Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол 2.0/Чем еще, как оказалось, занимается Сафарьян в АБФФ, хотя заниматься этим не должен

Чем еще, как оказалось, занимается Сафарьян в АБФФ, хотя заниматься этим не должен

Новые подробности из жизни Дома футбола.

Блог — Футбол 2.0
25 ноября 2016, 13:40
62
Чем еще, как оказалось, занимается Сафарьян в АБФФ, хотя заниматься этим не должен

Одна вещь в процессе Жукова прошла почему-то незамеченной. Все сотрудники АБФФ, которые давали показания на первом судебном заседании (Виктор Шукан, Сергей Витушко, Алексей Маслов и Михаил Архипов – они все так или иначе связаны с судейской темой), единогласно заявили: список назначений судей носился на утверждение Сергею Сафарьяну. В принципе, это никогда не было секретом, но вот сейчас всплыло официально. В суде.

Оговоримся, что версию самого Сафарьяна мы еще не услышали. В суд он не явился по веской причине очередной командировки. Новое заседание по делу Жукова назначено на 30 ноября. Однако не верить свидетельским показаниям сразу четверых уважаемых людей из АБФФ нет никакого резона.

Итак, неужели функции первого зампреда АБФФ настолько широки, что он вынужден заниматься даже назначением судей? Мы ведь помним, что это достаточно разноплановый менеджер, который в разное время занимался вопросами строительства технического центра, выбором дизайна для новой формы и даже нировками женской сборной. Находилось время даже на то, чтобы на ее матчах присутствовать прямо на скамейке запасных.

Так вот, о функциях. Давайте почитаем документы. Например, регламент по проведению чемпионата Беларуси. В статье 9.5. ясно и понятно сказано: «Назначение на матчи судей и инспекторов осуществляется комиссией назначения. Лист назначения судей на тур (туры) чемпионата подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии».

Также в данной статье говорится о том, что состав комиссии и порядок назначения судей на матчи утверждается Бюро исполкома АБФФ. Положение о комиссии назначений в ст. 2.5 и 3.1 подтверждает, что все назначения производятся только членами комиссии и утверждается председателем комиссии по назначениям.

«Процедура определения судей и инспекторов на матчи является правомочной, если в ней принимает участие не менее 50 % членов комиссии от ее списочного состава.

После проведения процедуры определения судей и инспекторов составляется протокол по установленной форме, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем КН», – говорится  в тексте документа.

Сейчас в эту комиссию входят Чикун (председатель), Шукан, Витушко, Архипов и Маслов. Вы тоже здесь не видите фамилии Сафарьяна? Отметим, что отличие от комиссии, которой руководил Жуков одно: место этого самого Жукова занял Чикун, который ныне и возглавляет департамент судейства и инспектирования.

Второй интересный момент заключается в следующем: сразу после скандала с Жуковым Сафарьян поспешил откреститься от своего работника и исключил любую возможность отставки: «Мне никто обвинений не предъявлял и от должности не отстранял. Я не был в доле с Жуковым, не был в доле с кем бы то ни было. И не собираюсь входить в долю в дальнейшем. Я как руководитель не намерен ходить по пятам за каждым главой департамента. У нас в стране индивидуальная уголовная ответственность. Ничего про коллективную уголовную ответственность мне не известно. Я не знаю таких случаев, когда из-за проворовавшегося чиновника в отставку уходило все правительство».

Не будем расстраивать Сафарьяна и приводить в очередной раз уйму примеров того, когда в отставку уходили целые министры за малейшие подозрения в коррупции. Сконцентрируемся на другом. Речь в деле Жукова идет про эпизоды, начиная с 2014 года, а разговоры про все эти темные делишки в судейском корпусе начались еще задолго до этого. И вот теперь мы знаем про то, что все это время первый зампред федерации принимал активное участие в назначении судей. Вы понимаете всю двусмысленность данной ситуации?

Но и это еще не все. Все спорные моменты по судейским решениям разбираются судейско-экспертной комиссией (СЭК). В ее состав входят: Юрий Курбыко, Алексей Нерушкин, Владимир Вяткин, Алексей Маслов и, внимание, Сафарьян в роли председателя комиссии. Это высший орган по судейским спорам в Беларуси, ее решения не подлежат обжалованию. Выходит, что человек который по факту назначает судей в итоге оценивает их работу. И снова: вы понимаете всю двусмысленность еще и этой ситуации?

Как это работает

Чтобы понимать, насколько порочная система сложилась вокруг судейства, достаточно вспомнить события, которые развивались после матча за Суперкубок. Напомним, тогда БАТЭ победил 2:1, а самые большие споры вызвал гол Иванича, забитый при активном участии Родионова, который находился в офсайде. Судейская бригада во главе с Севостьяником гол после некоторых колебаний засчитала, спровоцировав большие разбирательства после матча.

Как проходят выборы

Но для начала давайте отвлечемся. Матч за Суперкубок по традиции обслуживает лучший рефери предыдущего сезона. Таковым почему-то стал гродненский рефери Виталий Севостьяник. Выдвигает кандидатов на звание лучшего рефери Судейский комитет (по состоянию на 24 ноября сайт АБФФ приводит такой состав: Курбыко (председатель), Шукан (зам), Быков, Витушко, Жук, Жуков, Летяго, Архипов, Черник, Маслов), а затем эти списки уже утверждает исполком АБФФ.

Так вот в 2015 году Севостьяник по оценкам занял лишь 7-е (!) место:

Цинкевич – 8,356 (32 матча, 20 – в высшей лиге, 1 – в Лиге чемпионов)

Кульбаков – 8,342 (30 матчей, 11 – в высшей лиге, 3 – в Лиге чемпионов)

Щербаков – 8,338 (31 матч, 14 – в высшей лиге)

Доля – 8,325 (21 матч, 7 – в высшей лиге)

Крук – 8,313 (22 матча, 12 – в высшей лиге)

Дмитриев – 8,308 (21 матч, 11 – в высшей лиге)

Севостьяник – 8.305 (28 матчей, 17 матчей – в высшей лиге)

Надо сказать, что с недавних пор принято негласное правило решение, что оценки вообще не влияют на выбор лучшего арбитра. В расчет берутся другие факторы: количество матчей, уровень судейства в матчах повышенной сложности, отсутствие грубых ошибок на протяжении сезона. Но и здесь логику Судейского комитета понять достаточно сложно. В 2015 году Севостьяник провел в высшей лиге 17 матчей и отсудил лишь один матч из числа самых принципиальных в Беларуси – условно отнесем к ним игры с участием БАТЭ, «Динамо» и «Шахтера». К примеру, у Цинкевича 20 матчей и три игры повышенной сложности, в которых он также, как и Севостьяник, обошелся без грубых ошибок. Ну, и по оценкам инспекторов, как видно из таблицы, он был в 2015 году безоговорочно лучшим. Любопытно, что Цинкевич трижды подряд до этого признавался лучшим рефери Беларуси – в 2012, 2013 и 2014 годах. Впрочем, ничего из этого главу департамента судейства и инспектирования Жукова не смутило.

Примерно такая же история с одним из помощников, который также был признан лучшим, – Олегом Маслянко. Он по рейтингу был лишь 5-м, однако Судейский комитет выдвинул его на лучшего помощника. По третьему видвиженцу, к слову, никаких вопросов: Виталий Малютин судил много, качественно и, по тем же оценкам инспекторов, лидировал среди коллег по цеху.

Как Севостьяник получил «отлично» за Суперкубок

Но вернемся к матчу за Суперкубок. Для Севостьяника игра не заладилась. Первый гол он сначала не засчитал, так как боковой зафиксировал офсайд, однако после консультаций все же указал на центр.

Момент тонкий, однако при повторах достаточно быстро становится понятно, что такой гол засчитывать никак нельзя: Родионов, находясь в офсайде, очевидно влиял на эпизод и дезориентировал Бушму.

Но не тут-то было. Отчего-то Севостьяника решено было защищать всей судейской братией. Инспектором матча работал, еще раз внимание, Михаил Архипов, который:

а) входит в комиссию по назначению судей;

б) работает в департаменте судейства и инспектирования и на момент встречи находился под непосредственным руководством Андрея Жукова.

В итоге, несмотря на вселенский скандал, который разгорелся после Суперкубка, Севостьяник получил хорошую оценку в 8,2 балла, помощники – 8,2 и 8,4. Жуков поспешил защитить обоих своих подопечных. Нам рассказывали о том, что в моменте с голом Родионова нет четкого видео: не ясно нашим уважаемым экспертам, мешал ли форвард Бушме. Мол, именно поэтому нужно положиться на мнение Севостьяника. 

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после бучи, которую устроил в федерации Юрий Вергейчик в присутствии всех высших чинов, за исключением Сергея Румаса. Солигорский босс привез с собой кассету с эпизодами матча и долго распекал Севостьяника: поговаривают, кроме момента с голом там был целый ряд других, менее важных эпизодов. Уже после этого Румас вслед за судейско-экспертной комиссией во главе с Сафарьяном признал, что ошибка была. Надо отметить, что объяснение тому, почему так долго АБФФ отказывалась признавать ошибку арбитра, было найдено мастерски. Мол, в эфир вышла передача Кристины Козел, а там была съемка момента из-за ворот. Хотя и без видео Кристины вроде как всем все было понятно. В общем, 12 апреля, через без одного дня месяц, Судейский комитет изменил оценку Севостьяника на неудовлетворительную. К тому моменту арбитр уже пропустил два тура. 

Это мы говорим о важном матче, об общественном резонансе, о визите Вергейчика и так далее. Только так, через месяц борьбы, удалось добиться справедливого рассмотрения эпизода с забитым голом. А сколько таких эпизодов остается вне поля зрения общественности? При этом существующая система назначения арбитров напрочь исключает их право на мнение. Любая критика системы означает, что арбитр достаточно быстро выпадет из списка и перестает работать на матчах любых лиг. Не так давно свою историю рассказывал, к примеру, Геннадий Левчук. Были и другие.

Что из этого следует

Сергей Румас в интервью еще полтора года назад говорил: «На Сергее Вагаршаковиче завязана вся оперативная деятельность федерации. В федерации работает около 80 человек. Наверное, часть вопросов можно делегировать. Но если он так не делает, видимо, на том уровне они не решаются и требуют его вмешательства. Мне трудно сказать. Но, сравнивая с работой Банка развития, проблема управляемости и делегирования полномочий в федерации есть. Себе в личный план второго срока вопрос организации работы поставил».

Судя по всему, пока план Румаса так и остается планом. Сафарьян продолжает руководить в федерации примерно всем. Во всяком случае, большинство решений по судьям так или иначе проходят через него, что подтверждают свидетельские показания, а также выступления самого Сафарьяна в прессе. На всякий случай напомним, что впридачу ко всему сын Сафарьяна Иван с недавних пор трудится в должности фитнес-инструктора АБФФ по судьям. Как говорится, ничего личного – просто факт.

Так вот, с нашей точки зрения все эти вмешательства в назначения судей – прямое нарушение регламента чемпионата Беларуси, а также решений Бюро исполкома АБФФ. Нам ничего не остается, как обратиться к председателю АБФФ Сергею Румасу, который согласно Уставу АБФФ призван контролировать исполнение решений Исполкома и Бюро исполкома, с просьбой дать оценку сложившейся ситуации. Письмо на имя Румаса (один, два) отправлено в АБФФ вчера.

Фото: Надежда Бужан

Другие посты блога

вирус
2 апреля 2020, 17:49
Все посты