Tribuna/Баскетбол/Блоги/Ни слова о политике/Спортзал в Осиповичах строили тренеры и два каменщика. Интервью с детским тренером Сергеем Шайковским

Спортзал в Осиповичах строили тренеры и два каменщика. Интервью с детским тренером Сергеем Шайковским

Тренер детской школы «Цмокі-Мінск» Сергей Шайковский в интервью клубной пресс-службе рассказал о своих первых шагах в карьере, о методах работы с юными спортсменами и о баскетболе в Беларуси в целом.

Автор — Alex Norman
1 февраля 2017, 18:00
1
Спортзал в Осиповичах строили тренеры и два каменщика. Интервью с детским тренером Сергеем Шайковским

Профессиональный баскетболист – это атлет, который формируется в результате сочетания таланта, характера и бесконечных часов тренировок. Большинство любителей этого вида спорта акцентируют внимание только на игроках, и это нормально, ведь именно они создают шоу, именно они делают баскетбол интересным и живым. Но профессиональные спортсмены – это единицы из тех, кто в юном возрасте пришел в зал, чтобы начать свой баскетбольный путь.

Мы решили поговорить с тренером нашей специализированной детской школы Сергеем Шайковским, который занимается своим делом уже больше 30 лет. Он начинал работать в 80-х, своими руками построил баскетбольный клуб в Осиповичах, а в 2008-м пришел в детскую школу при «Минске-2006» по просьбе руководства БК. Его подопечные не сидят в планшетах и ноутбуках на сборах, но при этом в зал на тренировку набивается по 25 человек. Об этом и не только Сергей Шайковский рассказал в интервью пресс-службе «Цмокі-Мінск».

80-е, институт, начало карьеры

Была как-то недавно встреча выпускников, и одна из моих одноклассниц принесла тетрадь-анкету – в годы моей юности такие были модными. В седьмом классе нас спрашивали банальные вопросы: кто тебе нравится, есть ли у тебя домашнее животное, кем ты хочешь стать? Я написал «хочу стать тренером». (Улыбается) То есть я уже тогда знал свое будущее. Когда я решил это? Думаю, что давно, очень давно.

Мне нравилось это занятие. В спортивном лагере, еще будучи учеником, я проводил зарядки и разминки среди своих сверстников. И наш тренер, видя это, доверял тренировать младших.

Спасибо моему первому тренеру – Николаю Ананьеву (сейчас – ген.директор «Минск-Арены, прим.ред.) – он заставил меня пойти в специальную школу-интернат. Там я увидел, что есть не только «бей-беги» в районных соревнованиях, но и другой баскетбол. В институт физкультуры я шел с одной целью: стать тренером. И вот эти все предметы, которые многие просто игнорировали – анатомия, физиология - мне были интересны. Особенно интересовало все, что что касается работы мышцы. Как это улучшить, где как сделать правильнее. Сам ходил и спрашивал, записывался на дополнительные лекции в научные кружки. Кстати, тогда в институте за это давали дополнительно 10 рублей к стипендии, если сдавал сессию на «отлично».

Институт был не в тягость, а в радость. К тому же, там у нас тогда было 3 команды, которые мы выставляли на первенство вузов. Сейчас они одну еле могут набрать! А тогда первенство ИФК собирало полный зал на Якуба Коласа! И это внутреннее первенство среди факультетов, не говоря про все остальное.

Когда учился в институте, умудрялся параллельно тренировать. Не из-за учебной практики, а просто по своему желанию. Набрал группу – и давай с ними работать. Закончил институт с отличием, потом – армия. После нее вместе с хорошим приятелем, который тоже ИФК закончил, открыли спортивный класс по баскетболу, который был привязан к ДЮСШ в Осиповичах – я же оттуда родом. И ничего, что были молодые и неопытные.

Вот посмотри, в чем сейчас проблема в Беларуси: наши мелкие ручейки из регионов реку не кормят. Пересохли. Ушел в Мосты Вавлев-старший (отец главного тренера женской команды «Цмокі-Мінск», прим.ред.), который в РУОРе работал, набрал там девочек – и показал, как можно работать: Мосты стали чемпионами Беларуси в том возрасте, который он набрал.

Маленькая Литва в Осиповичах

- То есть когда вы приходили в Осиповичи, там еще не было клуба?

- Там вообще не было никакого баскетбола. И зала даже большого не было. С чего началась эпопея? Николай Ананьев работал в Осиповичах тренером, а потом пошел по партийной линии в горисполком. Он понимал, что для того, чтобы здесь что-то было, нужен большой зал. И Николай Константинович через советские структуры начал выбивать нам место. Он договорился с Исполкомом, нам дали двух каменщиков. И вот строили зал эти два каменщика, мы (тренеры) и дети, которые шли на тренировки. Для них это было своеобразной разминкой: минут 15 кирпичи подавали, раствор мешали – и в зал. А мы дальше долбили стенки. И сами себе построили спортивный зал. Кстати, Егор Мещеряков, когда был маленький, играл у нас в Осиповичах свой первый мини-баскетбол.

- То есть вы участвовали в создании клуба?

- Да, я был одним из тем, благодаря кому появился профессиональный клуб в городе. Все началось с клуба любителей баскетбола. Туда ходили заниматься и получать удовольствие те, кто раньше тренировался в детской школе. Так мы бегали-бегали, потом Союз распался, в Беларуси начали пытаться создать свою лигу. И мы подумали: а чего бы нам не заявиться? Все хлопцы здоровые, играть умели. Давайте заявимся.

Пошли к директору местного автозавода и говорим: «Команда есть, помогите заявиться». «А что надо?» «Да ничего, автобус, чтоб по стране ездить». «Не вопрос». Так родилась команда ОЗАА.

Я за время работы там побывал и тренером, и игроком, и менеджером, и организатором, и вдохновителем. Конечно, мы все делали в команде, большая заслуга в становлении клуба принадлежит Валерию Гореликову.. Мы начали бегать в чемпионате, из Первой лиги вышли в Высшую – своими, никого со стороны не брали. А в то время и Первая лига была сильная, много ветеранов в ней бегало. Первым «легионером» был Тертель, иногда брали кого-то не из Осиповичей. Но их никогда не было много, максимум – два-три. И все, мы играли в чемпионате на равных со всеми, чисто своими силами.

Например, Дмитрий Арзютов (сейчас – детский тренер в СДЮШОР «Цмокі-Мінск», прим.ред.) прошел у нас всю лестницу от спецкласса в ДЮСШе до основного игрока команды. При этом он не только в ОЗАА был лидером, но и в других клубах. В Осиповичах была маленькая Литва, когда мы там работали. Там все фанатели от баскетбола.

Секреты успеха, работа во время Советского союза

- В чем был ваш секрет сильных детских команд?

- Ну, во-первых, база появилась – построили зал. Вот сейчас проблема в Беларуси: все тренеры зависят от школьных залов. Важно, когда база есть, когда есть хорошие условия, когда ты не в холодном зале, где дети замерзают и заболевают. Мы сами построили себе зал, он был с утра и до вечера для баскетбола. Считай, как только мы построили зал, так все сразу и пошло-поехало.

Ну, и в Советское время было так: есть место для каких-нибудь соревнований – можешь ехать. Приходишь в районо и выбираешь, хоть в самый конец Союза можешь отправиться, главное – чтоб оттуда был вызов на соревнования. Если есть вызов – держи деньги, вперед. Такого ж не было, что денег не хватает. И турниров тогда было ничуть не меньше, чем сейчас в календаре детских команд «Цмоковского» СДЮШОРа. И мы говорим про районный город, про Осиповичи, а представьте, как было в крупных городах.

У нас была система по принципу Евролиги. Например, Гродненский регион – своя коалиция, Гомельский, Гродненский регионы – тоже. Туда на турниры попасть было трудно, старались своих звать. Получилось, что мы попали в коалицию «Киев-Речица-Чернигов-Минск-Осиповичи-Бердичев-Рязань». И мы за год делали 5 выездов. При этом ездили мы не как сегодня по 2-3 дня. Если турнир – то это 5 дней.

И, конечно, не было компьютеров и телевизоров. Живая нация. Все хотели поехать на эти турниры.  Если тренер по какой-то причине оставлял тебя дома – все, трагедия. Это психологически держало в тонусе.

Вот и весь секрет.

- В советское время отношение к детскому тренеру другое было? Зарплаты, может, больше были?

- Конечно, больше. У меня мама работала акушеркой и получала 70 рублей, а я со свежим дипломом на руках – уже 110. А как только дали чуть больше часов, ставку подняли до 150. Я с девушкой в ресторан заходил свободно, потому что у меня были деньги. Не говоря о том, что я ползарплаты оставлял родителям. 

Опять же, любые соревнования, областные или республиканские – это месяц сборов, за которые тоже давали. Это, согласись, что-то значит. Детей я водил на комплексные обеды только в ресторан в советские времена – там было качественное питание, которое лучше подходило спортсменам.

Дети не поменялись, поменялась цивилизация

- А как вы сейчас отвлекаете детей от телефонов?

- Так дети не поменялись. Условия жизни поменялись, стали лучше, цивилизация пришла. Раньше никто б не возмутился, если б детей разместили на старую турбазу. А сейчас, как только чего-то не хватает, они сразу некомфортно себя чувствуют. Так, конечно, и должно быть, это правильная реакция личности.

Поэтому повторюсь: дети не поменялись, поменялась цивилизация. И если у меня есть дополнительный интерес, значит, мое внимание на это интерес обязательно отвлечется. И это тоже нормально, это природное явление. Я делаю то, что больше привлекает мое внимание. И наша задача – тренера, школы – быть сильнее вот этого всего постороннего и перетянуть внимание ребенка туда, где тоже интересно. Там же интересно: фильмы интересные, игры интересные. Но и у нас должно быть интересно. Только надо сделать так, чтобы у нас было более интересно. Как? С трудом (смеется).

Секретов никаких нет. Главное – сделать правильный набор. Потому что есть дети, в которых вкладываться бесполезно. Есть такой тип детей, у которых интерес один – ничего не делать. Вот он готов на что угодно, но чтобы сильно не упираться. Есть такая категория людей, она была всегда – бездельники. Так, наверное, Создатель изначально сделал. Ведь и у пчел есть трутни. Просто нужно заметить сразу, что вот это – трутень, с ним не нужно напрягаться и не нужно сильно работать, а надо работать с пчелками. Пчелки – они жужжат, они с удовольствием откликаются там, где больше движения.

А первое, что мы делаем с детьми – это играем. Они в первый год даже не понимают, что занимаются баскетболом. То есть все игры – с мячом, но то они мотоциклисты и гоняют на байках, то за ними коршун летает, то они от полицейских убегают. Например, они ходят по линиям и не должны сойти на площадку, потому что тренер-полицейский их увидит и оштрафует. И иногда кто-то специально зайдет на площадку, когда тренер не увидел – для него уже адреналин, он думает, как бы схитрить. И мне уже это нравится, я понимаю, что он будет интересным. А глупый будет раз за разом попадаться. Тот за спиной это делает, а этот в открытую сокращает путь и не старается. Значит, этот не нужен, он не будет игроком. И за год ты видишь, что с кем происходит.

К концу тренировки они все уставшие и набегавшиеся, ты сдаешь их родителям на кормление – все, процесс пошел. Они уже будут ждать следующей тренировки, ведь это игра, это интересно.

Первый год ведь у них нет авторитетов, тут все равно, тренер был великим или это безымянный парень, старый или молодой. Они пришли чистой книгой – на, пиши. Но этот хулиганистый, этот мамкин сынок, этот дисциплинированный – вся эта бригада пришла к тебе, и первые два года – самый тяжелый труд для тренера. Тренер выпахивает больше, чем вся эта группа.

Хитрости набора, поиски таланта

- Как вы отбираете детей?

- У меня уже есть определенная система. Самое идеальное – прийти на физкультуру и посмотреть на занятие. Но нужно учитывать, что кто-то заболел, у кого-то еще другие причины не прийти. Лучше всего поговорить с учительницей начальных классов – она ведь у них и мама, и папа, все уроки ведет. Поэтому я прихожу и даже не смотрю на детей, сразу разговариваю с ней. Если есть низкие, но подвижные, которые просто «выносят» школу – отлично. Если есть большие с высокими родителями – спрашиваю про группу здоровья и как они в учебе. Ведь природу не обманешь, а школьная успеваемость – это отличный показатель. Человек с плохими умственными способностями не может играть в баскетбол, это давно уже показано и доказано. Ты будешь с ним мучиться, объяснять, говорить, куда бежать – а он все равно не поймет тебя. Он не поймет, что и как в этом мире. Баскетбол похож на шахматную игру, здесь нужно думать и думать на несколько шагов вперед.

Большая проблема в том, что хоккей и футбол забирает детей раньше нас – они приходят в первый класс со скаутскими вопросами, а мы только во второй. Из хоккея и футбола не вытянешь. Родители готовы тратить кучу денег на амуницию и прочее: «Мы станем мировыми звездами». Если успел до них прийти, то выхватываешь у учительницы данные, разговариваешь с родителями. И когда они приходят на первую тренировку, я смотрю на ребенка и в конце занятия предлагаю поискать другой вид спорта, если понимаю, что баскетбол не подходит.

Некоторые родители сразу соглашаются с этим и уходят. Некоторые просят оставить: «Пусть походит». И это тоже хорошо, массовость нужна. Если пошел в ручей искать золото, то пока грунт не перемоешь тоннами, драгоценности не найдешь.

Ведь если ты отберешь только стопроцентных детей, а потом кто-то из них заболеет или уедет на дачу, то в итоге на тренировку придет 5 детей. А на следующую – ни одного, ведь впятером неинтересно тренироваться. Тут как в Белгосстрахе – нужна гарантия. Поэтому идеально, чтобы постоянно ходило 15-20 человек. Но у меня почему-то не получается, всегда приходит 25-30.

- А как вы определяете, есть ли талант у игрока?

- Я даю обычную народную игру – футбол. Самый хороший тест. Если он за этим мячом носится, при этом даже не зная, как с ним обращаться, и остановиться не может – значит, он генетически здоровый ребенок от генетически здоровых родителей, у него большой азарт. Это человек для спорта. Или картина наоборот: стоит возле ворот и не двигается. Подхожу и спрашиваю: «Ты кто?» Отвечает: «Я защитник»…Можно забыть про него, он никогда не будет ни за каким мячом гоняться.

Все, повторюсь, зависит от набора и от самого тренера. Тренер тоже должен хотеть работать и любить свое дело. Есть те, кто в движении без остановки, всегда в работе, на семинары какие-то ходит, развивается. А есть тренеры, которые вечно ноют: у меня зарплата плохая, не могу сделать набор, дети не хотят ходить. Когда я это слышу, то сразу говорю: этот тренер – плохой набор для клуба. То есть изначально должен прийти тот, который хочет. Меня возмущает, когда приходит тренер и говорит, что не может набрать детей. Их нету, что ли? Другой может, а ты не можешь?

В баскетболе правила такие же, как и в любой другой области жизни. Если не хочешь играть – забейся тихонько на скамейке и не мешай. Но если вышел – отдайся полностью. Так и в жизни: ты же пришел на работу, ты же сам устроился на нее – так отдайся полностью этому, платят тебе или не платят. Сделай добрые дела. Это должна быть черта характера, и неважно, мужчина ты или женщина, неважно.

Сейчас модно ныть, как все тяжело, как трудно и плохо. И таких людей жалеют, засовывают под юбку и все, им хорошо. А тех, кто впахивает, никто не жалеет, потому что они не ноют. Так и дети многие, особенно когда их воспитывают мамы. Обрати внимание: кому звонить, когда делаешь набор? Маме, папе не надо, мама все решают. Мужики сейчас все пытаются дистанцироваться от воспитания. А дети приходят – и сразу заметно вылизанную бусю. Начинаешь делать из него воина, говоришь: «Иди, воюй, бейся» - «Там больно, я туда не пойду». Бывают такие дети подвижные, бойкие – а внутри тряпки.

Мужская сборная, проблемы в областных детских школах, Цмокі-Мінск

Ты знаешь, раньше в сборной Беларуси из Минска были только один-два игрока, остальные – из областей. Ручейки пересохли. Все центры баскетбольные, которые давали сумасшедший результат и суперталантливых парней – они пропали. Минск бы тоже мог спасти, но у нас в городе только одна школа на двухмиллионный город – «Цмокі»… Опять же, я вот могу охватить один район – Уручье – но это капля в море. А Каменная Горка? А Сухарево? А Малиновка? А все заводские микрорайоны? Да для каждого из районов нужна своя школа и свои тренеры, где будут воспитывать таких же талантов, как у нас. И это только Минск. А есть еще крупные города типа Могилева. А если говорить про мелкие населенные пункты, как Мосты? Вот так. Только туда нужны свои детские специалисты. Если все выпускники университета физкультуры пойдут в районы тренировать и будут в этом заинтересованы, то мы не будем задаваться вопросом «почему у нас такая сборная?» Просто такой бы поток талантов шел, что только успевай из этой конкуренции выбрать. Вот, сейчас проходит первенство Республики, счет в матчах с областными командами бывает 90:2. Вот куда надо ехать и спрашивать, почему так. А с них тоже трудно спросить. Я разговаривал с директором школы в Осиповичах, а он мне говорит: «У меня даже нет денег на канцелярские расходы». Заводы стоят в городе, железнодорожный узел пустой – когда такое было? А вот теперь спрашивай про нашу сборную.

Сперва надо стать богатым государством, чтобы люди с удовольствием шли работать тренером, чтобы это было престижно. А как кормить семью молодому тренеру? Если он придет и возьмет три группы начальной подготовки, то не прокормит и себя, не говоря про то, чтобы куда-то пойти с девушкой. Это мы говорим только про еду, а одевать в таком случае его должны родители.

«Цмокі» - это вершина, про которую даже не нужно размышлять. Того, что сейчас делают «Цмокі», не было даже в советское время. Начиная от Александра Кривцуна, который выстроил свой медицинский центр и показал, как надо работать, и продолжая базой и лестничной структурой, которая создается. Воспитывается резервная команда, дети из нашей СДЮШОР постоянно видят профессиональных спортсменов и игры высокого уровня – это дорогого стоит. Такого раньше и в РТИ не было.

Вот так это работает в некоторых школах: пришли в зал тренеры, мяч бросили, в конце тренировки забрали.

У нас в клубе по-другому, у нас создается методика. Нам в этом помогает тренер мужской сборной Александр Крутиков. Идея такая: есть годовой план, в него входят помесячные и понедельные нормы. И тренер сам определяет, чем он хочет заниматься на определенном этапе. Есть базовые упражнения, которые очень хорошо развивают ребенка и при этом интересные. И эти упражнения есть на каждую тему. То есть не нужно искать по разным старым учебникам, как и что делать – все уже подготовлено, ты только открой и посмотри: ага, сегодня вот такие упражнения, я могу добавить еще вот это, а это немного изменю.

В клубе благодаря этой методической работе очень интересно стало работать. Думаешь: «Где мои 17 лет», как Высоцкий пел. Раньше мы с трудом искали материалы, чтобы к тренировке подготовиться. Крутиков, кстати, этим методическим подходом заинтересовался еще в советский период – и до сих пор ему это интересно. Он как ходячая энциклопедия. Этим ведь трудно заниматься. Нужно много времени и терпения, но ему это нравится, и он с удовольствием этим делится.

Не надо забывать, что одно без другого не бывает, наш результат работы – это результат работы всего клуба. Сантехник, уборщица, методист, генеральный, бухгалтер, руководитель отдела, этот, этот, этот – все в связке.

Да и дети у нас прекрасные, всегда смеются, с юмором. И это хорошо: спортсмен должен уметь обстрелять вылетевшее слово так, чтобы только перья летели. Я им так и говорю: ваша команда – это маленький баскетбольный остров. И когда вы вырастете и обретете семью, этот остров расширится. Посмотрите, за ними девчонки уже в очередь выстраиваются, и мне не стыдно сказать, что это отличные парни. Парни из нашего клуба. 

Фото: bc-tsmoki.by

Другие посты блога

Все посты