Tribuna/Баскетбол/Блоги/Ни слова о политике/Что такое белорусский баскетбол для глухих

Что такое белорусский баскетбол для глухих

В Третьем дивизионе Непрофессиональной баскетбольной лиги уже третий сезон выступает команда DEAF-Minsk - команда, где практически все игроки - глухие или слабослышащие. Играющий тренер ДЭФа Сергей Грига в большом интервью сайту nbl.by рассказал о развитии баскетбола для глухих в Беларуси и о роли психологии в этом виде спорта.

Автор — Alex Norman
17 апреля 2016, 18:45
1
Что такое белорусский баскетбол для глухих

Это было необычное интервью. Я вошел в спортзал Дворца культуры имени Н.Ф. Шарко Белорусского общества глухих с четким пониманием того, с чем мне предстоит столкнуться. Но увиденное все равно не оставило равнодушным: пока взрослая команда DEAF-Minsk готовилась к тренировке, на самой площадке бегали детские команды. Пропустил два мяча – уступил место другим и сел отдыхать. Сергей Грига, баскетбольный тренер, сидел на стуле около одной из линий аута, руководил процессом и улыбался. Улыбался, потому что дети совершали смешные для профессионала ошибки, но улыбался не злорадно, а добродушно. Улыбался, потому что получал удовольствие от того, что делает.

Баскетбольная команда DEAF-Minsk, в которой играют глухие и слабо слышащие люди, заявилась в Непрофессиональную баскетбольную лигу в 2012 году. А вот создана команда гораздо раньше: парни, которым сейчас по 30-35 лет, вместе играют с третьего класса! За время этой баскетбольной жизни они прошли через Чемпионаты Европы и отборочные этапы, едва не попали в Китай на Чемпионат Мира и сейчас бегают в свое удовольствие в третьем дивизионе НБЛ.

Тренер Сергей Грига и сам слабо слышащий. Не глухой, но плохо слышащий – это нужно различать. Во многом по этой причине появилась возможность почти два часа разговаривать с тренером о трудностях жизни людей-инвалидов по слуху, о специфике работы тренером в этой сфере и о том, как в Беларуси медленно умирает такой вид спорта, как баскетбол для глухих.

Краткая справка:

Сергей Грига, 47 лет;

Совмещает роли тренера и игрока в команде Непрофессиональной баскетбольной лиги DEAF-Minsk;

18 лет работает баскетбольным тренером в РДК имени Н.Ф. Шарко общественного объединения «Белорусское общество глухих»;

В 2009 году возглавил национальную женскую сборную Беларуси по баскетболу среди глухих.

3-е место молодежного Чемпионата Европы среди девушек U-20 в Польше 2009 году.

5-е место молодежного Чемпионата Мира среди девушек U-21 в Польше 2010 году.

5-е место взрослого Чемпионата Мира среди женщин в Италии 2011 году.

6-е место взрослого Чемпионата Европы среди женщин  в Турции 2012 году.

7-е место на Дефлимпийских Играх среди женщин  в Болгарии 2013 году.

О жизни глухих в Беларуси

– Сергей, расскажите, с какими проблемами чаще всего сталкиваются глухие в Беларуси?

– Вопрос о проблемах жизни глухих в Беларуси нужно не мне задавать, а им. Конечно, им тяжело. Тяжелее в том плане, что нет выбора. Список разрешенных для нас профессий очень мал. Даже окончание колледжа или ВУЗа не гарантируют работу по специальности. Инвалид хочет устроиться на эту работу, но ему нужно пройти МРЭК (медико-реабилитационная экспертная комиссия – прим.ред.), а МРЭК не разрешает по состоянию здоровья.

– А как получается загнать в зал молодых?

– Молодежь сейчас вообще к спорту относится с прохладцей: мобильники, планшеты, ноутбуки, интернет. Раньше было как: уроки закончил – пошел в спортзал заниматься спортом. А сегодня все сразу разбегаются по домам, и очень тяжело их привлечь к тренировкам. Нет стимула. Ходить на занятия, чтобы раз в год участвовать в соревнованиях. Идет ли им общение в интернете на пользу? Может быть, там им проще общаться в том плане, что они чувствуют себя равными среди равных. Здесь же, в обычной жизни, они замыкаются, испытывают дискомфорт – они не могут общаться со здоровыми людьми на равных.

У них завышенные требования к окружающим. Они с детства приучаются к тому, что им все чем-то обязаны. Все им что-то должны, льготы и т.д. Я и другие учителя им объясняем: «Никто ничего вам не должен. Никто не виноват, что вы родились такими». Ну, кто виноват? Никто не виноват. Нужно стараться что-то делать самому, добиваться, нужно искать выход, надо крутиться, как и все сейчас. Не все это понимают. Впрочем, как и с обычными людьми, с кем-то можно поговорить – и он поймет, а другому говоришь – но он на своем стоит.

О попытках взаимодействия с Федерациями баскетбола и спорта для глухих

– Я знаю, что федерация баскетбола активно помогает команде по баскетболу на колясках…

– Сегодня практически никто из официальных организаций не считает должным помогать нашему баскетбольному направлению. Никому не интересно выставлять на чемпионаты Европы и мира, Дефлимпийские игры сборные команды Беларуси по игровым видам спорта. Это большие затраты. Считается, что с нами работает Министерство спорта через ОО БСФГ (Белорусская Спортивная Федерация Глухих), которая развивает в основном три направления – легкую атлетику, плавание и борьбу. Им создаются все условия для подготовки и участия в соревнованиях каждый год. Игровые команды (мини-футбол, волейбол, баскетбол) получают возможность качественной  подготовки раз в четыре года. Получается, приоритет идет на индивидуальные виды спорта, которые приносят медали. А командные – в сторонке. Пловцы и легкоатлеты каждый месяц собираются на сборы, имеют контракты с Минспорта – они профи. А мы любители.

Чемпионат Европы по баскетболу проходит раз в четыре года. И в наших реалиях это значит, что сбор национальной команды осуществляется в год очередной Европы. То есть три года фактически вылетают! Нет ни целой команды, ни какой-то подготовки, ни условий – ничего. Каждый тренируется, где может и как может. Парни, например, собираются и играют в Непрофессиональной лиге (НБЛ – прим.ред.). Причем, если раньше РДК имени Шарко как-то помогала, хотя бы со взносом в НБЛ, но последние два года мы собираем деньги сами. Просто для того, чтобы играть в баскетбол.

Сколько раз я ходил и в Белорусскую Федерацию баскетбола, но и там глухо. Единственное, что сделала БФБ, так это помогала с формой для национальной команды. А, например, организовать сбор или профинансировать участие в соревнованиях, или хотя бы мячи предоставить – этого нет. Хотя, насколько знаю, федерация часто спортивным школам дает мячи – эта помощь идет по линии ФИБА. Мы ничего ни разу не получили. Нет отношений с федерацией, хотя все соседи – Россия, Украина – действуют именно через баскетбольную федерацию.

О психологии

– Каких-то глобальных задач перед своими игроками я не ставлю – это нереально. Они могут нормально играть против слышащих команд, а потом раз – и сдуваются. У них слабая психология – это важно учитывать. Сколько я с ними играю, столько и вижу: они могут выдать хороший матч против сильных соперников, а могут со слабыми такое отмочить, что просто за голову хватаешься. Я не раз говорил, чтобы хотя бы у национальных сборных Беларуси был свой психолог...

Вот был как-то у нас сбор с девчонками, готовились к Дефлимпиаде в Болгарии в 2013 году (Олимпийские игры для инвалидов по слуху – прим.ред.). На сборах они играли со слышащими сильными командами. Они тут дрались. Туда приехали – как будто первый раз на площадку вышли. Стоят с вот такими глазами и мяч держат, как будто только что его увидели. А с нормальными командами дерутся. Конечно, нужно же показать, что не хуже!

То есть в одной ситуации они могут играть, в другой – появляется комплекс. Может это с детства такое?

Пока они слушают тренера и выполняют то, что он говорит – получается отличная команда. Но бывает, что игроки начинают меня учить: «Вот надо сделать так, а надо вот так». Все такие крутые, все все знают. Вот и получается, как в последней игре в НБЛ против «Фаворита-2»: играли-играли-играли нормально, а в последней четверти –1:22. Приехали. Просто ступор. Стали и все. И это не первый и не второй такой раз. 

Очень важно слушать и выполнять указания тренера. Был случай, когда я взял на тренировку новых девочек, провел с ними несколько занятий, потом они поехали на республику – и чуть не выиграли! Одно очко всего уступили. Они ничего не понимали в баскетболе, но просто делали все, что я говорил. И получалось все, что надо. Все были в шоке и спрашивали: «Сколько они тренируются?» Да всего несколько тренировок! А все потому, что они выполняли установку тренера. Не так, как им хотелось или не хотелось, а именно то, что от них требовалось.

Но в игре не всегда так бывает – в игре надо мыслить. Сам понимаешь, обстановка на площадке меняется каждую секунду, нужно быстро все просчитывать, что и как.

Может ли глухой игрок стать профессионалом?

– Хотели подключить как-то в нашу сборную одного сильного профессионального баскетболиста, но с ним как-то не очень хорошо получилось. Мы готовились в 2008 году к Чемпионату Европы. Был разговор с ним. Он был вроде даже не против помочь нашим ребятам.

Но когда начались сборы, мы не смогли с ним связаться. Туда-сюда, день, еще день – сборы прошли, мы уехали. Приехали, созваниваемся – а он в Турции искал клуб. В принципе, все понятно: молодой, перспективный, в сборную готовился попасть. Мне, конечно, обидно, что к нашей сборной такое отношение несерьезное.

Взять вот такую же «глухую» сборную Словении: там один игрок из основной национальной команды. Может, ты слышал про Миху Зупана? В Петербургском «Спартаке» играл, сейчас в Турции (Зупан – первый глухой баскетболист в Евролиге – прим.ред). Зупан полностью глухой и играет за сборную глухих без всяких комплексов. Такие же есть и в Литве, и в России. Один-два человека, но все же.

Хочется, в самом деле, сильнейших игроков привлекать в команду. Впрочем, это наша недоработка. Может, если бы по линии федераций удалось что-то сделать, то и игрок бы этот по-другому как-то отнесся к нам. Сборная Беларуси глухих – это сборная Беларуси, пусть и чем-то отличающаяся от обычного понятия. Я вот в свое время играл за дубль РТИ – и мне ничего не мешало.

Баскетбол для глухих в Беларуси умирает

– А как вы вообще стали тренером этой команды?

– Тренером я стал случайно. У меня была хорошая работа – просто играл в свободное время для себя за команду глухих. У нас был хороший тренер – Эдвин Карлович Круминь. Потом он ушел. На его место постоянно приходили другие, но никто не выдерживал долго – это тяжело психологически. Если нормальной команде сказал – и она выполняет требования, то здесь нужно объяснять, разжевывать 20-30-40 раз, пока до них не дойдет. В плане тактики можно дать комбинацию, но они ее не выполнят до конца. То есть, можно сказать им сделать один заслон и провалиться, потом еще один заслон – и все, на этом уже нужно заканчивать. Дальше просто невозможно контролировать ход атаки. Во-вторых, заставить их работать в полную силу тяжело. У этих людей свои «заморочки». «Хочу – работаю, не хочу – не работаю».

Раньше, когда были финансы и энтузиазм, было больше соревнований: кроме Европы и отборочных к ней, участвовали в других турнирах – был смысл. Да и самим можно было что-то заработать, собраться и поехать в Европу на игры. Теперь уже большинство женаты, с детьми, поэтому деньги начинают считать. Поэтому, чтобы заставить их серьезно заниматься, нужно предоставить и соответствующий подход: базу,  участие в соревнованиях, премии за победы. Мне тоже нужно получать при этом больше, как тренеру национальной команды.

Я пробовал раньше открыть специальную группу для инвалидов по слуху. Ходил по федерациям, в «Горизонт» и «Минск-2006», но как-то не получается ничего. Дело не в том, что я прошу себе позицию главного тренера – мне все равно. Пусть приходит профессионал, ведет с ребятами работу. Главное же, чтобы были какие-то подвижки. Чтобы проводились какие-то сборы для национальной команды, чтобы играли хотя бы раз в год. Но ничего нет. Получается, что всего в Беларуси два тренера для глухих – я и еще один человек в Гомеле. Есть учителя физкультуры в Пинске, Кобрине, Бобруйске, которые нам помогают. Мы тянем весь баскетбол среди инвалидов по слуху в стране. Хочется, чтобы был кто-то еще. Раньше было больше специалистов, но все разбежались, а молодёжь за маленькую зарплату не хочет работать. К тому же, баскетбол – самый сложный среди игровых видов. Инвалидов по слуху трудно учить ему. Футбол, легкая атлетика, плавание – это проще. 

Финансы

– В Европе каждый год проводится баскетбольная Лига чемпионов. Как в футболе. Но денег у нас банально нет. Мы, как чемпионы Беларуси, должны ехать на турнир и отстаивать там честь государства. Но когда подходит финансовый вопрос, говорят одно: «Кто хочет, тот пусть собирает деньги – и вперед». У Общества глухих денег нет, Федерация спорта глухих вроде как и не при делах, баскетбольная Федерация…Ну, у них там на своих не хватает.

Я повторюсь: все сейчас упирается в деньги. Раньше было проще. Мы могли собраться с ребятами, скинуться, заказать маршрутку и поехать в Киев, в Россию, в Прибалтику. Проводили там кэмпы спортивные. Сейчас в Прибалтику дорого, в Украине черт знает что творится, в России…Там уже профессиональный уровень. При подмосковных «Химках» есть профессиональная команда глухих, с которой работает профессиональный тренер. И эта команда заняла третье место на чемпионате мира в 2015 году!

Открыть свой профессиональный баскетбольный клуб для глухих мы не смогли. Мы ходили по различным министерствам, но, видимо, не сумели убедить их, заинтересовать. Потом уже появились «Горизонт» и «Минск-2006», футбольный «Минск», волейбольный «Минск». А про глухих как-то все и забыли.

Спонсорство? Была история на эту тему довольно давно. Мы общались с одним бизнесменом, и он говорит: «Серега, я могу тебе дать 2-3 миллиона». А зарплаты тогда, были по 200-300 рублей. «Но, – говорит, – ты сделай так, чтобы от меня налоговая отстала. Должны же быть какие-то льготы для спорта, для инвалидов, наверное». То есть ему было все равно, кому отдавать эти деньги: налоговикам или мне.

Два или три миллиона! В то время вообще таких денег у нас не было! Я закатал рукава, начал выяснять, что надо, сколько надо, чтобы можно было получить эти самые льготы…Ну, в итоге никто и не смог довести до конца дело нормально. И вот поэтому у нас никто этим не хочет заниматься. Да у нас просто не принято этим заниматься. Мы вот на детские хосписы всем миром собираем. Представь, сколько бы хосписов мы бы построили уже, если бы нам выделяли на это деньги, как на ледовые дворцы?

Как-то мы ездили в Челябинск на отборочные игры.  Я был просто в шоке от того, как нас встречали! Сам мэр города пришел на баскетбольный матч среди глухих спортсменов! Зал был больше, чем наш Дворец спорта. Там выступали лучшие артисты области! Я такого никогда раньше не видел. Игра заканчивается, и мы просто потом общаемся. Мне говорят: «А чего ты удивляешься? У нас такое отношение в городе к этому. Команда глухих два раза была чемпионом России, мэр их поздравлял лично и пообещал построить арену для них, если они выиграют золото в третий раз». Выиграли – и для них построили площадку. Понимаешь? Построили площадку специально для глухих – с хорошим покрытием и кольцами. А потом у нас ответная игра должна была быть в Минске. А я хожу по нашим федерациям и даже не представляю, как мы на таком уровне это проведем. Чтобы у нас мэр пришел на отборочный матч для глухих баскетболистов? Да у нас с «района» никто не ходит! Я говорю в федерации: «Нам нужен принтер, чтобы статистику игр распечатать». «А у нас нет такой программы», – в ответ.

И вот с этим надо жить. В Челябинске не было понятия «глухие» или «слышащие». Там была вывеска «сборная России» – «сборная Беларуси». А у нас – «играют глухие», «инвалиды играют». Всем было просто до лампочки. И мне было стыдно, когда мы проводили ответный матч.

В свое время был разговор с одним министром, который сказал, что наши потенциальные награды на Дефлимпийских играх государству не нужны. Вот не надо – и все. А это был 2007 год, когда у нас собралась сильнейшая команда по своему составу, и мы готовились к поездке в Китай на Чемпионат Мира. Наша команда играла на уровне середняка тогдашней первой лиги – и это считалось хорошим достижением. Мы прошли подготовку, купили билеты, и за неделю до вылета меня вызывают в Министерство и начинают рассказывать, что команда не готова, что высокорослых нет, ехать в Китай не надо, потому что там жарко, вы там ничего не сможете показать и нечего туда ехать и тратить государственные деньги. Если Минспорта говорит, что это не нужно, то куда идти? К президенту?

Мне задали прямой вопрос: «А что получит государство от вашего выступления?» Ну, как ответить на такое? Мне кажется, этот вопрос немножко некорректный. Я не знаю, что получит государство, зато я знаю – если на таком крупном международном спортивном мероприятии поднимется наш белорусский флаг, то эти парни или девушки уже что-то сделали правильно.

В итоге мы не поехали.

На этом история не закончилась. Если сборная не приезжает на соревнования без причины, то должна выплатить штраф. Я сказал, что не буду платить из своего кармана. И в Китай вместо нас отправилась бумажка с подписью замминистра спорта, в которой значилось, что сборная Беларуси не примет участие в Чемпионате Мира…в связи с болезнью игроков. Нормально?

Сейчас будет республика, а там – 4 команды. Ну, какая это «Республика»? Ай, ну, что мы говорим: в высшей лиге чемпионата Беларуси что творится? Все взаимосвязано. Конечно, «Цмокi» стараются – лига ВТБ, Кубок ФИБА…Но этого мало. Тем более, время такое, что народу не до спорта. Все думают, как бы денег заработать. Тут заработал, потом пошел там еще что-то сделал и еще где-то нужно подработать. Пришел домой усталый и хочется отдохнуть, чтобы завтра опять пойти на работу.

Сегодня у нас полностью любительская команда. Нету базы и условий для проведения тренировочного процесса (спортзал малого размера). Я не могу нагружать этих парней физической работой на тренировках. Почему? Потому, что все они приходят на тренировку после тяжелого 8-часового рабочего дня. И если я дам им еще хорошую нагрузку, то они не восстановятся и завтра придут на работу усталые. И там не смогут качественно выполнять свои обязанности. У многих семьи с маленькими детьми, поэтому на тренировке работают в полсилы. Я благодарен им только за то, что они пришли сюда, а не пошли «соображать на троих». Они приходят в зал потому, что любят баскетбол, чувствуют себя молодыми, играют для удовольствия, отдыхают от работы и других забот. Поэтому они – любители.

Счастье

– Приносит ли мне счастье моя работа? Сейчас сложно сказать. Раньше, когда я был молодой и энергичный, глаза горели. Да и время было другое, возможностей больше. Была база, были люди, которые помогали, была поддержка. Сейчас я все это делаю один. Уйти? Мне давно говорят, что вместо этих копеек можно найти нормальную работу с нормальными деньгами. Я понимаю, что я могу так сделать. Но я уйду – и тут ничего уже не будет. Сюда никто не придет – ни один тренер. Все понимают, что нужно как-то жить, а на два или три миллиона…На это можно жить? 

Другие посты блога

Все посты