Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Никогда не открещивался от алкоголя». Правила жизни самого возрастного футболиста «вышки»

«Никогда не открещивался от алкоголя». Правила жизни самого возрастного футболиста «вышки»

Игорь Трухов в роли учителя.

17 июня 2016, 20:00
13
«Никогда не открещивался от алкоголя». Правила жизни самого возрастного футболиста «вышки»

 

Игорь Трухов в роли учителя.

19 августа Игорю Трухову исполнится 40 лет. Возраст полузащитник «Гранита» не ощущает. В этом сезоне он сыграл от звонка до звонка во всех матчах. И не только потому, что у детища братьев Бохно кадровый голод. Просто потому, что Трухов в полном порядке – дирижирует игрой и отвечает за все стандартные положения.

Карьеру Трухов начал в 1993-м году в витебском «Кимовце». Позже играл в витебском «Локомотиве», бобруйской «Белшине», с которой выиграл Кубок страны и «золото» чемпионата в 2001-м, жодинском «Торпедо» и новополоцком «Нафтане» (два Кубка страны). С 2013 года – в «Граните».

Мое утро начинается со слова «хочу». Если бы просыпался со словом «надо», я бы уже закончил. Так что заставлять себя тренироваться мне не надо. С мотивацией все в порядке. Бегать не устал. Хотя во время предсезонки в беге мало приятного. Как-то так складывается, что футболисты не особо любят просто бегать. Вот с мячом – другое дело. Есть элемент игры.

Иногда на сборах смотрю на вратарей и завидую. Вышел, попрыгал, какие-то барьерчики поделал – все. Максимум, что парни могут пробежать, так это легкие кроссы. Но в детстве у меня не было даже шанса стать в ворота. Во-первых, антропометрия – росточком не вышел. А во-вторых, первый тренер Алексей Ковалевский не оставил выбора: «Ты, мальчик, туда. Ты – сюда. А ты, который повыше и потолще, постой здесь – поохраняй рамку». Меня отрядили играть поближе к чужим воротам.

Кстати, Алексей Гаврилович «спас» меня от карьеры пловца. В детстве не умел плавать, и мама отдала меня на плавание со словами: «Ну, хоть научат». Походил два дня, а нас даже в бассейн не запустили. Махали руками возле бортика. Быстро понял, что это не мое. И когда в класс зашел тренер и позвал на футбол, согласился одним из первых. Плавать я уже точно не хотел.

Несмотря на возраст, не позволяю себе слабинку в тренировках. Как только заглянешь в паспорт и начнешь работать не в полную силу, то все – потеряешь, что есть. Тренируюсь наравне со всеми. Как говаривал Юрий Коноплев в мои годы: «Мне уже не надо ничего развивать. Главное не растерять то, что имею». Этим и занимаюсь. Я хорошо чувствую свой организм. Знаю, где нужно добавить, а где, наоборот, убавить. Поэтому иногда остаюсь после тренировок и делаю силовые упражнения. А иногда понимаю, что лучше просто отдохнуть. Если пойду на тренажеры, то организм получит лишнюю нагрузку, и я потом быстро не восстановлюсь.

Правильный отдых для меня – это здоровый, продолжительный сон. Это самое главное при восстановлении. Когда не выспался, худшее состояние. Организм работает иначе – нет полной мобилизации. Часто плохо сплю после игр. В голове мелькают моменты. Иногда матч прокручивается чуть ли не полностью. После такого хожу с чугунной головой. Дневной сон? Только при большой усталости. Чаще всего на сборах. Двухразовые тренировки и сильные нагрузки вырубают сами собой.

На диетах никогда не сидел. Питаюсь как обычно. Ем все, что дают. У меня никогда не было проблем с весом. Пару раз даже недобор был.

Я не трезвенник и язвенник: могу после игры выпить пару бокалов пива. Ничего в этом зазорного не вижу. Никогда не открещивался от алкоголя. Естественно, я не бухаю по-черному. Как бы я тогда играл? Уже и не помню, когда напивался в последний раз. Даже на рождение детей не пил. Не с кем было :).

Ради достижения цели приходится идти на жертвы. Так поступает любой спортсмен. Иначе он не стал бы спортсменом. Это касается не только выпивки, но и друзей, семьи, родственников.

Я очень требовательный к себе. Это идет из детства –родители приучили, что нужно все делать правильно. Иногда из-за этого приходиться страдать. Самоедство? К сожалению, страдаю :). Не самое лучшее качество. Оптимальнее всего признать ошибки и сразу же двигаться дальше. Но не всегда получается. Я могу подолгу крутить в голове различные жизненные эпизоды, предполагать варианты развития событий. Раньше загонялся долго, но потом понял, что особой пользы это не приносит. Сейчас старюсь сводить такие моменты к минимуму.

Критичнее всех к моей игре относился отец. При мне никогда меня не хвалил. Конечно, не говорил, что я слабак, но и не особо хвалил. Чаще всего ограничивался словом «нормально». Хотя маме потом рассказывал в подробностях. Видимо, папа хотел таким образом добиться от меня еще большего стремления стать лучше. У него получилось.

С женой о футболе почти не говорим. Она никогда не лезла в мои дела. Максимум – может поинтересоваться, как игралось. Никаких разборов и указаний на ошибки. Я всегда сам все разгребал. Зачем ей мои футбольные проблемы? Конечно, советовался при подписании контрактов. Обсуждали срок и условия. Совместно принимали решение, стоит ли туда ехать всей семьей или мне одному.

Школу жизни прошел в «Кимовце», выступавшем во второй лиге чемпионата страны (Д2 – Tribuna.com). Учились с пацанами поведению в мужском коллективе. Это довольно серьезный момент. Тогда, в середине 90-х, все было четко. Градация на старых и молодых была сильная. Вели себя скромно. Носили мячи, фишки, манишки. Раньше это считалось в порядке вещей. Каждый молодой знал свои обязанности. Если мячи не накачаны – исправь. Тогда это не считалось зазорным. Более того, попасть в команду и накачивать мячи – это уже было счастье.

Либо ты играешь, либо идешь и занимаешься другим делом. Простое правило, которое мы все четко знали. С молодыми никто не нянчился. Соответствуешь уровню – остаешься, нет – желающих на твое место навалом. Никто не ждал, когда ты раскроешься. У меня все было замечательно – не сломался. Только после каждого семестра грозились отчислить из института. Но в итоге заведующий кафедрой смирился с моими постоянными пропусками и просьбами.

С сегодняшней молодежью нет смысла вести себя так, как мои старики вели со мной. Сейчас полная демократия. Зачем читать нотации. Мир изменился. Молодежь стала другая. И мы общаемся на равных.

Голова – главное при переходе из юношеского футбола во взрослый. Ну и грамотный тренер рядом. Такой, как Вячеслав Акшаев. По сути, он дал мне путевку во взрослый футбол. Мы работали в РУОРе, когда я был еще в 11 классе. Евгеньевич, вместе с Игорем Гасюто научили, что нужно делать, чтобы этот переход прошел безболезненно. Придали мне уверенность. Дали понять, что я могу играть на высоком уровне.

Главное – перебороть страх и не бояться конкуренции. Ты можешь быть супер-футболистом в своем возрасте, но из-за страха не всегда получается показать свои лучшие качества. Увидел здорового мужика и все – забылся, потерялся. Вроде и хочешь, но не можешь. Вот в этом проблема.

В 90-е конкуренция была приличной. В Витебске – точно. К примеру, на финал Кубка 1998 года не попал даже в заявку. Мне было почти 22 года, но до основы было далеко. Смотрел матч дома по телевизору. Отчетливо помню гол Макса Разумова со штрафного. С острого угла завалил сумасшедший мяч. Очень хорошо помню и еврокубковый дебют на следующий год. Да и забыть 1:8 от софийского ЦСКА сложно. Я тоже не попал в 18, но в Болгарии был. Мне казалось, что играли на равных. Просто не везло. Момент – не забиваем. У них прострел – гол, подача – гол. Залетало все. После финального свистка почувствовал полное опустошение. Даже появилась мысль, что надо завязывать с футболом. Хорошо, хоть за карьеру не часто случалось получать полную кошелку.

Мне по жизни везло с тренерами. Со всеми срабатывался, кроме Павла Кучерова. Он меня сразу убрал из команд, как только пришел в «Нафтан». А всем остальным тренерам большое спасибо за то, что я сложился как футболист и человек. Взять того же Якова Шапиро. Уникальный человек. При подборе футболистов вникал во все тонкости. Его интересовали не только футбольные штуки. Он узнавал об игроке все. Вплоть до того, чем занимается жена. Стремился создать такие условия, чтобы футболисты ни о чем лишнем не думали. Но зато и требовал соответствующе. Яков Михайлович пользовался сумасшедшим авторитетом. Все ребята смотрели ему в рот. Нас даже Вова Остриков подкалывал, что в жодинском «Торпедо» секта имени Шапиро. Жаль, что такие люди рано уходят.

Помню, после матча против БАТЭ позвонил Сергей Новиков и попросил дать интервью. Ну я имел неосторожность рассказать нашу тактику на матч. В общем, на следующей тренировке Яков Михалыч подзывает к себе. Берет под руку и отводит в сторону – он всегда так делал. Никогда не отчитывал и не предъявлял претензии при всех – только с глазу на глаз. В общем, отходим в сторонку: «Ты будешь оштрафован». – «За что?!» – «Как ты такое интервью дал? Ты же раскрыл секреты нашей команды». – «Михалыч, мы же вроде сыграли уже». – «Все равно. Ты не имеешь права». – «Ну, ладно, штрафуйте». И тут он разгружает ситуацию: «Забьешь в следующем матче – прощу». Я не помню, забил или нет, но тяжести от общения не осталось.

По молодости было дикое желание заиграть в первой команде. Деньги не играли особой роли. Понятно, что зарплата была, но она не являлась чем-то важным. Я жил у родителей, которые меня кормили -  проблем не возникало.

Сейчас деньги играют бОльшую роль. У меня семья – я кормлю всех. Несу ответственность за жену и детей. И такого безденежья, как сейчас, не припомню. Но причины понятны – футбол завязан на общей экономической ситуации в стране. Кризис в экономике равно кризис в футболе. Как и любой другой вид спорта, он зависит от заинтересованности руководителей. Был в Витебске толковый мэр – команда была на плаву. Потом руководство сменилось – внимания стало меньше. Постепенно игроки расходились по другим клубам, где условия были получше. В итоге клуб вылетел в первую лигу. Потом пришел мэр Дроздов – очень заинтересованный человек. Сразу же появились возможности. Собралась сильная команда с хорошими тренерами, и «Витебск» занял четвертое место. А после его ухода снова вниз. Такие качели.

Никогда не сдавал матчи. Ну, какие могут быть сдачи в Беларуси?! Деньги небольшие, а позор на всю жизнь. Хотя пару раз мне предлагали это сделать – отказывался. Смысла нет. Как потом с клеймом ходить? И я никогда не видел, чтобы партнеры этим занимались.

Я против того, чтобы наш футбол становился любительским. Во всем мире игра развивается, а мы собираемся уходить в подполье. Футбол тогда просто исчезнет.

Болельщики вправе говорить все, что хотят.  Мы живем в свободной стране. Футбол – публичный вид спорта. И принято считать, что в нем разбираются все. Другое дело, что есть поливатели. Иногда они ведут себя так, что хочется ответить. Стараюсь всегда держать себя в руках и переждать секундный порыв. Хотя как-то не сдержался. В Новополоцке с трибун много кричали, комментируя наши действия. В какой-то момент не сдержался и громко выкрикнул: «Выйди и сам сыграй». Людей на стадионе было немного – слышно было хорошо. Но потом пожалел об этом поступке.

От мнений болельщиков не получаю полезной информации, которая может помочь увидеть ошибки и развиваться дальше. Они не подмечают деталей. Кажется им, что я сыграл хорошо – хвалят. А я на самом деле провалил тренерское задание. Или наоборот. Поэтому меня больше интересуют мнения специалистов, которые могут разложить игру по полочкам.

Я играю в футбол не для каких-то рекордов и статистики. Не веду статистику ни игр, ни голов. И только из интернета узнаю, что чего-то достиг в статистических штуках. Как-то два года играл, не зная, что до круглой цифры оставался всего один мяч.

Никогда нельзя стоять на месте и думать, что всего достиг. Нужно постоянно стремиться узнавать что-то новое. Это касается и техники, и тактики. Особенно – тактики. Эта область сейчас быстро развивается. И если ты хочешь соответствовать, должен развиваться.

От футбола надо получать удовольствие. Если этого нет, то смысл играть? Ради голов, что ли.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты