Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Когда вокруг куча бумажек, начинается паника». Дмитрий Герчиков показывает свои шпаргалки

«Когда вокруг куча бумажек, начинается паника». Дмитрий Герчиков показывает свои шпаргалки

Один из голосов телеканала «Беларусь-5» рассказал о подготовке к трансляциям и поделился своими шпаргалками.

5 июля 2015, 20:51
15
«Когда вокруг куча бумажек, начинается паника». Дмитрий Герчиков показывает свои шпаргалки

Медиа-гайды, Twitter, Viber и собственная голова – комментатор телеканала «Беларусь-5» рассказал о подготовке к трансляциям и надежных способах хранения информации.

– Мой комментаторский дебют случился в 2006 году. Белорусское телевидение только-только купило права на показ «Формулы-1». Не помню уже, кто конкретно отвел первые эфиры, но помню, что многим не очень понравилось. После в интернете наткнулся на объявление Белтелерадиокомпании о кастинге. Послал заявку. Пригласили на собеседование. Посадили за стол с телевизором и включили какую-то случайную гонку. Я в панике! Представь. Загорается экран: моментально гаснут красные огни и машины уходят. Надо оперативно сообразить: что это за гонка и когда она проходила. Вроде справился. Хотя проводившие кастинг Борис Герстен и Александр Казюкевич говорили, что было видно, как в некоторых моментах я впадал в прострацию.

Первый эфир произошел через три дня. За день до него познакомились с Александром Стельмахом – партнером по комментаторству. В назначенный час пришли на Макаенка, взяли пропуски и отправились в аппаратную: «Через пять минут эфир». Мы переглянулись и стартовали. Было очень сложно. Да, у меня имелся небольшой период работы на радио. Но телевидение – это совершенно другое. С ТВ я был связан, когда учился в десятом-одиннадцатом классах. Помогал делать различные развлекательные передачи.

Разве человеку, который не разбирается, дадут вещать на многомиллионную страну? И здесь я, который умудряется повиснуть из-за того, что на общем плане не смог определить: первый или второй пилот Феррари поехал

Первые полгода в качестве комментатора – это ужас и позорище. Вот они, чувства, которые накатывают даже сейчас, когда пересматриваю те гонки. У меня есть записи за первых несколько лет–родители позаботились об архиве. А я потом обязательно пересматривал репортажи и работал над ошибками. Отмечал, чего и где не хватает, а чего, наоборот, слишком много.

У нас с Сашей была одна глобальная задача – не накосячить! И мы говорили очевидные вещи для домохозяек, случайно переключивших канал. Выглядело это так: красная машина – это Феррари, синяя – Уильямс, а серебряная – Макларен. Когда немного пообтерлись, разделили полномочия. Саше была ближе стратегия и тактика: шины, дозаправки. Меня же всегда привлекала техника пилотирования, манера поведения пилотов за рулем, тонкости настроек болида. Чтобы подтянуть матчасть, читал специальные журналы, зарубежную аналитику. Старался участвовать в обсуждениях в интернете. Обратная связь здорово помогала становиться лучше. Поэтому сейчас я во всех своих репортажах это продвигаю.

Первое время никому не говорил, что работаю комментатором. Только самые близкие родственники знали. Даже в университете люди, которые смотрели спорт, начали меня идентифицировать лишь к концу учебы. Изначально воспринимал комментаторов как людей, которым веришь почти безапелляционно. Ну, разве не сведующему человеку дадут вещать на многомиллионную страну? И здесь я, парень, который умудряется повиснуть из-за того, что на общем плане не может определить: первый или второй пилот Феррари поехал. Поэтому, старался не сильно афишировать свою деятельность. И дело даже не в отсутствии навыков, а во внутренней панике. Понимал, что любое мое неверное слово уходит в прямой эфир и моментально воспринимается людьми. Знаешь, и я помню себя в бытность зрителем. Вот перепутал футбольный комментатор с общего плана игроков – Боже, ну как же этого можно не видеть, на повторе же все четко показали! А когда сам поработал, понял причины некоторых недочетов. Во-первых, далеко не всегда есть идеальная картинка на мониторе. Во-вторых, иногда понимаешь, что мысль, которую ведешь, интересна,–и пока ее развиваешь, упускаешь что-то из происходящего.

Вокруг образовалась просто уйма советчиков. Хорошие советчики, которые понимали, что еще два месяца назад я был далек от всего этого, старались подбодрить: «Если ты попробуешь улучшить то-то, и избавиться от того-то, то следующий эфир может стать еще интереснее». И это действительно помогало. А из фраз «Ой, ну как вообще его можно слушать …» просто невозможно извлечь пользу.

Была одна глобальная задача – не накосячить!

Не в обиду сторонникам «Формулы-1», но более злых болельщиков я не встречал. В том же футболе раскритиковать игроков после поражений и комментатора, который вел матч, – просто тренд. А автоспорт – это довольно закрытое сообщество. Люди, которые просто смотрят гонки, не углубляясь, никогда не будут вдаваться в обсуждение. Их понимание произошедшего на Гран-при сводится к следующему: погоняли машинки по кругу, пилоты облили друг друга шампанским на подиуме, красивые девушки прошлись – и отлично! Наиболее же «опасны» те, кто прилично шарит. И если они просекут, что ты несешь ерунду – караул! В свое время нас поливали от души, не стесняясь в выражениях, – пусть порой это и было по делу. Особенно входили во вкус пользователи «Онлайнера», где функционировала соответствующая ветка. Первое время меня подобное очень сильно задевало. Не знал, как с этим жить. Все же воспитывался интеллигентным человеком. А здесь в лицо такие подачи идут...

Чтобы как-то наладить общение, мы с Сашей вышли в тамошний народ: «Окей не отрицаем, что косячим. Не отрицаем, что нет опыта. Но и учиться негде. Нет в стране факультета подготовки комментаторов–и уж тем более комментаторов «Формулы-1». Мы хотим быть лучше. Помогите». Негатив ушел, появились конструктивные замечания. А на фразы «Эфиры ужасные, потому что мне не нравится ваш тембр голоса» отвечал примерно так: «А мне не нравится, что вы с ошибками пишете. Если считаете человека с моим голосом отвратительным комментатором, то я считаю, человека, который путает «ться» и «тся», просто невеждой. Это элементарное правило, которое в общеобразовательной школе усваивает даже далекий от учебы человек. Почему я должен к вам прислушиваться?» И подобного рода претензии сливались.

Осенью 2006-го Белтелерадиокомпания купила «NBA Europe Live» – команды NBA играли товарищеские матчи в Европе. Тогда Александр Казюкевич сказал: «Ты же для «Прессбола» пишешь о Евролиге. Может, попробуешь поработать на баскетболе?» Попробовал – вроде особо не налажал :).

Кстати, в «Прессбол» я приходил исключительно как автоспортивный журналист. Речи о баскетболе не было. Просто однажды Николай Цынкевич, который курировал меня по «Формуле», за просмотром одной из гонок заговорил о баскетболе. Я тему подхватил, после чего Коля предложил попробовать писать и о новом для меня виде спорта. И как-то закрутилось. Что касается Ф-1, то не могу сказать, что с детства грезил машинами. Как и многие в 90-е, периодически смотрел гонки Ф-1 по «РТР» с комментариями Ческидова и молодого Попова. Меня это не особо затягивало, но когда сам сел за пульт, заметил, что некоторые вещи стали всплывать. Чтобы быть комментатором конкретного вида, не обязательно являться его безумным фанатом. Главное – держать в голове структуру и понимать, чего телезрителям хочется слушать меньше, а чего – больше.

***

– К репортажам готовлюсь по-разному. Понятно, что баскетбол для меня в этом плане проще всего. Я могу прийти на эфир без пометок, под рукой будет планшет или телефон с интернетом, чего, в принципе, окажется достаточно. Лигу ВТБ смотрю много из-за того, что там играют «Цмоки», — соперников своей команды нужно знать «в лицо». Я видел всех участников турнира и без подсказок хоть сейчас могу вкратце изложить, кто из них какой стиль пропагандирует. NBA? Когда ты практически каждый день пишешь тексты о лиге на протяжении десяти лет и каждую ночь смотришь по три-четыре матча, сложностей быть не может. Главное – дозировать поток информации. Ну, и женский баскетбол. Здесь тоже все просто. Хотя я читаю новости о соперницах наших на зарубежных порталах. Вот сегодня (разговор состоялся 17 июня – Tribuna.com) играть со сборной Чехии. С утра пробежался по сети. В твиттере просмотрел ленту. Пообщался с друзьями, которые находятся в Венгрии.

Люди у телевизора сидят и крутят пальцем у виска: «Чувак, он уже в Кубке лиги против «Хистона» три дня назад так сыграл. Где ты был вообще?»

Еще есть вот такой медиа-гайд, который раздается на чемпионатах Европы. Подобные штуки просто помогают освежить что-то в памяти. Там небольшая статистика по игрокам, история чемпионатов. Это минимум, который необходимо знать, если вдруг надо будет оперативно вспомнить. Обычно не беру его с собой на работу. Все самое интересное выписываю на листочек.

Фото кликабельно

В выходные будет испытание: дебют на легкой атлетике – командном чемпионате Европы. У меня внутренняя паника. Вот эта огромная папка – тот минимум, который пока есть. Там лучшие достижения в сезоне каждого атлета. Впереди три ночи, чтобы закрыть все пробелы. На непрофильные виды спорта и круглые сутки порой тратятся, а то и больше.

Теперь футбол. Мне очень просто и приятно комментировать Англию. Во-первых, я люблю эту страну. А, во-вторых, я в ней не раз бывал. Иногда получается, что комментирую матч из города, откуда улетел три-четыре дня назад. То есть пару суток назад я чувствовал атмосферу перед игрой собственными фибрами – и, как следствие, в таких случаях стараюсь ее передать зрителям. Кроме того, перелопачиваю фан-сайты и социальные сети. Когда болельщики едут на выезд, они по дороге все фотографируют и выкладывают в интернет. Можно найти много интересных моментов. К примеру, Джон Терри подвез какого-то фаната до стадиона. Эта такая история, которая улыбнет зрителя, если матч уныл, а в голове у болельщика мысли: «Блин, зачем я вообще это смотрю».

Если же предстоит работать на топ-поединке, то готовлюсь намного дольше. Даже почти досконально зная те же «Ливерпуль» и «МЮ». Это суперматч. Зрители заряжены по максимуму. И у меня нет права на ошибку. На непосредственную подготовку к репортажу уходит много времени. К примеру, если я до этого две недели не видел команды, то скачаю торрент и посмотрю последние матчи, чтобы не угодить в неловкую ситуацию. Вот, например, перешел осенью прошлого сезона «Ливерпуль» на три центральных защитника. А для тебя это открытие! И ты, запинаясь, кричишь: «Посмотрите! Ноу-хау от Роджерса»! А люди у телевизора сидят и крутят пальцем у виска: «Чувак, он уже в Кубке лиги против «Хистона» три дня назад так сыграл. Где ты был вообще?»

Непосредственно перед матчем готовлю три листика с пометками. В основной (на фото) вношу составы, когда они становятся известными, информацию о судьях, делегатах, расстановке (какой ее вижу и представляю). Помечаю другие интересности, о которых можно рассказать. К примеру, о стадионе. Когда приехал в Мадрид, вокруг все твердили, что до «Сантьяго Бернабеу» проще всего добраться на метро. Я же пошел пешком и долго вилял по улочкам. Ощущения от всего этого обычно и преподносятся в прологе.

Фото кликабельно

Второй и третий листики – исключительно по соперникам. Там факты по игрокам и командам. К примеру, сайт UEFA к матчам Лиги чемпионов присылает «раскадровку» тактических расстановок в ходе прошлого матча. А в Англии есть сайты с подробной статистикой чуть ли не по каждому футболисту. Стараюсь искать информацию о матче на языке страны, в которой базируются команды. Это намного проще и логичнее.

Фото кликабельно.

Во время матча главный лист – мой онлайн. Отмечаю все, что происходит: карточки, голы, замены, перестановки игроков. Бывает, что все исчеркано напрочь. Делаю это для того, чтобы, когда опускаю глаза, видеть актуальные данные.

Белорусский чемпионат? О, это особая статья! Так как информации, мягко говоря, не очень много, то в ход идет все, что находится. В основном обращаюсь к статистике, которую ведет Сергей Дашкевич. Пожалуй, он главный хроникер всего белорусского футбола. Расписание матчей, которые надо будет комментировать, известно за две недели, поэтому стараюсь смотреть онлайн-трансляции других игр команд или искать где-то хотя бы хайлайты. Конечно, с фактурой беда. Признаю, что иногда ее достаешь из старых архивов того же «Прессбола». Просто для того, чтобы была подушка безопасности.

Наш чемпионат – не феерическое шоу. Здесь нельзя ожидать шести мячей и моря моментов. Надо быть готовым к тому, что будет 0:0 на протяжении 96-ти минут, и твой голос станет единственным, который будет раздаваться над стадионом. Крутись, как хочешь. Вопрос в твоей базе знаний. Если работаешь минское «Динамо», не грех провести параллели, мол, кто играл раньше в «Динамо», а сейчас в условном «Торпедо-БелАЗ». Или же вспомнить какие-то исторические подоплеки игры. Надо делать все, чтобы зрители не заснули. Для меня это принципиально.

Я всегда ставлю себя на место человека, который ест и переключает каналы. Наткнулся на «Как я встретил вашу маму» – посмеялся. Переключил на клип Лепса – жена кричит: «Пусть попоет». Листает дальше и попадает на чемпионат Беларуси. И у меня есть 20 секунд, чтобы он остался. Так как на «Сетанте», где эмоциональные комментаторы и хорошая картинка, он железно задержится. Там ор, крик. Даже если унылейший матч и даже если на стадионе болельщики сидят, подперев щеку ладонью, комментатор бодрячком что-то рассказывает. И вот попадает человек на трансляцию из Слуцка. И видит известную тебе картинку: 83 минута, 0:0, минимум движения. Мяч перекатывается у своих ворот, так как вперед идти боязно. Вдруг обороточка прилетит. И от того, как комментатор будет это все подавать, зависит, переключит телезритель дальше или останется. Поэтому и надо, как в мультфильме «Мадагаскар», – развлекать.

Наш футбол? Надо быть готовым к тому, что будет 0:0 на протяжении 96-ти минут, и твой голос единственный, который будет раздаваться над стадионом.

Но из-за всего этого никакого пренебрежения в подготовке нет. Все точно так же, как и на больших матчах. Те же три листа с информацией. Для меня нет разницы: чемпионат Беларуси или финал Лиги чемпионов. Эта игра, которую смотрят зрители.

Для простоты и удобства частенько в пометках использую язык футбольного менеджера – DC, AM, DMC. Так же применяю итальянские обозначения: реджиста, трекварти. Иногда, чтобы не занимать место, могу написать на английском. Я не боюсь запутаться в пометках. Если сделаешь сам – никогда не потеряешься. Это как со шпаргалками. Вроде и ничего не знал, но пока писал, запомнил.

В принципе, от ситуации зависит, как часто я смотрю матчи в записи. На чемпионате мира по футболу комментировал «суперпоединок» между сборными Нигерии и Южной Кореи – двух «элитных» футбольных стран, которым ничего уже не надо было. Простым перекатом мяча по полю в таком репортаже зрителей не увлечешь. Искал дополнительные факты, активно обновлял твиттер, где можно подметить чью-то реплику или шутку, до которой сам не додумался. А иногда матч настолько крут, что просто не оторваться! Понимаешь, есть три сумасшедше классных истории, которые вряд ли где-то проскакивали, и ты их откопал вот прямо-прямо накануне матча, но ты на них не отвлекаешься – не хочется никого перегружать.

Вроде и знаешь, что Моуринью поменял Аспиликуэту уже давно, а он у тебя время от времени появляется

Кстати, твиттером пользуюсь часто. Во-первых, во время репортажей, это наиболее быстрый способ выловить что-то интересное. А во-вторых, я делаю интерактив. Это очень круто. Вот смотрит, скажем, человек баскетбол – и не понимает тренерского решения или термина «длинный четвертый». А спросить не у кого – четыре утра. А здесь я бодро вещаю и предлагаю задавать вопросы. Зритель спрашивает, я, если обладаю достаточной базой знаний, отвечаю – и всем становится чуть проще и приятнее смотреть матч. Кстати, к концу сезона NBA народ не только спрашивал, но и подкидывал интересные факты.

По большей части никакими другими сайтами не пользуюсь. Лайвскорными только в том случае, если мой матч напрямую завязан с параллельным. Чтобы правильно расставить акценты и не ошибиться в итоговых оценках. Подсмотреть, если пропустил автора гола? Если такое случилось, то, по-моему, ты очень слабенький комментатор, ведь столь вопиющие ошибки допускать непозволительно. Конечно, бывает, когда информация просто вылетает из головы. Вроде и знаешь, что Моуринью поменял Аспиликуэту уже давно, а он у тебя время от времени появляется. Чтобы избежать подобных случаев, я включаю Viber на беззвучный режим и прошу ребят: «Если что – пишите». Знаю, что те же Саша Дмитриев, Влад Татур, Саша Цвечковский, да и Павел Булацкий, если смотрят и вылавливают «пену», обязательно маякнут и помогут исправиться. С другой стороны, пережив немало экстремальных ситуаций в эфире, всегда буду защищать коллег. Поверьте, у ляпов может быть тысяча причин, которые никак не связаны с компетенцией комментатора.

Я почитал комментарии к вашим статьям о заметках английских комментаторов.

Зрители пишут, что мы так не работаем. На самом деле материал, который описывается в тексте коллегами – практически такой же, что запасается к эфиру и нами. Просто люди красиво разрисовывают свои тетрадки и журналы. Видимо, на британском телевидении есть время этим заниматься :).

Когда что-то произойдет, ты не начнешь судорожно искать среди листочков: «Господи, где же это. Я же помню, что писал». Не щелкнуло в голове – забудь

Не могу сказать, чтобы на меня произвела сногсшибательное впечатления работа коллег в плане подготовки. Что у них, что у нас – все более-менее одинаково. Минимальные факты и «онлайн». Все же понимают, что когда вокруг куча бумажек, это ввергает в панику. Легко можно запутаться. Огромные заготовки были лишь первое время на «Формуле». Сейчас стараюсь минимизировать их.

Но сколько бы бумаг не принес с собой, единственное, что у тебя остается, – твоя голова. Когда что-то произойдет, ты не начнешь судорожно искать среди листочков: «Господи, где же это. Я же помню, что писал. Был же восхитительный факт». Если не щелкнуло в голове – забудь. У меня есть правило. Я должен быть готов так, чтобы, даже если все пометки забыты дома, суметь отработать, чтобы не было стыдно перед зрителями.

Фото: из личного архива Дмитрия Герчикова

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты