Tribuna/Прочие/Блоги/Политика и спорт/Сборник желаний, но ничего не работает, всё в угоду одному человеку. Легкоатлетка Остапчук – о копошении вокруг Конституции

Сборник желаний, но ничего не работает, всё в угоду одному человеку. Легкоатлетка Остапчук – о копошении вокруг Конституции

«Сейчас Конституция создается под одного человека».

Автор — Tribuna.com
1 октября 2021, 15:34
3
Сборник желаний, но ничего не работает, всё в угоду одному человеку. Легкоатлетка Остапчук – о копошении вокруг Конституции

Мнение думающей спортсменки.

Надежда Остапчук, бронзовый призер Олимпийских игр-2008 в толкании ядра – из тех спортсменов, кто не боится говорить прямо и открыто. За прошедший год легкоатлетка не раз обозначала позицию по самым злободневным вопросам, касающихся жизни Беларуси.

В июле Надежда высказалась относительно проекта новой Конституции, которую предлагает нынешний режим. Спортсменка назвала его «сборником желаний в наших реалиях». Спустя несколько месяцев, когда сроки проведения референдума по Конституции были обозначены (не позже февраля 2022 года), телеграм-канал «О, спорт! Ты – мир!» поговорил с легкоатлеткой о том, какой основной закон нужен Беларуси.  

– Сразу признаюсь, что когда только началось обсуждение новой Конституции, когда началась работа по подготовке к ее изменению, то за всеми процессами я следила внимательно. Изучила и вариант, который был опубликован в июле. Насколько поняла, это некий рабочий вариант, далеко не окончательный. Впрочем, и окончательный мы еще не видели, поэтому обсуждать сейчас особо нечего.

– Тем не менее, как вы отнеслись к возможным изменениям и предложениям в июле?

– Скажу свою точку зрения, может, и не самую популярную. Неважно, какая Конституция – новая или старая – и что в ней будет написано. Важно, как соблюдается все, что там изложено. Ведь, объективно, даже при нынешней Конституции можно спокойно жить, работать, строить страну, развивать ее. Но для этого нужны люди, которые хотят делать добро для Беларуси, у этих людей должен быть здравый смысл в головах. В общем, все упирается в человеческий фактор. То есть как бы хорошо все ни было прописано в Конституции, в ней нет никакого смысла, если ее статьи не исполняются.

– Может, проще было бы не менять документ, а просто исполнять то, что уже написано?

– Сколько лет мы об этом говорим, сколько повторяем, но с каждым годом становится все хуже и хуже. С каждым годом все больше плюют на содержание Конституции. Я как-то даже написала, что нынешняя Конституция Беларуси выглядит, как некий сборник желаний. Права человека, свобода слова, волеизъявления и так далее. Читаешь все это и просто понимаешь, что это сборник желаний беларусов, которые, к сожалению, не исполняются.

– Почему власть хочет поменять Конституцию?

– А я не думаю, что это желание власти. Вы вспомните риторику последних дней: «мы должны», «нас заставляют». И такие разговоры пошли после поездок к восточному соседу. До этого о Конституции и изменениях в ней никто так много не говорил. Но сейчас это выглядит так: власти вынуждены менять основной закон страны, чтобы совершить некую попытку выхода из политического кризиса.

– То есть, по сути, власть вынудили менять Конституцию?

– Со стороны выглядит именно так. Власть будто переступает через себя, выдумывает что-то. Но, по сути, Конституция должна быть максимально короткой, простой и понятной, где прописаны основные права людей, где урегулированы и сбалансированы все ветви власти, чтобы не допускать ситуации, когда одна ветвь власти имеет тотальное преимущество над остальными.

Но что мы видим сейчас? Хотят прописать в Конституции вопросы о результатах войны, переписать историю, еще что-то. Основной документ страны превращают в какой-то сборник фантазий. Ничего более. Как будто в стране больше нечем заниматься. Такими темпами дойдет до того, что в Конституции пропишут, что кирпичи должны быть прямоугольными, а сыр – круглым. Реально, обсуждаются действительно пустые статьи.

– Таким образом система хочет показать, что что-то делается для урегулирования ситуации в Беларуси?

– А для этого Конституцию можно и не менять. Для этого достаточно перестать заниматься идиотизмом, то есть преследованием просто за слова, за мнения – и все. То есть достаточно исполнять то, что написано в нынешней Конституции. Когда в стране всегда будет до законов, тогда и наладится ситуация, будут решаться накопленные проблемы. А если и дальше продолжать жить не по законам, тогда ситуация будет только усугубляться.

– Существует конституционная комиссия, которая вносит свои предложения по изменениям в документе. Но мы видим: что бы ни предлагали чиновники, Лукашенко это не устраивает.

– Ответ простой: эта конституционная комиссия, такое чувство, формировалась лишь для картинки, не решать накопленные проблемы, а угодить одному человеку. А это совершенно разные вещи. Если вы хотите создать документ, прописать там правила, которые будут помогать гражданам, будут способствовать улучшению жизни, тогда нужно консультироваться с людьми, спрашивать их мнение, максимально открыто проводить обсуждения и дискуссии. А когда в Конституции прописываются такие вещи, как обеспечение президенту и его семье пожизненного иммунитета, пенсии и так далее, это называется не создание Конституции, а банальное угождение одному человеку. Комиссия занимается только тем, что пытается угадать его, этого человека, желания, придумывает то, что, возможно, ему понравится и не обидит. Отсюда и эти несмелые решения и предложения.

– Получается, Конституция пишется под одного человека?

– Вот именно это мы и наблюдаем – в этом, похоже, заключена работа конституционной комиссии. Документ создается под одного человека и систему, которую он создал.

– Лукашенко призвал внести в конституцию Беларуси изменения, не позволяющие выступающей против него оппозиции прийти к власти. Что думаете по этому поводу?

– Пока даже непонятно, каким образом это будет сделано. Поэтому сказать что-то по этому поводу сложно. Надо все-таки ждать финальную версию документа.

– Ведутся разговоры о том, что референдум по изменениям в Конституции проведут не позже февраля 2022 года. Как думаете, в каком виде к этому времени дойдет документ?

– Сложно прогнозировать, что будет завтра, а до февраля дожить еще надо. Каждый день меняются события и настроения. Я думаю, окончательная редакция Конституции как минимум за месяц до референдума должна быть обнародована, чтобы народ ее изучил. Почитаем и увидим.

– Если беларусам предложенная Конституция не понравится, к мнению народа прислушаются?

– Вы знаете, мне кажется, что могут предложить такую «печеньку», ради которой народ пойдет на референдум. Имею в виду, что в документе могут прописать один-два пункта, которые будут притягивать людей на голосование. Я рассуждаю логически, но как все будет работать с той стороны, предсказать сложно. Невозможно угадать события, когда каждый день мы наблюдаем отсутствие логики и здравого смысла.

– То есть самые болезненные для режима вопросы могут быть скрыты под не самыми острыми, но волнующими народ вещами?

–  Думаю, такое возможно. Помните, как в России проводился референдум по Конституции? Больше всего обсуждали вопрос об обнулении президентского срока, но этот пункт оказался ближе к концу, и не все в итоге до него дошли. Люди голосовали, по сути, за то, что прочитали ранее. Такая же ситуация возможна в Беларуси. Поэтому нужно смотреть внимательно, по факту рассуждать и оценивать.

– Идет обсуждение о придании конституционного статуса Всебеларусскому народному собранию.

– Думаю, что готовится запасной вариант для отхода Лукашенко со своего поста. Опять же, мы видим, что конституционная комиссия пытается угодить одному человеку, найти такой вариант, чтобы этот человек не стучал по столу, а со всем согласился. Будет ВНС или нет, в каком качестве – надо читать окончательный вариант Конституции и потом рассуждать.

– Наделение ВНС особым статусом и внедрение туда Лукашенко в качестве руководителя приведет хоть к каким-то изменяем? Ведь, по сути, Лукашенко продолжит делать то, что делает.

– Сейчас это все на уровне рассуждений и догадок. Мы пытаемся придумать все за них. В той редакции, которая была слита в сеть, эти моменты очень слабо прописаны, то есть непонятно, для чего вообще будет собираться ВНС, что оно будет делать, не будет ли один человек крутить им, как захочет. В общем, давайте подождем окончательный вариант редакции, послушаем мнение профессионалов и сделаем какие-то выводы. Потому что сейчас мы гадаем и своими предположениями даем идеи, которые можно использовать для «закручивания гаек». Лучше ничего не предлагать, а то они обычно впитывают самое плохое, а потом пытаются это реализовать.

– Кроме того, Лукашенко предложил зафиксировать в новой Конституции, что в дальнейшем ее может менять только ВНС.

– Пока непонятно, что имеется ввиду, ВНС может выносить вопрос на референдум или принимать изменения в Конституцию без референдума. Поэтому пока слабо представляю, как будет прописано и закреплено такое право в Конституции. Ну а обсуждать вопросы в контексте если бы да кабы – очень неблагодарное дело.

– Вы, кстати, верите, что в феврале состоится референдум?

– Судя по боевому настрою, который демонстрирует режим в последние недели, то референдум наверняка состоится в эти сроки.

– Если референдум состоится, голоса людей на нем будут подсчитаны верно?

– Здесь очень интересная ситуация. Есть власти решат сфальсифицировать итоги референдума, то может возникнуть та же ситуация, что после августовских выборов. В интересах власти провести референдум как можно прозрачнее и чище. Режим, по сути, ничего не теряет. Если новую редакцию Конституции люди не одобрят, то власти скажут, что вот, мол, народ хочет жить при старой Конституции. Так что проводить махинации нет никакого смысла. Это, наоборот, только подорвет остатки доверия к системе. Проведут голосование чисто и прозрачно – потом покажут Европе, что реально нарушений не было. Так что не вижу никакого смысла что-то фальсифицировать и придумывать. Впрочем, я рассуждаю с точки зрения здравого смысла. А есть ли он у той стороны, сказать сложно.

– Но, опять же, как вы правильно сказали вначале, примут или не примут новую Конституцию – это не самое важное. Главное то, как будет исполняться документ.

– Вот, мы возвращаемся к нашему первому пункту. Не важно, какая будет Конституция. Важно, как эти правила исполняются. Даже при самой плохой и безграмотной Конституции люди, которые хотят хорошей жизни для народа, для страны, выжмут из нее самое положительное и полезное. А все спорное можно не применять или регулировать на местном уровне.

– Есть еще проект народной Конституции, которую разрабатывают демократические силы.

– Это очень интересный документ, в котором сбалансировано абсолютно все. Но вопрос лишь в том, кто пустит эту редакцию Конституции для обсуждения? Кто позволит вынести ее на референдум? Я лично сомневаюсь, что какую-то альтернативу в Беларуси допустят.

– Получается, проделанная работа бессмысленна?

– Нет, ни в коем случае. Народ видит, что уже есть грамотная Конституция, проработанная. И, возможно, в будущем она будет вынесена на референдум, когда это будет возможным. Так что в любом случае работа проделана очень хорошая и полезная. Мне кажется, если бы власть хотела изменить жизнь беларусов к лучшему, она бы точно черпала многие вещи из этого проекта.

– Согласно проекту новой Конституции, которую предлагает действующая власть, планируется повысить возрастной ценз для избрания президентом до 40 лет (сейчас – 35), на этот пост может баллотироваться только тот человек, который прожил в Беларуси не менее 20 лет перед выборами (сейчас – 10). Как говорят некоторые аналитики, налицо – дискриминация людей по социальным признакам, фактически уменьшается возможность прийти к власти.

– Да, это, по-моему, так и выглядит. И такое положение вещей неприемлемо. Если посмотреть на мировую практику, на Конституции других стран, то, согласно им, в среднем потенциальный президент должен прожить в своей родной стране около 10 лет. Я считаю, что подобные вещи менять не надо, это просто бессмысленно. А то как может получиться? Человек жил и учился за границей, получил отличное образование, опыт, потом вернулся в Беларусь, прожил в ней 10 лет, но все равно не имеет права баллотироваться? Только потому, что прожил на Родине меньше положенного Конституцией срока? В общем, действительно хватает моментов, которые дискриминируют права человека.

– По-вашему, может, стоило внести изменения в Конституцию раньше?

– Опять же, мы возвращаемся к началу. Важно не то, что написано в документе, а то, как исполняются правила. Если Конституция не исполнялась раньше, то какая разница, когда принимать изменения. Провели бы референдум год назад – и что в таком случае изменилось бы? Да ничего. Идиотизм, который мы наблюдаем сейчас, все равно бы продолжался.

– Помимо вопросов по изменению Конституции обсуждается и референдум по другому вопросу – по отмене смертной казни в Беларуси.

– Это такой вопрос, который действительно нужно выносить на отдельный референдум. Потому что если совмещать его с голосованием по Конституции, то вопрос о смертной казни может отвлечь народ от других важных проблем. Но, как по мне, сейчас нужно принять более простое решение – ввести мораторий на исполнение приговора таким образом, через какое-то время провести общественное обсуждение, дискуссии и только потом вынести вопрос на референдум.

– Как говорят некоторые эксперты, референдум по отмене смертной казни – это попытка режима как-то уйти от санкций Запада.

– Возможно, но сказать наверняка очень сложно. Власть живет сейчас по принципу день простоять, два продержаться. Нет какой-то стратегии, нет понимания и представления, как страна и народ будут жить через 10 лет. И вместо того, чтобы решить проблему с санкциями, власти занимаются попытками уйти от них, обойти. Но это ни к чему хорошему все равно не приведет. Какое-то время режим продержится, но наступит день, когда всё ляснется.

– Ну а что касается Конституции, то пока вы предлагаете подождать окончательную редакцию?

– Да. Подождем тот вариант, который власти захотят вынести на референдум. Потом его нужно внимательно изучить, все прочитать, обсудить, послушать экспертов. И затем будем думать, что и как делать с этим референдумом. А также надеяться на то, что это голосование впервые за долгие десятилетия пройдет прозрачно и открыто, будет признано мировым сообществом и пойдет на пользу многострадальному народу Беларуси.

Фото: из личного архива Надежды Остапчук

Другие посты блога

Все посты