Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/20-летнего фаната БАТЭ первым в стране осудили за протесты: дали 3,5 года колонии общего режима, а потом вдруг перевели на строгий

20-летнего фаната БАТЭ первым в стране осудили за протесты: дали 3,5 года колонии общего режима, а потом вдруг перевели на строгий

Узнали, как дела у Евгения Петраченко.

1 мая 2021, 15:00
20
20-летнего фаната БАТЭ первым в стране осудили за протесты: дали 3,5 года колонии общего режима, а потом вдруг перевели на строгий

Евгения Петраченко поддерживают все фанаты страны.

Болельщик БАТЭ Евгений Петраченко, которого в фанатском мире все знают, как Rvanina, первым в стране узнал, что такое суд за участие в протестах после выборов. Все прошло очень стремительно. 20-летнего борисовчанина задержали 10 августа, а уже 7 октября осудили на три с половиной года колонии общего режима. На рассмотрение дела судья Наталья Деревянко затратила всего два дня.

В ходе заседаний обвинение представило видеозапись, на которой видно, как Евгений толкает в сторону бегущих силовиков турникет, которым милиция обычно перекрывает дороги. Турникет ударил милиционера по ноге. После между фанатом и силовиками происходит контакт. По версии следствия, это привело к тому, что у милиционера оказались разбитыми губа и нос – он хоть и был в шлеме, но из-за жары не закрыл забрало.

Задержали парня на следующий день возле подъезда собственного дома, когда он возвращался с работы. Петраченко въехал на машине во двор, к нему подбежали силовики, вытащили из машины, ударили дубинкой по голове (от удара беларус потерял сознание) и отвезли в отделение милиции.

Потерпевшим на суде выступал сотрудник патрульно-постовой службы Артем Пласконный. Милиционер заявил, что у него нет претензий к обвиняемому. Несмотря на это, прокурор запросил три года колонии. Судья пошла еще дальше и назначила наказание в три с половиной года. Для Евгения это уже вторая судимость. В МВД уверяют, что первая была за кражу с нанесением тяжкого телесного повреждения по неосторожности, однако родные и близкие фаната говорят, что связана она была с фанатством, но о деталях говорят.

Евгению 20 лет. По окончании борисовского государственного колледжа он устроился работать электросварщиком на «Завод сборного железобетона». 27 января 2021 года правозащитники признали Петраченко политическим заключенным.

По просьбе Tribuna.com лучшая подруга Евгения Юлия и мама Наталья Александровна рассказали о прошедшем суде, фанатской солидарности, странном ужесточении условий содержания и письмах, которые не всегда доходят.

«Мы сделали специальные майки #freervanina в его поддержку. Женя ее видел»

Юлия, лучшая подруга

– Суд проходил по видеосвязи. Женю не привезли на процесс, поэтому он был максимально не подготовлен. Перед заседанием с ним должен был говорить адвокат (он этого хотел), но им не дали пообщаться. Заседаний было всего два. Женя частично признал вину, извинился перед этим милиционером. Да и тот сам говорил, что не имеет к Жене никаких претензий. Однако прокурор запросил 3 года, а судья дала 3 года и 6 месяцев. Мы считаем, что это был показательный суд – смотрите, что с вами будет. Естественно, апелляция ничего не дала.

Немного удалось увидеть друга через ноутбук. Он был растерянным после оглашения приговора. Никто ведь такого не ожидал. Мы все, и Женька тоже, до последнего надеялись на «химию», но получилось так…

Может, он что-то успел сказать?

– Нет. Никто ничего не успел. Суд прошел, судья выключила компьютер – до свидания.

Сперва друг сидел в жодинском СИЗО, а после [апелляции и вступления приговора в силу] уехал по этапу в Шклов. И через какое-то время с ним там пропала связь. Мы два месяца не могли его найти. Пишем письма, а ответов нет. Мы уже и ручки к листочкам в конверты вкладывали – ничего. Два месяца никто не знал, где Женя. Даже хотели нанимать адвоката, чтобы тот помог выяснить, куда он пропал. Тогда отправили официальный запрос в колонию и через неделю нам пришел ответ, что Женю перевели в Могилев!

Вскоре маме пришло от него письмо ко дню рождения. Самое интересное, что конверт был подписан не его рукой, а внутри не было текстового письма. Только открытка. Мы предполагаем, что это посылал даже не он.

В общем, только сейчас от Жени стали более-менее регулярно приходить письма. Мои же письма до него почему-то не доходят. У меня нет ни одного его ответа. Только открытка с новогодним поздравлением. Тот конверт был подписан его рукой :). Но с письмами тишина. Так что о том, как у него дела, надо с его мамой говорить. Она и на свидание к нему попала, и письма регулярно получает.

Как на историю с Женей отреагировали в фанатском мире?

– Женя на сектор пришел в 13 лет. Знали его многие. Он был у всех на виду и на слуху. Матчи посещал активно, но «золото» (золотой выезд – Tribuna.com) пока не пробил. Накладывалась работа и учеба. Женя старался посещать все игры, но иногда был вынужден пропускать. У него особая любовь к футболу. Он отдается ему целиком. Живет игрой. Все разговоры всегда только про футбол.

Что касается реакции фанатов, то помогали ему все. И не только наши. Вообще за последнее время мы стали единым целым. Нет ни [клубных] цветов, ни вражды. Все вместе. Ребята писали слова поддержки и также были шокированы приговором. Мы собирали деньги на адвоката, поддерживали его и продолжаем это делать. И он это знает. Как-то мы сделали специальные майки #freervanina в его поддержку – они мигом разошлись среди фанов! А средства, которые мы получили за это, пошли на оплату услуг адвоката, передачи и так далее. Знаю, что когда мама к нему ездила, она показала эту майку. Он был очень приятно удивлен.

– Почему его зовут Rvanina?

– Не помню уже. Так повелось.  

БАТЭ как-то помог?

– Давайте оставим эту тему. Мы своими силами тоже неплохо справлялись. Нам много кто помогал. Более того, часть суммы, которую пересылали нам, мы перечисляли в фонд помощи byhelp и брестским фанатам. Помогли нам – помогли и мы.

«Когда мы наладили связь, сказал, что все будет хорошо»

Наталья Александровна, мама

– Женя с детства любит футбол. Занимался им, но так сложились обстоятельства, что пришлось бросить. Дело в том, что на тренировки было ездить далековато. У меня не было возможности возить, а отпускать одного я не решалась. Но он часто собирается с пацанами. У нас [в Борисове] есть ФОЦ, где они регулярно играют в футбол. Как отношусь к фанатизму? Нормально. Ребенок любит БАТЭ, болеет за него. Женя ведь не агрессивный. Он очень добрый.

В письмах мне всегда говорит, чтобы я не переживала. И первым делом, когда мы снова наладили связь, сказал, что все будет хорошо.

А почему связь пропадала?

– Точно не знаю. Но теперь он сидит не в Шклове, а в Могилеве в более жестких условиях. Как я поняла, в марте прошел какой-то еще суд, и его из обычной колонии перевели в колонию строгого режима. Пока я не разобралась, что это такое было.

Теперь ему можно пересылать только одну бандероль в год. Да и та не должна быть тяжелее двух килограммов. Также ему положены одно короткое свидание раз в год и ежемесячная выплата в одну базовую на товарку. Все! Это очень мало…

Он рассказывал в письмах про условия содержания?

– Сын меня очень любит и бережет :). Поэтому не стал бы так делать, даже если бы было можно. Но мне кажется, цензура не пропустит такое в письмах. Я в Жодино на свидании с ним спрашивала об этом, он помотал головой: мол, нельзя говорить.

Как вам удалось добиться свидания?

– С Нового года свиданий не было. А виделись мы с ним, когда он еще был в Жодино. Сходила к судье, спросила, и она мне дала разрешение. Не было никаких проблем. Поговорили обо всем. Женя держался молодцом. Он у меня такой оптимист. Знает, что я одна, и поддерживает меня. И о поддержке друзей знает. Я в в каждом письме ему пишу об этом. Да и ребята сами пишут ему.

Вы знали, где сын был 9 августа?

– Нет. Я была на работе до 10 вечера. Он взрослый парень. Знала, что отдыхал, но то, что был на площади, не знала. Вечером он пришел, лег спать, а утром поехал на работу. Я же поехала к маме на дачу. Вечером мне туда позвонили и сказали, что Женю задержали возле подъезда…

Поехала в РОВД, но внутрь не попала. Он же совершеннолетний. Попросила адвоката, чтобы он посмотрел состояние сына, но на Жене все, как на собаке заживает :). Да и он у меня такой, что не станет жаловаться. Если бы не свидетели задержания, никто бы и не узнал, что его били. Мне бы он этого точно не сказал.

Как вы держитесь?

– У меня дочь есть, кот. Мы взяли сфинкса, которого Женя очень хотел. У нас уже был такой, но он выпал с балкона незадолго до задержания. Сейчас взяли у тех же людей родного брата нашего кота. Теперь вместе ждем…

P.S. Сегодня суд вынес приговор фигурантам так называемой «Пинской бойни» – столкновений жителей Пинска с силовиками в ночь с 9 на 10 августа. Среди осужденных два фаната «Волны» Даниил Богнат и Олег Рубец. Молодые люди получили 6 и 5,5 лет колонии усиленного режима.

Фото: из архива собеседников. 

Другие посты блога

Все посты