Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Впервые на дискотеку сходили в «Динамо», когда от родителей оторвались». Родное Молодечно братьев Маковских

«Впервые на дискотеку сходили в «Динамо», когда от родителей оторвались». Родное Молодечно братьев Маковских

Легендарные футболисты – о том, как все начиналось.

24 марта 2016, 21:46
6
«Впервые на дискотеку сходили в «Динамо», когда от родителей оторвались». Родное Молодечно братьев Маковских

Легендарные футболисты – о том, как все начиналось.

Семья

На семь лет родители подарили Вове и Мише футбольный мяч. Радости мальчиков не было предела. В середине 80-х ведь как было во дворах? У кого мяч – тот и главный. Мяч придавал веса. Мяч – это статус. В тот же день братья решили похвастаться перед друзьями подарком – вышли поиграть в футбол. Через какое-то время мяч выкатился на дорогу и попал под колеса автомобиля. Радость сменилась разочарованием.

Двор, в котором это случилось, находился на улице, названной в честь советского политического деятеля Михаила Калинина (сейчас это улица Язепа Дроздовича). Семья Маковских жила на первом этаже небольшого двухэтажного дома.

– Это была самая обыкновенная молодечненская улочка, – рассказывает Владимир. – Мы жили в небольшой двухкомнатной квартире. Поначалу нас было шестеро – кроме родителей, еще дедушка с бабушкой. Вскоре дедушка как участник Великой отечественной войны получил однокомнатную квартиру и переехал туда с бабушкой. Условия жизни были, как у всех. Родители работали на заводе «Спутник», который тогда выпускал детали для ракет. В общем, типичная советская семья.

Будущие футболисты росли в демократической среде. Мама и папа не мешали сыновьям развиваться и давали возможность самим выбирать что в обычной жизни, что в футболе.

– Они видели нашу любовь к футболу и всячески нас поддерживали, – продолжает форвард. – За все время произошел только один случай, когда мама попыталась на нас как-то повлиять. Во втором тайме матча «Металлурга» против бобруйского «Шинника» столкнулись головами с Володей Гольмаком, у меня была рассечена бровь. Благо больница рядом со стадионом. Меня быстренько туда доставили, зашили и отпустили домой. Лежу на диване: голова перебинтована, глаза «нету». Вокруг бегает мама и причитает: «Все, футбол твой закончился, сынок! Пойдешь на пение». – «Мама, извини, но такого не будет. Буду дальше играть».

– Вроде ж в музыкальную школу отправляла, – добавляет Михаил.

– Ну, так! Пение ж! Что касается футбола, то родители нашу игру оценивали очень критично. Особенно папа. Он в свое время на любительском уровне занимался волейболом. Поэтому и пихал, когда что-то не так делали на поле, рассказывал, куда надо было бежать и как забивать. Слушали, кивали и не перечили :).

Двор

Детство Маковских прошло на улице и было всецело посвящено футболу. Как и многие советские школьники, братья неслись после уроков домой, бросали портфели, наспех делали домашнее задание, кушали и выбегали играть.

– Так делали не только мы, – говорит Владимир. – Народу было много. В соседнем доме жили Андрюха Милевский и Дима Капленко (отец футболиста минского «Динамо» Никиты Капленко – Tribuna.com). Нас выходило столько, что делились мы обычно 7х7 или 8х8! Во дворе была асфальтовая поляна размером 20 на 20 метров. Одними воротами служила перекладина для выбивания ковров. Вторыми – камни или портфели. Играли до самого позднего вечера. И никаких других забав наподобие драк двор на двор не было. Нам просто некогда было. Может, в городе где-то и бились, но до нас не долетало.

Основательно Владимир и Михаил начали заниматься футболом в первом классе. Через пару дней после первого звонка они увидели объявление о наборе в школьную футбольную секцию. Естественно мальчишки записались, не задумываясь. Тренировки были три раза в неделю после уроков.

– Ну как тренировки, – улыбается нападающий. – Тренер Владимир Васаган просто давал нам мяч и смотрел, как мы играем. Я сейчас сравниваю тогдашнюю подготовку с теперешней – не было особого тренировочного процесса. Не было тренеров по физподготовке или акробатике. И технику нам никто особо не ставил. Все шло от природы. В Молодечно всегда было много талантливых парней. И раскрывались они потому, что тренеры не мешали развиваться. Хотя удавалось не всем. Помню, по детству было много еще более одаренных футболистов, чем мы. Но они почти все пропали. Срабатывал фактор тех самых драк двор на двор :). Почему не появляются игроки сейчас? Молодежь растет хорошая. Тот же Федотов (молодой молодечненский футболист, которого подписала «Ислочь» – Tribuna.com) – неплохой парень. И таких, как он, много. Но им некуда расти. Мы с Мишкой вышли из дворового футбола, попали в «Электромодуль», затем нас заметил Боровский и пошел трамплин. А куда сейчас идти парням? Команды в городе нет. Точнее, она как бы и есть, но…

К своему первому профессиональному тренеру Маковские попали случайно. Однажды их школьная команда играла товарняк против сборной школ города, которой руководил Анатолий Береснев. Ребята из СШ №2 выиграли, и Береснев пригласил братьев в ДЮСШ-4. Распорядок дня моментально изменился. Михаил поясняет суть перемен так:

– Когда учились в первую смену, после школы делали скоренько уроки и ехали на тренировку. Когда же учились во вторую, то жизнь усложнялась. Тренировка начиналась в восемь утра. Поэтому вставать приходилось в шесть. К обеду были дома, перекусывали и шли в школу. Но самое интересное, что при любом раскладе вечером выходили играть во двор.

Стадион «Городской»

После девятого класса футболисты поступили в молодечненский политехнический техникум на специальность «наладчик пищевых станков предприятий».

– Чинили большие холодильники, другое оборудование, – рассказывает лучший футболист Беларуси-96. – Практику проходили на хлебозаводе и пивзаводе. Когда поступали, уже числились в «Металлурге». Поэтому нам сделали свободное посещение. Приходили на пары, когда получалось. А получалось у нас очень редко – ходили в основном на физкультуру. Кстати, я к строительству осветительных матч на стадионе причастен. Иногда физкультура у группы была на стадионе. Однажды приходим, а там вышки устанавливают. Нам дали лопаты: «Копайте траншею». Копнул два раза, окинул взглядом футбольное поле: «Не, ребятки. Я ж тут играю. Лучше буду и дальше играть, а вы копайте». Сел и наблюдал за процессом.

От дома Маковских до стадиона 10 минут пешком. До средней школы №2 чуть больше – 15. Дорога шла мимо «Городского». На матчи «Металлурга» мальчишки бегали еще школьниками. Перелезали через забор, подавали мячи и, раскрыв рот, смотрели на звезд команды.

– Каждой игры в городе ждали с нетерпением, – говорит Михаил. – После рабочей недели матч «Металлурга» был для людей праздником. И город с клубом все организовывали для болельщиков. На стадионе жарили шашлыки, продавали пиво. Запах от мяса шел на поле. Даже стояла дымовая завеса, но игралось приятно. Заградительных решеток не было. Зрители могли свободно ходить. Захотелось покушать – взял шашлычка, вернулся на место. И никто не дебоширил. Хотя досмотра как такового не было: пара милиционеров – и все.

«Металлург»

Перед тем, как попасть в команду к Сергею Боровскому, Владимир и Михаил «засветились» в мини-футболе. 15-летних подростков пригласили поиграть за «Торфяник» из поселка Березинское в чемпионате Беларуси-92/93. Владимир сыграл 18 матчей (29 голов), Михаил – 20 (9). «Торфяник» же финишировал 14-м из 22 команд.

– Инициатором нашего приглашения был Леонид Леончик, – вспоминает форвард. К слову, сын самого Леончика – Андрей – позже играл в высшей лиге ЧБ за «Звезду». – Кроме брата, позвали еще Андрюху Милевского и Диму Янеля. Мы так своей четверкой и выходили на площадку. Система чемпионата тогда была специфичной. Команды заезжали в один город на несколько дней и играли друг с другом. Обычно силенок у нас хватало только на первые три матча. В них побеждали, а потом уже проигрывали.

Параллельно футболисты выступали за местный «Электромодуль» из третьей лиги. Как-то на один из матчей команды заглянул главный тренер «Металлурга» Боровский.

– Если не ошибаюсь, играли с любаньской «Оресой», – Владимир напрягает память. – Смотрелись неплохо. Я даже забил вроде. Боровскому понравилось, и через несколько дней нас позвали в «Металлург». Ощущения от первой тренировки были классными. Представь, еще недавно лазили через забор и смотрели на них, а сейчас уже вместе тренируемся.

– Понятно, что легкий мандраж был, – дополняет брат. – Нам по 15 лет, а вокруг такие имена: Кучук, Кистень, Кондратьев, Гомонов! Дедовщина? Не было ее. Да мы и сами не наглели. Надо подкачать мячи – качали. У молодых всегда есть дополнительные обязанности, которые мы добросовестно выполняли. Ветераны не устраивали никаких обрядов посвящений. То ли от того, что мы местными были. То ли потому, что сам Коля Абрамович взял над нами шефство. Это культовый для команды футболист. Когда шел на выход, издавал такой рык, что вздрагивали даже люди, просто гуляющие за стадионом!

– Коля – самый колоритный персонаж того «Металлурга». Поехали как-то на сбор в Березинское. Мы с Мишкой никогда не жили в одном номере, поэтому меня поселили с Абрамовичем. Он включил телевизор и лег на кровать. Через несколько минут: «Малы, переключи». Встал, переключил на другой канал. Проходит время: «Малы, на другой». Переключил. Еще через несколько минут: «Малы!» – «Иди в баню, не буду!» Сказал и вышел из комнаты. Возвращаюсь через 10 минут. Лежит Коля на том же месте и смотрит телевизор. Сел и жду, что будет делать. И тут он берет швабру и тыкает ею в кнопку телевизора! Нашел выход.

Историй о том, как два брата-близнеца менялись ролями, Маковские рассказывали много. Но та, что случилась в «Металлурге» – особенная, так как авантюру предложил сам главный тренер.

– Играли, значит, мы в первой лиге, – начинает рассказ Владимир. – Нас тогда Боровский уже подпускал к первой команде.

– Румбутис это был, – подсказывает брат.

– Точно! Людас Ионович.

– И не чемпионат это был, а Кубок!

– Матч кубковый, но готовились к чемпионату, который через три дня должен был стартовать. В общем, всем игрокам нужна была игровая практика, а замены в Кубке ограничены. Тогда Людас Ионович решился на небольшую хитрость. Договорились, что первый тайм играю я, а в перерыве в моей форме на поле выйдет Миша. Нас двое сыграет, и замена будет сбережена. Договорились, что если нас спалят – покажем паспорт. Риск был минимальный, так как в паспортах одно и то же фото. В итоге провернули маневр, и никто не заметил. Хотя шок у защитников был приличный. Я же левша, а Миша – правша. И представь картину: в первом тайме Владимир Маковский убирает мяч под левую и навешивает, а во втором – под правую и бьет по воротам!

«Металлург» Молодечно-95

Звездная болезнь

Молодечненские болельщики полюбили «Макух» почти сразу. И не только из-за того, что местные.

– Они никого не боялись. Лезли в борьбу, в стык, катились за уходящим в аут мячом. Такая самоотдача всегда нравится болельщикам, – говорит о партнерах по команде Виталий Козяк.

– Звездная болезнь от успехов? Я ею не болел, – улыбается Владимир. – Такой характер. Всегда максимально открыто общался с болельщиками. Никогда не отказывал в разговоре, просьбе сфотографироваться или дать автограф. За карьеру случился всего один момент, когда отказался. Как-то после игры сборной мальчик попросил расписаться на каком-то клочке бумаги. Чего-то мне показалось, что он это делает не искренне. Чисто для галочки. Говорю ему: «Ну, ты же все равно его выкинешь». И не расписался. А через несколько лет прочитал про себя, что «звездочку» поймал – автографы не даю. С тех пор подписи ставлю везде :).

Девочки и дискотеки? Мы были примерными хлопцами. После тренировок домой, после игр – сразу домой. В Молодечно не было никаких танцев. Впервые на дискотеку сходили в минском «Динамо», когда от родителей оторвались :).

От родителей братья оторвались в 1996 году, когда состоялся их переход в минское «Динамо». Но это уже другая история.

Другие посты блога

Все посты