок. В день игры с англичанами я, Дима Евневич, Саша Черник и еще кто-то решили прогуляться. Увидели небольшую футбольную коробку с синтетикой. На поле пацаны чеканили мяч. Оказалось, что это англичане, против которых нам играть вечером. В общем, зарубились четыре на четыре. Укатали их. А после обеда прибили еще и в большой футбол.

Анатолий Байдачный и самолет

– Привлекаться в «Динамо» начал еще при Иване Щекине в 1996-м. Но в основном только тренировался с первым составом. О попадании в 18 речи не шло. Команда то была о-го-го! Да, ушли Белькевич с Хацкевичем, но были Журавель, братья Маковские, другие ребята. Дебютировал в основе при Байдачном на следующий год. Вроде как в Смолевичах играли с могилевским «Торпедо». Накидали им пять или шесть мячей. Почему в Смолевичах? Не знаю. Может, стадион «Динамо» на реконструкции был.

Чемпионат 97-го года мы начали очень плохо. У Щекина что-то не получалось. Отрыв от лидирующей «Белшины» в какой-то момент достиг очков 11. На смену Ивану Григорьевичу пришел Анатолий Байдачный и вдохнул в нас жизнь. Переломный момент – матч в Бобруйске. Байдачный был дисквалифицирован и сидел вместе с Румбутисом на трибунах. Игрой руководил Боговик. И он меня, без согласования с главным тренером, выпустил на поле в концовке. Счет тогда был 1:1. Вскоре Володенков мне покатил и я забил! Победу уже не упустили и поняли, что сможем догнать соперника. При Байдачном мы сезон словно заново начали. Он первым делом сказал: «Мне неважно, кто вы и как играли до этого. Теперь кто сильнее – тот и выходит на поле». И мы раскрепостились, заиграли здорово.

Фото: официальный сайт минского «Динамо»

Николаич – эксцентричный дядька. Возвращались из Поти после победы в первом ранде Кубка УЕФА. Должны были вылетать вечером, но из-за грозового фронта рейс перенесли на утро. Пришлось задержаться. А Байдачный очень боялся летать. Представь, какой стресс для человека. И вот садимся утром в самолет, а его колотит. Я вижу, что ему ну очень страшно. И так вышло, что сели с Володенковым прямо за ним. И вот картина. Разговариваем, смеемся, шутим. Он оборачивается и взглядом вдавливает нас в кресло! И это мы еще не взлетели! Я подумал, что в полете вообще кошмар будет. Но после отрыва от земли он успокоился. Долетели нормально.

История про крещение уже всем известна. Я тоже был среди тех, кого он крестил. Почему согласился? Мне тогда казалось, что если не согласишься, то можешь и не заиграть :). Мы были хулиганистыми, и Байдачный понимал, что надо нас как-то заарканить. Удалось. В том чемпионстве процентов 70 его заслуги. Если не больше. После чемпионского матча накупили шампанского, накатили прямо в автобусе по дороге из Гродно. Веселые ехали домой. А уже основательно отмечали вроде бы в «Раковском Броваре». Не уверен, но посуда точно оттуда была.

Юрий Чиж и порядок

– Проблемы в «Динамо» начались уже в конце 97-го. После Нового года стало еще хуже. Зарплаты не видели месяцами. Полгода точно не получал. Хорошо, что тусили в основном на базе. Нас кормили. Это спасало от голода. Питание в «Динамо» было всегда на уровне. Повариха тетя Аня уже тогда там работала. Она очень вкусно готовит.

Что касается футбола, то стоял вопрос: будет ли команда вообще! Те, кого Хвастович смог продать, уехали. На смену пришла молодежь. И сезон вышел корявым. С каждым месяцем без денег энтузиазм пропадал. Хуже всего, что это пришлось на Лигу чемпионов. Мы ведь должны были проходить «Сконто». Но недодержали в Минске нужный счет и вылетели… Очень обидно.

С Хвастовичем общались мало. Он не был футбольным человеком. Он – бизнесмен. Может, от этого и все проблемы. Но, к счастью, пришел Юрий Чиж и наладил дела. Рассчитался по долгам, и мы пошли вверх. При Чиже в клубе стало больше порядка. Сразу было понятно, что такого беспредела больше не будет.

Андрей Шило и такси

– В 2000-м вместе с Андреем Шило перешли в литовский «Жальгирис». Главным соперником по лиге был «Каунас», в который вкладывал деньги Владимир Романов. У нас подобралась неплохая команда, и мы лупили всех, кроме «Каунаса». Весь чемпионат шли ноздря в ноздрю, но в самой концовке немного отстали. Для меня сезон вышел удачным. Сыграл 24 матча, забил 21 мяч.

Хотя адаптироваться к Литве было не так-то и просто. Первое время партнеры относились к нам с Андрюхой с недоверием и осторожностью. Никуда не приглашали и почти не общались. Но через месяц, когда увидели, что мы помогаем команде побеждать, все круто изменилось. Стали чуть ли не лучшими друзьями. Приглашали на тимбилдинговые мероприятия. Атмосфера в раздевалке стала очень классной.

Фото: из личного архива Александра Осиповича

Самое крутое в Литве – близость Беларуси. 200 километров и ты в Минске. Мы как-то с Андрюхой на такси поехали домой. После матча решили купить мне свадебный костюм, подарков и всякой всячины. Возвращаемся в такси на базу упакованными по самые уши: коробки, мешки. А на базе еще и спортивные сумки ждут. Понимаю, что тащиться со всем этим в автобусе у меня нет никакого желания. Ну и спросил у водителя, сколько стоит доехать до Минска и есть ли вообще такая возможность. Он объяснил, что если есть белорусская виза, то проблем не будет. В итоге нашли таксиста с визой, и он нас за 60 долларов привез в Минск. По пути парень рассказал, что литовцы охотно соглашаются на такие рейсы. Это выгодно. 30 долларов он отдал за топливо, остальное заработал. За четыре часа в Вильнюсе столько не натаксуешь. Нам по карману это не сильно ударило. Я, к примеру, в «Жальгирисе» получал тысячу долларов.

Стефан Маевски и расписание

– После Литвы уехал в «Заглембе» из Любина. Классная команда. В первый же сезон финишировали четвертыми в Экстраклассе. Хотя поначалу не особо получалось, но тренер верил и постепенно подпускал к основному составу. В Любине судьба свела с одним из самых колоритных тренеров – Стефаном Маевски. Позже он работал с польской «молодежкой». Несмотря на то, что поляк, но он чистый немец. Поиграл за «Кайзерслаутерн» и проникся педантичностью. Все было по расписанию и строго в назначенное время. Обед в 12. Встать из-за стола можно было только через полчаса. И не важно: съел все или нет. Успел раньше – сиди, разговаривай. Вскоре это стало напрягать. Стали просить смягчить позицию. И иногда Стефан старикам позволял отойти от расписания.

Там же встретился с самым странным партнером – албанцем Доби Энкелеидом. Так вышло, что мы жили с ним вместе на сборах. Он вставал в шесть утра, а спать ложился в восемь вечера. Закрывал шторы, глушил телевизор и укладывался спать. Шуметь было нельзя. Вешался с ним. Ну, представь, восемь вечера, а он спит! Телевизор нормально не посмотреть, не погулять. Мы жили в горах. Отель и вокруг куча футбольных полей. Развлечений нет. Спасало чтение. Начитался на годы вперед. Но албанец не чудил особо, хотя любил поразить всех. Как-то после победного матча пришел на дискотеку в белом костюме и белой шляпе. А он еще такой темненький слегка. И на нем все это смотрелось эффектно. Он как зашел – все начали хлопать. Доби был в восторге.

Армен Адамян и пренебрежение

– Отыграл в Польше полтора года и вернулся в «Жальгирис». Но в этот раз не особо все ладилось. Сыграл в первом туре чемпионата и на следующий день уехал в «Дариду». Там тогда работал армянин Армен Адамян. Самый странный тренер в моей карьере. Такого пренебрежения к подопечным я ни до, ни после никогда не встречал. Как-то на тренировке после чьего-то неудачного действия он вдруг выдал: «Вот поэтому вы, белорусы, в футбол и не играете». Все остановились даже. Хотелось подойти и спросить: а кто нас учит, чемпион мира что ли? Человек, наивысшая точка карьеры которого–смоленский «Кристалл»! Считаю, тренер не должен таких слов произносить. Тем более тренер-легионер. Видимо, что-то с ним было не то.

Фото: из личного архива Александра Осиповича.

На смену ему пришел Владимир Курнев. Он запомнился привлечением тренера-легкоатлета, который постоянно хвастался: «Я подготовил призеров чемпионатов мира!» Парировали одной фразой: «А скольких ты загнал?» Список то у него приличный.

Андрей Миколаевич и чемпионат завода

– Четыре месяца поиграл в «Дариде». Потом был МТЗ-РИПО, польский «Радомяк», «Витебск» и «Судува». После Литвы меня Андрей Миколаевич попросил поиграть за «Городею». И я для себя решил, что скоро закончу. Во-первых, во второй лиге особо не заработать. А во-вторых, не футбол это уже был, а первенство завода. Да и, если честно, играть уже не особо хотелось. В общем, выступал и параллельно осваивал новую профессию.

Артур Лесько и агентская деятельность

– Уже пять лет помогаю устраиваться футболистам в клубы. Как и многие игроки, я имею тренерское образование. Но тренеров у нас очень много. И безработных в том числе. А учитывая, что к тому моменту в Литве и Польше сохранились контакты, легче было заниматься этим. Работаем вместе с Владимиром Кунцевичем – лицензированным агентом FIFA. Раньше с нами был и Виталик Леденев. Мы вместе начинали. Поэтому когда он рассказывает, что сделал трансферы Сигневича или Карницкого, то это не совсем верно. Просто в какой-то момент пошли разными дорогами и сейчас не пересекаемся и не общаемся.

Я очень тщательно просматриваю игроков. И если есть хоть какие-то моменты, которые бросаются в глаза, то лучше перестрахуюсь, и предлагать его клубам не буду. Но если понимаю, что парень может усилить наш футбол, начинаю работать.

Фото: из личного архива Александра Осиповича.

Первый мой клиент – Артур Лесько, помог ему уехать в «Пюник». Затем в Армению поехали Игорь Логвинов и Рома Гаркуша. И мне кажется, парни остались довольны. Тот же Артур в интервью это точно говорил. Также нашими были Минори Сато и Любен Николов из брестского «Динамо». Чуть раньше в минское приезжал испанец Кото. В белорусском чемпионате с мячом так никто не работал. У него отличный пас. Он 10 кроссов из 10 подавал точно на голову нападающему. Мне он очень нравился, но не пошло у Карлеса что-то. Может, не было доверия тренера. А, может, по нему била наша реальность – пустые стадионы, отсутствие инфраструктуры.

Артур Едигарян и чемпионство

– Зимой на связь вышли представители «Динамо» и попросили найти опорного полузащитника. Просмотрел Артура Едигаряна из «Кайрата». Он меня устроил. Вышел с ним на связь. Артур принял информацию о возможном переезде в Беларуси осторожно – все-таки игрок сборной. Пусть это и условно, но Армения выше нашей сборной в рейтинге. Да и условия в Казахстане получше – платят больше, да и футбол, наверное, более развит.

Параллельно его просматривал селекционный отдел «Динамо». И им он тоже подошел. В последнее время «Динамо» критикуют за трансферы. Я провел почти все межсезонье в офисе клуба. Я видел, что люди, отвечающие за селекцию, горят желанием помочь команде наладить жизнь и создать конкуренцию БАТЭ. В головах сидит одно слово – чемпионство. И они все делают для этого. С 8 утра и до поздней ночи.

В итоге Артур отказался от приличных денег и приехал. В пользу «Динамо» сыграли четкие цели: чемпионство и выход в группу Лиги Европы. Ему они пришлись по душе. Кстати, справки о Едигаряне наводил лично Юрий Чиж. Они с президентом «Кайрата» давние друзья по бизнесу. И казах дал очень лестную оценку Артуру.

Армянин – единственный мой подопечный в «Динамо». Я стараюсь не возить игроков обозами. Равно как мне не импонирует ситуация с усилением конкурентов. Поэтому я работаю с «Динамо». Все-таки, я – динамовец.

Владимир Маковский и дети

– Параллельно «агентству» вместе с Андреем Ветелкиным, Саней Богайчуком и Вовой Маковским занимаемся футбольным репетиторством. Набрали небольшую группку восьмилетних пацанов и обучаем их. Это не частная школа. Это дополнительные уроки. Парни занимаются футболом в своих клубах и ДЮСШ, а к нам приходят оттачивать различные элементы.

Мы не гонимся за массовостью. У нас не 20 детей на одного тренера, а в десять раз меньше. Учим ребят, как правильно бить, отдавать пас и бежать. Все разъясняем. На обычной тренировке мальчик может успеть выполнить пять длинных передач, а у нас 50. Уроки платные, но не ради заработка, а чтобы покрыть расходы на аренду поля. Одно занятие стоит 150 тысяч. Это недорого. К примеру, я репетитору дочки плачу 10 евро за один час. Так что все достаточно бюджетно. Зато с ребятами работают индивидуально и такие люди, как Маковский.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты