Tribuna/Футбол/Блогі/Хоккейная площадка/Беларус готовит сборную Польши к ЧМ U-18: объясняет, чем хоккей в Беларуси лучше, делится мнением о том, нужны ли санкции и на что они влияют

Беларус готовит сборную Польши к ЧМ U-18: объясняет, чем хоккей в Беларуси лучше, делится мнением о том, нужны ли санкции и на что они влияют

«Специалисты говорят, что есть развитие, но, возможно, это пыль в глаза».

Аўтар — bytribuna com
13 сакавіка 2023, 18:42
Беларус готовит сборную Польши к ЧМ U-18: объясняет, чем хоккей в Беларуси лучше, делится мнением о том, нужны ли санкции и на что они влияют

Андрей Гусов долго и успешно работал на Родине: был чемпионом и призером национального первенства, помогал в «Динамо», возглавлял сборные младших возрастов. В последний годы тренер работает в Польше. Там возглавлял клубы «Тыхы» и «Подхале», а с августа 2022-го тренирует юниорскую сборную Польши, с которой скоро примет участие в чемпионате мира. Кроме того, в Катовице тренер трудится с молодыми хоккеистами в специальной спортивной школе.

В интервью телеграм-каналу «О, спорт! Ты – мир!» Гусов сравнил подготовку польских и беларусских молодых хоккеистов, рассказал о желании вернуться на Родину, а также поделился мнением, должны ли действовать санкции в отношение белхоккея.

– Перед интервью вы говорили, что хоккея в вашей жизни предостаточно. Следите за многими чемпионатами?

– Конечно, и даже за чемпионатом Казахстана, где у меня работают друзья. Просто сейчас есть на это время, потому что сезон в молодежном чемпионате Чехии со своей командой я закончил. Дело в том, что уже несколько месяцев я работаю с коллективом SMS Katowice. В прошлом году мы заявились в чемпионат Чехии, но с условием, что в плей-офф все равно не попадем, плюс все поединки должны проводить на выезде, то есть в Польше у нас не было ни одного матча. Зато Чехию объездили вдоль и поперек. В Восточной конференции моя команда, составленная из игроков не старше 17 лет, заняла третье место из восьми. Честно, результатом мы очень довольны, потому что большая часть хоккеистов выступает за коллектив первый год.

Так вот, сезон закончен, тренировки проходят только по утрам, а после обеда у меня есть возможность посмотреть и польский чемпионат, и турнир в Казахстане, и КХЛ.

– Расскажите о команде SMS Katowice, в которой работаете.

– Коллектив существует под патронажем Федерации хоккея Польши и министерства спорта и представляет хоккейную школу в Катовице, к созданию которой в свое время приложил руку и [бывший главный тренер сборной Беларуси] Владимир Сафонов. В разные годы тут работали многие беларусские специалисты. Нынешний сезон отработал я. Занимаются и играют тут ребята 2004-2007 годов рождения. Все, вроде бы, хорошо, но одна проблема – мы не провели ни одного матча дома, только в Чехии. Из-за этого очень много времени проводили в автобусе.

– Молодым парням тяжело далась нагрузка при переездах?

– Вот как раз они ничего и не почувствовали. 16-17 лет, переезжают спокойно. Что им – сыграли, поели, послушали музыку в автобусе, поговорили и заснули. Это мне сложнее в силу разных причин :).

Помимо работы в этой команде я еще являюсь и главным тренером юношеской сборной Польши, и буквально через три недели у нас начинается подготовка к чемпионату мира U-18. Начнем работу, а через 10 дней поедем на турнир в Словению. Соперники у нас по дивизиону 1 (по факту это второй дивизион - «О, спорт! Ты – мир!») непростые: Италия, Словения, Австрия, Эстония, Южная Корея. В прошлом году поляки вылетели в дивизион рангом ниже, но из-за того, что беларусов и россиян отстранили от участия в топ-турнирах, Польшу вернули. Сейчас наша задача – сохранить прописку в дивизионе. Честно, задача непростая, потому что наша команда будет на год-два моложе соперников – слишком скудный выбор игроков 17-18 лет в этом году, поэтому основа нашей сборной – 16-летние парни. Будем сражаться, посмотрим, как получится.

– Задача «сохранить прописку» поставлена руководством или вы сами для себя ее определили?

– Руководство о задачах, думаю, будет говорить непосредственно перед выездом на чемпионат мира. Но я реалист, отдаю себе отчет в силе команды. Тем не менее буду требовать от коллектива выкладываться в каждом поединке, буду вытягивать из игроков максимум. В общем, 10 апреля стартует чемпионат мира – готовимся.

– Как вам поступило предложения возглавить сборную Польши U-18?

– В августе 2022 года позвонил председатель федерации, мы встретились, переговорили. Потом позвонил его заместитель – с ним тоже прошли определенные переговоры. И в том же месяце, по сути, мы сошлись на всех вопросах. Я подписал контракт, и уже в августе поехал с командой на товарищеский турнир в Будапешт. Сыграли с венграми, итальянцами и украинцами. Заняли второе место, считаю, выступили довольно неплохо. В ноябре и декабре провели четыре товарищеских матчах с венграми (по два поединка дома и на выезде). Ну а в феврале провели турнир в Бытоме, где встретились с Литвой, Эстоний и Венгрией. В общем, играем, смотрим на ребят перед чемпионатом мира.

– И чем вас привлекло предложение возглавить сборную U-18? Это даже побудило вас оставить «Подхале»?

– В клубе предупредили, что не будет никаких условий для работы, так как «Подхале» не ставит перед собой целей и задач. Мне тогда казалось, что меня просто хотели выдавить из клуба. Других вариантов работы не было, поэтому когда пригласили в сборную, дал добро – нужно же кормить семью.

При этом хочу сказать, что с «Подхале» у меня действующий контракт, он до сих пор не расторгнут. Руководители в клубе поменялись, и человек, который рассказывал мне, что не будет у коллектива ни целей, ни задач, ни денег, привез иностранных тренеров, 15 легионеров. Всю свою молодежь, которой я и мои помощники давали играть и прогрессировать, задвинули в фарм, команда играет только иностранцами. Устроили туда тренером латвийца Александра Белявского. Но к чему это все в итоге привело? Очередной провальный сезон, последнее место в регулярном чемпионате, большие долги – коллектив снова разбежался.

– Вас пытались выжить из клуба?

– Мне летом говорили, что никаких перспектив у коллектива нет, даже о предсезонке речи не шло. Лишь после того, как я обговорил все условия работы со сборной, в «Подхале» что-то поменялось, зашевелилось, нашлись деньги, были поставлены какие-то задачи. Как я сказал, завезли иностранцев, но провести достойно сезон все равно не получилось.

– Когда вас убрали из команды, а затем пригласили нового тренера и завезли легионеров, не появилось чувство, что вас просто обманули?

– Даже если и обманули, мне кажется, что все равно нужно было уходить из «Подхале». Провести еще один такой сезон, как прошлый, где команда просто боролась за выживание, было бы очень сложно. Конечно, если бы дали провести качественную предсезонку, набрать качественных игроков (мы с коллегами планировали пригласить вратаря, пятерку иностранцев), то мы бы выступили точно лучше, чем команда образца нынешнего сезона, где я уже не работаю.

– При этом вы говорите, что контракт с «Подхале» действует.

– Наверное, контракт со мной просто забыли расторгнуть :). Поэтому весь сезон я числился в «Подхале» по всем документам главным тренером. Интересная ситуация, конечно, руководство клуба действует немного непрофессионально. Что ж, будем разбираться. Когда решим вопрос, дам вам знать.

– Раз у вас действующий контракт, то и зарплату должны платить?

– По идее должны, но в телефоне ничего не дзинькает :).

– Есть у вас желание вернуться к работе на клубном уровне со взрослой командой?

– Когда меня звали, просил федерацию дать мне возможность совмещать работу в клубе и сборной. Но мне прямо сказали, что это невозможно. Более того, мне нужно тренировать не только сборную U-18, но и работать в школе SMS Katowice с молодежью. Что ж, пришлось пойти на эти условия. А так, скажу честно, желание поработать с каким-нибудь клубом есть, причем с клубом, который будет бороться за высокие места.

– Для понимания, SMS Katowice – это базовый клуб сборной U-18?

– Не совсем. В первую очередь это хоккейная школа, где тренируются две команды разных возрастов, составленные из спортсменов из разных городов Польши. Есть ребята 2004-2005 годов рождения, под моим руководством были парни 2006-2007-го. И вот сейчас они перейдут в старшую группу. С командами трудятся в общей сложности шесть тренеров.

В апреле по моему возрасту будет новый набор, приедут ребята и будут на базе школы и тренироваться, и получать образование. После окончания SMS Katowice разъедутся по клубам из своих городов или за границу.

– Если говорить о юниорской сборной Польши, в которой вы работаете, насколько она интересна болельщикам?

– В этом плане есть вопросы и проблемы. Например, когда мы играли на турнире в Бытоме, болельщиков на трибунах было очень мало. Конечно, я объясняю ребятам, что для привлечения зрителей нужно показывать результат, побеждать, но пока число людей не радует. Что на товарищеских матчах с венграми, что на соревнованиях в Бытоме на трибунах были, по сути, только девушки хоккеистов, родители и пару десятков любителей хоккея. На самом деле мало. При этом мы играли на аренах вместимостью около двух тысяч. Так что представляете атмосферу на матчах.

***

– Вы в своей карьере поработали и со взрослыми хоккеистами, и с юниорами, и фактически с детьми. С кем больше нравится?

– Все-таки интереснее с молодежью, когда видишь, как парни тебя слушают, когда видишь, как они прогрессируют, узнают что-то новое. Конечно, это немного другой уровень, другая реальность, нежели та, с которой я столкнулся, например, в «Тыхы». Тогда мы с клубом боролись за самые высокие места в чемпионате, играли в Лиге чемпионов. Но, как говорится, в жизни нужно попробовать все, в том числе работу с молодыми. Чему-то я их учу, что-то сам беру от них. Да и, честно признаюсь, когда работаю с этими возрастами, ощущаю психологическую легкость, нет особого давления. Раньше руководители требовали чемпионства, медалей, а сейчас нет такого прессинга, главное – играть и учиться.

– В каких условиях вы работаете?

– Базируемся в большом спортивном комплексе, где есть тренажерный зал, залы для игровых видов спорта, раздевалки, бассейн. Плюс, конечно, каток. Ребята живут совсем рядом, в отдельной гостинице. Постоянно при них присутствуют воспитатели, которые меняются. По сути, 24 часа в сутки хоккеисты под контролем. В гостинице – ресторан с качественным трехразовым питанием. По вечерам к ребятам приходят тренер по физподготовке, два физиотерапевта. Пару раз в неделю посещает врач, который контролирует состояние спортсменов. Им выдаются препараты, проводят различные процедуры.

Что до финансов, ребята учатся, получают хоккейное и школьное образование. Родители платят совсем небольшие деньги за все обучение. Точную цифру не могу назвать, но примерно около 200 долларов в год. При этом хоккеисты бесплатно получают всю экипировку, хорошие клюшки. Все обуты, одеты и досмотрены :).

– Какое расписание в этой хоккейной школе?

– Игры обычно проходят по пятницам и воскресеньям, выходной - в понедельник, да и то там есть дела – школу, например, никто не отменял, плюс вечером бассейн. Ребята заняты постоянно, мне иногда их даже жалко. Представьте расписание: в семь утра начинаются занятия в школе, после девяти – тренажерный зал. В 11 часов начинается тренировка на льду, в 13.00 – обед. В 14.00 – уроки в школе до 16.30. Потом – снова работа на льду. Такой армейский режим. Плюс моя команда играла в Чехии. А когда международная пауза на матчи сборных, ребята могут уехать в клубы, которым принадлежат, и выступают за них в молодежном первенстве.

Сейчас идет плей-офф молодежной лиги, там шесть моих игроков из сборной. 20 марта начинается финальная стадия турнира по их возрасту. 27 числа - начало сбора перед чемпионатом мира. График довольно плотный. И количество матчей за сезон может дойти аж до 80.

– А жить когда?

– Ребята посвятили себя хоккею, спорту, поэтому все время отдают ему. Плюс успевают учиться.

– Можно себе такое представить в Беларуси? Имею в виду и условия для работы, и самоотдачу игроков.

– В Беларуси, в тех же «Раубичах», условия не хуже, молодежь тоже имеет возможность прогрессировать как через тренировки, так и через игры. Просто разница с Беларусью в том, что в нашей стране количество хоккеистов, из которых можно набирать команду, намного больше. Соответственно, конкуренция повыше, все сражаются на пределе, чтобы попасть в сборные своих возрастов. В Беларуси выбирают из 300 хоккеистов, а я выбираю из 35-40 игроков. Поэтому вы понимаете: чем больше конкурентов за место в составе, тем больше ребята работают.  Мне кажется, уровень мастерства у беларусов все-таки повыше.

– В SMS Katowice собираются лучшие молодые игроки из разных клубов Польши?

– Не лучшие, потому что многих игроков родители просто не отпускают. Считают, что в 16 лет еще рано уезжать из дома. Плюс в клубах создают свои подобные школы. В Новом Тарге, знаю, есть школа спортивного мастерства, как и в Тыхы, в Торуне. Люди пытаются удерживать своих перспективных хоккеистов, которые могут потом попасть в нерациональную сборную. Так что я не могу сказать, что у нас собраны действительно все сильнейшие. Никто никого не заставляет ехать – все по собственному желанию и возможностям. Тренерский штаб на протяжении трех дней проводит отбор, смотрит на ребят на тренировках, а потом оставляет лучших их тех, кто приехал. В этом году в команду моего возраста, думаю, нужно будет отобрать 10-12 человек.

– Вы говорите, что параллельно с хоккеем игроки учатся в школе. Оценки как-то могут повлиять на их карьеру?

– Если у парня проблемы с дисциплиной или с оценками, то он может быть отчислен. Мне еще не приходилось принимать такие решения. Через несколько месяцев тренеры будут собираться вместе с учителями, директором школы – и вот все вместе будем решать, с кем расставаться, а с кем продолжать сотрудничество.

– Вы единственный беларус в структуре?

– Да.

– Как работается в польском коллективе?

– Нормально. Работа как работа, просто здесь ее на процентов 80 больше, чем в команде мастеров. Если взрослым хоккеистам можно нарисовать тактику, показать видео – а дальше парни будут выполнять установку, то сейчас имею дело с молодыми ребятами, которым нужно по 15 раз повторять одно и то же. И самому кататься, и за руку брать и расставлять, как стойки. Работать приходится точно больше.

– Чувствуете себя своим в польском коллективе?

– Можно сказать и так. И я уважаю людей, с которыми работаю, и меня уважают. Ко мне не относятся как к чужаку.

– В связи с событиями в Украине на вас косо не смотрят?

– А кто его знает :). Дети не смотрят, я это вижу, тренеры тоже относятся уважительно. А если кто-то и имеет какие-то претензии, то в лицо не говорит.

Контракт с SMS Katowice у меня до 1 января 2024 года с возможностью продления. Решение по сборной и моей работы с ней, так понимаю, будет приниматься по итогам чемпионата мира.

– Вы можете себя представить в беларусском хоккее или прочно связываете свою карьеру с Польшей?

– В любом хоккее могу себя представить. Поэтому если будут предложения из Беларуси, то буду рассматривать. Хотел бы я вернуться в Беларусь? Сложный вопрос. Единственное, могу сказать, что с тех пор, как меня уволили из «Шахтера», прошло шесть лет, и за это время было только одно предложение из Беларуси. Причем предложение конкретное. Но так получилось, что я уже тогда был связан контрактом с «Подхале», в итоге команду [«Металлург»] возглавил Дмитрий Кравченко, стал с ней чемпионом. Я поблагодарил руководство клуба и отказался. Так что, как видите, только один раз за шесть лет меня звали в Беларусь.

Сейчас на Родине работает много талантливых молодых специалистов, идет смена поколений. Может, нас, тренеров постарше, уже списали :). Впрочем, как уже сказал, если будут варианты из Беларуси, готов рассматривать.

– По-вашему, куда движется хоккей в Беларуси?

– Ох, сейчас сказать очень сложно. Лакмусовая бумажка любого развития – это чемпионат мира. В данный момент наших сборных там нет, поэтому сказать, куда движется и весь хоккей, и чемпионат страны очень сложно. Нет почвы для сравнения.

Но из положительного отметил бы, что играет много молодежи, восстановлена команда в МХЛ. Насколько качественно идет развитие молодых хоккеистов, сказать невозможно из-за отсутствия топовых международных соревнований. Специалисты пишут и говорят, что есть развитие, но, возможно, это просто пыль в глаза, просто слова. Ведь, объективно, понять уровень спортсменов и коллективов в отсутствие чемпионатов мира просто невозможно.

– По-вашему, санкции, наложенные на беларусский хоккей, справедливы?

– Не считаю, что спортсмены должны отвечать за какие-то действия политиков. Спорт и политика – это совсем разные вещи, хотя в последнее время они идут почему-то рядом друг с другом.

– Если санкции продержатся еще год-два, что будет с видом спорта в стране?

– Думаю, ничего не будет, потому что ребята тренируются, играют, соперничают с командами из России и Казахстана. Практика все-таки есть. Так что никуда хоккей не денется, все будет хорошо.

– Вы поддерживаете связь с коллегами из Беларуси?

– Конечно, у меня там много друзей, которые играли под моим руководством, с которыми работал вместе.

– Есть ли в вашем круге общения те, кто интересуется возможностью уехать в ту же Польшу?

– Предлагают свои услуги, интересуются перспективами работы. Но я всем объясняю, что если и работать в Польше, то для этого нужно знать польский язык. Честно, не знаю, с какой целью коллеги интересуются, но просто звонят и спрашивают, есть ли вакансии в Польше. Иногда звонят, чтобы банально поговорить об уровне чемпионата, хоккеистах. При этом хочу сказать, что звонят и спрашивают о Польше в основном те, кто сидит сейчас без контрактов, кто ищет работу. Те же, кто на контрактах, довольны тем, что есть.

– Какое настроение в беларусском хоккее?

– Нормальное, скажу так. Все следят за чемпионатом Беларуси, где стартует плей-офф, за КХЛ.

– Жалоб на то, что хоккей под баном, нет?

– По крайней мере мне никто не жаловался.

– И расскажите в конце о своей жизни вне хоккея.

– Живу в Катовице, федерация хоккея предоставила мне квартиру такого среднего размера. В бытовом плане нет никаких проблем, семья периодически приезжает. Чем занимаюсь в свободное время? А его и нет – я постоянно в хоккее. Если не на тренировке, то смотрю по телевизору. Даже если бы хотел заняться чем-то другим, то нет ни времени, ни возможности. Хотя иногда задумываюсь, чем мог бы еще заниматься, потому что в хоккее всю жизнь не буду. Хотелось бы попробовать что-то новое, но пока не нахожу такую сферу.

Фото: polskihokej.eu

Найлепшае ў блогах
Больш цiкавых пастоў

Іншыя пасты блога

Усе пасты