Tribuna/Прочие/Блоги/Красивый акцент/«Бегала с коляской, когда не с кем было оставить дочку». Как стать хорошей мамой и чемпионкой мира одновременно

«Бегала с коляской, когда не с кем было оставить дочку». Как стать хорошей мамой и чемпионкой мира одновременно

Обделенная большими деньгами Марина Арзамасова рассказывает свою историю.

Автор — Игорь
20 октября 2015, 19:30
2
«Бегала с коляской, когда не с кем было оставить дочку». Как стать хорошей мамой и чемпионкой мира одновременно

Обделенная большими деньгами Марина Арзамасова рассказывает свою историю.

– Вы хоть ощущаете популярность после победы на чемпионате мира?

– За рубежом – да. В Беларуси – нет. Просто за границей часто подходят какие-то фанаты, коллекционеры спортивных автографов. Они прям встречают у стадиона. Или присылают письма в отель, чтобы я оставила роспись. Особая активность была сразу после чемпионата мира, когда у нас были соревнования в Цюрихе и Берлине. Ажиотаж ощущался. И, конечно, в Китае, где собственно и выиграла. Там ко мне подходил каждый встречный.

Если честно, относилась к этому спокойно. После золотого успеха на чемпионате Европы уже было нечто подобное. В Минске такого нет. Хотя как-то случилась интересная история. Я зашла в магазин детской одежды. Увидела там симпатичные колготки. Правда, цена на них была 25 долларов. Для меня это дорого. В общем, пока я стояла в нерешительности, меня узнал директор магазина. Он стал говорить: «Марина, покупайте. Это отличное качество». А мне от этого стало еще неудобнее. Вроде бы узнали как успешную спортсменку, но 25 долларов за детские колготки слишком много. Так и не купила.

– Я думал, что история закончится тем, что вам дадут скидку или вовсе подарят.

– А вот нет. Я тоже думала, что, возможно, подарят, раз узнали. Но директор разве что добавил: «Это не Китай, а Южная Корея». Ну, якобы качество хорошее. После этих слов вспомнила, что поеду на соревнования в Корею. Решила купить там.

– Олимпийская чемпионка Юлия Нестеренко после Афин не выдерживала усилившегося внимания. Как вы справляетесь?

– На самом деле за границей все спокойно. Дергают только, когда выхожу из отеля, например. На самих стартах сильно никто не отвлекает. В Беларуси есть другая активность. Нужно много встречаться, бывать на разных торжествах. Вы не подумайте: я не жалуюсь, мне это нравится. Но все эти дела отбирают энергию, которую надо беречь для соревнований.  Стараюсь справляться.  Мне и друзья говорят, что потом смогу хоть что-то вспомнить. Да и самой приятно, когда замечают.

И журналистам редко отказываю. Понимаю, что нужно рассказывать не только о себе, но и о нашем виде спорта. Он ведь самый популярный и доступный в мире, в нем высочайшая конкуренция. При этом наши спортсмены добиваются успехов. О них должны знать.

Мы ведь продвигаем нашу страну как можем. Приведу пример.  Ко мне часто подходят с вопросом, откуда я. Когда отвечаю, что из Беларуси, люди начинают судорожно смотреть по сторонам, пытаются хотя бы понять, как это пишется. Я объясняю, что это рядом с Россией в Европе. Запоминают. И после моей победы уже подходят со словами: «О, привет, Беларусь. Поздравляю!»  Уже кто-то узнает нашу страну и то, что в ней бегают люди.

– Вы сказали, что продвигаете свой вид спорта. Как считаете, на каком уровне популярности он находится в Беларуси? И влияет ли это на массовое увлечение бегом?

– Я вижу, что многое делается. Молодые спортсмены устраивают Park run. Каждую субботу в 10 утра в лесу на улице Калиновского проходит забег на 5 километров. Все желающие могут присоединиться. Мой спонсор Nike периодически устраивает забеги между магазинами.

Конечно, бег по утрам и спорт больших достижений – это абсолютно разные понятия. Но хотя бы своим примером мы можем показать, что после утренних занятий у вас будет хорошая фигура, отличное настроение. Это все мотивирует людей. Спорт вреда здоровью не принесет. Всем советую бегать и ходить в спортзал. Тем более сейчас идет тенденция по всему миру за здоровый образ жизни.

Если тренер не приходила на тренировку, то коляску с ребенком устанавливала на середине дистанции и следила, чтобы не укатили.

– Виктория Азаренко, приехав в Беларусь, бегала по проспекту Независимости. Можно ли вас встретить в центре Минска?

– Я бегаю всегда и везде. Можно встретить где угодно. Даже на том же проспекте Независимости. Я живу в Уручье – там и занимаюсь. Бегу из своего района в сторону 9-го километра. Там у меня определенный маршрут на 30-40 минут. Это вечерние или воскресные тренировки.

Кстати, еще в этом году ездили с мужем бегать кросс на Минское море. Только для того, чтобы разнообразить пейзажи, а то уже сильно приедаются. В Дроздах бегали по лыжероллерной, чтобы сменить декорации.  Но на самой тренировке не так уж скучно. У нас полно разноплановых упражнений.

– Вы сказали, что ездили с мужем...

– Да, Илья бегал вместе со мной. Это помогает. Когда я тренируюсь одна, мои ноги задают определенную скорость, и мне уже трудно заставить бежать себя быстрее.  А когда муж был на полшага впереди, это уже заводило – начинала ускоряться.

И, конечно, Илья очень помогал в бытовых вопросах, воспитывал ребенка. Я вообще хочу построить свой тренировочный процесс так, чтобы в основном тренироваться и лишь изредка быть дома мамой и хозяйкой для удовольствия. Пока же я загружена 24 часа.

Извините, пожалуйста. Надо ответить на звонок.

– Да, конечно.

– Вот пригласили на День матери. 

– Заслуживаете. Мы на сайте так и писали, что вы крутая мама. Как роды повлияли на вашу карьеру?

– Ох, это вообще такое дело, которое трудно предсказать. Можно долго планировать, переносить на неопределенные сроки, а потом ничего не получится... В любом случае, дети – это не помеха. Легко можно справиться с ними. Многие великие спортсменки рожали прямо во время карьеры. Но у них все было направлено на то, чтобы девушка была сосредоточена только на спорте.

Когда же я родила, была в спорте никем. Больших средств для существования у нас не было. Ну и поводов, чтобы на меня работала вся семья, тоже не имелось. У меня было просто дикое желание тренироваться. Когда не было возможности с кем-то оставить ребенка, я брала дочку с собой. Бегала с коляской.

Как только получила водительские права, еще чаще брала дочь Сашу на занятия. Сначала минут 10-15 бегала вместе с коляской. Так укачивала ребенка. Потом ставила коляску под дерево, где дочь спала. Если тренер Наталья Духнова еще не приходила на тренировку, то эту коляску устанавливала на середине дистанции. Бегу в одну сторону – слежу, чтобы никто не укатил ребенка. Потом обратно. После этого поняла, что главное в спорте и жизни – это желание.

Еще с мужем были очень забавные эпизоды. Он бежит свой отрезок, устает, становится на карачки, чтобы отдышаться. В это время я передаю ему ребенка. Он в полусогнутом состоянии приходит в себя и качает дочь. Пока он это делает, бегу я. Иногда отдавали тренеру, но у нее ребенок плакал. Приходилось забирать и снова передавать по кругу.  

А физические упражнения с ребенком – это святое дело. Все мамочки практикуют такое. Например, приседы. Отлично качала руки. И дополнительная нагрузка на мышцы, и ребенка укачиваешь.    

Так наша девочка не каталась на коляске уже с года. Мы, родители, всегда носили ее на руках. Приучили к тому, что наша маленькая девочка до 5 лет просилась на руки. Наша бабушка ругалась. Мол, вы сильные спортсмены, вам легко, а мне тяжело ее постоянно носить. Сейчас дочь уже выросла. Может, ее и хочется еще поносить, но она вырывается из объятий.

Если честно, эти испытания с ребенком сейчас вспоминаю с улыбкой, а раньше хотелось плакать. Ведь когда я, сильно замученная, возвращалась с тренировки, не могла полежать на кровати и даже помыться или покушать – нужно было два часа гулять. Если дочь просыпалась, нужно было гулять с ней. Жила в сумасшедшем ритме. Иной раз завидовала обычным мамочкам. Многие из них говорят, что в декрете очень нудно. Приготовил покушать, погулял, уложил спать – и так по кругу. Устаешь от однообразия. Я же хотела, чтобы у меня было именно так.

Я ведь сразу через месяц после родов начала бегать. Кстати, спорт хорошо помогает сбросить лишний вес. Я очень много набрала за время беременности. Но уже через 7-8 месяцев у меня все было идеально. Появились кубики на животе, и вообще фигура стала спортивной.

Знаете, рождение ребенка – это большое счастье. Эти эмоции и любовь нельзя ничем заменить. И еще это очень большая мотивация. Я знаю, что у меня есть дочка, которую надо ставить на ноги. Теперь понимаю, что не могу медленно бегать.  Надо добиваться успеха, чтобы семья жила хорошо.

– Эмоции от дочери помогают побеждать?

– Конечно. Такой прилив нежности... Вообще, наша Саша очень хорошо чувствует настроение. Когда видит меня уставшей, задумчивой или грустной, она начинает такую веселую ерунду творить. Все, что угодно, лишь бы рассмешить. Или просто обнимает.

Доченька насмотрелась телевизор, начиталась спортивных газет и уже понимает, кто именно ее мама. Бывало, идем по магазину, и она начинает громко кричать: «Смотрите сюда. Это же известная бегунья Марина Арзамасова». Я тут же ее успокаиваю. Она не унимается. Так занимается моей раскруткой. Настоящий PR-менеджер.

– Описывая вашу победу на чемпионате мира, наш корреспондент предопложил, что вы рановато сделали рывок на финиш. И вот я спрашиваю у вас: не рано?

– Нет-нет, вы что? Все было абсолютно четко и вовремя. Я вот несколько раз пересматривала тот забег. И даже заметила, что немного прихрамывала на одну ногу. Я этого даже не чувствовала. Возможно, это и сказалось на том, что я подпустила соперниц ближе к себе.

– Можно сказать, что Марина Арзамасова выиграла золото чемпионата мира хромая?

– Давайте не будем так формулировать. Но вообще, у меня все было запланировано.  Я в нужный момент ускорилась. Прекрасно чувствую свой организм, его особенности. Знаю, какой позиции и тактики мне стоит придерживаться.

– Что творится в голове спортсмена перед стартом?

– Лично я всегда думаю конкретно о забеге. Мы раскладываем нашу дистанцию на четыре части по 200 метров. И на каждой из них стоит определенная задача. Так, перед стартом  я прокручиваю в голове алгоритм действий. Потом еще во время бега слежу за соперницами. Хочу сказать, что в эти минуты происходит такая серьезная мозговая активность плюс концентрация. Если ее не будет – ничего не добьешься. Иногда даже голова болит от такой серьезной умственной деятельности.  Эмоционально я загружена днем. А уже во время забега просто думаю.

– Болельщики обычно кричат перед телевизором: «Только бы хватило сил».

– Не переживайте, все под контролем :). Если думать об этом, то сил и не хватит. А надо ничего не бояться, грамотно распределяться по дистанции, не оставлять ничего на финишной прямой. Ни в коем случае нельзя думать, что не хватит сил. И на чемпионате мира все было в порядке. Были еще ресурсы.  Когда меня стали нагонять, мозг подал сигнал, и я еще ускорилась. В итоге сохранила преимущество, которое создала тем рывком, о котором вы говорили, что якобы рано.

– Мир до сих пор удивляется, что белая девушка может обогнать черных. Как это стало возможным в вашем случае?

– Ну, даже научные исследования подтверждают, будто темнокожие быстрее. Да и практика тоже. Но вот наша дистанция 800 метров походит для европейцев. Спринт хорошо бегут ямайцы и американцы, длинные дистанции – африканцы. А вот 800 метров – это переходная дистанция между выносливостью и спринтом.  Вот прошлую Олимпиаду у нас выиграла россиянка, перед этим – чемпионат мира. Сейчас победила я. Это доказывает, что 800 метров – наша дистанция. Хотя неправильно всех подводить под одну черту. Вряд ли это зависит от нации. Скорее, от человека и его врожденных способностей.

Лично я всегда чувствовала и знала, что буду заниматься только бегом, как бы трудно ни приходилось на определенном этапе карьеры. У меня и в этом году не все оптимистично складывалось. Но я верила в нашу с тренером работу. Она часто повторяла: «Терпи-терпи. Мы готовимся к чемпионату мира». И оказалась права. Чем ближе к самому важному старту, тем лучше я себя чувствовала.

Правильно готовиться к топ-турнирам – это самое важное. До этого выходила на пик формы раньше. Но в последние два года мы поменяли систему подготовки. Первые старты называем проходящими, как бы больно и обидно это ни звучало. Но зато потом я совершаю скачок в результатах.

IAAF должна выплатить за победу на чемпионате 60 тысяч долларов.

– Правильно ли я понимаю, что ваше финансовое положение сильно зависит от чемпионатов мира и Европы?

– Ну да. Но от чемпионата Европы не совсем. Да, в случае успеха я получаю именную стипендию, которая по меркам белорусских зарплат достаточно высокая. Но в мире не очень. Больше денег я получаю от коммерческих стартов. На стипендию или зарплату живу, а благодаря другим соревнованиям получается что-то отложить.    

Чемпионат мира хорош тем, что это оплачиваемое соревнование со стороны IAAF. Наше государство даст еще премию. Очень надеюсь, что курс белорусского рубля не поползет вверх. Рассчитывала получить все до выборов, но не получилось.

– Читал о том, что вы с мужем залезли в долги и купили себе квартиру в Колодищах. Теперь разобрались с долгами?

– Не совсем. Со стороны государства пока получила только пару миллионов. Одну премию мне дал губернатор Минской области, но всю ее я отдала на строительство детского хосписа. Я была привлечена к этой проблеме и сильно прониклась. Поэтому решила чем-то подсобить. Еще помог один из регионов Беларуси и армия, где я числюсь младшим лейтенантом. На эти деньги подарила родителям новую кровать, поскольку они долго мучились, спав на не очень удобных диванах.

– Так с квартирой все ок?

– Нет, конечно. Я планирую с этим разобраться зимой, когда придут все деньги. IAAF должна выплатить за победу на чемпионате 60 тысяч долларов. Но надо вычесть все налоги, деньги для менеджера и тренера. Мне останется только 55 процентов от этой суммы. Кстати, такая же ситуация на коммерческих стартах. Спортсмену доходит только 50 процентов в лучшем случае.

Бывали такие перелеты, что мне просто хотелось плакать.

– У вас получился крайне насыщенный сезон.

– О, да! В этом году меня побросало. Три раза только в Азии была. Организм просто обалдел от такой смены часовых поясов. До сих пор не могу прийти в себя. В девять часов вечера засыпаю, а в четыре утра уже просыпаюсь. Если честно, бывали такие перелеты, что мне просто хотелось плакать. Когда летим туда, на соревнования, у нас удобные рейсы. Но обратно бывают просто дикие стыковки. Еще самолет, как правило, рано утром. Иногда реально плакала. Жалела себя.

Я готова убить человека, который рассказывает, что в самолете можно спать. Когда летит огромный боинг, где четыре стула рядом, там-то и сидеть не очень удобно. А еще ожидания рейсов... В аэропорту вроде уже и поела, и погуляла, и купила что-то, и поспала – все равно время тянется очень медленно.

– Что насчет чартера после победы на чемпионате мира?

– Размечтались :). Был только один плюс после победы. Когда приехали на соревнования в Италию, всех забрали на автобусе, мне же подали машину. Взяла с собой подружку – и помчались. Причем реально полетели. Водитель ехал настолько быстро, что мы сели на заднее сиденье и пристегнулись. Было страшно. Не хотелось так бесславно прощаться с жизнью :).

Другие посты блога

Все посты