Tribuna/Футбол/Блоги/Журнал «Большой Футбол»/«Надо знать, когда выпить вовремя!» Горлукович – о карьере, «Спартаке» и сборной Беларуси

«Надо знать, когда выпить вовремя!» Горлукович – о карьере, «Спартаке» и сборной Беларуси

Легенда «Спартака» дал ностальгическое интервью Сергею Дубелевичу.

16 августа 2017, 02:53
1
«Надо знать, когда выпить вовремя!» Горлукович – о карьере, «Спартаке» и сборной Беларуси

Легендарный Сергей Горлукович рассказал Сергею Дубелевичу много интересных историй.

В блоге журнала «Большой футбол» небольшие цитаты. Очень сложно выбрать из большого интервью. Супермного интересного. Подробности читайте в номере, который можно купить в несколько кликов за 5 руб.

 

 

«Боруссия», Германия, пиво

– Вы были одним из первых легионеров советского футбола…

– Да, уехал, наверное, в первой десятке: в 1989 году.

– С чем непривычным для советского гражданина и футболиста столкнулись в Германии?

– Главное, что там мог пить пиво и не прятаться. После матча меня никто не трогал. И это радовало. Было только одно условие: каждый день на тренировке ты должен доказывать, что достоин играть. Вот, как по мне, основная разница между советским и немецким профессиональным футболом.

– Скучали ли по общению? Ведь, говорят, немцы – индивидуалисты.

– Да нет, далеко не все. Хватало сокомандников, с которыми хорошо общался не только на футбольном поле. После игр была традиция: в ресторане, что находился прямо на территории стадиона, собирались футболисты вместе с семьями и пили пиво, отдельно от зрителей.

– Быстро ли адаптировались к Германии?

– Если вы о футбольной стороне вопроса, то вообще ничего сложного не было. После нагрузок Лобановского мне ничего не было страшно. Однако существовала иная проблема: тогда действовал очень жесткий лимит на легионеров – разрешалось играть лишь двум иностранцам. В «Боруссии» же их было три, и между нами всегда шла борьба. Полтора года ее выдерживал, а потом купили швейцарского нападающего Шапюиза, и конкуренция выросла. Вторым легионером тоже был нападающий, датчанин Поульсен. Защитнику же бороться за легионерскую квоту гораздо тяжелее. Тем более что форвардов купили за очень большие по тем меркам деньги. Получалось так: после поражений на поле выпускали меня, когда же команда выигрывала – играли другие иностранцы. Ну а поскольку «Боруссия» тогда выступала хорошо, то в основном приходилось наблюдать за победами со скамейки. Потом перешел в «Байер Юрдинген», где такой проблемы уже не возникало. Легионеры имелись и там, но я был сильнее их на порядок. Разве что последний год не играл, но тогда уже на родину намылился…

– Не охватывало желание остаться в Германии?

– Если бы Берлинская стена не пала, всерьез подумал бы над этим. А так… Западной Германии пришлось кормить Восточную, возросло количество эмигрантов из других стран – и качество жизни после 1990 года ухудшилось, причем резко. В такой ситуации не видел смысла оставаться в Германии. Сейчас иногда посещаю эту страну, но только как турист.

«Спартак», детский сад, Лобановский

– Когда вы выступали за «Спартак», команду называли «Горлукович и детский сад». В коллективе, где почти все младше на 10-15 лет, у вас действительно был особый статус?

– После 1995 года, когда «Спартак» пошумел в Европе, почти все игроки основы уехали за рубеж. Из поколения, родившегося в 1960-х, остался только Илья Цымбаларь, ну и я в 1996 году перешел. В том чемпионате «Спартак» плохо стартовал, и Георгий Ярцев действительно дал мне особый статус. Он не вмешивался в мое руководство командой.

– Сейчас подобная ситуация может возникнуть? Или отношения между ветеранами и молодежью нынче иные?

– И в те времена, и в эти тренер должен спрашивать с ветеранов больше, чем с молодых. А отношения молодежи к ветеранам зависят от того, какую политику проводит главный тренер. Как он расставит приоритеты – такие отношения в коллективе и будут. От тренера все зависит, а не от молодых и не от ветеранов.

– Вы играли до сорока лет. Чем, как думаете, обусловлено ваше спортивное долголетие?

–  Надо знать, когда выпить вовремя! И следить за собой.

– Поделитесь секретами восстановления?

– Пива попить качественного! Другие способы? Тоже есть, но их открывать не буду, самому еще пригодятся (улыбается).

– Вы успели поиграть под началом многих знаменитых специалистов: Лобановский, Романцев, Семин, Хитцфельд… Какой тренер является для вас идеалом?

– Валерий Лобановский. Не могу сказать «идеал», но человек, который дал мне в футбольном смысле все. Два года выступал под его руководством в сборной. Даже если «Локомотив» стоял в высшей лиге на вылет – играл у Васильевича в основном составе. Лобановский приглашал меня в киевское «Динамо», но я не пошел по определенным обстоятельствам. Сожалею ли? Не знаю. Как случилось, так случилось. Вообще, когда сам стал тренером, то, конечно, вспоминал всех, под чьим началом приходилось работать, что-то брал от них. А копировать, конечно, невозможно: вот Лобановского многие копировали, но ни у кого ничего не получилось.

Сборная России, выход из группы, Беларусь

– Чего, по-вашему, не хватает современной сборной России?

– Сложно сказать… Финансовая мотивация, качественная экипировка, условия для подготовки - все лучше, чем было у нас. Не знаю…

– Что скажете о Кубке Конфедераций-2017?

–  Турнир был своеобразен тем, что каждая сборная решала некие локальные задачи, а не ставила результат во главу угла. Вот немцы поступили грамотно. Они взяли много людей из молодежной сборной: где ж их обкатывать, как не на таком турнире?! Они реалисты – и поступают правильно. А насчет российской команды – если уже из такой группы не выходить, тем более будучи командой- хозяйкой, то тут надо просто тренерский штаб выгонять и все. Но этого не сделают. Почему? Чтобы это понять, надо жить в России.

– То есть когда приезжаете в Беларусь, чувствуете, что находитесь в другом государстве?

– Да, переезжаю границу – и ощущаю, что оказался ближе к Европе. Особенно это било по сознанию лет десять назад, когда у вас были дороги европейского качества. Сейчас в Беларуси почему-то стали гораздо хуже за ними смотреть: например, в Могилеве дороги просто безобразные, а вроде областной город… Правда, последний раз был там в прошлом году, но не думаю, что за 12 месяцев ситуация переменилась.

– А вообще часто бываете в Беларуси?

– Да практически каждый год – как раз в Могилев заглядываю. Там проводится юношеский футбольный турнир на мои призы. Пользуясь случаем, хочу через ваш журнал передать низкий поклон всем людям, которые принимают участие в организации турнира. И неважно, чье имя он носит: главное, что благодаря таким соревнованиям есть практика, для детей это очень важно. Тем более, что наш турнир уже носит международный характер. Рад, что он есть – и, надеюсь, будет продолжать существование. Обещаю приезжать на него с удовольствием.

– Если бы после распада СССР вам предложили выступать за сборную Беларуси, а не России, могли согласиться?

– Мне тогда с такой инициативой даже кто-то звонил, правда, не помню кто. Но было уже поздно: к моменту разговора являлся игроком сборной России. Тем более что тогда она фактически продолжала историю сборной СССР: в составе были и украинцы, и грузины, и белорус…

Кондратьев, СССР, русский

– Кстати, кем вы себя считаете сами? Русским или белорусом?

– Прежде всего, человеком, родившимся в Советском Союзе. Но если ставить вопрос так, как вы это сделали, то, конечно, родиной назову Беларусь. Землю, где появился на свет, где жили мои родители.

– Скажите, а какой язык знаете лучше: немецкий или белорусский?

– Для общения мне хватает русского, который знаю лучше всего и считаю родным языком. Все- таки в советские времена все использовали именно русский язык.

– Есть ли у вас друзья в нашем футболе?

– Конечно. В первую очередь назову Георгия Кондратьева.

– Чего, по-вашему, не хватило Георгию Петровичу, когда он тренировал национальную сборную Беларуси?

– Для начала хочу отметить его прекрасную тренерскую работу как таковую. Вот сравним с Россией: наша команда уже тридцать лет не может выйти на Олимпиаду – после 1988 года не участвовали ни разу. А вот Кондратьев с белорусской «молодежкой» стал третьим на Евро и пробился на Игры – это же грандиозный успех, тем более для небольшой страны. Молодежная сборная Кондратьева должна была через два-три года стать оплотом «националки». Почему не получилось? Думаю, потому что Кондратьеву не дали времени, рубанули сплеча.

Еще больше интересных историй от Сергея Горлуковича – читайте в номере журнала «Большой футбол».

Читай нас в «Вконтакте»

Можно и в «Фэйсбуке»

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты