Tribuna/Футбол/Блоги/Единственный лучший футболист СССР из Беларуси: «Бабуся» сделал карьеру в Донецке, менял фамилии, получал бутсой за пьянку

Единственный лучший футболист СССР из Беларуси: «Бабуся» сделал карьеру в Донецке, менял фамилии, получал бутсой за пьянку

Умер в 51.

Автор — bytribuna com
13 марта, 15:46
Единственный лучший футболист СССР из Беларуси: «Бабуся» сделал карьеру в Донецке, менял фамилии, получал бутсой за пьянку

Виталий Старухин был топовым форвардом в советском футболе 1970-х и считается легендой донецкого «Шахтера». А вот о беларусском происхождении игрока вспоминают далеко не всегда. Рассказываем о главных фактах из карьеры Старухина.

Из дубля «Динамо» ушел в армию

Старухин родился в Минске 6 июня 1949 года. Во время войны его отец командовал партизанским отрядом «Звезда», который действовал под Минском. После окончания войны Владимир Старухин стал политработником. Умер в 1970-х, сыну не удалось приехать на похороны со сборов. Мама футболиста работала на маргариновом заводе.

Старухин рос в беларусской столице и с детства увлекался спортом – играл в футбол, волейбол и баскетбол. Старшие ребята во дворе отметили мальчика и в 1960 году привели его в школу минского «Динамо» к тренеру Евгению Глембоцкому. Первое время Старухин играл в воротах, потом перешел в защиту, следом поднялся в среднюю линию.

После выпуска из школы игрок приглянулся главному тренеру «Динамо» Александру Севидову. Старухина стали привлекать к тренировкам в дубле. Параллельно он играл за команду радиозавода «Спутник», с которым дважды брал серебро чемпионата БССР (1966, 1967). Однако Севидов, который был близок к уходу из «Динамо», не сумел договориться насчет брони от армии для Старухина, и его призвали в 1967-м. Как солдат футболист выступал за минский «Гвардеец», а в июле 1968-го его перевели в одесский СКА.

Мог стать чемпионом еще в 23

После демобилизации Старухин не вернулся в Минск. Футболист успел познакомиться с тренером Юрием Войновым, который тогда возглавлял «Строитель» (ныне «Ворскла») и предложил играть в советском Д3 за Полтаву с получением квартиры в украинском облцентре. В «Строителе» Старухин продолжал выходить в полузащите, но когда основной форвард Александр Васин ушел в донецкий «Шахтер», Войнов перевел беларусского игрока в атаку. Старухин быстро адаптировался впереди и в сезоне-1971 забил в Д3 15 мячей. Параллельно футболиста начали привлекать к матчам сборной УССР на союзных Спартакиадах.

На молодого нападающего возник спрос от украинских клубов. Севидов, который успел прийти в киевское «Динамо», звал Старухина туда, но получил отказ. Сильно хотели заполучить форварда и в «Заре». Однако Старухин опасался, что будет сидеть в запасе, так как в клуб из ныне оккупированного Россией Луганска в том году стали вливать деньги, на которые пригласили ряд известных футболистов. Потому беларусский игрок не пошел в «Зарю», хотя она предлагала хорошую зарплату и двухкомнатную квартиру в центре города. Так Старухин упустил чемпионский титул – «Заря» благодаря вливаниям выиграла трофей в 1972-м.

Сбежал из Полтавы

Старухин решил перейти в «Шахтер», который в конце 1971-го вылетел из советской элиты. В клубе начали перестройку, пригласив молодого амбициозного тренера Олега Базилевича, который давно следил за Старухиным.

В Полтаве отпускать просто так своего лучшего бомбардира не собирались – и «Шахтер» решил тайно вывезти игрока в свою область. Однажды в три часа ночи Старухин услышал стук в окно своей комнаты на базе клуба – на улице стоял капитан «Шахтера» Алексей Дрозденко, который уже успел уговорить на быстрый отъезд жену беларусского игрока.

«Чтобы никого не разбудить, побросал в темноте на ощупь в сумку бутсы, спортивный костюм – и деру! Никогда не подозревал, что «рафик» – такой скоростной автомобиль, каким он мне показался в ту ночь. Главным было уйти за пределы Полтавской области, пока тревогу не подняли и погоню не организовали. Обошлось», – вспоминал Старухин.

Играл под чужими фамилиями

Обнаружив пропажу своего футболиста, «Строитель» подал протест в союзную федерацию футбола. Там Старухина забанили на сезон-1972. Тогда «Шахтер» заявил форварда под фамилией Черных и начали наигрывать в первенстве дублеров. Там Старухин стал много забивать – и тут на фамилию Черных пришло приглашение в молодежную сборную СССР. Конечно, ехать туда было слишком рискованно – в Москву отправили телеграмму, что «Черных» заболел менингитом. А вскоре талант из-за «болезни» и вовсе «завершил карьеру» – на деле Старухина стали заявлять на матчи дублеров под различными новыми фамилиями.

Получил прозвище Бабуся

По итогам сезона-1972 «Шахтер» вернулся в элитный дивизион – а Старухин, который как бы «отбыл» дисквалификацию, под своим именем появился в основном составе, чтобы на девять лет стать лидером «горняков».

Старухин быстро адаптировался к советскому Д1. В первом сезоне он забил 11 мячей и получил статуэтку лучшего новичка-1973. В сезоне-1975 Старухин девятью мячами помог «Шахтеру» взять серебро, что позволило на следующий год дебютировать в еврокубках. В Кубке УЕФА Старухин оформил по голу в ворота берлинского «Динамо» и «Гонведа». В 1/8 финала на пути «Шахтера» встал будущий победитель турнира «Ювентус» (0:3, 1:0).

В Донецке футболисту дали в элитном районе центра 4-комнатную квартиру, которая была обставлена югославской мебелью и японской техникой. Также у минчанина имелась дача с гаражом, где стояла «Волга». Была у Старухина и народная любовь. После удачных матчей и голов нападающего в его дворе собирались болельщики, которые могли до глубокой ночи кричать прозвище игрока – Бабуся.

Такую кличку Старухин получил в Донецке – и из-за своей фамилии, и из-за того, что форвард с виду был намного старше своих лет. Одноклубники потом вспоминали, что нападающий «выглядел ужасно» из-за своего нездорового образа жизни.

Попадал в алкоистории – порой очень неприятные

Старухин любил выпить. Одноклубник по «Шахтеру» Виктор Звягинцев вспоминал, что минчанин «легендарно закладывал». Однажды перед выездной игрой с «Араратом» Старухин на шесть ночных часов уехал кутить с местными. Несмотря на это, тренер Виктор Носов выпустил лидера на поле, но у того ничего не получалось – а в ответ на претензии Звягинцева Старухин послал одноклубника, за что в перерыве получил от того по голове бутсой с металлическими шипами. Из Еревана «Шахтер» увез ничью, но по требованию команды премиальных за это Старухин не получил.

В 1973-м донеччане поехали на сбор в Италию, где провели серию товарищеских матчей. В деревне Чинзано играли против любителей, которым не хватало футболистов для полного состава. Старухин решил вспомнить детство и стал в ворота соперников.

После игры местные щедро одарили футболистов домашним вином. Далее надо было ехать 250 км в Рим, и по дороге в автобусе несколько игроков решили выпить – конечно, среди них был и Старухин. Вскоре тот заснул, а вратарю Юрию Дегтяреву захотелось писать – он помочился в бутылку, а содержимое хотел вылить в окно.

«Но – ветер. Он, зараза, погнал струю обратно – прямо на Бабусю. Мать честная! Бабуся, не открывая глаз, размазал все это по лицу: «Эй, окно закройте – дождь идет!» – рассказывал Звягинцев неприглядную историю.

Кроме пристрастия к алкоголю, Старухин любил курить сигареты, что скрывал от своих двоих детей. Футболист предпочитал болгарские марки, у которых отрывал фильтр.

Стал лучшим футболистом СССР

В сезоне-1979 «Шахтер» во второй раз за свою историю финишировал вторым, а Старухин стал лучшим бомбардиром лиги, забив 26 мячей за 32 матча. Больше за один розыгрыш чемпионата СССР забивали лишь три футболиста – Олег Протасов («Днепр», 1985-й, 35 голов), Никита Симонян («Спартак, 1950-й, 34) и Олег Копаев (СКА, 1963-й, 27). В 1979-м ближайшие конкуренты Старухина имели по 17 голов.

Минчанин отличался умелой игрой головой, которой забил немало. Вратари рассказывали, что было тяжело предугадать, куда полетит мяч после выстрела форварда. Партнеры Старухина отлично знали, куда нужно навешивать, а форвард грамотно выбирал позицию. Также из 26 голов пять пришлись на 11-метровые удары.

По итогам того сезона Старухина признали лучшим футболистом СССР. Так Виталий стал единственным в истории беларусским футболистом с такой наградой (в чемпионском для минского «Динамо» 1982-м ее получил вратарь «Спартака» Ринат Дасаев). Также уникальным этот случай оказался в истории «Шахтера».

В 1980-м донеччане выиграли Кубок СССР. В финале «Шахтер» обыграл тбилисское «Динамо» 2:1, а Старухин на 24-й минуте открыл счет.

Был интересен «Порту»

В период расцвета Бабуси советских футболистов играть за границу не отпускали. Однако Старухин получил заманчивое предложение от «Порту», который набирал мощь. Португальцы предложили минчанину контракт на любую разумную сумму.

Позже сын Старухина рассказывал, что тогда вышел «приличный скандал» – донецкие сотрудники КГБ даже устроили круглосуточное дежурство у квартиры форварда. В общем, уехать футболисту не дали.

Был не нужен сборной

Забивного нападающего не жаловали в сборной СССР, тем более во второй половине 1970-х командой управлял Валерий Лобановский из киевского «Динамо». Даже после фееричного сезона-1979 тогда главный тренер сборной Константин Бесков считал, что форвард «Шахтера» не вписывается в состав. Впрочем, перед Олимпиадой-1980 Бесков все-таки вызвал «горняка» в команду и выпустил его в выездном спарринге против ГДР (2:2). Старухину не удалось проявить себя на поле, поэтому его заменили, а потом не включили в заявку команды на московские Игры.

Стал легендой «Шахтера»

Профессиональную карьеру Старухин закончил через небольшое время. Перед стартом сезона-1981 в «Шахтере» начали омоложение, но оставили 31-летнего форварда в команде. Старухин успел забить три мяча в 11 матчах, после чего летом от услуг футболиста все-таки отказались. По одной из версий, донецкие чиновники заподозрили форварда в нечестной игре. По другой, в клубе просто устали от того, что форвард продолжал пить.

В истории «Шахтера» Виталий остается знаковой фигурой. Старухин забил за клуб 110 мячей – за 87-летнюю историю «Шахтера» больше только у Луиса Адриано (128) и Андрея Воробья (114). В 2014-м портал Football.ua назвал Старухина лучшим игроком в истории «Шахтера».

Умер в 51 год

После расставания с «Шахтером» Старухина активно приглашал в Минск тренер «Динамо» Эдуард Малофеев. Если бы форвард вернулся на Родину, то мог бы стать чемпионом СССР. Также предлагали Старухину перейти в судьи. Но он от всех предложений отказался – хотел стать тренером и пошел учиться, закончив игровую карьеру в 32 года.

Впрочем, вся тренерская деятельность Старухина в итоге прошла в детской школе «Шахтера», где он отработал более 15 лет. Самым известным воспитанником минчанина стал полузащитник Валерий Кривенцов, который в середине 1990-х провел 17 матчей за сборную Украины.

После свадьбы сына Старухин продал свою 4-комнатную квартиру – купил две поменьше и дом за городом, куда уехал жить. Там Виталий завел небольшое хозяйство и ходил на рыбалку. В 1999-м в честь 50-летнего юбилея форварда «Шахтер» устроил ветеранский матч, а самому Старухину подарил машину.

Старухин умер 9 августа 2000-го из-за пневмонии и отека легких – в больнице 51-летнего мужчину спасти не смогли. Родственники выбрали кладбище в районе Донецка, который нравился Старухину.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты пользователя

Все посты