Феникс, который перевесил всех

Выбирая кандидатуру для интервью в рамках своего блога, в этот раз решил остановиться на представителе какого-нибудь экзотичного вида спорта. Вот так и дошли мысли до сумо. Об этом виде спорта я знал не то, что мало – практически ничего. Единственный факт в голове – там есть иерархия борцов, самый крутой получает в итоге титул йокодзуны, что переводится с японского как «большой чемпион». Большой чемпион, большой чемпион… Если уж пытаться выходить на йокодзуну, так чего мелочиться? Надо брать самого большого (в прямом смысле) из них в истории этого вида спорта!

Автор — LIDAr
20 февраля 2015, 14:53

Google знает всё. Рекордный вес (235 кг) среди всех йокодзун был у Фиамала Пенитани, самоанца по происхождению, более известного как Мусашимару и Грозный Феникс. Он 12 раз выигрывал главный трофей в сумо – Императорский Кубок.  67-й по счёту «великий чемпион» вошёл в историю ещё и тем, что стал лишь вторым иностранцем за 400 лет, удостоившимся высочайшего звания.  И самое главное – он живой).

На то, чтобы выйти на Мусашимару и договориться о 15-минутной интервью, у меня ушёл примерно месяц. Не могу не написать о человеке, во многом благодаря которому и состоялась  эта аудиобеседа по Skype. Полномочный консул Беларуси в Японии Илья Пушкин, любезно согласился выступить в роли переводчика. И надо сказать, всё прошло просто замечательно !

О Беларуси, селфи и серьёзной мине

-- О вашей стране мне, если честно известно немного. Но есть один человек, о котором мне давно уже было известно, что он – белорус. Это Владимир Самсонов, один из лучших игроков мира в настольный теннис. Этот вид спорта, помимо сумо, один из самых любимых для меня. Вот я и знаю, что Самсонов-сан – «бэраруси-дзин» («белорус» в переводе с японского – прим. авт).

Я побывал на сегодняшний момент примерно в трёх десятках стран. Люблю фотографироваться на фоне каких-нибудь дорожных указателей. Правда, ещё больше людей хочет сделать селфи со мной, иногда это крайне напрягает.

О сумо, синяках и плохих отметках в школе

-- Меня сотни раз спрашивали, почему самоанец выбрал этот типично японский вид спорта.  Моя мама всегда хотела, чтобы я учился прилежно и получил диплом инженера. Но мне были всегда интересны драки и стычки со сверстниками. У нас на улице не проходило ни дня, чтобы кто-то не получил синяка. Да и моих четверых братьев и трёх сестёр надо было защищать от таких же уличных хулиганов. Учился я не то, чтобы очень. Больше всего любил географию, остальные предметы не вызывали абсолютно никакого интереса.

Сумо я увидел по телевизору в 13 лет и «заболел» идеей стать сумотори. В итоге, сразу же после школы отправился в Японию, где меня взял под своё крыло Мусасигава-бей. В его «комнате» (интернат, где обучаются перспективные новичики – прим. авт) я занимался около трёх лет. В 1991 вышел в дзюрё (один из двух высших дивизионов сумо – прим. авт) и принял участие в ноябрьском басё (один из шести главных турниров года – прим. авт) в Фукуоке.  Весь путь новичка, от маэгасиры до комусуби, затем до сэкивакэ до одзеки (звания в сумо – прим. авт) я прошёл за 3 года. В 1994 получил титул одзеки и впереди оставалось сделать один шаг – получить титул йокодзуны, «великого чемпиона». Но для того, чтобы сделать этот шаг, мне потребовалось 5 лет. Каждый раз, приезжая на турнир, убеждал себя, что выдам серию из 10-15 побед и получу право называться йокодзуной. Но мне всегда чего-то не хватало. Сыграло свою роль и расставание с любимым человеком, после которого впал в продолжительную хандру. И всё-таки в  1999 году я воплотил в жизнь свою мечту, выиграв 2 Императорских кубка подряд и получив от Комитета Ассоциации сумо высший  титул «йокодзуны»

О статусе и травмах

Свою карьеру я могу назвать яркой. Сам факт ношения «дзуны» (верёвка весом около 20 кг, которую обматывает вокруг пояса йокодзуна на все церемониях, собственно, один из символов величайшего звания в иерархии сумо – прим. авт) давит на тебя всю жизнь. И на дохё, и в жизнь требуется вести себя, как подобает чемпиону.

К примеру, в Лас-Вегасе, куда я приехал для участия в благотворительной рекламно акции, я так и не смог сеть за игровой стол. Мне было известно, что в Ассоциации сумо к этому отнесутся не очень хорошо. На сьёмках рекламы «SoftBank» мой партнёр по ролику Брэд Питт предложил мне хорошенько напиться в честь окончания проекта, а затем пойти в клуб. Опять-таки, пришлось отказать. Самоконтроль присутствовал на протяжении всей карьеры.

Что касается спортивной составляющей моего пути в сумо, то 12 Императорских кубков – хороший результат. Конечно, хотелось бы большего, но травмы дали о себе знать. Мелкие вывихи и растяжении с годами стали накапливаться и в конце концов решил, что будет лучше просто вовремя уйти.

О стереотипах, пиве с рисом и фотомоделях

Многие считают сумотори неповоротливыми слонами, которые только и могут делать, что неуклюже пихаться на дохё. Одна американская газета в конце 90-х взяла у меня интервью, журналист, который разговаривал со мной, был весь из себя такой ехидный.  Я предложил ему прыгнуть с места в высоту, кто выше. Он удивился, но согласился. В итоге я прыгнул выше, где-то около 70 см. По его лицу было видно, что ему не по себе. От иронии и след простыл

Что касается питания, то нам действительно приходится много есть. Но не просто поедать гамбургеры, а делать всё по специально программе. Мой тренер всегда говорил, что правильный сумоист употребляет 20 000 калорий в день, разбивая на два приема пищи, по 10 000калорий каждый. Сон также крайне важен. Рис с пивом? Да, но это не основной блюдо. Я выпивал около 4-5 литров за один приём пищи. Все борцы сумо едят японское блюдо называется Чанько-набэ. Это  тушеное блюдо, содержащее большое количество белка из таких источников, как курица, рыба и тофу, а также растения и овощи, которые содержат огромное количество калорий.  Я знаю, то продолжительность жизни сумотори на 10 лет ниже, чем у остальных мужчин Японии. Но, повторюсь, ни о чём в этой жизни не жалею.

Что касается фотомоделей, то это абсолютный стереотип, что сплошь и рядом в Японии заключаются браки между ними и сумотори. Я встретил свою будущую супругу Масами на скачках в Великобритании и для меня она лучше всяких глянцевых красавиц.

О «вечном» рекорде Хакухо и собственной школе

На январском басё этого года Хакухо выиграл 33-й Императорский Кубок (йокодзуна Хакухо из Монголии побил державшийся с 1971 года рекорд йокодзуны Тайхо, выигрывавшего главный приз в сумо 32 раза – прим. авт), но я бы не стал записывать это достижение в разряд вечных. Да, он может поднять планку до 40 побед, но рано или поздно придёт человек, который свергнет его результат с пьедестала. Но я всё же не перестаю восхищаться Хакухо.  В его технике нет ничего лишнего, при этом он полностью уверен в себе, когда выходит на дохё.

Что касается моих планов о собственной школе, то я получил именную тренерскую лицензию два года назад и сейчас занимаюсь с перспективными подростками. Единственное, что мне хочется ещё увидеть на это свете – победу моего ученика йокодзуны.