Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Тренер сборной отходит в сторонку, а Сафарьян говорит, что делать». Что не так в женском футболе

«Тренер сборной отходит в сторонку, а Сафарьян говорит, что делать». Что не так в женском футболе

Оказывается, первый зампред АБФФ умеет не только путешествовать.

9 марта 2016, 10:30
31
«Тренер сборной отходит в сторонку, а Сафарьян говорит, что делать». Что не так в женском футболе

Главный тренер столичной «Зоркі-БДУ» Дмитрий Шевчук не может больше молчать.

Женская сборная Беларуси стремительно сдает позиции. Еще пять лет назад девушки были 37-ми в рейтинге ФИФА. Сейчас скатились на 51-е место. В нынешнем отборе на Евро-2017 сыгран первый круг. Из четырех матчей подопечные Эдуарда Деменковца проиграли три. Разница мячей – минус 12. Обыграть получилось лишь совсем слабую сборную Македонии (2:0). Шансов на продолжение борьбы почти не осталось.

Свой лучший результат в истории сборная показала в квалификационном турнире к чемпионату мира 2011 года. Белоруски с 13 очками финишировали третьими. И единственный раз в истории новой системы проведения чемпионатов мира и Европы (до 2005 года формат был другим, и сборная выступала в дивизионе Б) добилась положительной разницы мячей. И именно тогда достигла пика в рейтинге ФИФА. Главным тренером тогда был Дмитрий Шевчук. Сейчас специалист руководит столичной «Зоркой-БДУ».

О своей работе в сборной

– Мы с Геннадием Невыгласом (тогдашний председатель АБФФ – Tribuna.com) выстраивали институт сборных. Начиная с самых маленьких возрастов, девочки играли по одним методикам и схемам. Любая была готова к «националке». А сейчас нонсенс – человек, прошедший абсолютно через все «младшие» сборные, в главной сборной не знает, что делать на поле. У меня с руководством никогда не было проблем. Все, что было необходимо для работы, предоставлялось. Мы хотели развивать женский футбол, популяризировать его. Даже как-то предлагал прикрепить женские команды к клубам «вышки». Если бы инициативу продвинули, сейчас ситуация была бы намного лучше. Не думаю, что на женщин нужен был бы супер бюджет.

Фото: football.bsu.by

Мы старались играть в свой футбол, невзирая на рейтинг и силу соперника. Соблюдать игровую дисциплину и развиваться. Ведь действовать постоянно в обороне, только защищаясь, невозможно. Надо учиться огрызаться и атаковать. Без игры вперед невозможно перейти на более высокий уровень. У нас не было задачи пропустить как можно меньше, что сейчас можно наблюдать в сборных всех возрастов. Требовали от девчонок пытаться атаковать и забивать, соблюдая порядок в обороне. Да, получим пять, но будем играть в футбол.

О вмешательстве в работу

– Была небольшая конфронтация с Сергеем Сафарьяном. Он тогда возглавлял комитет по женскому футболу (сейчас возглавляет тоже – Tribuna.com) и пытался влезть в мою работу. Навязывал свое мнение по составу, по вызовам на сборы, по их организации и так далее. Так было и до моего прихода, когда сборную возглавляли сперва Олег Волох, а затем и Владимир Косаковский. Без Сафарьяна никто ни делал и шагу. Сергей Вагаршакович и тренировал, и планировал сборы, и руководил играми с трибуны. В моем же лице он получил отпор. Сказал ему, что я главный тренер и сам буду решать, как работать. Поэтому первое время некоторые мои решения Сафарьян принимал в штыки. Не знаю, чем бы все у нас закончилось, если бы он не ушел из федерации.

После его возвращения в АБФФ все вернулось на круги своя. Который год женский футбол возглавляют одни и те же люди – Геннадий Пашкевич, Ирина Булыгина и Сергей Вагаршакович. Они решают все вопросы. Меняются только тренеры – свадебные генералы. Сейчас это Деменковец. До него четыре года была Татьяна Волкова. И все это время первый зампред выполняет тренерские функции.

О Сафарьяне-тренере

– Для меня нонсенс, когда главный тренер стоит в сторонке и смотрит, как тренирует другой. А так бывает. Сходите на тренировки и посмотрите. Появление Сафарьяна на занятии выглядит эпично. Деменковец отходит в сторонку, а Сергей Вагаршакович идет в центр к девушкам: «Вы делаете не так. Делаем вот это». Девчонки смеются, но выполняют. Никто не буянит. Можно же лишиться вызова, а это дополнительные 200 долларов.

Вызовы, кстати, отдельная тема. В сборную приглашаются футболистки, не имеющие игровой практики в клубах. Так, в прошлом году против Шотландии выходила 17-летняя Екатерина Гончарова, толком не играющая за «Минск». Или вот еще случай. Юлия Борисенко раньше вызывалась постоянно. В одном матче была даже капитаном. Но на следующую встречу не попала в заявку, а затем и вовсе не вызвалась. А к этому времени Юля стала лучшей защитницей чемпионата! Это же неправильно.

Сафарьян и сборы планирует. Когда клубные тренеры звонят в АБФФ и интересуются графиком сборной, чтобы планировать свою подготовку, слышат: «У нас пока ничего не готово». Все только после согласования с ним. На играх тоже командуют не тренеры. Штаб молча сидит на скамейке и никак не влияет на ход матча. Следует телефонный звонок – идет замена. На некоторых видео с матчами сборной в нынешнем отборе иногда отчетливо слышен знакомый голос. Он легко идентифицируется и идет не с бровки. Да и на моложеном турнире в Орше так же было.

По результатам пока не видно, что Сафарьян хороший специалист. Последние несколько лет сборная выходит отбиваться, а не играть. Все выглядит так, будто надо по-быстрому отстреляться и уехать. Девочки сидят на своей половине и отбиваются по аутам. Сборная смотрится настолько слабо, что ей скоро в предварительных играх участвовать придется (команды с низким рейтингом проводят своеобразную квалификацию к отборам – Tribuna.com).

О проблемах

– Если кардинально не изменить ситуацию, будет только хуже. Команда проигрывает всем вчистую, а тренера не увольняют, а, наоборот, утверждают в должности (Деменковец сперва был исполняющим обязанности – Tribuna.com)! Кстати, отчет о проделанной работе дает тоже Сафарьян. Надо понимать, что никто не добивается отставки Деменковца. Ему же не дают возможности себя проявить. И в результатах сборной нет его вины. Сборной руководят люди… Это не их работа, в общем. Если Сафарьян хочет быть тренером сборной, пусть будет. Пусть назначает себя, но и за результат пусть отвечает, как и любой главный тренер. А так получается, что он чужими руками руководит. Вот пример с теперешнего сбора. Начинается тренировка. Главный тренер разминается возле углового флажка, а Сафарьян в центре поля руководит командой. Когда для двусторонки не хватает человека, выходит играть Деменковец, а Сафарьян командует с бровки.

Вообще, проблемы не только в сборной, но и во всем женском футболе. Система должна организовываться десятилетиями. У немцев или швейцарцев, к примеру, программы развития футбола разрабатываются на 10-15 лет. При этом они задумываются о будущем, даже когда все хорошо. А мы сейчас пожинаем плоды бездействия. О каких сильных кадрах для сборной можно говорить, когда в чемпионате четыре нормальные команды. Остальные просто участвуют. Массовости нет! Хотя по отчетам АБФФ дела обстоят просто великолепно. Все движется и развивается. Да, действительно, проводится много юношеских и молодежных соревнований. И по отчетам, в них участвует много девочек и девушек. Но, в сущности, это одни и те же люди. К примеру, девушка играет за вуз, в чемпионате страны, в мини-футбол и еще в пляжный. Она одна, а по статистике их четыре. Отсюда и такие большие цифры. А были случаи, когда в футболистки записывали девочек, которые выходили играть за школу в сапогах и джинсах!

Складывается ощущение, что в федерации стыдятся женского футбола. Или вообще отвергают его существование. Отличный пример случился на последней церемонии «Звездного мяча». Призы вручили всем, кроме девушек. Лучшую футболистку страны наградили потом в федерации, сославшись на то, что ее не было в зале. Да, не было, но тренер был. И его предупреждали, что придется выйти и получить. Самое интересное, что за отсутствовавшего футболиста (Егора Филиппенко – Tribuna.com) приз забрал его отец.

Позиция игнорирования напрямую бьет по возможности привлекать спонсоров. Ну, уговорю я людей нанести «принт» на майку и рекламные щиты, а кто их увидит?! 50 человек на трибунах? Никакой популяризации со стороны федерации нет. А ведь было время, когда некоторые матчи сборной транслировались по телевидению. Сейчас же в газете если и появляется отчет, то он больше напоминает некролог.

Такое чувство, что женский футбол вообще хотят похоронить. Но не сразу, а постепенно. С 2011 года – с того времени, как Сафарьян вернулся в АБФФ – работа по «развитию» видна очень хорошо. Не стало команд в Вороново, Молодечно, Бресте и Гомеле. В прошлом году тонул витебский «Университет». Никто не помог. Сейчас может погибнуть «Бобруйчанка» – неоднократный чемпион Беларуси. На очереди «Нива-Белкард» из Гродно. Клуб дал согласие на участие в высшей лиге, но гарантий, что доедет до финиша, нет.

Другие посты блога

Все посты