Tribuna/Футбол/Блоги/Журнал «Большой Футбол»/Дмитрий Лихтарович: «Телефон и планшет забрал у младших детей, чтобы не испортили зрение»

Дмитрий Лихтарович: «Телефон и планшет забрал у младших детей, чтобы не испортили зрение»

Вечером на излете февраля журнал «Большой футбол» пригласил на разговор за кофе многодетного отца, экс-капитана БАТЭ, а ныне тренера дубля «желто-синих» Дмитрия Лихтаровича. Он традиционно скромничает при упоминании собственных достижений, но охотно рассказывает о достоинствах Родионова и Ермаковича, шарме итальянского футбола и том, каково это – тренировать представителей поколения смартфонов.

24 марта 2018, 07:40
8
Дмитрий Лихтарович: «Телефон и планшет забрал у младших детей, чтобы не испортили зрение»

Вечером на излете февраля журнал «Большой футбол» пригласил на разговор за кофе многодетного отца, экс-капитана БАТЭ, а ныне тренера дубля «желто-синих» Дмитрия Лихтаровича. Он традиционно скромничает при упоминании собственных достижений, но охотно рассказывает о достоинствах Родионова и Ермаковича, шарме итальянского футбола и том, каково это – тренировать представителей поколения смартфонов.

Отцовство, 40 лет, звездность

- В марте вам исполнится 40. Каким в юности представляли себя в этом возрасте?

- Иногда кажется, что мне еще не может быть 40 – я же молодой папа. А эта дата, оказывается, уже на носу. Точно никогда не представлял себя бизнесменом. Наверное, это была картинка спокойной семейной жизни: жарю на даче шашлыки в окружении детей. Хотя вряд ли мог предположить, что к сорока годам у меня их будет аж четверо, но мы с женой очень счастливы.

Вы называли себя не самым лучшим папой для старших детей из-за того, что много времени проводили в разъездах. Удается наверстать упущенное с младшими?

– Сейчас действительно стало проще со временем. Дубль часто тренируется в Минске – это на руку. Старшим детям – 21 и 19 лет, а двойняшкам – по три с половиной. С интересом наблюдаю, как младший сын Кирилл решил перещеголять старшего брата по озорству. Тот тоже постоянно шалил, но Кирилл бьет все рекорды: дома нет ни машинки, где все колеса были бы на месте. Ему кажется, что в квартире не должно оставаться целых вещей. Впрочем, относимся к этому с пониманием — дети таким образом познают мир. Кристина, младшая сестра Кирилла, – повторяшка. Тоже любит вредничать, но, конечно, не в таких масштабах. Она усердно учится считать и читать, а Кирилла это не сильно привлекает.

Что это за ощущения – снова стать молодым отцом после длительного перерыва?

– Кажется, что малыши у нас были всегда. Большая радость, что они двойняшки. Им так интереснее: есть, с кем поиграть, подраться и повеселиться. Конечно, стать папой в 18 лет, когда сам еще ребенок, и в 35 – большая разница. В молодости нам очень помогали родители жены. Если бы они не сидели с детьми, мы бы, наверное, сошли с ума.

Был период, когда старшие дети хвастались и пользовались тем, что папа – известный футболист?

– Уверен, что нет. Откуда взяться хвастовству и звездности, если сам никогда так не вел себя и не показывал дурного примера. Одно время они ездили на матчи, но даже это получалось далеко не всегда – друзья, учеба, свои дела. Билеты для одноклассников тоже никогда не просили достать. Я для них самый обычный папа, который ходит на работу. Просто профессия раньше называлась «футболист», а теперь – «тренер».

- Сын и дочь примерно одного возраста с футболистами дубля. На какие темы вам сложнее всего найти общий язык?

– Да вроде дети у меня адекватные и понятливые, особо не спорим. У них свои взгляды на жизнь, учебу, образование. Живут отдельно со своими семьями: у сына даже уже есть ребенок. Так что я дедушка в прямом смысле слова.

Перемены, дубль, поколение гаджетов

- В 2013 году вы говорили, что не представляете себя тренером. Сегодня работаете с дублем БАТЭ. Что изменилось за это время?

– После этих слов еще два года оставался действующим футболистом. Наверное, в тот момент просто не хотел загадывать наперед и мечтал максимально продлить карьеру. Даже в 2015-м понимал, что могу остаться в команде еще на сезон, но решил не занимать чье-то место. Очень приятно, что руководство БАТЭ предложило работу в структуре клуба. Честно говоря, у меня не было никакого плана «Б». Наверное, ничего больше и не умею – всю жизнь провел в футболе.

- Среди ваших знакомых есть примеры игроков, которые после окончания карьеры не смогли найти себя вне спорта?

– Бывает, что у футболиста в одночасье меняется жизнь: случается травма или клуб вдруг не продлевает контракт. Тогда приходится включать резервы. Многие идут работать таксистами. Это, наверное, самый простой вариант: умеешь водить, и машина, как правило, есть у многих. Некоторые начинают заниматься торговлей стройматериалами. Это уже своеобразная традиция среди ребят – один подтягивает другого.

Как к игроку приходит понимание того, что пора заканчивать?

– Постепенно шел к этому решению. В последний сезон провел мало игр и чувствовал, что в БАТЭ есть парни, которые физически сильнее. В моем случае уход из футбола был ожидаем. Наверное, немного другая картина получилась с Виталиком Родионовым. Насколько слышал, Олег Дулуб хотел оставить его в команде еще на сезон.

- Сложно перестроиться на другой жизненный уклад после многолетнего привычного графика футболиста?

– У меня точно не было никакой депрессии. Наоборот, нашел свои плюсы в переходе на должность тренера дубля. Больше времени провожу в Минске с семьей. 

- На что из жизни футболистов по-другому посмотрели, став тренером?

- Наставники часто повторяли, что игроку может выпасть всего один шанс за карьеру, и если не будем усердно работать сегодня, то завтра можем оказаться просто не готовы к этому шансу. Время будет упущено. Когда был молодым, думал: «Ай, что они там рассказывают – и так все знаю». Сегодня тренирую и повторяю эти слова дублерам. Каждый день футболисту нужно доказывать, что он достоин большего. Кто-то слышит советы, кто-то пропускает мимо ушей.

- Вы работаете с парнями, которым по 18-20 лет. Как охарактеризуете это поколение?

– Сложно сравнивать их с собой 20-летним. Сейчас совсем другое время – много соблазнов. Ребята более раскованы, свободны, амбициозны, но одновременно чрезмерно избалованы. Они не боятся общаться, смело, а порой даже дерзко отвечают старшим. Наверное, эта раскованность на каких-то этапах помогает пробиваться, становиться более заметным, но для выстраивания отношений не хватает элементарного уважения, соблюдения субординации. Все-таки наглость не всегда второе счастье. В мое время молодые работали за двоих, а теперь слишком много времени и внимания уходит на смартфоны. 

- В основе БАТЭ соблюдается субординация между молодыми и опытными игроками?

– Вместо абстрактных рассуждений приведу простой пример. В 2014 году контракт с БАТЭ заключил Сергей Черник. Я был еще действующим футболистом. В первый день сборов Сергей подошел ко мне, протянул руку и сказал: «Здрасьте». Посмотрел на него с удивлением: «Неужели я так плохо выгляжу?» Сказал, что со мной так официально больше здороваться не нужно.

- В дубле есть запрет на телефоны в раздевалке?

- Конечно. Мобильный должен быть выключен или находиться в беззвучном режиме. Точно так же нельзя пользоваться им во время еды. Представьте, что это будет, если каждый начнет за обедом решать свои вопросы?

- В хоккейном «Динамо» игроки сами установили штрафы – 50-100 долларов за пользование гаджетами в раздевалке. Вы тоже работаете по такой схеме?

– У нас нет штрафов, но есть правила, которых все придерживаются. Если бы парням из дубля сказали выкладывать по 50 долларов за пользование телефоном, думаю, они бы оставляли мобильные дома. Слишком велика цены ошибки: вдруг еще случайно зазвонит.

Тренер-тиран, псевдо-болельщики, итальянский футбол

- Ваша тройка белорусских топ-тренеров?

– Гончаренко, Ермакович и Журавель. С двумя работал лично, а о Владимире Ивановиче слышал много хорошего как о специалисте.

- Журналисты упрекали Александра Ермаковича в недостатке харизмы. Это проблема для тренера?

- Считаю, что на первом месте должны быть знания и компетентность. Всем этим Ермакович обладает. До Александра Владимировича тренером БАТЭ был Виктор Гончаренко – человек харизматичный и взрывной, а Ермакович другой по своей натуре, он не тренер-тиран.

- Приведите пример взрывоопасности Гончаренко.

– Если Виктор Михайлович заводился, то это было по делу и в определенной степени давало эффект. Он мог стукнуть ногой в дверь или шкафчик так, что тот разламывался. Порой бросался в раздевалке льдом, чтобы завести нас. Как-то команде прилично досталось. Я переодевался по соседству с Сашей Глебом. Наверное, просто повезло, что Гончаренко тогда не целился в Сашу, в меня тоже ничего не прилетело. Иногда после первого тайма были такие взбучки, что на второй выходила совсем другая команда.

- Как проявлялся гнев Ермаковича?

– Мы просто не знали бы, как реагировать, если бы Ермакович неожиданно стал крушить что-то на своем пути. Конечно, он мог повысить голос, но чаще футболисты сами замечали, что Александр Владимирович очень расстроен, и старались исправить ситуацию.

- Какие матчи запомнились невероятной атмосферой на стадионе?

– Эмоции зависят от соперника и счета на табло. Например, в 2012 году обыграли «Баварию», прервав их сумасшедшую серию без поражений. Прыгнули тогда не просто выше головы, а выше крыши многоэтажного дома. Конечно, атмосфера на стадионе «Динамо» была невероятной – мы совершили чудо. Но, если говорить честно, то половина зрителей в тот вечер пришла посмотреть на «Баварию», а не на БАТЭ. А хочется, чтобы люди болели за своих. По этой причине поддерживаю решение руководства клуба продавать билетные пакеты на матчи Лиги Европы и Лиги чемпионов. А то начинается: «На «Арсенал» хочу сходить, а вот на «Кельн» и «Црвену Звезду» не пойду». Получается, «Арсенал» – это топ, а «Кельн» уже не команда Бундеслиги?

- Обижает, когда белорусы идут в первую очередь смотреть на грандов, а не болеть за БАТЭ?

– Мы играем для болельщиков, но не хочется, чтобы трибуны заполнялись псевдо-болельщиками. Если ты настоящий фанат, то приезжай не только на «Арсенал», но и на «Нафтан». А то матч с «Нафтаном» собирает четыре тысячи зрителей, а на Лигу Европы не достать билетов. Чувствуется, что эти четыре тысячи, пусть немногочисленная группа, но настоящая. Они ходили на городской стадион, а теперь приезжают на «Борисов-Арену». В Европе люди на протяжении многих лет болеют за одну и ту же команду, даже если в прошлом она была в тройке, а сейчас – на грани вылета. У нас пока такого нет.

- Ваше самое яркое впечатление от футбольной культуры в Европе.

– В 2008-м БАТЭ готовился к матчу с «Ювентусом» в Риме. Мы попали на дерби «Ромы» и «Лацио». Увидел, как классно болеют местные фанаты: поют песни, кричат, взрывают фаеры так, что временами становится страшно. В Италии совсем другой масштаб. Спустя семь лет, когда БАТЭ играл против «Ромы», наблюдал за матчем с трибун. В Борисове по технике безопасности ни за что бы не разрешили сделать парочку таких взрывов, как позволили себе римляне на домашней встрече. Наших болельщиков после такого перфоманса просто перестали бы пускать на стадион. А еще на «Стадио Олимпико» другие правила досмотра. На матч с участием БАТЭ собралось примерно 50 тысяч зрителей. Все оперативно прошли через турникеты без дополнительных проверок. У нас же иногда половина первого тайма пролетит, а еще не все зрители успели занять места. Возможно, этот фактор тоже отпугивает болельщиков и влияет на посещаемость: пока тебя досмотрят, можно уже разворачиваться и идти домой.

Чемпионство, Глеб, ЦСКА

- Можете вспомнить еще хоть один сезон, когда БАТЭ досталось столь же нервное чемпионство, как в прошлом году?

- Наверное, таким же драматичным, хоть и с иным сюжетом, выдался сезон-2002. Почти весь год мы были в роли догоняющих.За четыре тура отставали от шедшего на первом месте «Немана» на семь очков, но смогли с ним сравняться.Играли финальный матч на «Тракторе» при восьми градусах мороза. Помню, что было дико холодно, зато в таких условиях вдвойне приятно победить.

- Как смотрели матч с «Городеей»?

- Дома по телевизору. До последнего верил в благополучный исход, но вы сами понимаете: с каждой секундой становилось все больше не по себе. Из комнаты не выходил, хоть нервы и были на пределе. Параллельно в трансляции показывали футболистов минского «Динамо», которые следили за развязкой в Городее из Витебска. Был счастлив, что БАТЭ проявил характер и решил задачу. Сразу после игры позвонил тренерам, написал смс некоторым игрокам, попросил поздравить остальных ребят. До всех в тот день было нереально дозвониться.

- В свободное время вы смотрите игры или отдыхаете от спорта?

– Когда есть возможность, могу включить футбол, но это не значит: если сегодня играют «Челси» и «Арсенал», то я обязательно должен быть у телевизора. Иногда ловлю себя на мысли, что, несмотря на переход на тренерскую работу, продолжаю смотреть на игру глазами спортсмена.

- Но за поведением тренеров ЦСКА теперь следите пристальнее?

– Там мне все знакомо и предсказуемо. Могу даже предположить, что в перерыве происходит в раздевалке «армейцев». Хотя тренеру опасно слишком свирепствовать. Виктору Михалычу надо контролировать себя – те же братья Березуцкие могут и ответить (смеется).

- Журналисты отмечали, что БАТЭ с Лихтаровичем и без него — две разные команды. Без каких футболистов, по вашему мнению, БАТЭ будет другой командой?

- Наверное, без Виталика Родионова. Он явный лидер, который всегда сохранял авторитет не криком, а отношением к работе, и являлся примером того, как важно доигрывать до последнего момента. В числе знаковых для БАТЭ игроков назову еще Милуновича. Неманья обладает лидерскими качествами, постоянно подсказывает, потому что находится за спиной нападающих и видит больше других.

- Руководство и тренеры БАТЭ правильно сделали, когда не включили в заявку на групповой турнир Лиги Европы Александра Глеба, желавшего сыграть против «Арсенала»?

– Считаю, что они поступили логично. Все-таки путевку в Лигу Европы команда завоевала без участия Саши.

«Смешарики», страшилки, выходной

- Как сейчас выглядит ваш типичный выходной?

– Сплю часиков до девяти. Если хорошая погода – идем с семьей гулять на улицу. Для младших больной вопрос – это мультфильмы, они могут смотреть их круглыми сутками. Телефон и планшет я у них уже забрал, чтобы не испортили зрение в таком раннем возрасте. Хотя до двух лет дети не знали, что такое гаджеты. Как-то заболели вдвоем, мучились с высокой температурой, капризничали. Жена спросила у подруги, что та делает, когда дети становятся неуправляемыми. Подруга сказала, что включает им мультики. Так и наши познакомились с современными технологиями.

Фильтруете информацию, которую получают дети?

– Конечно, стараемся не включать страшилки, которые они находят на компьютере в пару кликов. Я сам уже выучил всех героев современных мультиков и их названия – «Смешарики», «Маша и Медведь», «Барбоскины». Есть пару интересных мультфильмов: могу подсесть рядом и зависнуть. В общем, по этой теме ко мне уже можно обращаться за консультациями.

Текст: Виктория Ковальчук

Покупайте новый мартовский журнал в киосках белсоюзпечати и на сайте shop.bff.by

 

Другие посты блога

Все посты