Tribuna/Хакей/Блогі/О духе времени/Самолеты и вертолеты нервируют и злят, хоккей – отдушина, которая отвлекает от жести. Болельщик – о том, чем живет Жлобин (война с Украиной и эхо 2020-го)

Самолеты и вертолеты нервируют и злят, хоккей – отдушина, которая отвлекает от жести. Болельщик – о том, чем живет Жлобин (война с Украиной и эхо 2020-го)

«После окончания ЧБ Жлобин вернется к привычной жизни».

Аўтар — Tribuna.com
8 красавіка 2022, 20:09
1
Самолеты и вертолеты нервируют и злят, хоккей – отдушина, которая отвлекает от жести. Болельщик – о том, чем живет Жлобин (война с Украиной и эхо 2020-го)

Рассказ о Беларуси в миниатюре.

Если посмотреть на фотографии из Ледового дворца в Жлобине, где прошло уже несколько матчей полуфинальной серии плей-офф Экстралиги, то можно подумать, что город живет самой что ни на есть беззаботной жизни. На каждой встрече «Металлурга» и «Шахтера» был почти биток (спорткомплекс вмещает 2 тысячи зрителей).

Люли переполнены эмоциями.

С головою в игре.

А ведь от Жлобина до украинской границы – всего 140 километров. По ту сторону бомбят города и убивают людей. Волнует ли это жлобинчан? А помнят ли они события 2020 года, когда местный металлургический завод, один из промышленных флагманов страны, едва не ушел на забастовку из-за несогласия с происходившим после выборов? Среди политзаключенных хватает и жителей города. Об этом мы поговорили с местным болельщиком, который продолжает ходить на хоккей.

– Сейчас главная тема в Жлобине – это хоккей и предстоящий седьмой матчи полуфинальной серии ЧБ с «Шахтером»?

– Можно и так сказать, конечно. Но, с другой стороны, хоккей – это все довольно условно, потому что город по-прежнему живет своей какой-то жизнью. В нее ворвался хоккей, его обсуждают, на матчи ходят, особенно в плей-офф людей на трибунах прибавилось, но, в целом, не сказал бы, что город живет хоккеем и никаких других тем нет.

– Насколько видел в сети, накануне за билетами на пятничный матч стояла приличная очередь. Это стандартная картина ля «Металлурга»?

– Нет. Скорее, всё обусловлено затянувшейся интересной серией с «Шахтером». Такие очереди – непривычная картина для жлобинского хоккея. Наверное, с чемпионских лет такого не было, а это уже 10 лет. Чтобы ты понимал, во время чемпионата можно было билет купить даже за пять минут до матча, арена не заполнялась. А вот во время серии с «Шахтером» люди подтянулись, ажиотаж повысился.

– То, что серия так затянется, можно было предсказать?

– Вполне, потому что «Шахтер» пополнился тремя опытными игроками минского «Динамо» (Артемом Демковым, Романом Горбуновым и Владимиром Алистровым), выступавшими в этом году в КХЛ. Плюс хватает других известных по беларусским меркам фамилий. В «Металлург» приехали Александр Суворов и Виталий Пинчук. Их игроками основы «Динамо» назвать тяжело, но все равно парни были частью КХЛ. На стороне солигорчан – опыт игроков, на стороне жлобинчан – опыт тренерского штаба. Так что с учетом всего этого серия реально ожидалась интересной и затяжной. Но, честно, ни я, ни другие болельщики не думали, что она продлится аж семь матчей. Впрочем, тем интереснее.

– Победитель серии может в итоге стать чемпионом?

– Как болельщик «Металлурга», конечно, надеюсь, что моя команда выйдет в финал и там тоже победит. Тем более в чемпионате у нас паритет с «Юностью» – по три победы в текущем сезоне. Почти все матчи были на тоненького. Как я уже сказал, хочется пожелать Жлобину успеха и сейчас, и в финале, но, если честно, не думаю, что если мы пройдем «Шахтер», то в итоге станем чемпионами. Во-первых, «Юность» – это действительно очень сильная команда. Во-вторых, нынешняя полуфинальная серия, кто бы не вышел из нее победителем, заберет слишком много эмоций.

– Ты говоришь, что, несмотря на хоккей, Жлобин по-прежнему живет своей жизнью. Какой?

– На самом деле ничего необычного. Люди просто гуляют по паркам, улицам, сидят в кафе. Жлобин – это же такой комфортный город для спокойной семейной жизни. Кому нравится тишина, комфорт и размеренность, Жлобин – идеальное место.

Единственное, когда началась война в Украине, у нас не умолкал гул самолетов, вертолетов. Жить было просто невозможно. За месяц мне, наверное, удалось полноценно выспаться лишь один раз, потому что гул постоянный. Когда что-то все время летает, не удается успокоиться, не думать о том, что в Украине сейчас идет война. По сути, соседняя страна не так уж и далеко: 300 км до Киева, 200 км до Чернигова. В какой-то момент гул авиации стал частью жизни жлобинчан. Только в последнее время прекратились постоянные полеты, и я даже не сразу словил себя на мысли, что всё, уже ничего в небе нет.

– Военные самолеты пугали жителей?

– Скорее, больше злили и нервировали. Хотя в первые дни войны был определенный страх. Если объективно, тогда вообще многое пугало. Никто не мог поверить, что начнется настоящая война. Да, были какие-то разговоры, слухи, но никто из горожан, по крайней мере из тех, с кем я общаюсь, не мог поверить, что начнутся боевые действия. Сейчас люди стараются абстрагироваться от происходящего, но все равно читают новости, телеграм, смотрят любые источники информации. Поэтому от обсуждения темы войны уйти никак нельзя. Плюс самолеты, вертолеты, которые и сейчас иногда появляются в небе, добавляют нервозности.

– Перед войной в Жлобине вообще обсуждалось возможное начало военных действий?

– Конечно, жлобинчане читают новости и обсуждают друг с другом те или иные вопросы. Напряжение между Украиной и Россией было одной из тем разговоров, но, как я говорю, никто не мог поверить, что может начаться настоящая война. Да я тебе больше скажу – уже прошло почти полтора месяца, а люди не могут осознать то, что творится.

А вообще, после событий 2020 года политика плотно вошла в жизнь всех беларусов, в том числе жителей Жлобина. У нас же до сих пор раздается эхо поствыборных событий. Некоторых людей судят за участие в акциях протеста, выписывают «химию». Так что определенное напряжение в этом плане присутствует.

– А сейчас в городе относятся к Лукашенко и действующей в стране власти?

– Наверное, как и по всей Беларуси, тут есть люди, которые уверены, что в 2020 году была попытка дестабилизировать ситуацию с помощью внешних сил, факторов, Запада, Америки и так далее. То есть ровно то, что ретранслируют государственное телевидение, провластные СМИ, которые сейчас преобладают в информационной среде. Учитывая, насколько эта среда вычищена. Лично у меня негативное отношение к действующей власти, учитывая всю задницу, в которой оказалась Беларусь, учитывая войну. Не буду говорить за всех, потому что некоторые вполне могут поддерживать Лукашенко, их может нервировать то, что из-за границы беларусов призывают к каким-то действиям, не видя, какие жесткие репрессии сейчас в стране. Ведь чуть ли не за каждый выход на улицу прилетают или штрафы, или сутки. 

Как по мне, все эти репрессии – настоящая дичь. Такого не должно происходить. Если кто-то полтора года назад куда-то ходил и что-то выражал, то не нужно продолжать охоту на ведьм, как это делается до сих пор. Опять же, не буду говорить за весь город, за все его население, потому что сколько людей – столько мнений. Если ты заговоришь с человеком, он может выразить тебе свою точку зрения, которая будет идти в разрез с твоей. И даже обоснует эту точку зрения. Жлобин – это просто Беларусь в миниатюре: много людей, много мнений. Даже в одной компании, где собраны давние знакомые, друзья или родственники, на одну тему можно услышать три разные точки зрения.

– В Мозыре жители постоянно видят военных и опасаются, что боевые действия могут перекинуться и нашу территорию. Как с этим дела в Жлобине?

– Честно говоря, лично я военных за прошедшее время у нас в городе не встречал. Может, они и проезжали через Жлобин, но точно по улицам не гуляли, мне на пути не попадались. У нас все в воздухе – самолеты и вертолеты нервируют и злят, наверное, не меньше, чем если бы военные ходили по улицам.

Что касается опасений, о которых ты говоришь, то, не скрою, они были. Извините, если с территории твоей страны идут войска, летит авиация, то все может обернуться не самым лучшим образом. Были опасения из-за того, что беларусы пойдут помогать российским войскам, и это спровоцирует какую-то ответную реакцию со стороны Украины, в том числе на территории Беларуси. Сейчас таких опасений, конечно, поменьше, но, чтобы успокоиться, понабилось время.

Да вообще, на самом деле, у меня в голове не укладывается, как такое возможно, когда Беларусь исторически не была агрессором, не начинала войны, а тут она, по сути, помогает России в войне с Украиной. От этого очень тяжело в моральном плане жить. Для жлобинчан хоккей, наверное, стал единственной отдушиной, которая помогает отвлечься от всей жести. Плюс клуб делает все, чтобы развлечь болельщиков.

– А какое вообще сейчас настроение у жителей Жлобина? На улицах можно больше хмурых людей или, наоборот, тех, кто улыбается?

– Мне кажется, жлобинчане, как и все беларусы, эмоции держат внутри. Пройдешь по улице и не скажешь, что у человека в голове, что на душе. Единственное, у нас же тут Беларусский металлургический завод, так вот работники – это люди суровые, мужики из стали, как мы говорим. Среди них встречаются хмурые люди.

– Что, кстати, в плане работы и экономики в городе?

– Насчет вакансий, например, не скажу, не изучал этот вопрос. Больше половины жителей Жлобина работает на БМЗ, часть – на мелких фирмах, предприятиях, в магазинах. Так что, думаю, работы хватает всем. Единственное, наверняка введенные санкции в отношении Беларуси, того же БМЗ ударят по заводу. Где-то половина продукции шла в Европу, а она сейчас поставила плотный заслон перед Беларусью и Россией. Придется искать новые рынки сбыта, переориентироваться.

Конечно, все прекрасно видят, что взлетели цены на продукты, технику. Да вообще на всё. И люди понимают, что это далеко не конец, цены будут расти и дальше. Поэтому все ждут, чем завершится война. Надежда на то, что Россия наконец-то уйдет, отступит, а Украина будет восстанавливаться. Мне вообще кажется, что весь мир живет с такими надеждами. Потому что все это влияет и на экономику. Ты же помнишь, как курс валют подскочил в первые дни войны, потом постепенно опустился. И непонятно, что будет дальше. Единственное, что без изменений, так это зарплаты. Они не растут, даже несмотря на подорожание продуктов.

– Какого уровня зарплаты сейчас в Жлобине?

– Например, на том же БМЗ – в районе 1700 рублей. Остальные жители, занятые в сфере обслуживания, на мелких предприятиях, получают меньшие деньги. Точные цифры не назову, но, по-моему, средние по стране цифры или чуть меньше.

– Нет у работников завода опасений, что из-за санкций могут последовать сокращения?

– Есть. Но пока все нормально, стабильно, никакой паники нет, хотя ситуация напряженная. Все понимают, что всякое может случиться.

– После выборов-2020 на БМЗ предпринималась попытка забастовки. Сейчас те события вспоминаются? И почему, по-твоему, забастовка ни к чему не привела?

– Вспоминают, потому что, как я уже говорил, эхо тех событий звучит до сих пор. Людей вызывают на разговоры, проводят допросы, идут суды. Забастовки ни к чему не привели, потому что никто из элит, силовых ведомств тогда не дрогнул. Если бы там были какие-то брожения, то все было бы реально, можно было бы изменить даже при мирном протесте.

Но хочу заметить один момент. Если бы перемены в 2020-м произошли, глядя на сегодняшние события в Украине, на интервенцию России, вполне возможно, что в Беларуси случился бы украинский сценарий. Просто чуть раньше. Россияне ввели бы сюда войска, пришли бы на помощь Лукашенко, и всё силовым способом подавили бы. Так что война в Украине заставляет задуматься о том, что могло бы быть в Беларуси, если бы мы добились какого-то успеха в 2020-м. 

– Зарплат, о которых ты говоришь, хватает для комфортной жизни в Жлобине?

– У каждого свое понятие о комфорте. Но, в целом, да, на среднюю зарплату можно жить спокойно. У нас же не так и много мест для развлечений. Например, один кинотеатр – «Родина». Кино, правда, не так уж и популярно. Помню, мне друзья рассказывали, что они ходили в кинотеатр небольшой компанией, так приходилось покупать больше билетов, чтобы им включили кино. Просто никто кроме них не пришел. Хотя, как пишут в интернете, «Родина» – это «одно из лучших мест в городе для приятного и полезного времяпровождения с семьей и друзьями, где тебя рады видеть» :). Есть хоккей, пара клубов, кафе. 

– Когда закончится хоккей, город вымрет?

– Я бы так не говорил. Хоккей – это же штука ситуативная. В этом году календарь составлен как-то странно, в итоге то несколько матчей дома, то потом месяц вообще без хоккея в Жлобине. Так что для наших людей хоккей – это такое сезонное развлечение. Просто после окончания ЧБ Жлобин снова вернется к своей привычной размеренной жизни.

Іншыя пасты блога

Усе пасты