Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Когда болельщики стали кричать «Останься!», это было фантастически». Прощание Дулуба с «Крумкачамі»

«Когда болельщики стали кричать «Останься!», это было фантастически». Прощание Дулуба с «Крумкачамі»

Главный тренер «Карпат» - о том, как был «вороном».

9 ноября 2016, 22:34
11
«Когда болельщики стали кричать «Останься!», это было фантастически». Прощание Дулуба с «Крумкачамі»

Главный тренер «Карпат» – о том, как он был «вороном».

Зашел в раздевалку и посмотрел на ребят. Атмосфера была не самой позитивной – сказывалось отсутствие результата в последних матчах. После небольшой паузы задал всего один вопрос: «Для чего нужен тренер?» В ответ посыпались различные варианты: построить коллектив, создать команду, держать игроков в форме и так далее. Но правильно не ответил никто. Тренер нужен для того, чтобы научить выигрывать матчи, а со всем остальным можно разобраться и без него. Так началось мое знакомство с «Крумкачамі», растянувшееся на полтора года.

Впервые о «воронах» услышал в 2014 году, когда еще работал в минском «Динамо». Понравилось название. Интересное такое, белорусское. У нас же если называют команды, то это, например,  «Орша», «Витебск» или «Гомель». А ведь от имени многое зависит. Как лодку назовешь, так она и поплывет. «Крумкачы» – это ярко. К тому же сразу пошел пиар – заявка Грабовского, интервью Шунто. Очень поразили слова Дениса в середине сезона, что клуб решил пересмотреть методы работы и отчислил почти весь состав. Помню, еще подумал: «Ничего себе! Это ведь серьезная встряска».

Однако в силу занятости не особо следил за второй лигой. Тогдашний распорядок дня мало чем отличался от теперешнего. Уже в девять утра мы – Журавель, Приходько и Горелов – были на базе. Команда приезжала к 11, а у нас уже все было готово. Домой уезжали часа через два-три после отъезда игроков. Планировали, обсуждали, анализировали. Сейчас обычно сплю шесть-семь часов. Летом могу вставать пораньше, но обычно поднимаюсь в семь утра. В девять пью кофе и еду на базу. Если тренировка утром, то появляюсь на базе еще раньше.

Следующий раз «Крумкачы» попались на глаза, когда вышли в первую лигу. В начале сезона-2015 Игорь Горелов позвал на матч «Крумкачы» – «Городея». «Вороны» мне понравились. Интересная команда, имеющая свой почерк, а уже в мае позвонил Денис Шунто и предложил стать главным тренером.

В тот момент я работал в «Минске» – писал программу развития академии клуба. В феврале состоялся разговор с  Игорем  Шлойдо, и он предложил мне сделать эту работу. Еще в 2010-м понял, что необходимо приводить группы лицензирования, дубль и главную команду к единой системе подготовки. Еще более конкретно стал задумываться об этом в «Динамо». Юрий Александрович Чиж часто интересовался, почему в основе мало молодых футболистов. Например, как так получилось, что Ярослав Яроцкий в 2013-м был в первой команде, забивал, но куда-то пропал в 2014-м?

Изучив все, понял, что есть несколько аспектов. Во-первых, все команды клуба должны работать по одной тактической модели игры. Возможно, только за исключением первой команды, которая может варьировать модель. Во-вторых, физическая подготовка всех команд клуба с учетом возраста игроков и сенситивных периодов развития должна быть правильно спланирована. И в-третьих, очень важен психологический аспект в моменте перехода из юношеского футбола во взрослый. Придя в футбол, ребенок должен получать удовольствие от игры, потом научиться правильно тренироваться, выигрывать отдельные матчи, и затем уже, годам к 16-18, побеждать на турнирах. У нас же начинают сразу приучать к тому, что надо побеждать, не обращая внимание на индивидуальность ребенка. Работа получилась очень большая – около 600 страниц. Когда мне позвонил Денис Шунто, как раз сидел в кабинете и работал. Денис попросил посмотреть наши игры и дать некоторые рекомендации. Посмотрел, разложил по папочкам и передал обратно, рассказав, где, на мой взгляд,  есть проблемы.

С Денисом мы познакомились еще осенью 2014-го. Он позвонил и сказал, что хочет со мной поговорить. Встретились в ресторане у Владислава Майоровского. Разговор длился почти три часа. На моей памяти это был второй такой случай, когда мне было очень интересно. Первый произошел в 2013 году, когда с «Неманом» поехали на турнир в Литву. С тренерским штабом гродненцев сидели после одной из игр в кафе, и к нам подсели руководители «Жальгириса» Вилма Венсловайтене и Миндавгас Николичус. Мы общались три дня, но сложилось впечатление, что знаю их много лет. И Денис Шунто, и Влад Майоровский, и Василий Глезов на той встрече задавали вопросы, которые выдавали в них людей, разбирающихся в футболе. Их интересовал не уровень зарплат игроков и тренеров, а система построения игры, выстраивание отношений в коллективе, какие программы используются для анализа матчей.

Зимой меня часто звали в помощники, но я отказывался от предложений. Считал, что должность ассистента главного тренера минского «Динамо» – вершина карьеры второго тренера. Не знаю, что может быть выше. Особенно в плане тех функций, которые на мне замыкались. Достиг потолка и хотел сделать следующий шаг. Мой учитель Роман Николаевич Медников посоветовал даже взять команду второй лиги, но резонансное интервью, которое дал после работы с «Витебском» в 2011 году, сыграло со мной злую шутку. Резкость в словах отпугивала возможных работодателей.

Конечно после «Динамо» прийти в «Крумкачы» – это стресс. Прежде всего из-за организации футбольного дела. «Динамо» – это бренд: хорошая база, поля, условия для тренировок и игр. В «Крумкачах» тоже старались, но были сложности из-за ограниченности в финансах. Впрочем, почти все, что требовалось для хорошей учебно-тренировочной работы, было. Руководство СОКа «Олимпийский» шло нам навстречу, хотя был период, когда приходилось тренироваться не на поле, а на небольшом пятачке за ним.

Порой возникали сложности в выстраивании работы с игроками. Все футболисты работали, и надо было правильно спланировать нагрузку. Накануне матча с «Химиком» решил увеличить минут на 10-15 продолжительность тренировочных занятий и поднять интенсивность, но во время игры понял, что парни не готовы к этому. Пришлось адаптировать программу подготовки под этих конкретных людей. Поэтому в конце сезона тренировки длились максимум по часу, но зато были достаточно интенсивными. Сложность возникала еще и с количеством игроков, принимающих участие в занятиях. Например, расписывал тренировку на 16-18 человек, а приходило 15. Поэтому к концу сезона делал три варианта тренировки на разное количество игроков. При этом футболисты в любой момент могли сказать: «Спасибо, мы не получаем того, что хотим. До свидания». Но, к счастью, никто так не сделал.

Как только пошли победы, напряжение спало. Заметил, что ребята стали чаще улыбаться, появилась уверенность в собственных силах. Раздевалка стала «звучать» – появился смех. И какие-то матчи мы выиграли за счет этой ауры. Это вообще фишка «Крумкачоў». На мой взгляд, аура напрямую связана и с игроками, и с личностями учредителей.

После матча со «Смолевичами», который мы выиграли 1:0, мне позвонил Бронислав Мустафович Ясинский и сказал: «Похоже, вы в высшую лигу пойдете». Был очень удивлен его словам, так как от «Днепра» мы тогда отставали очков на шесть. И трудно было поверить, что за пять-шесть туров до конца чемпионата могилевчане все растеряют. Но Ясинский был уверен. Да и Денис Шунто тура за три до конца сказал: «Если наш матч будет что-то решать, мы их обыграем».

В моем любимом фильме «Человек, который изменил все» перед решающей игрой герой Брэда Питта говорит команде: «Мы выиграли 20 матчей, но если не выиграем последний, о нас все забудут». То же самое сказал своим футболистам перед «Днепром»: «Вы должны четко понимать, что для клуба этот матч – вопрос жизни и смерти. Если проиграем – о нас все забудут. Если выиграем – перевернем половину страны. Отношение и к нам, и к футболу будет уже совсем другим». И вспомните, как складывался матч. Мы не дали сопернику ни единого шанса.

Признаюсь, Денис Шунто – один из самых интересных руководителей, с которыми приходилось работать. Пожалуй, рядом поставил бы только Игоря Шлойдо. Директор «Минска» всегда интересовался жизнью команды и при встрече спрашивал обо всем: как тренировки, как себя чувствуют игроки, как вообще дела. Денис принимает еще большее участие в жизни клуба. За все время он не пропустил ни одной тренировки и не был всего на одном матче. Такая близость к команде здорово помогала. Постоянно спрашивал Дениса о состоянии ребят. Мне было важно услышать его мнение. Я же видел команду изнутри и на многие вещи смотрел иначе. И если наши мнения совпадали, понимал, что развиваемся правильно. В подобных диалогах нет ничего странного. Я беседовал и с администратором, и с другими членами тренерского штаба.

Есть так называемая «мудрость толпы». Если собрать десять абсолютно разных людей – рабочего, директора завода, простого колхозника и так далее – и попросить охарактеризовать человека или какое-либо явление, то точность суждений  будет абсолютной процентов на 90. Каждый оценит со своей стороны, но в целом получится четкая картина.

Денис очень хорошо разбирается в игроках. Хорошо их знает. Может легко выдать информацию по любому из них. Например, Сергей Корсак играл во второй лиге. О нем уже все давно забыли, но благодаря Денису он сейчас забивает в высшей лиге.

Да, многих занимает тот факт, что Шунто во время матчей сидит не на трибуне, а на скамейке запасных. Но Денис никогда не вмешивался в управление командой. Наоборот, я сам мог к нему обратиться с вопросом: «А ты что думаешь?» Например, в товарищеской игре со «Слуцком» в феврале у команды не совсем получалась игра в центре. Поинтересовался его мнением, он посоветовал перестроиться определенным образом. Попробовали – сработало. Однако повторюсь: Денис никогда не влиял на определение состава на конкретную игру и на мою работу.

 

Один из самых напряженных моментов в жизни клуба – зима-2016. Высказывания представителей федерации о том, что самые большие проблемы по лицензированию – у нас, шли только во вред. Начинаешь разговаривать с футболистом, а он отвечает отказом, потому что тоже читает прессу. Мы так человек 5-6 не смогли подписать. Начинались переговоры, и футболисты уходили в другие команды на сопоставимые деньги. Тем не менее, стартовали мы мощно. На мой взгляд, это было обусловлено нашей системой подготовки, которую применял во всех командах, и мотивацией игроков. Вспомните, как в свое время «Динамо» вошло в сезон, или «Минск», или «Торпедо» Жодино. Да и «Гомель» заиграл сразу.

Помню разговор с Леонидом Михайловичем Василевским – бывшим администратором «Динамо» – после одной из наших тренировок. Он сказал, что видел занятия Вука Рашовича и считает, что мы на данный момент лучше готовы. Попытался ему возразить, мол, там футболисты более квалифицированные, а он в ответ: «Ту нагрузку, которую ты даешь, игроки в «Динамо» не получают. Если включите максимальные скорости, у «Динамо» будут проблемы». В итоге все вылилось в 4:1. Счет – это разница в моделях тренировочных занятий.

Так получилось, что череда поражений началась почти сразу после неосторожного высказывания Дениса Петровича о Викторе Соколе. Я изучал матчи – в каждой игре были спорные моменты, которые постоянно трактовались в пользу соперника. Один матч – случайность, два – закономерность, три – система. Хотя по игре во втором круге мы стали сильнее. Как бы парадоксально это не звучало. Например, и с «Шахтером», и с «Динамо» играли с позиции силы.

Если говорить о чем-то истинно крумкачевском, то очень понравилось болельщицкое коммьюнити, сложившееся вокруг команды. Боление очень напомнило атмосферу на «Энфилде», когда «Гомель» играл с «Ливерпулем». Люди приходили на футбол за удовольствием, чтобы поддержать своих, а не опустить соперника. Интеллигентные болельщики. Еще меня радовало то, как они общались с игроками, как встречали их после матчей. Всех провожали аплодисментами. Даже после поражений! Это особая форма боления!

Во время игр я обычно не слушаю трибуны. Вернее, не слышу. Но однажды услышал и меня это потрясло. Когда летом гуляли разговоры о моем уходе в «Карпаты», вся трибуна принялась кричать «Останься!» Это было фантастически! Был по-хорошему шокирован. Не ожидал, что люди будут настолько за меня переживать. Спасибо им всем за хорошую поддержку!

Первый разговор с директором «Карпат» о моем переходе состоялся в конце первого круга, но руководство «воронов» попросило, чтобы я остался. И учитывая все, что для меня сделали, согласился. Даже был настроен довести сезон до конца, но результаты были не такие, на какие рассчитывали в начале лета. И Денис сам предложил мне уйти раньше, чтобы было чуть больше времени на ознакомление с новой командой. В день отлета тепло попрощался с игроками и поехал в аэропорт. Во время взлета думал о том, что в жизни наступает, возможно, самый тяжелый период. Другая страна, другой менталитет.

Когда зашел в раздевалку «Карпат» и увидел игроков, ощутил отсутствие эмоций и зажатость футболистов. Огляделся и попросил: «Расслабьтесь и начните улыбаться»…

Фото: Анна Занкович, TUT.by

Другие посты блога

Все посты