Tribuna/Гандбол/Блоги/О духе времени/«Извините, в такой стране родились». Экс-игрок сборной Беларуси – о влиянии бана на гандбол страны

«Извините, в такой стране родились». Экс-игрок сборной Беларуси – о влиянии бана на гандбол страны

Главной проблемой считает отсутствие еврокубков.

Автор — bytribuna com
30 марта, 06:00
«Извините, в такой стране родились». Экс-игрок сборной Беларуси – о влиянии бана на гандбол страны

Уже два года, как российские и беларусские гандбольные команды отстранены от европейских и мировых турниров в ответ на войну, с 24 февраля 2022 года продолжаемую Россией в Украине с использованием территории Беларуси. Не так давно стало известно, что сборных стран-агрессоров не будет и на ЧЕ-2026.

На этом фоне сборная Беларуси провела очередные три спарринга с Россией, которая стала основным соперником во время бана. Как ситуация влияет на команду и ее игроков? В интервью «Трибуне» на условиях анонимности порассуждал экс-игрок сборной Беларуси по гандболу.

– Как вы относитесь к международному бану Беларуси и России?

– Честно, я за. Не представляю, как в цивилизованном мире россияне, беларусы и украинцы должны выступать вместе на соревнованиях. Это дополнительные провокации, жесткие ситуации. Были уже инциденты, когда представители этих стран пересекались. Поэтому отстранение команд из стран-агрессоров считаю правильным, справедливым.

Кто-то скажет, что из-за этого бана страдают в том числе дети, которые занимаются гандболом. И мне немного жалко ребят, которые не видят Европу. Они не ответственны за то, что творят политики. Но, извините, в такой стране родились. Это я говорю о Беларуси. А Россия – ну, тут вообще все максимально справедливо.

– 12 марта стало известно, что сборные Беларуси и России не примут участия в чемпионате Европы-2026. Для вас это было ожидаемо?

– Наверное, нет. В последнее время в разных видах начали допускать спортсменов из Беларуси и России. Думал, что федерации начали на сегодняшнюю ситуацию смотреть по-другому. Предполагал, что ЕГФ также в какой-то степени даст слабину. Но там, как по мне, все верно сделали. Это последовательная позиция. Вы не допускали команды раньше, война не закончилась, режим Лукашенко помогает России – так почему нужно делать какие-то послабления? Все верно и логично.

– Федерация гандбола Беларуси никак не прокомментировала это решение ЕГФ.

– Предполагаю, что в федерации не хотят лишний раз поднимать эту тему. Это же удар по репутации.

– Насколько сильно влияет длительный простой без топ-соревнований на спортсмена?

– Отстранение сборной не влияет настолько, насколько отстранение клубов от еврокубков. Теперь беларусские команды играют с одними и теми же соперниками по много раз в течение сезона. Как это может положительно повлиять на форму спортсмена, на его мотивацию работать на 100 процентов? SEHA-лига – это несколько дополнительных матчей с россиянами. А практики с европейскими клубами нет. Помню по себе, сам больше стремился сыграть в Европе за клуб, чтобы заинтересовать кого-то. Через три матча сборной на Евро сделать это намного тяжелее.

– Отсутствие сборной на международных соревнованиях как-то влияет на мотивацию игроков?

– Не думаю, что расстроились те, кто играют за границей, получают хорошую практику. А из тех, кто в Беларуси, сейчас очень много гандболистов, в основном молодежь, хочет уехать. Потому что в сборной себя не показать, в еврокубках не участвуют – смысл сидеть на Родине и чего-то ждать? Участие в турнирах высокого уровня сильно влияло на стремление спортсменов быть в форме, развиваться. Нет перспектив и возможности показать себя на международной арене – нет мотивации пахать в клубах.

Старикам, по большому счету, все равно. Условный Вячеслав Шумак в Европу уже не поедет, плюс в Бресте неплохо получает. Поэтому для него нет разницы, играет сборная на Евро или нет. Это касается многих игроков в возрасте 30+. Тот же голкипер Иван Мацкевич поиграл в Греции, в клубе начались финансовые проблемы – и Мацкевич вернулся в Беларусь, потому что [в «Мешкове»] в Бресте ему дали хорошие финансовые условия, насколько знаю, в Европе он ничего не искал. [30-летний] Глеб Гарбуз прилично играл в Швейцарии, был на ведущих ролях. Он поменял Европу на Беларусь. Причины? Только финансы. В Швейцарии дорого жить, а там он получал меньше, чем ему дали в Бресте. Теперь сидит на лавке за хорошие деньги.

– Влияет ли отсутствие международных матчей на физическое состояние игроков?

– Влияет, и сильно. В Европе гандбол развивается, идет вперед, а ты не можешь ощутить на себе этот уровень, сопротивление. Там тренеры дают что-то новое, а наши отстают.

В Беларуси какие матчи на высоком уровне? Только «Мешков» со СКА. В остальных лидеры обыгрывают оппонентов с большой разницей. Принесет это пользу форме спортсмена? Естественно, нет. Как это возможно, когда нет достойного сопротивления и когда сам вид спорта в стране в принципе не развивается.

– Спортсмен при отсутствии международных соревнований деградирует?

– 100 процентов.

– Если, условно, после 2026 года сборную Беларуси допустят к чемпионату Европы, как будет выглядеть команда?

– Сложно предсказать. Четыре года – не такой уж большой срок, чтобы говорить о тотальной деградации и значительном падении уровня сборной. Мне кажется, 6-7 игроков приличного уровня нашли бы, но вот с лавкой запасных были бы проблемы. Но чтобы делать какие-то выводы о форме и состоянии команды, нужно подождать полноценного возвращения.

– Сейчас сборная Беларуси проводит товарищеские матчи с Россией. Это можно назвать какой-то заменой отсутствия возможности выступать в Европе?

– Это такая история, когда сборная есть, окно есть – значит, надо собраться и сыграть. Еще это возможность показать, что мы вместе с Россией думаем о развитии и так далее.

– Эти спарринги как-то помогают сохранять уровень мастерства?

– В какой-то степени да. Все-таки какое-никакое, но разнообразие – не только игра за клубы. Да и у россиян приезжают гандболисты, выступающие за границей. Матчи с Россией – хоть какое-то спасение от полной деградации.

Другие посты блога

Все посты