Tribuna/Футбол/Блоги/Могилевская Правда/Питер Кайе и еще несколько причин скучать по минскому «Торпедо»

Питер Кайе и еще несколько причин скучать по минскому «Торпедо»

Продолжение монументального исторического труда о вечно живом минском «Торпедо» — в эксклюзивном материале Игоря Северянина.

2 марта 2014, 09:30
4

Первую часть смотрите .

 

Итак, на чем мы завершили? Ах, да. В межсезонье 1996/1997 (а если конкретно – то в конце второй декады февраля 1997) весьма неожиданно в не блиставший до того клуб приходит человек, изменивший если не все, то весьма многое – Анатолий Иванович Юревич. Очень любопытно, что талантливый тренер, выигравший до того чемпионат страны, перешел в стан середняка (пусть и из Минска), отказав при этом бобруйской «Белшине» и варшавской «Легии», а также другим командам.

«Торпедо» решило играть по-крупному? Похоже на то. Вместе с Юревичем команду пополнила россыпь весьма крепких по белорусским меркам игроков. Взять хотя бы того же Сергея Яромко, который не захотел оставаться под руководством нового тренера МПКЦ Александра Бубунова, а вернулся под крыло Юревича, став в итоге лучшим бомбардиром «Торпедо» новейшего времени – 39 голов. С учетом того, что особых потерь не было – про Невинского было сказано в первой части, плюс еще ушел Балашов в «Белшину» и Мирошкин в БАТЭ – команда могла уже претендовать на что-то серьезное. По крайней мере, не быть таким унылым аутсайдером, как в сезоне-1996.

Яромко кому-то забивает очередной гол.

Но система Юревича приживалась в «Торпедо» трудно. Очень трудно. В первых девяти матчах команда потерпела 6 поражений. Особенно жестким получилась оплеуха от бывшего клуба Юревича МПКЦ – 6:1! Даже несмотря на посильную помощь арбитра Суховарова, который часто помогал Мозырю, получилось как-то уж слишком сурово. 8 ударов в створ – 6 голов.

Что правда, именно этот отрезок из девяти туров стал переломным и для тех, и для других. В 10 туре МПКЦ неожиданно крупно проиграл дома минскому «Динамо»-93 – 1:5 и фактически больше участия в гонке за чемпионство не принимал. А вот «Торпедо» начало потихоньку набирать очки, пошли победы над сопоставимыми или уступающими в классе соперниками. В общем, потихоньку превращаясь во вполне боеспособного середняка. Конечно, груз тех чемпионатных поражений не позволил в итоге занять достойное место поближе к медалям, однако футбол сослагательных наклонений не терпит.

И во втором круге Юревич полностью отыгрался за первокруговый разгром: при судействе того же Суховарова торпедовцы одержали шикарную победу над МПКЦ со счетом 5:0! Реваншистские настроения удались не только у Анатолия Ивановича, но и у четверки бывших игроков МПКЦ Яромко-Левицкий-Гольмак-Черепнев. А Бубнов после матча пререкался с мозырскими фанатами. Впрочем, ему не впервой было уже тогда, не говоря про нынешние времена.

«Торпедо» реабилитировалось – 5:0!

Ах да, забыл. Нужно же еще добавить несколько слов об образовавшемся в 1997 году фарм-клубе «Торпедо» с благородным названием «Реал». В названии этого клуба не слишком много пересечений с мадридским королевским клубом. Хотя какой же футболист не мечтает сыграть в «Реале», пусть даже и минском! Но это все шуточки. А на самом деле название фарм-клуба пошло от одноименной компании, существующей уже 20 лет, которая занимается поставками разного рода металлоинструмента и автозапчастей, в том числе и завода МАЗ. Компания «Реал» долгое время оказывала значительную помощь футбольному клубу «Торпедо», даже после более тесного альянса клуба с заводом МАЗ. Насколько мне известно, данная фирма существует и сейчас, по крайней мере, новостей о ликвидации не доходило.

Вот так примерно выглядела форма футбольного клуба «Реал» (Минск). В полосатой форме, кстати, тоже колоритный персонаж – камерунский игрок футбольного клуба «Днепр»-2, а звали его Клетус Манго.

Ну да ладно, вернемся непосредственно к футболу. В принципе, на сезоне-1997 можно было бы поставить точку. Итоговое восьмое место было признано удовлетворительным результатом, с учетом всех существующих нюансов. Вроде бы ничего особенного, если бы не одно существенное «но». Во второй половине 1997 года именно в «Торпедо» появляются первые настоящие легионеры из дальнего зарубежья – нигерийцы Питер Кайе и Мохаммед Сани. Петя и Муха. Им не удалось особо проявить себя в оставшихся турах чемпионата из-за трансферных нюансов: Кайе провел в 1997 всего 5 игр, Сани – две. Тем не менее, их переход, можно сказать, открыл путь в Беларусь легионерам из разных стран, коих на данный момент, в общем-то, у нас переиграло много. Пусть и не в таком количестве, как в АПЛ.

Вот он, Питер Кайе.

В 1998 году Юревич решил отказаться от массовых трансферов наподобие прошлого года и сделал ставку на точечные подписания. Удалось выудить еще несколько бывших подопечных по работе с Мозырем – Коновалова, братьев Свирковых, Кукара, Горового. Из «Нафтана» перешел будущий тренер Кононов – крепкий игрок обороны. Из гомельской СДЮШОР привезли Сергея Омельянчука и Николая Швыдакова. В общем, за подписания однозначно было не стыдно. Не стоит забывать и о приглашении в «Торпедо» старого доброго Евгения Петровича Шабуни в роли начальника команды.

Здесь уже понятней – Яромко забивает «Гомелю». А вдобавок получает очередную травму.

И именно с того сезона о минской команде стало формироваться представление как о добротном, боеспособном коллективе, который способен на многое, но по каким-то причинам в итоге не может завоевать медали. Превосходный сезон получился у лидеров команды: Олег Кононов стал лучшим игроком чемпионата согласно рейтингу «Прессбола», да вдобавок еще и забил 9 голов. Сергей Яромко стал лучшим бомбардиром чемпионата. А команда даже в тройку не попала, хотя большую часть чемпионата шла уверенно. Парадокс? В итоге – очередное место в серединке.

Сани и Кайе по итогу сезона были отпущены куда-то в Польшу, Павлюкович после десятков просмотров наконец-то уехал в «Амкар», Горовой тоже укатил в «Зенит» – сезон-1999 обещался быть тревожным. Единственной надеждой была очередной талант, найденный уже в Молодечно – Владимир Корытько.

В ноябре 1998 года начал формироваться более тесный альянс ООО «Футбольный клуб «Торпедо» непосредственно с заводом МАЗ. Началось, как это все у нас обычно бывает, с прибавления аббревиатуры завода к названию команды. В дальнейшем процесс реорганизации и смены собственников будет довольно-таки затяжным, растянувшись аж на два года. Эту реорганизацию, в отличие от второй, которая случилась в 2005 году, мало кто заметил, поскольку она не привела к тяжелым финансовым последствиям для команды, а лишь укрепила ее финансовое благополучие. Да, пусть в «Торпедо» никогда не было больших зарплат (в отличие от премиальных), однако команда ни в чем не нуждалась и имела возможность приглашать добротных игроков, в том числе и из других минских клубов.

Но я чуть выше говорил о тревожном сезоне-1999. Да получилось все не сказать, чтобы тревожно, но… Опять насмарку, короче. Почти весь сезон «Торпедо»-МАЗ провел во второй части турнирной таблицы, завершив на 10 месте свой неутешительный путь. Даже герой «Памира» Михаил Мархель ничего не смог забить за 14 матчей. А тут еще и Олег Кононов получил тяжелейшую травму, поставившую крест на дальнейшей карьере… Тоска, в общем.

Но вся история ведь движется по спирали, не так ли? Сезон-2000 стал практически зеркальным повторением чемпионата двухлетней давности: та же борьба за медали, то же разливное море ничьих, не позволившее добиться итогового успеха, то же итоговое место в серединке, те же экзотические легионеры. Надо сказать, новые легионеры – бразилец Алехандро Леал и румын Лауренциу Лика проявили себя значительно лучше, чем предыдущая двойка. Здесь (http://www.pressball.by/articles/football/national/67537) можно почитать воспоминания румына Лики о жизни в Беларуси – уверяю, вам должно понравиться. Добавлю, что Леала приобрели у молдавского «Нистру», а вот Лика был представителем вполне себе элитного клуба – бухарестского «Динамо».

Лауренциу Лика собственной персоной.

Видать, не зря румына сразу же бросили в бой на финал Кубка – это была первая реальная возможность для Юревича выиграть трофей. Оставалось только обыграть мозырскую «Славию». И до 77 минуты все получалось, вели 1:0, шла игра, но в 2000 году против супердуэта Стрипейкис-Василюк все было бесполезно. Увы, волевая победа «Славии» – и даже легионеры не помогают.

Ну, и закончить разговор о 2000 годе хотелось бы упоминанием о том факте, что именно в этом году Сергея Яромко все-таки доконали травмы. Он пытался перезапустить свою карьеру в низших лигах, но так и не удалось – его бомбардирский счет остановился на 98 голах. Чертовски обидно.

Из двойки Леал-Лика на второй сезон остался только бразилец. Юревич затеял очередное перетряхивание состава, наряду с молодыми Кирильчиком, Бранфиловым, Шмигеро, Панковцом в команде появился чемпион Дмитрий Денисюк и приехавший завершать карьеру победитель Голландии-1995 и покоритель Санкт-Петербурга Сергей Герасимец. Но эта гремучей смеси, видимо, 26 туров было маловато – за 30, как раньше, они бы точно спелись и взяли медали. А так – лишь восьмое место. В который раз!

…И Юревич устал, по всей вероятности. Устав от очередного серого бестройфейного сезона – взял и подал в отставку. На этом история клуба с Юревичем завершилась. Дальше историю писал уже россиянин Сергей Францев. Писал, к слову, не слишком долго, передав тренерский жезл известному нам Сергею Боровскому.

Сезон-2002 получился, наверное, с одной стороны – лучшим за все время игры мазовской команды в высшей лиге, с другой – настолько разочаровывающим, что от отчаяния можно было бы и вены вскрыть. Так эпично проиграть место на пьедестале мог только «Неман» в том же году, еще более эпично проигравший чемпионство.

Лучший вратарь чемпионата-2002 Валерий Шанталосов.

Наконец-то более-менее удачно вписались в игру все новички, будущий судья Безбородов стал лучшим бомбардиром команды, будущий «крот» Шанталосов творил «сухие» матчи один за другим… Но, как это часто бывает, что-то не так. Сначала появились очень даже немалые финансовые проблемы, в результате чего результаты ухудшились. А потом на пути минчан стал немотивированный «Молодечно-2000»… До сих пор, конечно, есть разговоры, что молодечненский клуб был хорошенько простимулирован конкурентами из «Шахтера», но это для слабых. Главное, что «Торпедо» нанесло 21 удар по воротам соперника, но так и не сумело забить. А тем временем параллельно патриот Солигорска Никифоренко исполнил хет-трик в ворота «Гомеля» и подарил Солигорску первые в истории медали.

Дальше – интереснее. Партнером команды становится Министерство обороны – неисчерпаемый источник молодых футболистов, которые хотят проводить армейскую службу, играя в футбол. Что ж, «Торпедо», уже с приставкой СКА, предоставляло им такую возможность. В итоге в рядах клуба появились Козак, Макар, Былина, Григоров, Разин – не последние люди в белорусском футболе. И порой «Торпедо» показывало совершенно шикарный мегафутбол, быстрый, резкий, с изобилием голов. Но вот снова им не хватило самой малости – опять все решили последние туры. Хотя я считаю, если бы не мощнейший спурт минского «Динамо» во втором круге, выведший их в медали, то быть бы торпедовцам наконец на пьедестале. Да и БАТЭ осенью 12 матчей подряд выиграл. Хотя там еще и «Шахтер» с неподражаемым Калачевым был… В любом случае, очередное четвертое место.

Сергей Козак – лучший бомбардир торпедовцев сезона-2003. 10 голов для полузащитника – неплохо!

Ну, и конечно же, нельзя не вспомнить легендарного Эдуардо Морейру, он же Эду, пришедшего в середине чемпионата в «Торпедо». Пожалуй, он стал лучшим легионером из дальнего зарубежья среди всех, кто приезжал к автозаводцам.

2004 мне запомнился двумя моментами. Во-первых, первым албанцем в белорусском чемпионате. Прибывший из греческого «Атромитоса» Жулиан Гьелоши был достаточно неплохим вратарем, иногда выдававшим очень неплохие встречи, но иногда могущим совершить такуууую глупость, что просто диву даешься. Чехарда с вратарями преследовала «Торпедо»-СКА весь сезон-2004: Гьелоши, Тучинский, Скиндерис…

И второе: это, конечно же, эпичная драка между игроками «Торпедо» и «Звезды»-ВА-БГУ. Беспрецедентная в своем роде: ни до, ни после такого никогда не случалось. Чуть ли не все игроки вместе с запасными дрались, даже тренеры сцепились, а в итоге разнимать все пришлось присутствующему на матче ОМОН. Феерия, завершившаяся массовыми дисквалификациями и штрафами. А во всем виноват судья Метельский, сперва поставивший в напряженной игре абсолютно неочевидный пенальти, а потом пропустивший несколько грубейших фолов в центре поля. У торпедовцев карточки получили Былина и Скиндерис, у соперника – Прокопчик.

Эксклюзивное видео концовки матча «Торпедо»-СКА – «Звезда»-ВА-БГУ. Широким массам интернет-населения демонстрируется впервые за 10 лет!

В остальном же – нормальный сезон, чистенький, но бедненький. А вот дальше начались чудные дела.

Руководство МАЗ самолично отозвало лицензию клуба на участие в высшей лиге и перевело ее в лигу двумя рангами ниже, согласно регламенту. Как так получилось? Руководству МАЗ надоела дорогая игрушка, которая даже не может завоевать хоть какие-то медали? Вполне может быть. Есть и другие причины, но они звучали больше неофициально.

Тем не менее, сезон-2005 «Торпедо» встретило во второй лиге, с изрядно перекроенным составом, в котором были в основном герои дубля типа Андрея Стаина и парочка игроков с именем вроде Вирко или Прокопюка. Тем не менее, сезон прошел для команды очень удачно: лишь 4 ничьи в 26 матчах, ни одного поражения, всего 9 пропущенных, зато 75 забитых мячей. Даже с этим составом команда могла пошуметь в первой лиге , с прицелом на высшую. Но не сделала этого.

Почему – вы и так знаете…  

 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Парадокс Кубарева
7 августа 2014, 06:34
8
История одного флюгера
5 августа 2014, 08:25
1
Ave Римантасович!
11 мая 2014, 21:12
7
Утомленные Кротом
10 мая 2014, 23:52
3
Все посты