Tribuna/Футбол/Блоги/Virus Spartovy/Однажды тренер замолчал на целый месяц, но спустя годы назвал примером профессионализма. Кутузов вспоминает «Сампдорию» и Вальтера Новеллино

Однажды тренер замолчал на целый месяц, но спустя годы назвал примером профессионализма. Кутузов вспоминает «Сампдорию» и Вальтера Новеллино

Блог — Virus Spartovy
Автор — Бэзавы Кіт
8 февраля 2022, 15:11
Однажды тренер замолчал на целый месяц, но спустя годы назвал примером профессионализма. Кутузов вспоминает «Сампдорию» и Вальтера Новеллино

Один из самых успешных футболистов Беларуси Виталий Кутузов завел собственный Telegram-канал, в котором делится историями из прошлого. В новой рубрике пинчанин рассказывает о тренерах, с которыми работал на протяжении всей карьеры. Это как белорусские, так и зарубежные коучи. Новым специалистом, которого разобрал экс-нападающий сборной Беларуси, стал итальянец Вальтер Новеллино. Под его руководством Кутузов работал в «Сампдории» в сезонах 2004-2006.

Размещаем эту историю и здесь.

 

Мое знакомство с Вальтером Новеллино случилось уже после прихода в «Сампдорию». Это был мой по-настоящему первый сезон в Серии А, хотя до этого дебютировал за «Милан» и провел год в «Авеллино». Но это были лишь фрагменты, а по-настоящему окунуться в горнило высшего итальянского дивизиона мне пришлось именно Вальтером.

Меня к себе позвала «Сампдория». Тогда в клубе работал Джузеппе Маротта – спортивный директор «Ювентуса» на протяжении многих лет. Несколько последних сезонов он работает в «Интере» и привел «черно-синих» к «скудетто». Это довольно известная личность в Италии.

И так сложились звезды, когда руководство и тренер решили, что футболист Виталий Кутузов сможет им помочь, и сможет стать активом «Сампдории». После моего достаточно хорошего сезона в «Авеллино» я сделал новый шаг.

Для меня было все новое и интересное. А благодаря Вальтеру я преодолевал трудности, без которых невозможно пройти этот путь. И я ему бесконечно благодарен за доверие, что он был на моем пути, что познакомил меня с большим футболом, что мы выстроили прекрасные взаимоотношения.

На тот момент ситуация в клубе сложилась очень интересная. Это был сплав опыта и молодости, то есть было много молодых ребят: я, Анджело Паломбо в центре поля, Марко Пизано – игрок национальной сборной, Аймо Диана. И был костяк из бойцов, которые уже понюхали пороха. Это и дало прекрасный результат.

Нам не хватило всего 1-2 очка для попадания в Лигу чемпионов, но мы попали еврокубки, и опередили очень серьезных конкурентов. Сезон был прекрасным и сложным одновременно, в результате которого образовался очень сплоченный и сильный, единый коллектив.

Команда была без слабых мест, может быть, не хватило только немножко стабильности, особенно у молодежи. У меня в том числе. Но с поддержкой опытных футболистов не было проблем, поэтому ребята начали прибавлять, молодые начали расти, добавляя энергию этому коллективу.

На столпах организации и полной свободы (потому что суровых рамок не было) мы должны были хорошо играть и просто добывать очки. Так постепенно начала образовываться дорога, по которой мы забрались очень высоко и уже начали цепляться за места, и даже начали пытаться доставать нечто большее.

От себя могу поблагодарить тренера за то доверие, которое я получил. Потому что я все-таки пришел в мощнейший коллектив: впереди меня играли два парня – Франческо Флаки и Фабио Бадзани.

Флаки – человек, которого на тот момент считали «бандерой» – клубным флагом или поводырем, капитаном. Фабио Бадзани вызывали в национальную сборную Италии. Молодой и очень талантливый крепкий парень. Эта связка считалась очень грозной для всех соперников.

Поэтому мне пришлось искать себя, найти место, где проявить и показать лучшие стороны. Это пришлось делать на каждой тренировке. И тренер начал замечать. Он видел, что этот парень может давать энергию команде. И, конечно же, это потом вылилось в возможность реализоваться во время матча.

Выпустив меня первый раз на замену, по-моему, в Кубке – я перевернул игру, она начала двигаться в другом русле. Вальтер подошел ко мне и сказал:

– Виталий, ты очень здорово вышел. У нас были проблемы, у нас что-то не ладилось и при помощи твоих одного-двух действий, игра в корне изменилась. Ты оживил, дал ей новую жизнь, и это очень важно. Ты нам очень нужен.

И эти слова, конечно же, меня окрылили. Оказываясь на поле, я пытался каждый раз доказывать, что я могу это сделать. Это были и голевые передачи, ведь я часто рисковал и шел в обыгрыш, а на тот момент в команде это делал только Франческо Флаки. Но он действовал на острие, а я – из глубины. Так у нас между линиями и образовалась связь. Я мог довести мяч до нападающих, что было востребовано. Свобода была необходима этой команде, потому что дисциплины там хватало. И вот этими вот маленькими шажками я оправдал ожидания тренера.

И вот так за два сезона работы с Новеллино, не являясь игроком основного состава, я наиграл 75 матчей на всех уровнях: Кубке УЕФА и Кубке Италии, Серия А. Во многих поединках я выходил на замену, в части – выходил в стартовом составе. Я был лишь молодым футболистом, который искал стабильность. Забив десяток мячей я стал нужен команде, я это чувствовал, ощущал нутром и всеми фибрами души.

 

Тактика. Каких-то больших, секретных или суперидей Вальтер не преследовал. Была простота и баланс дисциплины. Тренер давал возможность реализовать индивидуальные качества футболистов, хотел раскрепостить ребят, чтобы они могли креативить. Поэтому не могу сказать, что тактически нам предлагались изыски. Но было ощущение, что мы цельный коллектив (это заслуга во многом тренера), который может добиваться больших успехов.

Однако и здесь тренер нашел для меня место в тактической схеме, и я мог играть крайнего полузащитника. До этого с Земаном я очень много играл в три нападающих, где я был крайним.

А здесь уже использовались двое нападающих, и я включался в игру крайним полузащитником, именно крайним – с большим объемом задач и работой в защите. Этот универсализм помог мне найти место в составе очень сбалансированной команды. И спасибо тренеру, который доверил такую ответственную роль – обороняться.

Опыт работы с Земаном мне помогал в этом. Я уже мог ориентироваться в пространстве, понимать, что такое играть крайнего игрока, которому нужно не просто атаковать, но и обороняться, находить силы чтобы вернуться в оборону. Важно было помогать своим партнерам закрыть брешь в защите, потому что на уровне Серии А любая брешь сразу же наказывалась. Поэтому уровень ответственности был запредельный.

 

Физическая форма. Мы много работали, было очень много игровых упражнений, но запредельных требований не ставилось. Тем более после Зденека Земана для меня это было легкой прогулкой. Зато появился свежий воздух, это дало легкость и свободу, я чувствовал, что могу больше. Это как сжатая пружина. До этого мне приходилось очень много трудиться, а здесь этой пружине позволили выстрелить. Чувство свободы окрыляло и помогало искать себя. Требовалось лишь быть сконцентрованным на каждой тренировке и выполнять все упражнения с максимальной отдачей, что в этом коллективе не составляло никаких проблем.

Есть хорошая история. В середине сезона в команде появился Симоне Индзаги. В одном из игровых эпизодов он лишний раз не отработал в защите. После этого матча тренер перед всей командой сказал, что этот игрок майку «Сампдории» больше не наденет. И Индзаги действительно не сыграл ни одной минуты после этого. Вот такая показательная история. Вроде от тебя чего-то сверхъестественного не требуется, но самоотдача, концентрация и огромное желание помочь команде были важнейшими факторами успеха.

 

Также много других футболистов испытывали с Вальтером проблемы. Был Марко Боррьелло, которому не дали сыграть. Кристиано Дони тоже очень сильно помучился, потому что пытался навязать свою историю, свое видение футбола – на тот момент он уже был возрастным футболистом национальной сборной. У этих ребят не получилось выполнять небольшие, но важные требования, хотя в принципе, считаю их достаточно квалифицированными футболистами.

Важным в этой всей системе построения рабочих отношений были ветераны-защитники Марчелло Кастеллини и Джулио Фальконе, Франческо Антониоли в воротах – это непроходимый вратарь, которого я считаю вообще одним из лучших в своей жизни.

Эти ребята давали баланс коллективу, и он работал как часы. То есть ты работал на максимуме, не позволяя каких-то вольностей, но и не чувствовал себя «зеленым» футболистом. И это была атмосфера взаимоуважения и комфорта между разного уровня и разного возраста игроков. И, конечно же, в этой системе был Вальтер.

Я не раз видел, например, как Франческо Флаки отходил в сторону и брался с тренером за грудки. Они кричали друг на друга, жестоко спорили. Это была часть взаимоотношений в той команде. Конечно, это мог позволить себе только один футболист в команде, не больше. Остальные просто делали хорошо свою работу.

Тренерский штаб. У Новеллино в помощниках, были Джузеппе де Гради и Франческо Педоне. Это два футболиста «Сампдории», которые в сумме провели за клуб много сезонов, плюс поиграли на разных уровнях итальянского футбола. Они точно знали, что такое Серия А и В. Тренером по физподготовке был Ферето Феретти, который сейчас преподает в Коверчана на курсах для тренеров.

То есть это были люди близкие нашему футболу, прекрасно понимающие, что происходит вокруг. Они лишний раз не вмешивались в работу главного тренера, но держали полностью контроль над коллективом. Я мог спокойно пообщаться на любую отвлеченную тему с любым из них. Через этих людей выстраивалось взаимоотношение и на них ложилась основная нагрузка. Они были мостиком или даже клеем, который сплочал коллектив.

 

Помощники были очень молоды, буквально совсем недавно завершившие свою карьеру. Они еще прекрасно чувствовали, что значит нервничать, испытывать какие-то перегрузки, что значит не понять тренера. Они все это знали и пропускали такие моменты через себя. Это была идеальная связь.

Так родилась команда, которая могла собраться вечером и на совместный ужин. А ведь нелегко собрать 20 человек с семьями и всей кучей поехать в ресторан, отложить все дела. Вся команды делала это с огромным удовольствием. Мы даже Новый год праздновали вместе.

История, которая охарактеризует главного тренера чуточку лучше. Игра на выезде против «Палермо» на стадионе «Ренцо Барбера», в которой я вышел в основном составе. «Палермо» в том сезоне заняло на одну строчку ниже нас, поэтому это был очень важный и принципиальный матч.

У них прекрасный состав, где спереди играет Лука Тони – игрок национальной сборной Италии. В начале тайма у меня случился прекрасный момент: бью по воротам, вратарь тащит. Затем еще один момент прекраснейший: опять выхожу на убойнейшую позицию... и попадаю в штангу.

После этого навала «Палермо» выровнял ситуацию и начал раскачивать нас. При равной игре индивидуальное мастерство Лука Тони преобразовалось в 3 мяча. Головой с ним было очень сложно бороться, он очень большой, крепкий и высокий парень. Так матч и закончился – 0:3.

Через день я пришел на тренировку. Смотрю, тренер идет ко мне, потом резко разворачивается и уходит в другую сторону. И так длилось на протяжении всего месяца. Вальтер со мной не разговаривал и вообще не замечал. Если где-то моя фамилия и звучала, то в каком-то общем списке. Он просто меня игнорировал.

Причем это произошло в середине первого сезона, когда ты не понимаешь, как должно быть, как себя вести. С одной стороны, ты ничего плохого не сделал, а с другой – а что будет дальше? Как? Почему? А что я? Как будто я кого-то предал или обманул.

А на самом деле все было гораздо проще. Таким образом коуч пытался стимулировать футболистов. После нескольких туров, он выпустил меня на замену. Я неплохо вышел, опять вскачнул игру. Потом перед очередным матчем он подошел ко мне, обнял меня и сказал:

– Виталий, как у тебя дела?

– Все нормально.

– Тогда работаем дальше. И надеюсь, что ты в порядке и будешь в дальнейшем также помогать, как и раньше.

– Да тренер, спасибо. Конечно же, я с вами и будем пробиваться сквозь тернии к звездам.

После этого он выпустил меня несколько раз в старте и на замену – у него было много футболистов и случались разные вариации. Во всяком случае, отношения вернулись к нормальности, и я старался все исправить, оправдать то доверие, которое он мне давал.  

Такие казусы были и у других ребят. Очень часто Вальтер мог с кем-то повздорить и поругаться, как будто мальчишка. Мне сложно сказать, было это искусственно или натурально, но думаю, что это больше натуральные эмоции. Он был открыт и честен, очень порядочным по отношению к ребятам и, конечно же, это вызывало доверие.

Коммуникация. Это не самая сильная сторона Новеллино. Если и говорил, то не очень много, но за счет штаба и опытных ребят смог нивелировать этот недостаток. Хотя он присутствовал, я это ощущал, мне просто было с чем сравнить.

В коллективе Франческо Флаки называли сыном, потому что это похоже на историю отца и сына. Франческо мог просто развернуться и уйти с тренировки. Со стороны это было впечатляющее зрелище. Сейчас я смотрю на это с улыбкой, ведь это эмоции, которые позволяли коллективу жить. И я думаю, что не только Франческо был его сыном, а вся команда

Я вам расскажу простой пример. Я был молодым футболистом, а со мной рядом играл Макс Тонетто, который долго потом играл в «Роме». Он как-то ко мне подошел и говорит:

– Виталий, слушай. Я с тобой играю, даю мяч и я могу забегать вперед в зону. Не переживай, что ты потеряешь мяч, потому что у тебя его забрать можно только ударом с кулака в голову.

Такие слова меня просто окрылили. Я почувствовал, что действительно делаю что-то крутое и могу немножко раскрепоститься, сбросить груз ответственности. Я могу думать, что все будет нормально: Макс вбежит в зону, получит мяч, сделает хорошую голевую передачу, и я никогда в жизни не подведу его.

Причем такие разговоры случались часто. И не только с Максом, но и с другими ребятами, которые тебя ценят, уважают, берегут, и дают понять, что ты для них нужен. Это было очень важно. Поэтому я чувствовал себя нужным этому коллективу и считал себя действительно классным футболистом – не блеклым, а уважающем себя. Не каким-то там беларусом свалившимся с небес, а хорошим футболистом. Это крутое ощущение. Спасибо ребятам, спасибо тренеру, что дали мне узнать это.

Еще одна интересная история, которая говорит о целостности коллектива, о его раскрепощенности. В то время я носил сережки, даже на тренировке. Однажды одна из них пропала. Из-за того, что стоимость было достаточно серьезная, я рассказал ребятам. И мы всей командой пошли искать сережку на поле. Целый час проходили, но не нашли, потому что она могла быть где угодно: и на поле, и в раздевалке, когда я менял майку, может быть даже улетела в стиральную машину.

Найти ее было невозможно. Но мы с тренером и всей кучей игроков искали МОЮ сережку. В итоге пришлось купить другую.

Я был молодым футболистом и заставить коллектив тридцатилетних аксакалов искать твою сережку – это считалось нормальным в команде. Я предложил премию за находку в шуточной форме, скажем так включил свои коммерческие жилки, вот все и начали искать. Во всяком случае, это был своего рода тимбилдинг «по-кутузовски».  

Недавно Франческо Флаки провел свой прощальный матч. И никто из ребят той обоймы не сказал, что не приедет, занят или есть какие-то дела. Собрались все до единого. Причем, даже Фабио Куальярелла поучаствовал, хотя он является действующим футболистом. Тоже приехал, хотя мог быть уставший после тренировки. Пришли и все руководители, весь тренерский штаб. Это ценно.

В конце сезона у меня случился сложный семейный момент – личные проблемы. И Вальтер на тренировке заметил это. Он подошел ко мне спросить, что происходит. Сказал, что все проблемы будет проще решить вне коллектива и дал три дня выходных, чтобы закрыть все. Это история, когда тренер прочувствовал проблему и дал возможность все решить, чтобы это не стало проблемой для коллектива.

И чтобы закрыть все то, что было выше. Недавно Вальтер тренировал «Авеллино», где я тоже играл. Меня там еще помнят и ценят болельщики и журналисты.

На одной из пресс-конференций у него спросили о примере идеального футболиста или человека, который произвел наибольшее впечатление. Тренер назвал мое имя. Столько лет прошло. Это меня очень удивило:

«У меня была возможность познакомиться с Виталием Кутузовым, с которым я встретился, когда он был молодым парнем. Своим трудом т отношением к делу он показал, что значит быть настоящим футболистом и по-настоящему профессионалом, как преодолевать трудности, быть открытым, честным и преданным футболу.

При всех сложностях, (помните, как он со мной не разговаривал?) я старался сохранять свой баланс, желание работать и идти дальше. Это очень крутая история! Пусть она суммирует все пункты и объединит воедино. Прошло так много лет, но ты понимаешь, что сделал по-настоящему что-то большое и хорошее.

 

💥 Подписывайтесь на канал Виталия Кутузова!

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты