Tribuna/Футбол/Блоги/Heavy bald/Неукротимый. Почему сорвался главный тренер «Слуцка»

Неукротимый. Почему сорвался главный тренер «Слуцка»

Никита Мелкозеров объясняет причину гнева Юрия Крота и соглашается с Сергеем Канашицем относительно того, что специалисты от футбола попросту пренебрегают аудиторией.

Блог — Heavy bald
15 апреля 2014, 21:10
118
Неукротимый. Почему сорвался главный тренер «Слуцка»

Никита Мелкозеров размышляет о причине гнева Юрия Крота и о том, почему болельщики не понимают футбола.

Если кто-то не знает, то вчера у Николая Ходасевича в программе снова вспоминали . К ролику присовокупили шмат изумительного выступления Романа Карцева «Давно ли я в футболе?» и телефонную беседу с Сергеем Канашицем, творчество которого, судя по всему, немало трогает главного тренера «Слуцка». Канашиц назвал произошедшее странным и так и не понял, с чего вдруг все так вышло. А я, кажется, знаю, по какому случаю содом. У меня есть две версии. Одна в режиме «якобы» и одна true.

1. Юрий Крот ярко дебютировал в высшей лиге. Его команда обыграла в Гродно «Неман», а сам тренер «Слуцка» на пресс-конференции заставил журналистов теряться в догадках. В догадках насчет того, что с тренером приключилось. 20-секундный монолог получился сбивчивым и временами не сильно уверенным. Некоторые решили, что дело в волнении. И, как показал третий тур, с самообладанием у наставника случчан действительно имеются проблемы.

Некоторым кажется, якобы Юрий Крот поддался на провокацию журналиста. Ну, здорово. Но я до сих пор не могу понять, что грязного и провокационного в вопросе, суть которого коротко выражается следующим образом: «Как считаете, понравилась ли игра зрителям?» Футбол – это ведь социально направленная шутка. То есть для людей придуманная. И все наши тренеры это прекрасно знают. Потому как время от времени слезно призывают к болельщикам, просят их поддержки и не всегда искренне говорят, что играют для них. Простите за пафос, но не является ли ответ на вопрос «Как считаете, понравилась ли игра зрителям?» основным показателем успешности прошедшего матча?

2. Юрий Крот тупо обиделся. Все настолько неглубоко, что даже обидно. Это произошло на одном из эфиров «Времени футбола». Ходасевич позвал нас с Канашицем предварять сезон, обсуждая три первых команды. «Слуцк», «Днепр» и «Нафтан». Планировалась связь с Юрием Кротом. Она в итоге состоялась. До этого мы с Канашицем успели прийти к очевидному выводу, что абсолютному дебютанту высшей лиги в первый сезон придется сложно. Потому жить команде, скорее всего, в низу таблицы.

Когда Крот вышел в эфир, его голос был пронизан обидой. Случились некоторые технические сложности, вызванные, скорее всего, тем обстоятельством, что Юрий Михайлович хотел послушать себя по телевизору и сидел перед ним во время общения со студией. Но из долетевших все-таки до аудитории слов стало ясно, что Крот собирается доказывать скептикам их неправоту.

И вот когда на пресс-конференции после матча «Минск» – «Слуцк» был задан элементарный вопрос, человеку сорвало кукушку. Причем, кажется, безвозвратно. Произошедший гон на журналиста – показатель психологической неподготовленности тренера. Высшая лига, кажется, оказала на него слишком серьезную нагрузку. Ну да – после лидерства во втором дивизионе с перманентной похвалой сложно перестроиться на критику.

Ответная критика свидетельствовала, что своим большинством белорусские журналисты, занятые в спорте, ни фига не понимают в футболе. Хорошо. Но как, допустим, мне улучшить свое футбольное понимание? Думаю, надо попросить поделиться соответствующим знанием человека, который им обладает. В нашем случае тренеров. Им для успешной работы требуется объемная теоретическая база. Я это так понимаю. Наиболее простой способ коммуникации с тренерами – пресс-конференции. И кажется, общаясь с журналистами, специалисты могли бы объяснять, чего и как хотели добиться менее общо. К примеру, рассказывали бы о снятии напряжении в центре поля, желаемых акцентах в атаке, взаимодействии пары центральных защитников, заданиях, которые давали игрокам, выходившим на поле по ходу дела.  

Как обучают свою публику (то есть болельщиков и зрителей) тренеры? Никак. «Ошибки защитников», «потеря концентрации», «не подстраховали», «недонастрой», «будем работать» – очень информативно. Думаю, на таком уровне в футболе разбираются все. Об этом за несколько недель до перфоманса тренера «Слуцка» Николай Ходасевич: «Если бы в Беларуси существовали авторитетные люди от футбола, которые могли бы прийти и интересно объяснить нам с тобой – глупым журналистам – суть роли Алексиевича в БАТЭ, я бы зачитался или засмотрелся ими».

Чему меня научили три пресс-конференции Юрия Крота? Умело сочетать цвета джемперов и сорочек (абсолютно безо всякого стеба – в этом отношении Крот молодец) и фразе «Это футбол, это жизнь». Юрий Михайлович – просветитель, прям Ефросинья Полоцкая белорусского футбола.

Вообще, выходные по части медийной деятельности наших тренеров получились показательными. Вот в Бобруйске Александр Седнев за Сергея Ковальчука и просил, чтобы тому не задавали вопросы о судействе. В плане тренерской солидарности Александр Сергеевич, конечно, молодец, но в остальном не туда воюет. Я искренне считаю, что футбольные люди, становясь профессионалами, потенциально лишаются двух вещей. Здоровья и возможности отрешиться от мира. Платой за это им становятся большие оклады. Их надо отрабатывать. Хотя бы осознанием своей публичности. К тому же в большинстве случаев ее проявление в Беларуси вроде чуть-чуть неприятного вопроса на пресс-конференции – это ничто по сравнению с, допустим, работой папарацци или массовой травлей в западных странах.

В Беларуси очень мягкая медиасреда. И если у тренера «Слуцка» есть обиды по части того, что журналисты не видят умных комбинаций и передач его команды, то снова стоп. По зиме наш корреспондент Александр Ивулин трижды пытался взять интервью у Крота. И три раза был прокинут. Думаю, тренер упустил прекрасную возможность объяснить свою философию.

Надо помнить, что свою пламенную речь Крот начал через упоминание болельщиков. Прозвучал посыл «Зрители вообще не понимают в футболе». Знаете, уж лучше неискреннее «Мы играем для болельщиков», чем столь открытое пренебрежение аудиторией, повышать уровень футбольного знания которой многим специалистам просто невыгодно. Потому надо снова вспомнить горячо любимого Кротом Канашица, который не так давно : «Мне кажется, что проблема в том, что у нас футбол не для зрителей, а для футболистов, тренеров, специалистов».

И вот еще одна важная вещь. Юрий Михайлович сказал, что пресс-конференция после матча «Минск» – «Слуцк» была последней в его исполнении. Человеку сложно общаться с пародиями на Сергея Новикова. Окей. Вот только посещение встреч с журналистами по регламенту чемпионата Беларуси в высшей лиге является обязательным. Отсутствие на пресс-конференции без уважительных причин впоследствии рассматривается на заседании дисциплинарного комитета. В качестве возможных наказаний – предупреждение, штраф клубу или самому тренеру. Ясное дело, за систематическое нарушение этой нормы придется много заплатить. Если Крот готов отжалеть от собственной зарплаты нужный штраф для отсутствия на пресс-конференциях до конца чемпионата и сдержать слово – пожалуйста. Тем более свое место в истории он уже занял.

Интересное, в общем, кино. Давайте продолжим просмотр.

P.S. Как человек. стартовавший в журналистике в 17-летнем возрасте, искренне не понимаю, какая разница: сколько лет корреспонденту. У нас в профессии нет возрастного ценза. Если человек в малые года способен качественно выполнять свою работу, это прекрасно. Плюс ко всему убежден: найдись в Слуцке 16-летний малыш, соответствующий требованиям, в старте команды Юрия Крота играл бы он, а не (при всем уважении) аврально подписанные украинцы. 

Фото: football.by, Кирилл Павлович

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты