Tribuna/Футбол/Блоги/Хорошие тексты/«Малеев говорит, что мы колхозники, что все начинается с верхов». Суровые реалии женской сборной Беларуси по футболу

«Малеев говорит, что мы колхозники, что все начинается с верхов». Суровые реалии женской сборной Беларуси по футболу

«Согнулся и начал шлепать себя по ягодицам – типа «На, поцелуй!».

Автор — bytribuna com
6 декабря, 15:47
11
«Малеев говорит, что мы колхозники, что все начинается с верхов». Суровые реалии женской сборной Беларуси по футболу

В прошлую субботу женская сборная Беларуси после поражения от Чехии 0:1 еще до финиша группового турнира вылетела в Лигу С – слабейший дивизион Лиги наций. Беларуски завершили выступление во вторник, когда проиграли Боснии и Герцеговине 0:1 и заняли последнее, четвертое, место в своем квартете. В шести матчах команда Юрия Малеева набрала всего два очка, когда в октябре дважды победила баллы со Словенией – 1:1, 0:0.

Октябрьские и ноябрьские матчи пропустила лучшая беларусская легионерка на Западе Анастасия Побегайло. Полузащитница «Фортуны» сейчас хорошо смотрится в чемпионате Дании, где имеет 2+4 в 12 матчах – это пятый показатель по «гол+пас» в топовой по европейским меркам лиге. Сбор в октябре девушка пропустила по своему желанию, попросив ее не вызывать будто бы из-за усталости. На следующий сбор, начавшийся в конце ноября, главный тренер сборной Беларуси уже сам не вызвал футболистку. «Трибуна» писала о подробностях той ситуации.

Telegram-канал «Дзмітрый Сіняк – аб жаночым футболе» взял интервью у 19-летней Побегайло, и та рассказала об истинных причинах неприезда в сборную. Там – про отношение главного тренера к футболисткам, про менталитет и колхозниц, а еще смешная история про экс-босса АБФФ Владимира Базанова.

Tribuna.com перепечатывает этот разговор.

– Почему решили не ехать на октябрьский сбор?

– Скажем так, захотела взять паузу. Мой агент подошел к [главному тренеру сборной] Малееву, предупредил: «Юрий Иванович, не вызывайте на октябрьский сбор». Устала, не готова, еще что-то. На это тренер ответил, что если не хочу приезжать, то должна написать письмо в федерацию. Написала в АБФФ письмо с просьбой не вызывать только на октябрьский сбор. А на следующий, который начался в конце ноября, Малеев уже сам меня не вызвал. Наверное, обиделся, но точно не знаю. Это надо спросить у него.

С Чехией [Малеев] поставил состав, опираясь на динамовских игроков, а после сам признался, что не угадал со стартом. Меня вообще последней на замену выпустил. Думаю: «Ну, если не нуждаются во мне, то зачем тогда ехать в сборную? Сидеть на лавке?». И я сказала агенту, что в октябре не хочу ехать.

– Как охарактеризуете Малеева?

– Как тренер, наверное, он, может быть, хороший. Вызывает в сборную половину своего состава из «Динамо-БГУФК». Даже бОльшую часть – 11-12 футболисток. Мне кажется, в сборной Малеев в каких-то своих интересах преследует цели своего клуба. А так быть не должно Тренер сборной и тренер клуба – один человек, вот и получается такая ситуация, когда за счет сборной готовят клуб. Это первое.

Второе. Больше всего мне не нравится отношение к нашим футболисткам, которые играют за границей. Малеев постоянно некорректно высказывается в их сторону – они не делают ему результат, еще что-то. И говорит, что мы колхозники, что у нас не такой менталитет («беларуская памяркоўнасць»), что мы никогда не будем ни у кого выигрывать. При этом сам говорит, что все начинается с верхов, и он, наверное, не понимает, что в сборной все начинается как раз с него.

Сидя на лавке запасных в сборной, слушаю, что наши беларусские тренеры говорят. Честно, иногда становится стыдно, что я там сижу рядом. Малееву не раз за высказывания давали красные карточки, не раз его выгоняли на трибуны. В прошлом году, когда я еще играла за «Минск», после победного гола он повернулся спиной к нашей лавке запасных, согнулся и начал шлепать себя по ягодицам – типа «На, поцелуй!». Это кто, тренер национальной сборной?! А потом он приходит в раздевалку и говорит нам, что мы колхозники, что мы плохие.

Хотя замечу, что девчонки у нас не худшего уровня. У нас есть неплохие игроки, с которыми можно работать и можно чего-то добиться. А Юрий Иванович хочет, чтобы ему дали «Барселону», чтобы ему дали таких игроков, которым не надо ничего показывать, рассказывать. Он сам говорит, что нас не научили, нам не показали ничего. На последнем сборе при мне сказал, что все дело в детских тренерах, что нас не обучили, что нам не показали, как по мячу правильно бить.

А сам Юрий Иванович не хочет нас обучить? Пусть это и сборная, но можно же показать, научить, если тебе что-то не нравится. Просто он хочет готовых футболисток. Вот мне интересно, если бы ему дали маленьких девочек, то чему бы он их научил. Мне кажется, если ты тренер сборной, тебе дают команду, ты должен найти подход, должен найти, как работать с девушками, что давать, какие упражнения.

Да, согласна, что в националке нужно делать упор на тактику и некогда особо показывать какие-то технические аспекты, но в каждой команде можно найти свой подход. И если ты видишь, что у тебя игроки не такие техничные, еще что-то, тогда разные схемы можно попробовать, разных футболисток наигрывать. У Юрия Ивановича постоянно все одно и то же, и он не хочет ничего менять. Просто своих игроков ставит из «Динамо-БГУФК», и потом спрашивает, почему мы обсираемся постоянно? Ну, почему? Ну, вот поэтому!

– Как другие сборницы относятся к такому поведению главного тренера?

– Уверена, что это интервью прочитают все девочки, и некоторые скажут, что я звезду в Дании поймала. Но я была на сборах, слышала комментарии девочек. Знаю, что некоторые подходили к моему агенту и говорили, что я все правильно сделала. «Если бы я была на ее месте, в Европе где-то играла, то мне бы сборная с этим Ивановичем давно тоже была не нужна».

У Малеева, когда игра какая-то важная – допустим, играем с Чехией, с Боснией – какой-то мандраж начинается. Вроде, неплохо играем, все нормально, ведем в счете. Нет, ему нужно сделать сейчас замену какую-то непонятную. Ему нужно выпустить какую-то футболистку, потом заменить ее обратно, потому что она одну неточную передачу отдала. Или, например, не уверен в игроке, но ставит в стартовый состав. Одна неточная передача, две – и он говорит: «Все, давай, иди разминайся следующая. Все, не вошла в игру, я так и знал, что так и будет». Через 15 минут делает замену. Если не уверен в игроке, зачем его вообще выпускать? Это только психику портит, особенно молодым футболисткам. Если уже выпустил, то помоги, поддержи, подскажи, а не дави еще больше на футболистку, которая и так переживает. При таком давлении невозможно раскрыться.

Я приехала в Данию и посмотрела, как должно быть. И вот ездить в сборную и слушать от Юрия Ивановича, какая я слабая и плохая… Честно, мне такое вообще не нужно.

– Это ваш первый конфликт с Малеевым?

– Еще когда играла в Беларуси, все в женском футболе знали, что я не хотела ехать в сборную. Говорила главному тренеру «Минска»: «Андрей Юрьевич [Пышник], скажите Юрию Ивановичу, чтобы меня не вызывал». В сборной начался такой шум, что про мои просьбы узнал [на тот момент председатель АБФФ] Владимир Базанов. Сказали, если не поеду в сборную, то не буду играть в чемпионате, меня забанят, при этом контракт не разорвут, и я буду два года сидеть в Беларуси без возможности уехать в европейский клуб. Вот такое отношение.

Ну, если не хочет человек в сборную ехать, так зачем его заставлять? Потом я приехала, на меня начали девочки гнать: «Зачем ты приехала, если ты так не хочешь?» Не понимаю, а что мне делать надо было?

В нашей сборной уже давно пора что-то менять. Уже пять лет Юрий Иванович на посту. Что мы выиграли? Куда вышли? Ничего не выиграли, никуда не вышли. Сейчас вообще в Лигу С вылетели.

Возьмем нашу сборную U-19, которую возглавляет Владимир Петрович Шиндиков. Он показывает результаты, команда вышла в Лигу А, закрепилась там. Но я знаю, что если бы Петрович не вышел один-два раза туда, то его бы моментально уволили. С Юрием Ивановичем за пять лет мы ничего не выиграли и никуда не вышли, но он продолжает спокойно работать на посту. Не знаю, как это назвать. Может, они там в федерации друзья? И хотят, чтобы мы играли, как Англия? Повторюсь, говорят все – что Малеев, что Базанов, – что начинается все с верхов. Ну так, наверное, с вас начинается. У меня в голове не укладывается, как они этого не понимают.

Самое главное, что никто в федерации не хочет ничего менять. На самом деле очень грустно, потому что, честно, я хочу выступать за свою страну, хочу играть, хочу приезжать в Беларусь. Но при таком отношении, при таком нашем менталитете и тренерском штабе у меня должно возникать желание приезжать в сборную и получать негатив в свою сторону?

– Возможно, дело в вас, и вы сами как-то спровоцировали главного тренера на конфликт?

– Сама спровоцировала? В этом очень сомневаюсь, потому что Юрий Иванович сам говорил в мои 14-15 лет, что я такая перспективная. Вызвал меня в 16 лет в национальную сборную. Лучше бы в таком возрасте меня тогда не вызывали. Может, Юрий Иванович и хочет как лучше, но делает это так…

Молодых игроков пытается как-то взять криком, унизить где-то: «Ты не заиграешь, если ты так будешь делать». Этот подход точно не для меня. Мы иногда с Малеевым разговаривали, он может поговорить нормально, абсолютно спокойно. Никаких конфликтов не было, но вот эти ситуации, когда он делает что-то непонятное для меня… Я не могу молчать. Думаю, он это знает. Как-то вызвал меня на разговор, спрашивал, почему не хотела ехать в сборную, что случилось (здесь речь не о последнем эпизоде – Д.С.). Сказала все, как есть.

Он хочет как-то принизить, чтобы, я не знаю, показать что-то молодым игрокам? Но так вообще не делается! Тренер сам говорит, что у нас такой менталитет, мы будем «в говне ковыряться». Так мы и будем дальше «в говне ковыряться», потому что к молодежи должен быть другой подход. Должны играть те, кто сильнее, те, кто достоин, а не те, кто ему больше нравится.

Уверена, в конце ноября меня не вызвали из-за личной неприязни, потому что не приехала на предыдущий сбор. Думаю, другой тренер понимал бы, что нам нужно выигрывать два декабрьских матча, что нам нужен нормальный состав, что нам нужно вызывать своих легионеров, а он вызывает…

В первые годы существования «Динамо-БГУФК» еще были упорные противостояния с «Минском». Юрий Иванович прекрасно понимал, что девчонки этих клубов зарубаются, но в сборной как бы мы должны были все сплотиться. При этом сам Юрий Иванович никак не хотел этому способствовать. Считаю, что это обязанность главного тренера, он должен сплачивать коллектив. Ведь видел, что девчонки из «Минска» и девчонки из «Динамо-БГУФК» вообще не общались, были конфликты и на поле, и за его пределами. У нас была не команда, а непонятно что. Сложилось впечатления, что главный тренер не хотел обращать на это внимание. Как будто у него были какие-то свои интересы: на первом месте – «Динамо-БГУФК», а сборная не так и важна. В первую очередь нам нужно прибавлять в том, чтобы мы были командой.

– Неужели не было попыток сплотить сборную?

– Серьезных – не было. Перед октябрьскими матчами со Словенией Юрий Иванович водил команду по магазинам в торговом центре. Чтобы посмотрели на цены сумок и захотели обыграть словенок, а потом приехали и купили эти вещи. Вот такой у нас подход. Мы из-за этого захотим в футбол лучше играть? Будем бегать, видеть эти сумки на поле, и это поможет нам забить мяч? Что это за подход? Вот это «беларуская памяркоўнасць», как он называет. Это вместо того, чтобы как-то собрать команду, сплотить, поговорить, поиграть в игры разные, как делают европейцы. Однако на разминке перед матчем он говорит: «Вы хотите эти бабки заработать?» Вот как будто он только этого хочет, а как мы будем играть в футбол, это его не волнует. Главное, чтобы мы забрали вот эти бабки.

– Слышали о попытках федерации как-то повлиять на Малеева?

– Кажется, что-то такое было, когда он по ягодицам хлопал. Его вызывали в федерацию, был разговор. Если не ошибаюсь, даже дали штраф. Но за пять лет ничего не выиграть и продолжать работать… Наверное, у них хорошие отношения там. Считаю, это не просто так.

– Какая была реакция в федерации на ваше письмо с просьбой не вызывать в сборную?

– Со мной никто не связывался и никто не пытался ничего уладить.

– Уже почти год Владимир Базанов председательствует в комитете по женскому футболу. За это время он успел себя как-нибудь проявить?

– Расскажу смешную историю. Приезжаю на сентябрьский сбор, когда мы в Будапеште играли. Приезжает туда и Базанов. Говорит мне: «Ну что, как там в Турции? Солнышко? Нормально?» Мне говорит! Отвечаю, что не знаю, как там в Турции, и предлагаю спросить у тех, кто играет в этой стране. Он такой: «Ты что, не в Турции? А где ты?» Спрашивает, где я играю – человек, отвечающий за женский футбол, даже не знает своих игроков и где кто играет.

– Насколько понимаю, Базанов в курсе ваших непростых отношений с Малеевым. Он пытался примирить вас с тренером?

– Да кого примирить? С нашей менталитетом, чтобы у нас кто-то кого-то пытался примирить… Скажу больше: по-моему, именно Базанов и разнес информацию, что я не хочу ехать в сборную (речь об эпизоде, когда Побегайло еще выступала в «Минске» - Д.С.). Это дошло до девочек и начались тогда вопросы от них. «Почему мы узнаем об этом, что ты не хочешь ехать? Мы проигрываем из-за тебя. Не хочешь – не езди!».

С нашим менталитетом, чтобы у нас кто-то пытался примирить, такого точно нет. Проще сказать, чтобы меня, грубо говоря, пообсуждали, нагнули как-то. И для чего это делается? Нормальными путями со мной никто не пытался ничего делать.

– Вы работали с несколькими тренерами-мужчинами – Шиндиков, Пышник, Малеев. Насколько сложно мужчине управлять женским коллективом?

– Конечно, сложно. Любому мужчине, особенно если пришел из мужского футбола, трудно переключиться на женский. Психология другая, девочки могут расплакаться, если что-то им не понравится. Но у многих тренеров, в особенности у Шиндикова, отлично получается работать с девчонками. Он находит подход к каждой, разговаривает. Не пытается спровоцировать какой-то конфликт, идет решать спорные ситуации. Он знает, что происходит в команде.

Еще работала в «Минске» с Вячеславом Григоровым. У него тоже получилось найти подход к команде. Нужно быть строгим, но и уметь найти место, где посмеяться, пошутить. У Юрия Ивановича [Малеева] места, где пошутить, честно, нет. Его главная проблема в том, что он не знает о происходящем в команде.

– Сейчас в «Фортуне» вы работаете с женщиной-тренером Лене Терп. Не кажется, что женщине проще справляться с женской командой?

– Я бы так не сказала. Мне всегда было проще работать с мужчинами. Когда Лене летом возглавила команду, сразу подумала: «О нет, только не женщина. У меня с ними вообще очень плохо». Потому что женщины – это и есть женщины. В плане тренировок все отлично, там вопросов нет. Но вот все-таки женщины немножко другие, не как мужчины – мужчин легче понять, они как-то более прямолинейные, открытые. А у женщины, вот если не нравится девочка, то она не будет играть, пусть даже если тренируется хорошо. Однако, поиграв на Западе, не могут такого сказать о европейских тренерах-женщинах. Возможно, просто у меня такой опыт, что в Беларуси с тренерами-женщинами не складывалось.

Возможно, женщины лучше понимают девочек – физиологию, настроение. Но все равно тут не скажешь, что кому-то легче работать. Если ты тренер, если ты специалист, то к каждому должен находить подход. Неважно, ты тренер-мужчина или тренер-женщина.

– Какие впечатления от чемпионата Дании и от страны в целом? Удалось адаптироваться за почти полный год, проведенный там?

– Адаптироваться удалось за четыре-пять месяцев. И в футбольном плане получилось, когда пошла стабильная игровая практика. Стала более уверенной в себе. Уровень чемпионата здесь очень высокий. Даже последняя команда в таблице может обыграть «Брондбю», «Кеге», нас. Каждая игра очень интересная.

Что мне больше всего в Дании не нравится – это погода. Сейчас хоть выпал снег, а весной, летом и осенью дожди постоянные, пасмурно. Солнца очень мало, его не хватает. Иногда такое депрессивное настроение, что не хочется никуда выходить. Минус Дании, наверное, только в этом. А так страна очень хорошая, все очень хорошо здесь. К быту тоже адаптировалась быстро.

– Летом в интервью вы признавались, что у вас присутствовали опасения из-за беларусского паспорта. Все в порядке на этот счет?

– Ничего не изменилось. Мне даже никто ни одного вопроса не задал. Мне кажется, европейцы немножко не понимают, что происходит у нас в странах – в Беларуси, России. Им не понять вообще, они далеки от этого. Даже если мы расскажем что-то, допустим, какую-то ситуацию, они посмотрят на меня как на дурочку и скажут: «Что это за фигня? Что ты нам тут рассказываешь?». У них просто другой менталитет. Мне кажется, они даже как-то с сочувствием иногда относились ко мне, когда я приехала.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты