Tribuna/Хоккей/Блоги/Под небом голубым/Частный хоккей в Беларуси: быть или не быть? Мнение самого известного в стране детского тренера Олега Васильченко

Частный хоккей в Беларуси: быть или не быть? Мнение самого известного в стране детского тренера Олега Васильченко

Миновало за почти два с половиной десятка лет с распада Советского союза, а в слове «частный» для многих все равно заключена негативная коннотация. Тождественная чему-то, где нет места профессионализму, а есть некая жажда наживы безо всякой заботы о конечном продукте.

29 марта 2015, 09:53

 

Миновало за почти два с половиной десятка лет с распада Советского союза, а в слове «частный» для многих все равно заключена негативная коннотация. Тождественная чему-то, где нет места профессионализму, а есть некая жажда наживы безо всякой заботы о конечном продукте.

С таким мнением, увы, сталкиваются в Беларуси и директоры, а также тренеры частных школ. Хотя передовой западный опыт давно свидетельствует о том, что спорт вообще, а хоккей — в частности, необходимо «денационализировать». В общем, предоставить негосударственным клубам гораздо большую свободу действий и перестать воспринимать их представителей за людей, которым чужды интересы отечественного спорта.

Как показывает зарубежная практика, все совершенно наоборот. К тем в первую очередь странам и сборным приходит успех (исключая, наверное, Россию, где пока также спорт финансируется из государственного кармана), кто без опаски и зазрения совести передает значительную часть полномочий по подготовке профессиональных атлетов организациям, работающим исключительно на себя. Взять хотя бы США, Канаду, Швецию…

Практика частного хоккея в Беларуси до 2011 года отсутствовала как таковая. До той поры, пока основать собственную школу не решился Олег Васильченко — один из самых известных в стране детских тренеров. Учрежденный четыре года назад им клуб так и назывался — «Хоккейный клуб Васильченко». Не одним им, впрочем, а на пару с сыном Денисом, к тому времени уже тоже увлекшимся тренерским ремеслом.

Безусловно, это была авантюра и чрезвычайный риск, поскольку аналогов и прецедентов таких проектов не только в столице, но и где бы то ни было еще не существовало. Требовалось быть готовым к тому, что палки в колеса тебе будут вставлять и чиновничья номенклатура, и ревнующие коллеги. Однако в случае с Васильченко огромную положительную роль сыграло то, что ко времени создания своей школы он успел поработать суммарно семь лет тренером в ФОЦ Московского и Октябрьского района, отдать два года Минскому ледовому дворцу в качестве наставника и столько же — «Юности» в роли тренера-преподавателя.

Одним словом, в хоккейном мире Васильченко знали, как безусловного профессионала, для которого превыше всего — развитие воспитанников и рост трудящихся с ним бок о бок тренерских кадров. Потому и к его начинанию относились с уважением. Как никак, 13 лет верой и правдой отслужил на благо государственных хоккейных структур.

Сейчас Олег Иванович вернулся на работу «Юность» — на все ту же должность инструктора-методиста. Хотя своего мнения не изменил — за частным хоккеем будущее. А поскольку был в некотором роде первопроходцем, его опыт изучить крайне интересно.

— Ваша школа была одной из первых в своем роде. Наверняка непросто было решиться на что-то новое… — Не просто одной из первых, а первой! И это был не просто риск, а ноу-хау для Беларуси! Нас не очень воспринимали в федерации хоккея.

— Имелись трудности с арендой площадок? — Это одна из проблем. Мы платили полную арендную стоимость, тогда как государственные школы пользовались льготами и вносили порядка 30 процентов искомой суммы. Плюс ко всему у госшкол договорные отношения с руководством объектов долгосрочные — что бы ни произошло, лед будет с августа по май. У нас все зависело от родителей, которые, по сути, сами покупали площадку. Сегодня они готовы платить, завтра — нет. А от дефицита льда все равно никуда было не деться.

— С какими еще сталкивались препятствиями? — Была идея заявиться в чемпионат Беларуси по 2006 году рождения. К сожалению, нам отказали. С другой стороны, это лишь добивало мотивации доказать, что мы на самом деле заслуживаем лучшего. Если тренер в детской школе часто работает по два-три часа, то мы с коллегами трудились по девять-десять.

— Отказ в участии не становился отталкивающим обстоятельством для родителей, которые решали, куда бы отправить ребенка и могли бы делать выбор не в вашу пользу? — Шероховатости имелись, но дети к нам все равно шли. А ведь почему? Родители по сарафанному радио идут на тренера. Ищут того, кто без остатка отдается своему делу. Скажу без ложной скромности, мы относились к ученикам чуть лучше, чем тренеры в детских спортивных школах.

— То, что вас не допустили к чемпионату страны, не стало ли отталкивающим обстоятельством для родителей, которые выбирали между вашей школой или чьей-либо еще? — Такое было, но не являлось основанием покидать школу. Но на тот момент у нас, напротив, был азарт, чтобы добиться своего и продавить инициативу. Да и как говорится, если запрещено, стараешься любыми способами найти лазейки выполнить задуманное и приоткрыть закрытые двери. Хватает и негатива, но приятно, когда родители подчеркивают, как ребенок улучшил бросок, катание, руку. И это в том числе говорит о том, что мы научили хорошо. Ради этого стоит пахать. Своим трудом доказывали, что частные школы должны расти, как грибы на дрожжах. Скажем, в «Юность» и «Динамо» приходили по 200 человек. Но их школы банально не могут проглотить и обучить. В результате оставляли себе примерно по 50-70 наиболее одаренных. Остальных — на улицу. А кто может в 10-12 лет сказать однозначно, заиграет ребенок или нет? В лучшем случае это становится ясно в 17-18 лет. И мы таким детям давали возможность развиваться. У нас не было самородков, а были пахари, которые трудом хотели доказать, что они не изгои. Что их способности в свое время не рассмотрели в госшколах. И что же в итоге? Мы играли с ними на равных.

— Учреждение чего-то частного в Беларуси — дорогостоящая затея? — На сегодняшний день в это ввязываются только те, кто искренне любит хоккей. Денег на этом не заработаешь. Если вдруг кто-то захочет прийти в частный хоккей и сделать состояние, предупреждаю сразу: нет, не выйдет. Просто тренеры, которые ввязываются в это, любят работать с детьми. Государственных хоккейных школ мало, и многие специалисты, как и дети, туда попасть не могут. В связи с чем ищут возможность работать и заниматься любимым делом.

— Почему оставили работу в собственной школе? — Мне предложено было перейти на уже знакомую должность тренера-преподавателя в «Юность». В соответствии с контрактом я не имел права заниматься предпринимательской деятельностью. Но! Подчеркну, что мне было рекомендовано, а не запрещено приостановить деятельность частного клуба. Впрочем, несмотря ни на что, убежден: обилие частных школ — это база, фундамент, на котором должен развиваться наш хоккей. И однажды это придется признать всем.

***

Из отзывов на сайте школы Олега Васильченко:

«Мы случайно встретили Васильченко Олега Ивановича и Васильченко Дениса Олеговича. Я планировала отправить моего сына в Беларусь, чтобы провести лето со своими бабушками и дедушками. Так же искала в интернете, будут ли там какие-нибудь летние хоккейные лагеря или спортивные сборы по хоккею, пока мой сын будет там. Название «Хоккейный Клуб Васильченко» сразу же появилось на экране моего компьютера. Было легко общаться с тренерами и получить всю необходимую информацию. Это не самый легкий лагерь, который я должна вам рассказать. Две недели, 14 дней, напряженной работы на льду и в спортивном зале. Тем не менее, это была изюминка отдыха Доминика. Мой сын был очень доволен. Как говорит Доминик, «тренеры были строгими, но справедливыми». Доминик действительно наслаждался практикой ведения шайбы и счастливо показывал нам то, что он узнал нового впоследствии. У него был шанс кататься на главной «Минск-Арене» на профессиональном льду под наблюдением высококвалифицированных специалистов. Мой папа, который наблюдал за всеми тренировками на льду и в спортивном зале, был очень впечатлен и приятно удивлен высочайшим уровнем тренерского состава в «Хоккейном Клубе Васильченко». И мой отец, и мой сын подружились с этими тренерами. Мы надеемся, что у нас будет еще шанс и честь работать с этими замечательными тренерами. Для всех, кто смотрит, выбирает и думает, куда ехать на летние хоккейные сборы – это лучшая школа, это лучшие тренеры!!!»

США Колорадо, Катя

 

 

Другие посты блога

Все посты