Tribuna/Хоккей/Блоги/Записки жены вратаря/Еще одна попытка разобраться, почему в Беларуси мало толковых хоккеистов. Говорит тренер по катанию

Еще одна попытка разобраться, почему в Беларуси мало толковых хоккеистов. Говорит тренер по катанию

Большое интервью с тренером по катанию СК «Минск» Александром Низовкиным. Must read для родителей хоккеистов и всех неравнодушных к белорусскому хоккею.

Автор — GoalieWife33
23 февраля 2019, 09:03
5
Еще одна попытка разобраться, почему в Беларуси мало толковых хоккеистов. Говорит тренер по катанию

Большое интервью с тренером по катанию СК «Минск» Александром Низовкиным. Must read для родителей хоккеистов и всех неравнодушных к белорусскому хоккею.

- Александр Сергеевич, давайте начнем разговор с того, как вы попали в хоккей?

– В мое время в хоккей набирали в первом классе, стандартно. Тренер пришел в школу и спросил, кто хочет пойти заниматься, записывал всех желающих. Я вообще хотел стать футболистом, но тренер сыграл на опережение :).

- Вы стали нападающим. Почему выбрали именно это амплуа?

– Это не я решал, а тренер. Сейчас я сам тренирую и понимаю, что вариантов играть в защите у меня не было, там нужны габариты. Каждый игрок должен на льду реализовывать себя по максимуму, думаю, что в защите я бы себя не проявил.

- Насколько осознанно ребенок выбирает себе позицию на площадке? Либо зачастую это решение тренера, родителей?

– Все дети хотят играть в нападении, 95% так это точно. У них еще поверхностный взгляд на хоккей, они не понимают, что и защитники забивают много голов, да и выполняют множество функций на льду. Но с помощью тренеров и родителей нужно, конечно же, это мнение каким-то образом менять, доносить до ребят. Например, в защите должен играть человек ответственный, это такая позиция, на которой нужно играть проще и без ошибок. То есть защитниками должны быть ребята с твердым характером, более сознательные плюс габаритные. Как бы ребенок не подходил по характеру и темпераменту, его антропометрические данные — это очень важно. Если рост родителей по 165 см, то у парня мало шансов заиграть в защите на высоком уровне. 

- То есть тренер должен направлять ребенка, но в то же время нужно учитывать пожелания его самого?

– Безусловно. Это часть нашей работы. Ребенка можно переубедить, главное правильно это подать. Можно открыть Ютуб и показать, сколько голов забивают защитники.

- Вы достаточно рано закончили профессиональную карьеру хоккеиста и перешли на тренерскую деятельность. Как состоялся переход и что не получилось в бытность хоккеистом?

– Много чего не получилось. Во-первых, мой уровень мастерства, наверное, не дал мне заиграть на высоком уровне. Не говорю, что меня тренеры не научили или что-то не дали, просто я не смог это взять. Опять же к вопросу про габариты, с моими нужно быть реально мастером. Я не считаю, что умел кататься, бросать и так далее. Старался, но этого было мало. Во-вторых, некое стечение обстоятельств, которое было на одном из этапов моей профессиональной карьеры. Может, не в ту команду попал, может, где-то себя неправильно вел. Хоккейная судьба сложилась для меня именно так. Я поиграл заграницей, были у меня и успехи, медали, но это уже были попытки зацепиться за профессиональный хоккей. А в 25 лет я понял, что выше этого не прыгну. Тогда мне поступали предложения поиграть в чемпионате Беларуси, но уже был не тот возраст, в котором мне хотелось бы играть, скажем так, за 300$. Плюс отсутствие перспектив. В то время в ОЧБ уже все печально было.

- Отличается ли восприятие хоккея игроком и тренером?

– Очень сильно. Любому бы профессиональному игроку было полезно хоть на время поменяться местами с тренером. Как минимум изменились бы взгляды на многие вещи. Со стороны тренера все выглядит иначе.

- Помимо того, что в «Спортивном клубе «Минск» вы тренируете команду 2012 года рождения, вы являетесь тренером по катанию. Расскажите о нюансах этой работы.

– До того, как я возглавил команду 2012 года, длительное время работал именно в области катания и в целом индивидуального развития хоккеистов: владение шайбой, физическая подготовка и т.д. Года три точно занимался исключительно этим. Опыт получил колоссальный! Через меня прошло огромное количество хоккеистов, я как будто жил на льду. Это все мне теперь помогает в подготовке ребят в школе, потому что я досконально изучил множество важных аспектов. В катании очень много различных нюансов, и маленький ребенок еще не все может понять, осознать, что вообще от него требует тренер. Приходится очень много повторять. В принципе, три года достаточно для постановки катания, но потом все остальное время до полного формирования скелета и мышц идет поддержание. Это важный момент. Для человека не совсем естественно кататься на коньках, в голове у нас заложено бегать и ходить. Поэтому для того, чтобы овладеть техникой катания, нужно тренироваться осознанно. Естественно, не всем детям будет это под силу. Вот для этого и нужен тренер, который им должен напоминать и обучать. И работа над этим всем должна вестись постоянно. Не может быть такого, что человек научился кататься и все, работаем, например, над тактикой. Пока ребятам, условно, не исполнится 18 лет, катание – неотъемлемая часть их обучения.

- Есть ли необходимость в тренере по катанию не только в детских школах, но и у профессиональных команд? В принципе, в Беларуси таких специалистов единицы, в отличие от развитых хоккейных стран. Говорят, многие белорусские хоккеисты и вовсе не умеют правильно кататься…

– Не умеют кататься, потому что их не научили. Работа тренера по катанию в детской школе и с профессионалами значительно отличается. Если хоккеисту уже 30 лет, и он хочет улучшить свои навыки в катании, ему это сделать будет достаточно сложно. Понять можно, но перестроиться не получится. Это уже заложено годами, двигательную память не обманешь. Думать об этом можно, на тренировке могут получаться какие-то элементы, но вот в игре, на пике, там думать некогда. Поэтому для профессиональных взрослых хоккеистов уже более важны, может быть, элементы из фигурного катания, какие-то нестандартные. Хоккеисты их вряд ли будут использовать в игре, но это поспособствует улучшению их физических кондиций. Я не говорю о том, что профессиональному хоккеисту вообще не удастся уже что-то исправить, в любом возрасте при правильном подходе и большом желании можно добиться нужного результата. У юных же хоккеистов должен быть свой порядок в изучении техники катания. Если он отталкиваться не умеет, зачем давать ему прыжки? Все должно быть поэтапно. Поэтому тренер по катанию важен и нужен как для одних, так и для других, но в разных моментах.

- То, чему вы сейчас обучаете и что сами умеете, – плод вашего самостоятельного изучения?

– Во-первых, я начал заниматься катанием в 23 года и после этого еще сам поиграл 2 года. То есть увлечение этим началось еще во время моей профессиональной карьеры. Далее я начал развиваться в этой сфере – искать различную информацию, изучать ее. И, соответственно, перенося ее на практику, я получал опыт. Сам на себе какие-то вещи пробовал. Самое главное в этом деле – желание. Сейчас найти можно все что угодно. Но русскоязычной информации не так уж много, да и она совершенно не структурирована. Я что-то искал в книгах, смотрел фильмы, читал форумы, многое увидел на том же Ютубе. Специалисту, чтобы развиваться, нужно находиться в постоянном поиске. Так что я до сих пор продолжаю обучаться и становиться лучше.

- По вашему мнению, есть ли оптимальный возраст для начала обучения хоккею и в чем особенность подготовки совсем юных хоккеистов?

– Лично мое мнение – 4 года. Но все равно нужно смотреть на ребенка, чтобы он был к этому готов. Это первое. Второе — его нужно к этому готовить. Мальчик должен быть физически подготовлен. Когда приводят ребят, которые присесть не могут, о каком тут хоккее может идти речь? Я не говорю, что это плохо. Но для такого вида спорта желательно хоть как-то ребенка подготовить. От 4 до 5 лет – это самый подходящий возраст для начала обучения.

- Есть родители, которые ставят ребенка на коньки, едва он начинает ходить.

– Скажем так, если ему это уже нравится, то пускай ходит, занимается. Если ребенок с радостью на лед выходит, а не со слезами, то почему нет?  Но с точки зрения обучения и формирования его как хоккеиста – это смысла не имеет. Лучше отдать ребенка в гимнастику, а в 6 лет он придет в хоккей и через полгода догонит всех остальных. А может быть, и сильнее будет, потому что у него есть двигательная база.

- На что стоит обратить внимание на самых ранних стадиях обучения? Можно ли на этом этапе уже понять, что ребенок не станет хоккеистом?

– Нет. Есть какая-то цифра, может быть 5% ребят, которым не дано стать профессиональными хоккеистами. Это такой вид спорта, на мой взгляд, в котором можно играть за счет различных факторов. Если, допустим, в футболе, у тебя нет скорости, как бы ты позицию правильно не выбирал, тебя все равно обгонят. В хоккее позицию проще выбрать. Например, в Северной Америке площадки меньше. Там опытные защитники, скажем так, совершенно не двигаются, но они максимально полезны. В каждом ребенке есть что-то для хоккея, но кому-то легче, кому-то тяжелее дается. Талант же в определенный момент может уйти на второй план. На первый выходит работа, осознанность. И каждый может играть за счет своих сильных сторон.

- Чему, на ваш взгляд, недостаточно уделяют внимания в белорусских детско-юношеских школах по хоккею?

– В первую очередь, если смотреть на развитые хоккейные страны, это система подготовки. Также наличие профильных специалистов. Будь то катание, владение шайбой, это огромный плюс. Чем ты более углубленно изучаешь что-то, тем лучше для итогового результата. Но самое главное, конечно, методика обучения и система. Также не могу не сказать про финансовую сторону. Не секрет, что наши тренеры получают не те деньги, которые хотелось бы получать за свою работу, в связи с этим конкуренция в тренерской среде и квалификация специалистов очень низкая.

Здоровая конкуренция должна быть между школами: как между самими хоккеистами, так и между тренерскими штабами, мы все должны стремиться к тому, чтобы стать лучше, постоянно расти. У тренеров должна быть мотивация и некий фанатизм. Но и на этом далеко не уедешь.

- Кажется, школы больше заняты подсчетом побед и медалей, нежели воспитанием хоккеистов и повышением квалификации своих тренеров.  

– Это и есть отсутствие методики. Борьба за результат в раннем возрасте приводит к воспитанию хоккеистов с огромными пробелами в техническом мастерстве, про катание вообще молчу.

Яркий пример развития хоккея – Швейцария. Их не было в топе и вот ба-бах – появились. Потому что лет 10-15 назад они приняли программу развития и ей следуют. Но и финны те же не всегда были в числе лучших. А сейчас они и по количеству энхаэловцев, и по медалям впереди планеты всей.

Кстати, вот вы меня спрашивали, почему я мучился в хоккее до 25 лет? Причем я был трехкратным чемпионом Беларуси и трехкратным чемпионом ВЕХЛ. В 13-14 лет моя команда обыграла чемпионов Финляндии, поехав на турнир в Чехию. Вот поэтому и мучился, потому что были какие-то иллюзии насчет своей силы и мастерства. Были все эти псевдомедали, псевдопобеды.

Детско-юношеский хоккей там не такой, как у нас. Да и вообще, там и финансы другие, и менталитет. А у нас до сих пор некоторые люди считают, что тренер им что-то должен. Привели ребенка и все, давайте нам результат.         

- Часто можно услышать о каких-то конфликтах и недопонимании между родителями и тренерами. Сталкивались с таким?

– Это было и будет всегдаУ моей команды 2012 года рождения еще не было игр, поэтому каких-то ссор или чего-то подобного не было. Мы пока только готовимся к играм, обучаемся, но вот когда они начнутся, не исключено, что недовольные люди будут. Всем же нужен результат, медали, победы. Каждый родитель считает своего ребенка самым перспективным и талантливым, что может не всегда совпадать с реальностью.

- Многие родители считают, что чем больше тренировок, каких-то турниров, сборов, тем лучше для ребенка. Согласны?

– Дело не в количестве, а в систематизме. Если вы ходите 3 раза в неделю на тренировки, ходите 3 раза — понедельник, среда, пятница. Не понедельник, вторник, среда и потом 4 дня отдыха. Можно сделать и 8 тренировок в неделю вместо того, чтобы растянуть их на месяц, но никакого толка от этого не будет. В тренировочном процессе должны быть постоянство и размеренный ритм. Кэмпы тоже работают, если это выстроенная система подготовки.

- Поговорим о хоккее взрослом. Почему, на ваш взгляд, белорусские хоккеисты не востребованы за рубежом и потолок многих из них — Экстралига? Чего не хватает, чтобы заиграть на более серьезном уровне?

– Скажу вам, тут и в Экстралиге не у всех заиграть получается. До определенного возраста люди мучаются, пока, как и ко мне, не приходит осознание того, что они обманывают хоккей. Причины? Ну, наверное, потому что мы плохо или неправильно тренируем. Нам нужно больше методического подхода в обучении хоккею. Например, у ребят до 12 лет формируется большинство двигательных навыков, а мы уже занимаемся тактикой. Я не буду говорить плохо это или хорошо, но считаю, что многое делается не вовремя или делается совсем не то, что нужно.

Возвращаясь к вопросу о конкуренции. Например, наша команда СК «Минск» 2007 вышла в финальную часть своего чемпионата, где будет играть 6 команд. И я считаю, что все из них достойны победы. Это здорово. Но если мы будем подниматься вверх по возрастам, 2006, 2005 год, там уже меньше претендентов на 1-е место. Чем выше, тем все меньше конкурентоспособных дружин. Дальше 2004 год – у них две команды конкурируют между собой. Вдумайтесь – две! В мое время в чемпионате Беларуси было 4 команды: две сильных и две послабее. И из-за того, что нас всего было 4, «Юность», например, с тем же Новополоцком, играла минимум 2-3 раза в месяц. Игр было столько же, как и сейчас, около 30, но встреч с сильными командами было гораздо больше. А сейчас «Динамо» с «Юностью» играет 4 раза в год, потому что у них участвует 11 команд. То есть 4 раза в год у пацанов, которым по 14 лет, настоящая «заруба». Остальные матчи являются проходными. И это в то время, когда ребятам действительно надо играть, побеждать, формировать игровое мышление и закалять свой характер. О каком росте и развитии здесь может идти речь?

В мое время, когда была ВЕХЛ, у нас в месяц по несколько сумасшедших игр было. Благодаря этому ребята потом спокойно играли в КХЛ и были востребованы. Вот это было развитие. А сейчас? Если у ребят 2004 года рождения нет конкуренции, откуда она возьмется в 2003 и выше? А потом уже юниорка идет, фарм-клубы.

Сейчас в Беларуси есть сборные U-17, U-18 и U-20. Первые играют по фарм-клубам, неплохо. U-18 играет по Экстралиге Б, там уже старшие, опытные ребята, вообще супер. Сборная U-20 играет по Экстралиге А, против сильных команд, просто потрясающе. А теперь к вопросу, почему у нас не востребованы хоккеисты. Ну вот попал игрок в сборную U-20, съездил на чемпионат мира. Что дальше? Витебск, Лида, Новополоцк? Не в обиду этим хоккейным городам, а для размышления.

- Отсюда и низкий уровень нашей лиги?

– Все взаимосвязано и начинается с детского хоккея. Получается, что он не дает добротных хоккеистов в наш чемпионат. Опять же, в России мы не нужны, там своих игроков хватает, в Европу тяжело уехать, визы и все такое, в Америку – можно, но при определенных условиях. Ребята-то хорошие есть, но их нужно развивать. Может быть, нам необходимы скауты в детских школах, которые будут подсказывать, направлять, чтобы хоккеисту попасть под своего тренера, в ту команду, где парень будет развиваться. Даже в формате нашего ОЧБ. В какой-то мере детский тренер тоже должен направлять игроков. А у нас что получается? Куда всунули – туда поехал. Это неправильно, и мы все вместе должны эту ситуацию исправлять, если хотим, чтобы белорусский хоккей был на подъеме.

- Поработав уже достаточно времени в детском хоккее и непосредственно в «Спортивном клубе «Минск», расскажите, в чем отличительная особенность этой школы и за счет чего она может конкурировать с именитыми ДЮСШ?

– Должно пройти какое-то время. За год сделать это тяжело. Нужно вырасти нашим малышам, которые покажут работу тренерского штаба школы. Пока мы находимся на чужом поле в этом сражении. Мы не хотим ради результата перепрыгивать некоторые моменты или давать ребенку то, что ему не нужно в этом возрасте. Методики, которые применяются в нашей школе (техническое мастерство, катание, владение клюшкой), обязательно дадут свои плоды. И эти плоды будут качественные. Выстроив свою систему, в отсутствии этой системы глобально, мы хотели бы стать примером для других школ. И мы видим, что действительно многие ДЮСШ уже берут на вооружение некоторые моменты из нашей деятельности. Эта конкуренция идет на благо всему белорусскому хоккею.

Мы берем своим подходом, качеством работы и желанием работать, потому что для этого у нас есть все условия. Я вкладываю в ребят душу и мне не стыдно за то, чем я занимаюсь. Я верю в то, что я делаю. Думаю, остальные тренеры нашей школы придерживаются такого же мнения, поэтому я уверен, что все у нас получится.

- Что бы вы посоветовали родителям, которые привели своего сына в хоккей?

– В первую очередь, если родители хотят получить определенный результат, то они должны понять, что для этого нужны систематичные занятия. То есть себя нужно также приучить к кому-то порядку и настроить на это ребенка. Также нужно в какой-то степени помогать тренеру, в плане обучения и воспитания. Хочется что-то дать, но ребенок не воспринимает информацию из-за отсутствия концентрации. Это дети и это нормально. Но с этим нужно работать сообща. Еще бы советовал родителям, скажем так, не перегибать палку. Занятие хоккеем должно нравиться. У меня в группе есть ребята, которые начали заниматься хоккеем за конфетки, плакали, а сейчас не представляют уже себя без этого. В 6 лет у мальчишки еще нет осознания того, что он хочет стать профессиональным хоккеистом. Родители должны какой-то хитростью, мотивацией подбодрить ребенка. Не заставить силой, а дать попробовать и понять, что это ему действительно нравится, и тогда все обязательно получится!

Другие посты блога

Все посты