Tribuna/Футбол/Блоги/А что на самом деле купил Капский? Не судей и не АБФФ, но эти сделки основателя БАТЭ многое изменили

А что на самом деле купил Капский? Не судей и не АБФФ, но эти сделки основателя БАТЭ многое изменили

Удачно подбирал и то, что раньше принадлежало «Динамо».

Автор — bytribuna com
5 декабря, 14:37
8
А что на самом деле купил Капский? Не судей и не АБФФ, но эти сделки основателя БАТЭ многое изменили

ЧБ-2023 закончился предсказуемым чемпионством минского «Динамо», которого давно хотела система.

Это был странный турнир. И, кажется, только одна команда в нем не испытывала никаких проблем – ни с финансами, ни с комплектацией состава. Прямые конкуренты сталкивались с «черными списками», неподписанием плана развития, снятием очков.

Часть динамовских болельщиков это никак не смущает - трофей не пахнет. А на упреки визави звучат нарративы в духе «где вы были восемь лет» – мол, «почему никто не говорил о несправедливости, когда Капский все купил». Это, конечно, выражение об Анатолии Капском – он был готов на многое ради своего детища. Сам функционер говорил, что ему смешно это слышать, что у него на это не так много желания и возможностей, а фраза когда-то задевала, но потом стало плевать.

Но, если вдуматься, то Капский действительно кое-что купил. Правда, не то, что имеют в виду болельщики других команд – а они обвиняли в работе с АБФФ, уходе от ответственности по «делу Веремко» и даже лояльности судей, хотя о каких-то связях функционера с арбитрами внутри белфутбола вообще никак не упоминали. Что реально было (и такие случаи попадали в прессу), так это стимулирование тех, кто играл против ближайших соперников БАТЭ – ныне это повод для наказания от федерации, но раньше в этом никто не видел ничего плохого (а есть те, кто и сейчас не видит).

Так что же тогда купил Капский? Во многом именно эти решения позволили борисовскому проекту взлететь.

Детско-юношеские школы

Первое, что решил купить Капский – это «инкубаторы» молодежи. Еще в 1997-м, когда сам БАТЭ только вышел в Д2, клуб договорился с минской «Сменой» – крупной школой, на базе которой уже была команда Д3 (а в итоге вырос нынешний «Минск»). «Смена-БАТЭ» просуществовала три года, шла в лидерах Д3, а главное – дала борисовчанам будущих известных игроков, например, Артема Гончарика и Алексея Багу.

Еще успешнее получилось сотрудничество БАТЭ с республиканским училищем олимпийского резерва. Вообще было заведено, что таланты РУОР, которых собирали со всей страны, шли минскому «Динамо», но в 1995-м фарм-клуб на базе училища создали в МПКЦ (ныне «Славии»). Ну а когда сотрудничество с Мозырем забуксовало, подсуетился Капский – и ключевой в системе РУОР тренер Юрий Пышник стал направлять игроков в БАТЭ. Так там появились Виктор Гончаренко, Юрий Жевнов, Виталий Кутузов. Ну а то, что рядом будет немало партнеров по юношеской сборной Беларуси, говорят, стало одним из факторов, который привел в БАТЭ Александра Глеба.

«Атака-Аура»

Еще одно приобретение Капского в 1998-м – состав целого футбольного клуба. У дерзкого проекта Якова Шапиро, который в 1995-м стал четвертым, а в 1996-м шестым, возникли проблемы с финансированием – вхождение в систему «Динамо» под управлением Евгения Хвастовича не помогло, потому что у самого «Динамо» начались проблемы, так что в 1997-м уже просто «Атака» еле спаслась от вылета и развалилась.

Но тут некоторыми игроками заинтересовался БАТЭ – а Шапиро убедил Капского подписать «оптом» сразу 12 футболистов, фактически просто покрыв их долги по зарплатам. Не все из дюжины остались в БАТЭ – кто-то сразу ушел за Шапиро, который не прижился в команде, в слонимский «Коммунальник». Но в Борисове остались Василий Хомутовский, Юрий Дорошкевич, Александр Лисовский и Александр Ермакович – важные и даже ключевые исполнители в чемпионском сезоне-1999.

Конкретные игроки

Капский достаточно быстро научился зарабатывать на продажах игроков – и мог раскошелиться на их покупку. А беларусские клубы ориентировались в первую очередь на БАТЭ (и минское «Динамо») – кто еще мог заплатить заоблачную по локальным меркам сумму? А в Борисове отдавали – 140 тысяч долларов за Виталия Родионова в 2006-м, 160 тысяч за Александра Володько и 350 тысяч за Игоря Шитова в 2009-м, 180 тысяч за Ренана Брессана в 2010-м, непобитые до сих пор 600 тысяч за Дениса Полякова в 2012-м, и это не считая более мелких покупок и предложения в 400 тысяч за Дмитрия Мозолевского в 2008-м (брестское «Динамо» отказалось, но спустя три года все же продало за 115 тысяч). БАТЭ платил – и выигрывал новые трофеи и достигал групп еврокубков, а потом зачастую продавал игроков еще дороже.

Долгое время Борисов был первым выбором для футболистов внутри страны – и по финансовым соображениям, и из-за того, как умел убеждать (подкупать?) босс клуба. Бывший минский динамовец Станислав Драгун не даст соврать.

Другие посты пользователя

Все посты