Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Попой отталкиваться от забора не дело». Чем живет Городея в ожидании большого футбола

«Попой отталкиваться от забора не дело». Чем живет Городея в ожидании большого футбола

Много интересного о самой деревенской команде страны.

21 апреля 2016, 22:54
27
«Попой отталкиваться от забора не дело». Чем живет Городея в ожидании большого футбола

 

Андрей Масловский прогулялся по поселку, в который скоро должна прийти высшая лига.

В 16 веке Радзивиллы, владевшие Несвижем, не на шутку зарубились с другим могущественным княжеским родом – Ильиничами, сидевшими в Мире. Магнаты активно, с кровопролитием и множеством смертей, делили земли. Междоусобица продолжалась до 1530 года, пока Радзивиллы с помощи пары лошадей не провели межу по спорным территориям. Все «огороженные» деревни были названы незамысловато – Городеями. Городей было много, но со временем осталась одна, но весьма крупная. В ней и базируется клуб-новичок высшей лиги-2016.

– Все Городеи отличались вторым «именем», – рассказывает местный историк и бывший глава поселкового исполнительного комитета Леонид Качанович. – Малая Городея теперь Малявщина, Городея за речкой  – Заречье и так далее.

В нынешних пределах поселок Городея существует с 12 октября 1940 года, когда в местечко пришла советская власть. В результате преобразований некоторым деревням дали другие названия, а Донная и Гороная Городеи слились в одну. Население новообразованного поселка насчитывало 1718 жителей. Объединение провели, отталкиваясь от крупной железнодорожной станции, открытой в 70-х годах 19 века. Так что и сейчас поселок фактически разбит на две части – поселок Новогородейский, относящийся к сахарному заводу, и историческую Городею, где и находятся все достопримечательности.

– Железная дорога появилась у нас благодаря евреям, – продолжает историк. – В те времена они старались проводить «железку» во все населенные пункты, где жили. До того в Городее была почтовая станция, функционировавшая почти 200 лет. Станция была, что называется, узловая. Через нее шел важный путь из Новогрудка на Слуцк. Лошадей на станции было не меньше сотни. Когда много позже строили рынок, пришлось снимать два метра сплошного чернозема.

Современная почта также важна для местных жителей. Отделение располагается напротив вокзала и является центром жизни. Двери в здание не закрываются. Народ снует туда-сюда. Бабушки забирают пенсии, люди помоложе приходят за посылками.

– Простите, а вы болеете за «Городею»? – вопрос полноватому мужчине с большой синей коробкой в руках.

– Ну да. Хожу на матчи.

– Давно болеете?

– Ну, год где-то. Я не с самого начала.

– Как к команде относятся местные жители?

– Да спокойно. Кто хочет, тот ходит.

– Я слышал, что жители «центра» не очень-то поддерживают клуб.

– Неправда! Конечно, «сахарникам» ближе до стадиона. Вышел из дома и на месте, а отсюда пилить три километра. Хоть расстояние и маленькое, да и автобусы ходят регулярно, но все равно многим лень. Я считаю, добраться – не проблема. Что говорить, если люди из Несвижа приезжают! В общем, было бы желание.

– Кого из грандов ждете больше других?

– БАТЭ, конечно.

– Так приезжали уже – 0:7 было.

– Вот поэтому надо еще раз сыграть :).

Почти все достопримечательности поселка располагаются в центре. Справа от вокзала – Костел святого Иосифа Ремесленника, одно из самых старых зданий местечка.

– В 1914-м началось строительство железнодорожной ветки от нас до Клецка, – рассказывает Качанович. – Но первая мировая война застопорила процесс. Осталась пустовать и огромная конюшня. В 1924-м поляки переделали ее в костел. В советские годы верить в Бога было запрещено, и храм переоборудовали в привокзальный бар. А в 90-е все вернулось на круги своя.

Польский след отыскивается, и если прогуляться от вокзала по небольшой улочке, заползающей на горку между двух универмагов советской эпохи. Метров через 150 с левой стороны лежит камень в память о жертвах Первой мировой войны.

Фронт проходил недалеко, и в Городее располагался военный госпиталь, куда свозили раненых. Медицина тогда изрядно отставала от нынешней, смертность среди солдат была высокой. Умерших хоронили неподалеку. А после войны, в 1926 году, польские солдаты на свои пожертвования заложили мемориал в память о погибших товарищах. Сейчас, правда, надпись на нем уже не разобрать.

Чуть дальше по улице – Преображенская церковь. Храм построен в 2012 году.

Раньше на этом месте стояла Церковь Рождения Божьей матери. Но деревянная постройка сгорела в июле 1944 года во время боев за освобождение Городеи.

Фото: radzima.org

– Советы освободили нас 2 июля 1944-го, – рассказывает Качанович. – Но уже на следующий день сюда вошли немецкие части, вырвавшиеся из бобруйского котла. Несколько дней шли ожесточенные бои. От Городеи осталось всего три дома да вокзал. Погибло 145 наших солдат. Среди них были и городейцы.

Могила неизвестного партизана

Памятник жертвам Великой Отечественной войны

– Футбол у нас в поселке любят, – говорит молодая мама с коляской, прогуливающаяся неподалеку от мемориала. – С мужем всегда ходим на стадион. И если позволит ребенок, будем ходить и в этом сезоне. Даже, может, в Несвиж выберемся, если там играть будут.

Куда менее осведомленным о делах «Городеи» оказался слегка подвыпивший пенсионер, выходивший из магазина на привокзальной площади.

– Футбол? Когда? Сколько стоит?

– Ближе к лету будет.

– Понятно. Я вообще-то не такой активный болельщик, но если надо – пойду на стадион.

Продавщицы в магазине, откуда вышел мужчина, скучали. Покупателей не было. Девушки общались между собой.

– Не грустите, скоро будет много работы. На футбол люди поедут, – решил начать разговор.

– Кто? – без оживления откликнулась девушка, пробивавшая мне воду.

– Болельщики. Сделаете выручку.

– Пусть едут, – буркнула она в ответ и снова принялась что-то рассказывать коллеге, давая понять, что разговор окончен.

Хорошо, что таксисты всегда душевные и разговорчивые люди.

– Эй, куда едем? – окликнул полный мужчина, отдыхавший за рулем старенького Мерседеса из 90-х.

– В Минск.

– Это долларов 70 будет, садись :).

– Много.

– Ну да. Жизнь веселая, а деньги дорогие. Скоро электричка будет – поедешь. И мне, может, повезет – подкину кого в Несвиж или куда еще.

– Много клиентов?

– Да какое там! Денег совсем нет у людей! Скидываются на трех-четырех. То ли дело раньше…

– Футболом увлекаетесь?

– Ай, не. Не хожу на стадион. Я, конечно, знаю, что команда в высшую лигу попала, но мне неинтересно. Надо думать о том, как семью прокормить. А пьяным покричать… Ходят одни отморозки, б… [блин]. Малый мой помешан на этом. Прыгает там по стадиону с фанатами. Он, вообще, спортсмен. По волейболу ху… [выступает]. Две медали на республике, куча грамот. Ладно, до электрона еще минут 20. Сгоняю домой. Пусть помоет машину, а я ему шнур от компа отдам. Надо ж воспитывать. Бывай!

Мужик рвет с небольшой пробуксовкой и укатывает в сторону переезда. Если пойти за ним, то через минут 10-15 встречается еще одно эхо Великой Отечественной. На въезде в поселок со стороны Минска находится небольшой мемориальный комплекс «Городейское гетто». На этом месте 17 июля 1942 года фашисты убили 1137 евреев, проживавших в поселке.

– Немцы пришли в июне 41-го, – рассказывает Качанович. – Они сразу создали еврейское гетто. Целый год женщины, дети и старики копали себе общую могилу. Фашисты говорили, что это яма для порохового склада. А в июле 1942-го в поселок вошла эсэсосвская часть, которая уничтожала население Вильнюса, Воронова и других городов. Утром 17 июля фашисты привели всех мужчин к огромной яме и расстреляли. Днем собрали на привокзальной площади женщин, детей и стариков и приказали идти туда же. Кто отказался, тех уложили на площадь и для устрашения проехали по ним машиной. В итоге, толпу загнали на край обрыва и лопатами спихнули вниз. После засыпали землей. Очевидцы рассказывали, что еще несколько дней земля шевелилась. Охраняли могилу местные жители. Они хоть и были полицаями, но жили с этими людьми по соседству. И они помогали евреям выбираться и прятали у себя по домам. Так некоторым удалось спастись.

Камней в комплексе – ровно 1137.

Если добираться до Городеи из Минска на авто, на въезде в Несвижский район можно увидеть православную церковь с интересной историей. Во время восстания Костюшко деревня была сожжена дотла. Уцелела лишь стенка синагоги. В 1808 году к ней сделали деревянную пристройку – получилась церковь.

Рядом с гетто находится поворот на Новогородейск, где и находится стадион и база клуба. Поселок относится к сахарному заводу, который не только обеспечивает местных жителей работой, но и пытается наладить досуг. В ведении предприятия находятся гостиница «Гарадзейскі фальварак» и ресторан «Трактир». А совсем недавно в поселке появился и боулинг.

– Надо удерживать молодежь здесь. Вот теперь ребятам есть, где развлекаться, – говорит директор футбольного клуба «Городея» Александр Марченко. – Вообще, посмотри вокруг. Сразу видно, что здешние дома отличаются от остальных. Чистые и ухоженные, как сам завод. В этом полностью заслуга директора предприятия Михаила Криштаповича.

По словам футбольного шефа, его сахарный босс щепетилен к чистоте и порядку. Это касается и поселка, и производства. Завод со своими яркими фасадами не вписывает в общие стереотипы об унылости промышленных предприятий.

Фото: darriuss.livejournal.com

– В свое время в Несвиже была команда от местного автопарка, выступавшая на области, – рассказывает Марченко историю клуба. – Я поигрывал за нее студентом. Был вратарем. Параллельно работал на сахарном заводе председателем профкома. После развала «Автомобилиста» предложил заводскому инструктору по спорту заявить на область команду. Информация дошла до Криштаповича, который идею поддержал. Это было в 2002-м, хотя официальной датой основания клуба считаем 2004-й, когда пришли первые успехи.

По словам директора клуба, Криштапович всегда любил футбол и регулярно посещал матчи несвижского «Вераса». И не только потому, что завод принимал участие в финансировании команды. С 2002 года Криштапович пересел с трибун несвижского «Урожая» на скамейки городейского «Сахарника» – наблюдал, как команда участвует в первенстве области.

В 2004-м «Сахкомбинат» (так тогда называлась команда) выиграл кубок Минской области, а через два года – кубок и областной чемпионат. После этого руководство решило заявиться во вторую лигу. В то время офис клуба располагался в рабочем кабинете Марченко на заводе. Этого вполне хватало, так как сотрудников было немного. Штат начал шириться в 2011-м, когда клуб получил профессиональный статус. Тогда же появился и новый офис – пристройка к Дому культуры.

– В офис приехали за неделю до кубкового матча с БАТЭ, – говорит Марченко. – По такому случаю даже пресс-конференцию с Виктором Гончаренко провели.

После выхода в высшую лигу в клубе задумались о модернизации хозяйства. Главные перемены каснутся стадиона.

– Первым делом сняли бугор, на котором стояли скамейки запасных, – рассказывает о ходе работ Марченко. – Освободили метров восемь территории. В былые времена соперники жаловались, что поле узкое – 64 метра. Теперь будет по стандартам – 68. Также поле будет отодвинуто от трибун на четыре метра. Во-первых, зона безопасности. А во-вторых, ауты бросать удобней. Попой отталкиваться от забора не дело. Теперь можно будет и разбежаться :).

На месте былого косогора появятся тренерские скамейки и трибуны с козырьком. Места для запасных будут немного утоплены в трибуны. Общая вместимость увеличится до 1750 человек. Для поселка в четыре тысячи жителей – в самый раз. Вход на новую трибуну будет через центр. Вообще, попасть на стадион можно будет с нескольких точек. Свои входы будут и у фанатов. На «старой» трибуне вход останется на том же месте, только подход к нему будет с другой стороны (за Домом культуры уже проложена дорожка). Появится и семейный сектор. В планах у руководителя поставить небольшую трибуну за воротами, чтобы скрыть неприглядный вид на гаражи. Ну, и известный уголок шашлычника со своего места никуда не денется. Шашлыки – фишка «Городеи», и клуб намерен эту тему развивать дальше.

– Сейчас идет установка осветительных мачт, – рассказывает про текущие работы на арене директор. – Освещение делаем на 500 люкс. Нормы УЕФА выше, но мы консультировались со специалистами – этого достаточно для телевизионной съемки. Ну и ведем работы по газону. Для первой лиги он был на уровне, а сейчас надо улучшать качество. Подушку уже сделали, скоро завезем грунт и расстелем поле.

Марченко вспоминает, как 14 лет назад стадион представлял собой кусок поля и деревянные скамейки по кругу. Когда перед заявкой во вторую лигу решили привести газон в порядок, оказалось, что по диагонали разница «в высоте» полтора метра. Пришлось выравнивать: срезать с одной стороны и досыпать с другой.

Примерный план стадиона

Разрастается и клубная база. В скором времени появятся гостевая раздевалка и тренерская. Это позволит вдвое увеличить вместимость хозяйской раздевалки. В какую сумму обходятся работы, директор сказать затрудняется, так как всеми финансовыми вопросами занимается завод.

Тренерская и раздевалка – вид с улицы

Тренерская

Гостевая раздевалка

Хозяйская раздевалка. След на стене дает представление о том, какой она была прежде

Кабинет директора

Пресс-центр

Закончить все работы в клубе планируют к июню. В 11-м туре в Городею должен приехать «Неман». А пока что в гости ездят другие.

Другие посты блога

Все посты